Решение по делу № 33-17109/2022 от 21.10.2022

Судья Геффель О.Ф. УИД 16RS0025-01-2021-003634-65

дело № 2-732/2022

№ 33-17109/2022

учёт № 121г

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

1 декабря 2022 г.                  г. Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего судьи Нурмиева М.М.,

судей Тазиева Н.Д. и Шакировой З.И.,

при ведении протокола помощником судьи Хамитовой А.Ф.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи
Шакировой З.И. гражданское дело по апелляционной жалобе Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан (далее также Министерство) на решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 июля 2022 г., которым отказано в удовлетворении иска Министерства к Чаталпынар Л.Р. о взыскании суммы незаконно полученной социальной выплаты и встречного иска Чаталпынар Л.Р. к Министерству о признании социальной выплаты законной.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – Мухамадиевой Ф.М., поддержавшую жалобу, Чаталпынар Л.Р. и ее представителя Ильясовой Э.Ф., третьего лица Рахимовой С.В., возражавших против доводов жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан обратилось в суд с названном иском к Чаталпынар Л.Р., указав, что ответчик на основании постановления Исполнительного комитета Шереметьевского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан (далее – Исполком Шереметьевского сельского поселения) от <дата> .... принята на учет для улучшения жилищных условий по категории «участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица» и Исполкомом г. Нижнекамска признана участником основного мероприятия. Чаталпынар Л.Р. была заявлена Исполкомом г.Нижнекамска для включения в Сводный список граждан, участников основного мероприятия на 2018 г., и включена в сформированные Министерством сводный список граждан-участников основного мероприятия на 2018 г., и список граждан-получателей сертификатов в <дата> г. по Республике Татарстан исходя из даты постановки на учет за номером 13 по указанной категории. Ответчику, с учетом состава семьи 3 человека, сформирован государственный жилищный сертификат серии МЧ .... от <дата> на сумму 2 043 792 руб., который ею реализован <дата> путем приобретения жилого помещения по адресу: <адрес>. По результатам проверки в Министерстве выявлено нарушение при оформлении указанного государственного жилищного сертификата. Согласно представленной в учетном деле копии льготного удостоверения серии .... ...., выданного <дата> администрацией <адрес>, Чаталпынар Л.Р. в период с <дата> по <дата> проживала в <адрес> <адрес>. Указанный населенный пункт относится к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Таким образом, ответчик могла быть отнесена к категории граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернбыльской АЭС, на которую не распространяются меры социальной поддержки в рамках закона, предусматривающие обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета. Поскольку сертификат оформлен и выдан ответчику необоснованно, вследствие чего федеральному бюджету нанесен ущерб, при этом направленная ответчику претензия о возврате неосновательного обогащения оставлена без ответа, истец просил взыскать с Чаталпынар Л.Р. сумму незаконно полученной социальной выплаты в размере 2 043 792 руб. в федеральный бюджет.

Ответчик Чаталпынар Л.Р. иск не признала, предъявила встречный иск о признании социальной выплаты законной.

Судом вынесено решение в вышеприведенной формулировке.

В апелляционной жалобе Министерство ставит вопрос об отмене решения суда. Полагает, что общий срок исковой давности следует исчислять с <дата>, то есть с момента выявления нарушения комиссией ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ».

В судебное заседание суда апелляционной инстанции третьи лица – Исполком г. Нижнекамска, Исполком Шереметьевского сельского поселения, ФКУ «Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» явку представителей не обеспечили; третье лицо Лапина Ф.В. не явилась, извещена.

Апелляционная жалоба на основании ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрена в отсутствие неявившихся лиц, участвующих в деле.

Рассмотрев дело в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с п.1 ст. 1102 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, которое без установленных законом, иными правовыми актами или сделкой оснований приобрело или сберегло имущество (приобретатель) за счет другого лица (потерпевшего), обязано возвратить последнему неосновательно приобретенное или сбереженное имущество (неосновательное обогащение), за исключением случаев, предусмотренных ст.1109 данного Кодекса.

Правила, предусмотренные данной главой (гл.60 Кодекса), применяются независимо от того, явилось ли неосновательное обогащение результатом поведения приобретателя имущества, самого потерпевшего, третьих лиц или произошло помимо их воли.

Пунктом 3 ст.1103 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что, поскольку иное не установлено данным Кодексом, другими законами или иными правовыми актами и не вытекает из существа соответствующих отношений, правила, предусмотренные данной главой (гл.60), подлежат применению также к требованиям одной стороны в обязательстве к другой о возврате исполненного в связи с этим обязательством.

Согласно ст.1109 данного Кодекса не подлежат возврату в качестве неосновательного обогащения: имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством не предусмотрено иное; имущество, переданное во исполнение обязательства по истечении срока исковой давности; заработная плата и приравненные к ней платежи, пенсии, пособия, стипендии, возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью, алименты и иные денежные суммы, предоставленные гражданину в качестве средства к существованию, при отсутствии недобросовестности с его стороны и счетной ошибки; денежные суммы и иное имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретатель докажет, что лицо, требующее возврата имущества, знало об отсутствии обязательства либо предоставило имущество в целях благотворительности.

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .... была утверждена государственная программа Российской Федераций «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

Структурой данной государственной программы предусмотрена реализация основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством», включающего в частности, мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц, Подпрограммы 1 «Создание условий для обеспечения доступным и комфортным жильем граждан России» (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от <дата> ....).

Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> .... утверждены Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации ведомственной целевой программы «Оказание государственной поддержки гражданам в обеспечении жильем и оплате жилищно-коммунальных услуг» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации» (далее – Правила ....).

На момент оформления сертификата указанные Правила действовали в редакция постановления Правительства Российской Федерации от <дата> .... как Правила выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации основного мероприятия «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации.

В силу подпункта «е» п. 5 Правил .... право на получение социальной выплаты, удостоверяемой сертификатом, имеют граждане Российской Федерации, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненные к ним лица, вставшие на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий, имеющие право на обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета в соответствии со ст. 14, 15, 16, 17 и 22 Закона Российской Федерации от <дата> .... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», Федеральным законом от <дата> № 175-ФЗ «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 г. на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку «Теча» и постановлением Верховного Совета Российской Федерации от <дата> .... «О распространении действия Закона РСФСР «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» на граждан из подразделений особого риска.

Процедура, предшествующая выдаче государственного жилищного сертификата, удостоверяющего право гражданина на получение за счет средств федерального бюджета социальной выплаты для приобретения жилого помещения, регламентируется разделами I «Общие положения» и II «Порядок формирования списков граждан - участников ведомственной целевой программы и подготовка выпуска сертификатов» указанных Правил.

Как установлено судом и подтверждается материалами дела, Чаталпынар (Рахимова) Л.Р. <дата> обратилась к руководителю Исполкома Шереметьевского сельского поселения с заявлением о постановке ее на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий по категории «граждане, проживавшие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом», указав состав семьи 1 человек.

На основании постановления Исполкома Шереметьевского сельского поселения от <дата> .... Чаталпынар Л.Р. принята на учет для улучшения жилищных условий по категории «участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф, пострадавшие в результате этих аварий, и приравненные к ним лица».

Согласно выписке из протокола заседания жилищно-бытовой комиссии при Исполкоме г. Нижнекамска от <дата> .... комиссией решено рекомендовать включить в списки в 2017 г. граждан-участников подпрограммы, изъявивших желание получить государственный жилищный сертификат, Чаталпынар Л.Р.

<дата> Чаталпынар Л.Р. обратилась к и.о. руководителя Исполкома г. Нижнекамска с заявлением о включении ее семьи в составе 2 человек в список получателей государственного жилищного сертификата в 2018 г. по категории «граждане, проживавшие в зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом».

<дата> Чаталпынар Л.Р. обратилась к руководителю Исполкома г. Нижнекамска с заявлением о выдаче ей государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения на территории Республики Татарстан.

Согласно порядковому номеру 8 книги учета выданных государственных жилищных сертификатов Исполкома г. Нижнекамска Чаталпынар Л.Р. <дата> получила государственный жилищный сертификат серии ...., выданный Министерством <дата> на сумму 2 043 792 руб. для приобретения жилого помещения на территории Республики Татарстан.

На основании договора купли-продажи от <дата> Сибгатуллин А.А. продал Чаталпынар Л.Р., действующей за себя и за своего несовершеннолетнего сына ФИО10, а также Рахимовой С.В. земельный участок с кадастровым номером .... за 540 000 руб. и жилой дом с кадастровым номером .... за 2 960 000 руб., расположенные по адресу: <адрес>

Расчет между сторонами произведен следующим образом: 540 000 руб. из личных средств покупателя за земельный участок до подписания договора, 916 208 руб. из личных средств покупателя за жилой дом после подписания договора, 2 043 792 руб. за жилой дом за счет средств федерального бюджета в соответствии с федеральной целевой программой «Жилище» на 2015-2020 г., подтверждённых государственным жилищным сертификатом серии .... .... от <дата>

Согласно акту контрольных мероприятий по обеспечению жильем отдельных категорий граждан в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», а также по проверке хода реализации мероприятий Федерального закона от <дата> № 342-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих» и об обеспечении жилыми помещениями некоторых категорий граждан» в Республике Татарстан от <дата>, комиссией ФКУ «Объединенная Дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ» Министерства выявлено нарушение при оформлении сертификата (получатель – Чаталпынар Л.Р.); состав семьи 3 человека; размер предоставленной социальной выплаты - 2 043 800 руб.).

В данном акте указано, что согласно представленной в учетном деле копии льготного удостоверения серии ...., выданного <дата> администрацией Новосильского района Орловской области, Чаталпынар Л.Р. в период с <дата> по <дата> проживала в <адрес> <адрес>; распоряжением Правительства РСФСР от <дата> ....-р (в ред. от <дата>) «Об утверждении перечня населенных пунктов, относящихся к территориям радиоактивного загрязнения» указанный населенный пункт отнесён к зоне проживания с льготным социально-экономическим статусом. Соответственно, Чаталпынар Л.Р. могла быть отнесена к категории граждан, указанной в п.8 ч.1 ст.13 Закона Российской Федерации от <дата> .... «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС». На такую категорию граждан не распространяются меры социальной поддержки в рамках Закона, предусматривающие обеспечение жильем за счет средств федерального бюджета.

В результате сертификат серии .... .... оформлен и выдан необоснованно, размер ущерба федеральному бюджету составил 2 043 792 руб.

<дата> Министерством в адрес Чаталпынар Л.Р. направлено требование о возврате необоснованно полученной субсидии в размере 2 043 792 руб. Сведений о направлении ответчиком ответа на указанное требование материалы дела не содержат.

Из представленных материалов усматривается, что Чаталпынар Л.Р. является подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, что подтверждается удостоверением серии .... .... от <дата>, выданным <дата> администрацией Новосильского района Орловской области, согласно которому Чаталпынар Л.Р. в период с <дата> по <дата> проживала в <адрес> <адрес>, что также подтверждается выпиской из домовой книги.

Согласно п. 8 ч.1 ст. 13 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» к гражданам, подвергшимся воздействию радиации вследствие чернобыльской катастрофы, на которых распространяется действие данного Закона, относятся, в том числе граждане, постоянно проживающие (работающие) на территории зоны проживания с льготным социально-экономическим статусом.

Статьей 19 этого же Закона установлено, что гражданам, указанным в п. 8 части первой ст.13 данного Закона, предоставляются меры социальной поддержки, предусмотренные п. 5, 7, 10 и 11 ч. первой ст. 18 Закона, а именно: выплата дополнительного вознаграждения за выслугу лет в зависимости от стажа работы в данной зоне и степени ее радиоактивного загрязнения; ежемесячная выплата на каждого ребенка: до достижения возраста полутора лет - в размере 3000 руб.; в возрасте от полутора до трех лет - в размере 6000 руб.; ежемесячная компенсация в размере 70 руб. на питание лиц, обучающихся в государственных и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, программам подготовки квалифицированных рабочих, служащих, а также лиц, обучающихся за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в порядке, установленном Федеральным законом от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», по имеющим государственную аккредитацию основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования в период освоения указанных образовательных программ; снабжение чистыми продовольственными товарами, содержащими необходимые ценные компоненты в повышенной концентрации.

Отказывая в удовлетворении встречного иска, суд исходил, что Чаталпынар Л.Р. могла быть отнесена к категории граждан, указанной в п. 8 ч. 1 ст. 13 ФЗ от 15 мая 1991 г. № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС», на которых не распространяются меры социальной поддержки, предусматривающие обеспечением жильем за счет средств федерального бюджета.

Отказ в удовлетворении иска Министерства основан на пропуске истцом срока исковой давности, о чем было заявлено представителем ответчика.

Судебная коллегия соглашается с такими выводами суда.

Пунктом 1 ст. 196 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со ст. 200 данного кодекса.

Истечение срока исковой давности, о применении которой заявлено стороной в споре, является основанием к вынесению судом решения об отказе в иске (п.2 ст. 199 Гражданского кодекса Российской Федерации).

В соответствии с п.1 ст.200 Гражданского кодекса Российской Федерации, если законом не установлено иное, течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права и о том, кто является надлежащим ответчиком по иску о защите этого права.

Как отмечено выше, государственный жилищный сертификат на сумму 2 043 792 руб., Чаталпынар Л.Р. выдан <дата> и решение о выдаче этого сертификата приняло само Министерство.

Согласно положениям подп. «б» п. 18 Правил № 153 в рамках реализации мероприятия по обеспечению жильем граждан, подвергшихся радиационному воздействию вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, аварии на производственном объединении «Маяк», и приравненных к ним лиц основного мероприятия - гражданам, указанным в подп. «е» п. 5 данных Правил, выдача сертификатов осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого указанные граждане состоят в органе местного самоуправления на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма ( в редакции до 4 июля 2019 г.).

Таким образом, Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан является органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим выдачу сертификатов.

Вопреки доводам апелляционной жалобы на Министерство, осуществлявшее формирование списков граждан - участников подпрограммы, возлагалась обязанность по проверке представленных документов и наличия оснований для обеспечения гражданина социальной выплатой за счет средств федерального бюджета, и в спорном случае органами жилищного обеспечения Министерства не проявлена необходимая степень заботливости и осмотрительности, какая от них требовалась как от органа исполнительной власти, не приняты все разумные меры, направленные на проверку информации, касающейся прав ответчика и членов ее семьи, об отсутствии или наличии у них права на получение социальной выплаты.

Вместе с тем, зная о порядке и условиях выдачи жилищного сертификата, истец обратился в суд за взысканием неосновательного обогащения лишь <дата>, то есть с пропуском сроков исковой давности.

При таких обстоятельства, решение суда следует признать законным и обоснованным, а потому оно не может быть отменено по доводам апелляционной жалобы.

Руководствуясь ст. 199, п. 1 ст. 328, ст. 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Пестречинского районного суда Республики Татарстан от 14 июля 2022 г. по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение трех месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме изготовлено 7 декабря 2022 г.

Председательствующий

Судьи

33-17109/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Министерство строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства Республики Татарстан
Ответчики
Чаталпынар Лилия Равилевна
Другие
Федеральное казенное учреждение Объединенная дирекция по реализации федеральных инвестиционных программ Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации
Исполнительный комитет г. Нижнекамска
Исполнительный комитет Шереметьевского сельского поселения Нижнекамского муниципального района Республики Татарстан
Рахимова Светлана Васильевна
Информация скрыта
Лапина Фаина Васильевна
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Судья
Шакирова Зульфия Ингеловна
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
21.10.2022Передача дела судье
01.12.2022Судебное заседание
10.12.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
19.12.2022Передано в экспедицию
01.12.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее