Решение по делу № 2-358/2019 от 19.09.2019

УИД 26RS0034-01-2019-000442-55

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

04 октября 2019 года с. Летняя Ставка

Туркменский районный суд

Ставропольского края Российской Федерации

В составе:

председательствующего судьи Иванова А.В.,

при секретаре Миненко В.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Кендже-Кулакского сельского совета к администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края «О признании права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества»,

установил:

Глава Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края Назаров Б.Д. обратился в Туркменский районный суд Ставропольского края с исковым заявлением «О признании права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества». В исковом заявлении указал, что в границах населенного пункта аула Сабан-Антуста Туркменского района Ставропольского края расположены следующие объекты недвижимого имущества: сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Мира, от региональной трассы «Журавское- Благодарный- Кучерла-Красный Маныч» до дома № 100 по ул. Мира, протяженностью 1474 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2323; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Мира, от региональной трассы «Журавское- Благодарный- Кучерла - Красный Маныч» до дома № 105 по ул. Мира, протяженностью 1490 м., кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:09:110906:4; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Новая, от региональной трассы «Журавское- Благодарный- Кучерла - Красный Маныч» до дома № 31 по ул. Новая, протяженностью 848 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2321; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Х.Ахметова, от региональной трассы «Журавское- Благодарный- Кучерла - Красный Маныч» до дома № 90а по ул. Х.Ахметова, протяженностью 1518 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2322 (далее - тротуары). Указанные тротуары являются частью автомобильных дорог по ул. Мира, Новая, Х.Ахметова в ауле Сабан-Атуста, находящихся в собственности Кендже-Кулакского сельсовета, что подтверждается выписками из ЕГРН. Доказательством того, что тротуары, как и автомобильные дороги частями которых они являются, расположены в границах села Кендже-Кулак Ставропольского края является нижеследующее: тротуары расположены в пределах земельных участков, в соответствии с кадастровыми паспортами (прилагаются) которых земельные участки имеют категорию земли населенных пунктов и разрешенное использование – для размещения пешеходных тротуаров в границах населенных пунктов; всоответствии со ст. 83 Земельного кодекса РФ землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов и их границы отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий и не могут пересекать границы муниципальных образований или выходить за их границы. Доказательством того, что тротуары не относятся к имуществу федерального, регионального или межмуниципального значения и не находятся в собственности юридических и физических лиц являются: их отсутствие в реестре федерального имущества, что подтверждается ответом ТУ Росимущества в Ставропольском крае от 03.04.2018 года; в реестре государственного имущества Ставропольского края, что подтверждается ответом МИО Ставропольского края от 10.04.2018 года; в реестре муниципального имущества Туркменского района, что подтверждается выпиской из реестра муниципального имущества от 23.04.2018 года, предоставленной Отделом имущества Администрации Туркменского района, ответом ГУП «Ставкрайимущество» от 28.03.2018 года о том, что им не проводилось регистрации права собственности на тротуары, уведомлением об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество сведений о тротуарах. При наличии указанных требований действующего законодательства и в отсутствие зарегистрированного права собственности на тротуары, являющихся частью автомобильных дорог в ауле Сабан-Атуста, находящихся в собственности Кендже-Кулакского сельсовета, истец лишен возможности осуществлять инвестиции, связанные с их содержанием, ремонтом и реконструкцией, в связи с чем и в соответствии со ст. 11 и ст. 12 ГК РФ вынужден обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем их признания судом по основаниям, предусмотренным законом (п.1 ст.8 ГК РФ), а именно ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 г. № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». На основании вышеизложенного просил признать право муниципальной собственности муниципального образования Кендже-Кулакского сельсовета Туркменского района на объекты недвижимого имущества: сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Мира, от региональной трассы «Журавское-Благодарный-Кучерла- Красный Маныч» до дома № 100 по ул. Мира, протяженностью 1474 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2323; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Мира, от региональной трассы «Журавское-Благодарный-Кучерла- Красный Маныч» до дома № 105 по ул. Мира, протяженностью 1490 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:09:110906:4; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Новая, от региональной трассы «Журавское-Благодарный- Кучерла-Красный Маныч» до дома № 31 по ул. Новая, протяженностью 848 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2321; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Х.Ахметова, от региональной трассы «Журавское-Благодарный- Кучерла-Красный Маныч» до дома № 90а по ул. Х.Ахметова, протяженностью 1518 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:23222.

Представитель истца администрации Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края в судебное заседание не явился, обратился с ходатайством о рассмотрении искового заявления в его отсутствие, исковые требования поддерживает в полном объеме.

Представитель ответчика администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края в судебное заседание не явился, представив ходатайство, в котором просит рассмотреть дело без их участия, против удовлетворения исковых требований не возражает.

В соответствии со ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть гражданское дело без участия представителей истца администрации Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края и представителя ответчика администрации Туркменского муниципального района Ставропольского края.

Исследовав материалы дела, суд считает, что исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 56 ГПК РФ, содержание которой следует рассматривать в контексте с положениями ч. 3 ст. 123 Конституции РФ и ст. 12 ГПК РФ, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

В силу подпунктов 3,5 статьи 3 Федерального закона от 8 ноября 2007 года № 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, -защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог; элементы обустройства автомобильных дорог - сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, работающие в автоматическом режиме специальные технические средства, имеющие функции фото- и киносъемки, видеозаписи для фиксации нарушений правил дорожного движения, сохранности автомобильных дорог и сбора платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.

В соответствии с п.5 ч.ч.1,3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», ст. 9 Закона Ставропольского края от 2 марта 2005 г. N 12-кз "О местном самоуправлении в Ставропольском крае" к вопросам местного значения поселения относятся: дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации

П. 2 ч.2 ст. 50 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в собственности муниципальных образований может находиться имущество, предназначенное для решения установленных названным Федеральным законом вопросов местного значения.

Таким образом, автомобильные дороги местного значения в границах населенных пунктах поселения, а также имущество, предназначенное для обслуживания таких автомобильных дорог, могут находиться в собственности поселений.

Помимо указанного, в соответствии ч.8 ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской федерации» к собственности поселения относятся автомобильные дороги общего и не общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог федерального, регионального и межмуниципального значения, частных автомобильных дорог.

В соответствии с ч. 2 ст. 14 Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости" основаниями для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав являются:

1) акты, изданные органами государственной власти или органами местного самоуправления в рамках их компетенции и в порядке, который установлен законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания, и устанавливающие наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости;

2) договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения недвижимого имущества на момент совершения сделки;

3) акты (свидетельства) о приватизации жилых помещений, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте осуществления приватизации на момент ее совершения;

4) свидетельства о праве на наследство;

5) вступившие в законную силу судебные акты;

6) акты (свидетельства) о правах на недвижимое имущество, выданные уполномоченными органами государственной власти в порядке, установленном законодательством, действовавшим в месте издания таких актов на момент их издания;

7) межевой план, технический план или акт обследования, подготовленные в результате проведения кадастровых работ в установленном федеральным законом порядке, утвержденная в установленном федеральным законом порядке карта-план территории, подготовленная в результате выполнения комплексных кадастровых работ (далее - карта-план территории);

7.1) утвержденная схема размещения земельного участка на публичной кадастровой карте при осуществлении государственного кадастрового учета земельного участка, образуемого в целях его предоставления гражданину в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации";

8) иные документы, предусмотренные федеральным законом, а также другие документы, которые подтверждают наличие, возникновение, переход, прекращение права или ограничение права и обременение объекта недвижимости в соответствии с законодательством, действовавшим в месте и на момент возникновения, прекращения, перехода прав, ограничения прав и обременении объектов недвижимости;

9) наступление обстоятельств, указанных в федеральном законе.

Таким образом, Федеральным законом № 218-ФЗ не предусмотрена государственная регистрация прав на недвижимое имущество, если они возникают в соответствии с ч. 1 ст.8 ГК РФ непосредственно из оснований предусмотренных законом, в данном случае ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

При этом, в соответствии с ч.1 ст.34 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования.

Однако, расходы местных бюджетов осуществляются в соответствии с Бюджетным кодексом РФ (ч.1 ст. 53 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»), а в соответствии с ч.7 ст.79 Бюджетного кодекса РФ осуществление бюджетных инвестиций из федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, местного бюджета в объекты капитального строительства государственной и муниципальной собственности, которые не относятся (не могут быть отнесены) соответственно к государственной собственности Российской Федерации, государственной собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, не допускается.

При наличии указанных требований действующего законодательства и в отсутствие зарегистрированного права собственности на тротуары, являющихся частью автомобильных дорог в ауле Сабан-Атуста, находящихся в собственности Кендже-Кулакского сельсовета, истец лишен возможности осуществлять инвестиции, связанные с их содержанием, ремонтом и реконструкцией, в связи с чем, и в соответствии со ст. 11 и ст. 12 ГК РФ вынужден обратиться в суд за защитой своих гражданских прав путем их признания судом по основаниям, предусмотренным законом (п.1 ст.8 ГК РФ), а именно ч.8 ст.6 Федерального закона от 08.11.2007 года № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Таким образом, в материалах дела имеются доказательства, подтверждающие, что указанные объекты недвижимого имущества (тротуары) находятся в собственности администрации муниципального образования Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края.

Согласно ст. 219 ГК РФ право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

В настоящий момент администрации муниципального образования Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края для регистрации права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества (тротуары) необходимо судебное решение.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования администрации муниципального образования Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края о признании права муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества (тротуары)- удовлетворить.

Признать за администрацией муниципального образования Кендже-Кулакского сельского совета Туркменского района Ставропольского края право муниципальной собственности на объекты недвижимого имущества: сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Мира, от региональной трассы «Журавское-Благодарный-Кучерла- Красный Маныч» до дома № 100 по ул. Мира, протяженностью 1474 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2323; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Мира, от региональной трассы «Журавское-Благодарный-Кучерла- Красный Маныч» до дома № 105 по ул. Мира, протяженностью 1490 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:09:110906:4; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Новая, от региональной трассы «Журавское-Благодарный- Кучерла-Красный Маныч» до дома № 31 по ул. Новая, протяженностью 848 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:2321; сооружение дорожного транспорта (тротуар) - местоположения: Российская Федерация, Ставропольский край, Туркменский район, аул Сабан- Антуста, ул. Х.Ахметова, от региональной трассы «Журавское-Благодарный- Кучерла-Красный Маныч» до дома № 90а по ул. Х.Ахметова, протяженностью 1518 м, кадастровый номер земельного участка, в пределах которого расположен объект недвижимости 26:08:000000:23222.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ставропольский краевой суд через Туркменский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья подпись А.В. Иванов

Подлинник решения хранится

в гражданском деле № 2-358/2019

Туркменского районного суда

Ставропольского края.

2-358/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Кендже-Кулакский сельсовет
Ответчики
Администрация Туркменского муниципального района Ставропольского края
Суд
Туркменский районный суд Ставропольского края
Судья
Иванов Александр Васильевич
Дело на сайте суда
turkmensky.stv.sudrf.ru
19.03.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
19.03.2020Передача материалов судье
19.03.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
19.03.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
19.03.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
19.03.2020Судебное заседание
04.10.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее