Дело № 33–8267/2023
УИД: 81RS0001-01-2023-000004-61
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Судья Пермского краевого суда Симонова Т.В.,
при секретаре Нечаевой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке в г. Перми 08.08.2023 дело по иску прокурора Пермского края в интересах Пермского края и Косинского муниципального округа к Вадовскому Константину Николаевичу о взыскании материального ущерба,
по частной жалобе администрации Косинского муниципального округа Пермского края на частное определение Косинского районного суда Пермского края от 14.04.2023.
изучив представленные материалы
У С Т А Н О В И Л:
прокурор Пермского края в интересах Пермского края и Косинского муниципального округа обратился в суд с иском к Вадовскому К.Н. о взыскании материального ущерба.
В ходе рассмотрения дела истцом заявлено ходатайство о вынесении в адрес администрации Косинского муниципального округа частного определения в связи с ненадлежащим исполнением требований действующего законодательства ввиду того, что после получения администрацией Косинского муниципального округа заключения межведомственной комиссии о возможности признания жилых помещений непригодными для проживания, администрацией не разрешена дальнейшая судьба домов.
Судом принято частное определение, которым главе администрации Косинского муниципального округа следует обращено внимание на допущенные нарушения и необходимость принятия мер по их устранению и недопущению впредь.
В частной жалобе администрация Косинского муниципального округа Пермского края просит частное определение отменить как незаконное и необоснованное. Указывает, что орган местного самоуправления издает распоряжение с указанием на дальнейшее использование помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ. Полагает, что поскольку обязанность принятия решений о дальнейшей судьбе строений, признанных непригодными для проживания возложена на собственника ввиду того, что дом не является многоквартирным, оснований для вынесения частного определения не имеется.
На частную жалобу от прокуратуры Косинского района поступили возражения, согласно которым просит частное определение оставить без изменения.
В силу положений ч. 3 ст. 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) частная жалоба рассматривается без извещения лиц, участвующих в деле. Информация о времени и месте рассмотрения частной жалобы размещена на сайте Пермского краевого суда (www.oblsud.perm.sudrf.ru).
Проверив материалы дела, изучив доводы частной жалобы, судья Пермского краевого суда приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 1 статьи 226 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими мерах.
Из приведенной нормы процессуального законодательства следует, что суд, вынося частное определение по конкретному делу, должен указать в нем закон или иной нормативный правовой акт, нарушение которых было допущено и выявлено при рассмотрении дела, а также лицо, допустившее нарушение требований законодательства, в адрес которого выносится частное определение.
Частное определение - это способ реагирования суда на случаи выявления нарушения законности и правопорядка, которые не могут быть устранены им самостоятельно при рассмотрении гражданского дела предоставленными гражданско-процессуальным законом средствами.
Возможность вынесения частных определений является дополнительной гарантией выполнения задач, стоящих перед судами и связанных с укреплением законности и правопорядка, предупреждением правонарушений, формированием уважительного отношения к закону и суду.
Принимая решение о необходимости вынесения оспариваемого частного определения, суд исходил из того, что администрацией Косинского муниципального округа Пермского края не принято распоряжение о дальнейшем использовании помещений, расположенных по адресу: Пермский край, Косинский район, с. Коса, ул. Кирова, д. 119, квартиры 1,2; д. 121 квартиры 1 и 2, как того требуют нормы пункта 49 Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, утвержденного постановлением Правительства РФ от 28.01.2006 № 47.
Суд апелляционной инстанции с выводами суда первой инстанции согласиться не может ввиду следующего.
Из представленного материала следует, что постановлением администрации Косинского муниципального округа Пермского края № 42 от 24.01.2023 признаны непригодными для проживания жилые помещения по адресу: Пермский край, Косинский район, с. Коса, ул. Кирова, д.119 кв.1 и 2, д.121, кв. 1 и 2, указано на то, что в срок до 31.12.2023 договоры найма жилого помещения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей подлежат расторжению; в срок до 31.12.2023 нанимателям жилых помещений предоставляются жилые помещения специализированного жилищного фонда Косинского муниципального округа Пермского края, отнесенного к жилым помещениям для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; в срок до 31.12.2023 с нанимателями жилых помещений необходимо заключить договоры найма жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В силу п.п. 1, 8, 9 ч. 1 ст. 14 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции органов местного самоуправления относится учет муниципального жилищного фонда, контроль за его сохранностью и соответствие помещений санитарным и техническим требованиям, признание жилых помещений муниципального фонда непригодными для проживания.
Согласно ч. 4 ст. 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания в соответствии с постановлением Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 №47 утверждено Положение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания, многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом (далее Положение).
В соответствии с п. 11 ст. 12 Жилищного кодекса Российской Федерации полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в области жилищных отношений относится определение оснований и порядка признания жилых помещений непригодными для проживания.
Оценка и обследование помещения в целях признания его жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома в целях признания его аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляются межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, и проводятся на предмет соответствия указанных помещений и дома установленным Положением требований.
Абзацем 7 пункта 7 Положения определено, что решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления (за исключением жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации и многоквартирных домов, находящихся в федеральной собственности). В случае если комиссией проводится оценка жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации, а также многоквартирного дома, находящегося в федеральной собственности, решение о признании помещения жилым помещением, жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим полномочия собственника в отношении оцениваемого имущества, а если оцениваемое имущество принадлежит на соответствующем вещном праве федеральному органу исполнительной власти либо его подведомственному предприятию (учреждению), указанное решение принимается таким федеральным органом исполнительной власти. Решение принимается на основании заключения комиссии, оформленного в порядке, предусмотренном пунктом 47 настоящего Положения.
В соответствии с п. 47 Положения, по результатам работы комиссия принимает одно из решений об оценке соответствия помещений и многоквартирных домов установленным в настоящем Положении требованиям: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о выявлении оснований для признания помещения подлежащим капитальному ремонту, реконструкции или перепланировке (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями; о выявлении оснований для признания помещения непригодным для проживания; об отсутствии оснований для признания жилого помещения непригодным для проживания; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции; о выявлении оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; об отсутствии оснований для признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции.
Согласно абзацу 2 п. 49 Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления в течение 30 календарных дней со дня получения заключения, а в случае обследования жилых помещений, получивших повреждения в результате чрезвычайной ситуации, - в течение 10 календарных дней со дня получения заключения принимает в установленном им порядке решение, предусмотренное абзацем седьмым пункта 7 настоящего Положения, и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Буквальное толкование содержания абзаца 2 п. 49 Положения позволяет прийти к выводу, что обязанность издания распоряжения с указанием о дальнейшем использовании помещения возложена на орган местного самоуправления только в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
В данном случае, как следует из представленных материалов, заключения межведомственной комиссии о признании дома, в котором находятся жилые помещения, признанные непригодными для проживания, авариным и подлежащим сносу или о его реконструкции или о необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ, не имеется.
Соответственно, основания для вывода о бездействии администрации Косинского муниципального округа, связанного с неизданием соответствующего распоряжения о дальнейшем использовании помещений, признанных не пригодными для проживания, которое повлекло принятие судом частного определения, отсутствуют.
Кроме того, Положение не дает определения понятию «дальнейшего использования помещения» в том смысле, в котором указал в определении суд первой инстанции – необходимости детального обследования для признания дома аварийным и подлежащим сносу, возможности его реконструкции, признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
Напротив, приведенные выводы суда отнесены абзацем 7 п. 7 Положения к числу решений, принимаемых органом местного самоуправления в отношении конкретного жилого помещения. При этом по смыслу п. 7 Положения принимается одно из решений, и в данном случае таковым является признание жилых помещений не пригодными для проживания.
При этом суд апелляционной инстанции также отмечает, что в Постановлении администрации Косинского муниципального округа Пермского края № 42 от 24.01.2023 правовым последствием признания жилых помещений квартир 1-2 в доме № 119 и квартир 1-2 в доме № 121 по ул. Кирова с.Коса, Косинского района Пермского края указано на расторжение в срок до 31.12.2023 договоров найма, заключенных в отношении данных жилых помещений.
Указанное Постановление в установленном законом порядке, в том числе относительно установленных в нем сроков расторжения договоров найма не оспаривалось, недействительным не признавалось.
Доказательств проживания граждан в жилых помещениях, требующих мер неотложного реагирования в виде предоставления иных жилых помещений, материал также не содержит.
С учетом изложенного, поскольку оснований для применения абзаца 2 пункта 49 Положения при рассмотрении вопроса о принятии частного определения не имелось, доказательств наличия оснований для принятия неотложных мер собственником помещений (муниципальным образованием), связанных с дальнейшим использованием объектов недвижимости не представлено, сроки расторжения договоров найма помещений, установленные постановлением администрации Косинского муниципального округа Пермского края № 42 от 24.01.2023 на момент принятия частного определения не истекли, соответственно, основания для реагирования посредством принятия частного определения в адрес главы администрации Косинского муниципального округа, у суда первой инстанции отсутствовали, в связи с чем частное определение подлежит отмене по пункту 4 части 1 статьи 330 ГПК РФ в связи с неправильным применением судом норм материального и процессуального права.
Руководствуясь статьями 328, 329, 334 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
О П Р Е Д Е Л И Л:
частное определение Косинского районного суда Пермского края от 14.04.2023 отменить.
Судья /подпись/.
Мотивированное определение изготовлено 08.08.2023.