Решение по делу № 8Г-18874/2023 [88-19651/2023] от 14.08.2023

ВОСЬМОЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ

                                                                                            № 88-19651/2023

О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

г. Кемерово                                                                                  10 октября 2023 г.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе

Председательствующего Латушкиной С.Б.

Судей Андугановой О.С., Леонтьевой Т.В.

рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело                 № 2-1060/2023, УИД 19RS0001-02-2023-000073-93 по иску Халявиной Натальи Ивановны к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости,

по кассационной жалобе Халявиной Натальи Ивановны на решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 22 июня 2023 г.,

Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б., судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции

установила:

Халявина Н.И. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Отделению Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (после переименования 1 января 2023 г. - Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия) о признании незаконным решения об отказе в установлении пенсии, включении периодов работы в стаж, досрочном назначении страховой пенсии по старости.

В обоснование заявленных требований Халявина Н.И. ссылалась на то, что 8 сентября 2022 г. обратилась с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия от 10 ноября 2022 г. отказано в установлении пенсии. Решением от 17 ноября 2022 г. исправлена ошибка, допущенная при подготовке отказа в установлении пенсии.

Халявина Н.И. считает, что пенсионный орган необоснованно не включил в специальный страховой стаж, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, периоды её работы: с 17 июля                  2001 г. по 27 февраля 2002 г. в должности лаборанта в Саяногорском отделении патологоанатомии и судмедэкспертизы, с 28 февраля 2002 г. по            27 мая 2002 г., с 29 мая 2002 г. по 12 января 2003 г., с 15 января 2003 г. по                   6 мая 2003 г., с 3 августа 2003 г. по 16 октября 2003 г., с 18 октября 2003 г. по 2 апреля 2004 г., с 10 июля 2004 г. по 17 августа 2004 г., с 19 августа 2004 г. по 1 ноября 2004 г., с 13 ноября 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности лаборанта в Муниципальном учреждении здравоохранения Бюро патологоанатомической и судебно-медицинской экспертизы.

Халявина Н.И. просила суд признать незаконным решение Государственного учреждения - Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия от 10 ноября 2022 г. в части невключения в специальный стаж работы, дающий право на получение досрочной страховой пенсии по старости, указанных спорных периодов, включить вышеуказанные периоды в специальный стаж работы как в календарном, так и в льготном исчислении, назначить ей досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» с 8 сентября 2022 г.

Решением Абаканского городского суда Республики Хакасия от                       28 февраля 2023 г. (с учётом определения об исправлении описки от 26 апреля 2023 г.), оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от                   22 июня 2023 г., в удовлетворении исковых требований Халявиной Н.И. отказано.

В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Халявина Н.И. просит отменить решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от 28 февраля 2023 г., апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Хакасия от 22 июня 2023 г.

На доводы кассационной жалобы письменные возражения не поступали.

В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции истец Халявина Н.И., представитель ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Хакасия, представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора ГБУЗ Республики Хакасия «Саяногорская межрайонная больница» не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.

Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 3795 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.

Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.

Согласно части первой статьи 3797 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.

Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.

Судом установлено и следует из материалов дела, Халявина Н.И. зарегистрирована в системе обязательного пенсионного страхования                         14 января 2000 г.

8 сентября 2022 г. Халявина Н.И. обратилась в Государственное учреждение – Отделение пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Хакасия (далее – ОПФР по Республике Хакасия) с заявлением о досрочном назначении пенсии по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

Решением ОПФР по Республике Хакасия от 14 сентября 2022 г.                          в установлении пенсии было отказано по причине отсутствия требуемой продолжительности стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях».

По результатам рассмотрения представленных документов Халявиной Н.И. установлена продолжительность стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости с учётом решения об исправлении ошибки от 6 декабря 2022 г. - 25 лет 9 месяцев 16 дней.

Не засчитаны в стаж работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе периоды работы Халявиной Н.И.:

- с 17 июля 2001 г. по 27 февраля 2002 г. - 0 лет 7 мес. 11 дней - в должности лаборанта в Саяногорском отделении патологоанатомии и судмедэкспертизы, поскольку Списком от 29 октября 2002 г. предусмотрены паталого-анатомические отделения учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 14, 20 Списка;

- с 28 февраля 2002 г. по 27 мая 2002 г. - 0 лет 3 месяца 0 дней, с 29 мая 2002 г. по 12 января 2003 г. - 0 лет 7 месяцев 14 дней, с 15 января 2003 г. по                  6 мая 2003 г. - 0 лет 3 месяца 22 дня, с 3 августа 2003 г. по 16 октября 2003 г. - 0 лет 2 месяца 14 дней, с 18 октября 2003 г. по 2 апреля 2004 г. - 0 лет 5 месяцев 15 дней, с 10 июля 2004 г. по 17 августа 2004 г. - 0 лет 1 месяц 8 дней, с                       19 августа 2004 г. по 1 ноября 2004 г. - 0 лет 2 месяца 13 дней, с 13 ноября 2004 г. по 31 декабря 2004 г. - 0 лет 1 месяц 19 дней - период работы в должности лаборанта в Муниципальном учреждении здравоохранения Бюро патологоанатомической и судебно-медицинской экспертизы, поскольку Списком от 29 октября 2002 г. предусмотрены «Бюро судебно-медицинской экспертизы».

Из трудовой книжки серии AT-VI1 от 15 декабря 1994 г., выданной на имя Халявиной Н.И. (фамилия до замужества Зайцева), следует, что 16 июля 2001 г. истец принята на должность лаборанта в Саяногорское отделение паталатомии и судмедэкспертизы; 1 апреля 2004 г. уволена по собственному желанию; 28 февраля 2002 г. Отделение паталатомии и судмедэкспертизы переименовано в Муниципальное учреждение здравоохранения «Бюро патологоанатомической и судебно-медицинской экспертизы» без изменения должности; 3 апреля 2004 г. принята в Муниципальное лечебно-профилактическое учреждение «Саяногорская городская больница № 3» в пульмонологическое отделение медицинской сестрой временно; 9 июля 2004 г. уволена по собственному желанию; 13 июля 2004 г. принята в Муниципальное учреждение здравоохранения «Бюро патологоанатомической судебно-медицинской экспертизы» в должности лаборанта-гистолога, уволена 31 декабря 2004 г. путём перевода в Саяногорскую городскую детскую больницу в связи с реорганизацией учреждения (№№ записи 11-16).

Разрешая спор и отказывая в удовлетворении исковых требований Халявиной Н.И. о включении указанных периодов в стаж лечебной деятельности как в календарном, так и в льготном исчислении, суд первой инстанции исходил из того, что спорные периоды работы истца с 17 июля 2001 г. по 27 февраля 2002 г. в должности лаборанта в Саяногорском отделении патологоанатомии и судмедэкспертизы, с 28 февраля 2002 г. по              27 мая 2002 г., с 29 мая 2002 г. по 12 января 2003 г., с 15 января 2003 г. по             6 мая 2003 г., с 3 августа 2003 г. по 16 октября 2003 г., с 18 октября 2003 г. по 2 апреля 2004 г., с 10 июля 2004 г. по 17 августа 2004 г., с 19 августа 2004 г. по 1 ноября 2004 г., с 13 ноября 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности лаборанта в Муниципальном учреждении здравоохранения Бюро патологоанатомической и судебно-медицинской экспертизы имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования и должны подтверждаться на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта, однако сведения о работе истца в указанные периоды в условиях, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности, в выписке из лицевого счёта застрахованного лица не содержатся. Доказательств того, что Халявина Н.И. выполняла лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, предусмотренных соответствующими списками учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения не представлено. В связи с отсутствием требуемого стажа лечебной деятельности основания для назначения досрочной страховой пенсии по старости с 8 сентября 2022 г. отсутствуют.

Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.

При этом суд апелляционной инстанции исходил из того, что представленные в материалах дела должностные инструкции медицинского лабораторного техника (фельдшера-лаборанта) патологоанатомического отделения, лаборанта патологоанатомического отделения, утверждённые                   2 апреля 2019 г. ГБУЗ РХ «Саяногорская межрайонная больница», архивные справки от 8 сентября 2022 г., имеющиеся в Администрации муниципального образования г. Саяногорск сведения о начисленной заработной плате истцу в период с 16 июля 2001 г. по 1 апреля 2004 г., а также норме-часов работы истца в январе 2002 года, не отражают сведения о характере работы и условиях труда, не подтверждают право истца на досрочное пенсионное обеспечение; в спорные периоды работы истец не работала в учреждении, предусмотренном Списком, в том числе пунктом 22 Списка «Бюро: патолого-анатомическое (институт); судебно-медицинской экспертизы; код льготных условий труда не содержится в выписке из лицевого счёта застрахованного лица.

Суд апелляционной инстанции пришёл к выводу о том, что ввиду отсутствия оснований для включения спорных периодов работы истца в страховой стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, также отсутствуют основания для включения спорных периодов в специальный страховой стаж в льготном исчислении как один год и 6 месяцев.

Оснований не согласиться с выводами судов первой и апелляционной инстанций по доводам кассационной жалобы Халявиной Н.И. и материалам дела не усматривается, поскольку выводы судов первой и апелляционной инстанций соответствуют материалам дела, нормам права, регулирующим спорные отношения, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

Выражая несогласие с судебными актами, Халявина Н.И. приводит доводы о наличии оснований для включения спорных периодов её работы в стаж лечебной деятельности, в том числе в льготном исчислении, поскольку её должность включена в Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в Список, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781; в спорные периоды она работала во вредных условиях, неоднократно совмещала две должности лаборанта на период отпуска и болезни К.И.А.

Указанные доводы кассационной жалобы были предметом исследования и оценки судебных инстанций и правильно отклонены по мотивам, подробно изложенным в судебных актах, и по существу сводятся к иному толкованию норм материального и процессуального права и оспариванию указанных выше обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, а потому не могут являться основанием для отмены обжалуемых судебных актов.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также - Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ, нормы которого приводятся в редакции, действующей на дату обращения Халявиной Н.И. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости -                            8 сентября 2022 г.), вступившим в силу с 1 января 2015 г.

Порядок и условия досрочного назначение страховой пенсии по старости определены статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г.      № 400-ФЗ.

Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определённой профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определённой сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда (в данном случае речь идёт о лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения). При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.

В соответствии со статьёй 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определённой продолжительности в опасных, вредных, тяжёлых и иных неблагоприятных условиях труда.

Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.

Пунктом 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря                2013 г. № 400-ФЗ (в редакции, действовавшей на дату обращения Халявиной Н.И. с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости                   8 сентября 2022 г.) предусмотрено, что страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьёй 8 названного закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

В соответствии с частью 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на её получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 - 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону. Назначение страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на её получение по достижении соответствующего возраста в соответствии с пунктом 21 части 1 настоящей статьи, осуществляется при достижении ими возраста, указанного в приложении 6 к настоящему Федеральному закону.

Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

В целях реализации положений статей 30 и 31 указанного закона Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 г. № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочной пенсионное обеспечение».

В соответствии с подпунктом «н» пункта 1 данного постановления при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, применяются:

- Список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Список № 781 от 29 октября 2002 г.);

- Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённый постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1066 «Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения», - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2001 г. включительно (далее – Список № 1066 от 22 сентября 1999 г. и Правила № 1066 от 22 сентября 1999 г.);

- Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённый постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября           1991 г. № 464 «Об утверждении Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет», с применением положений абзацев четвёртого и пятого пункта 2 указанного постановления - для учёта соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 г. по 31 октября 1999 г. включительно;

- Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых даёт право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 г. № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учёта периодов соответствующей деятельности, имевшей место до 1 января 1992 г.

В соответствии с пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. № 665 исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона «О страховых пенсиях», осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учётом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьёй 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» (далее – Правила № 781 от 29 октября 2002 г.).

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения даёт право на пенсию за выслугу лет, утверждённого постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 г. № 464, право на досрочную страховую пенсию по старости предоставлено среднему медицинскому персоналу, включая лаборанта, работающему в учреждениях, перечисленных в разделе «Наименование учреждений». В перечне наименования учреждений в пункте 22 поименованы Бюро: патологоанатомическое (институт); судебно-медицинской экспертизы.

В соответствии с разделом «Наименование должностей» Списка от                   29 октября 2002 г. № 781 право на досрочную трудовую пенсию по старости также предоставлено среднему медицинскому персоналу - лаборанту, работающему в Бюро: патолого-анатомическое (институт); судебно-медицинской экспертизы (пункт 22 раздела «Наименование учреждений» в том же списке).

Пунктом 3 Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, утверждённых постановлением Совета Министров РСФСР от                  6 сентября 1991 г. № 464, установлено, что врачам и среднему медицинскому персоналу, работавшим в должностях в структурных подразделениях согласно Приложению, один год работы засчитывается за один год и 6 месяцев при условии занятости в соответствующих должностях в течение полного рабочего дня.

В соответствии с пунктом 3 Перечня структурных подразделений государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, клиник высших медицинских образовательных учреждений и медицинских научных организаций, медико-санитарных частей и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых даёт право на один год работы считать за один год и 6 месяцев (Приложение к Правилам исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения) правом на указанное льготное исчисление стажа работы имеют врачи-патологоанатомы, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие патологоанатомические вскрытия трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удалённых при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающие в патологоанатомических отделениях государственных и муниципальных учреждений, предусмотренных в пунктах 1 - 5, 15, 20 Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, а также в клиниках и медико-санитарных частях, отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патологоанатомических бюро (института).

В пункте 4 указанного Перечня указаны врачи - судебно-медицинские эксперты, в том числе врачи-заведующие, и средний медицинский персонал, проводящие судебно-медицинское вскрытие, исследование трупов и трупного материала, обработку трупного материала отделов (отделения) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

На основании пункта 4 Правил № 781 от 29 октября 2002 г. периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в списке, начиная с 1 ноября 1999 года, засчитываются в стаж работы при условии её выполнения в режиме нормальной или сокращённой продолжительности рабочего времени, предусмотренной трудовым законодательством для соответствующих должностей.

На основании пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г. № 781 периоды работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке от 29 октября                2002 г. № 781, засчитываются в стаж работы в календарном порядке, за исключением случаев применения льготного порядка исчисления стажа указанной работы, в частности лицам, работавшим в структурных подразделениях учреждений здравоохранения в должностях по перечню согласно приложению, 1 год работы засчитывается в указанный стаж работы как 1 год и 6 месяцев (подпункт «б» пункта 5 Правил от 29 октября 2002 г.             № 781).

Приложением к названным правилам является Перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как 1 год и 6 месяцев (далее - Перечень от 29 октября 2002 г. № 781).

В пункте 1 (раздел - наименование структурных подразделений) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечень структурных подразделений учреждений здравоохранения, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, включены отделения хирургического профиля стационаров учреждений, предусмотренных пунктами 1 - 6, 8, 12, 15, 20, 21, 27 - 30 Списка должностей и учреждений от 29 октября 2002 г. № 781.

Пунктом 1 (раздел - наименование должностей) Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 в перечне должностей врачей и среднего медицинского персонала, работа в которых в течение года засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, как год и шесть месяцев, названы должности: оперирующие врачи-специалисты всех наименований, в том числе оперирующие врачи-заведующие; операционные медицинские сёстры, включая старших; акушерки, включая старших; медицинские сестры перевязочных в отделениях гнойной хирургии, ожоговом, ортопедическом, травматологическом, травматолого-ортопедическом, туберкулёзном для больных костно-суставным туберкулезом.

Пунктом 3 раздела указанного Перечня право на льготное исчисление стажа предоставлено врачам-патологоанатомам, в том числе врачам-заведующим, и среднему медицинскому персоналу, проводящих вскрытие трупов, гистологические исследования трупного материала, органов и тканей, удалённых при операциях и биопсиях, обработку трупного, операционного и биопсийного материала, работающим в патолого-анатомических отделениях учреждений, предусмотренных в пунктах 1-6, 14, 20 списка, отделениях (в том числе общей, детской и инфекционной патологии) патолого-анатомических бюро (институтах).

Разделом 4 Перечня от 29 октября 2002 г. № 781 предусмотрено льготное исчисление специального медицинского стажа для врачей и среднего медицинского персонала, проводящих судебно-медицинские вскрытия, исследования трупов и трупного материала, обработку трупного материала, работающих в отделах (отделениях) всех наименований бюро судебно-медицинской экспертизы, центральной судебно-медицинской лаборатории, центральной лаборатории медико-криминалистической идентификации, судебно-медицинской лаборатории, предназначенных для судебно-гистологического и судебно-медицинского исследования трупов.

Таким образом, предусмотренная нормативными правовыми актами возможность льготного исчисления стажа работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением лечебной деятельности в учреждениях здравоохранения, осуществляется при одновременном наличии следующих условий: работа в определённой должности и работа в определённом подразделении, указанных в соответствующем перечне структурных подразделений учреждений здравоохранения и должностей, работа в которых засчитывается в стаж работы в льготном исчислении.

Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьёй 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ.

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 данного федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от                      1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

При подсчёте страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта (часть 2 статьи 14 Федерального закона от               28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ).

Согласно части 4 статьи 14 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ правила подсчёта и подтверждения страхового стажа, в том числе с использованием электронных документов или на основании свидетельских показаний, устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. № 1015 утверждены Правила подсчёта и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий (далее - Правила от 2 октября       2014 г. № 1015).

Пунктом 4 названных правил определено, что при подсчёте страхового стажа подтверждаются: а) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды, предусмотренные пунктом 2 настоящих Правил (далее соответственно - периоды работы, периоды иной деятельности, иные периоды), до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - регистрация гражданина в качестве застрахованного лица) - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации; б) периоды работы и (или) иной деятельности и иные периоды после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица - на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Пунктом 5 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 определено, что периоды работы на территории Российской Федерации до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица могут устанавливаться на основании свидетельских показаний. Характер работы свидетельскими показаниями не подтверждается.

Пунктом 10 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 предусмотрено, что периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае если в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта содержатся неполные сведения о периодах работы либо отсутствуют сведения об отдельных периодах работы, периоды работы подтверждаются документами, указанными в пунктах 11 - 17 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015.

Согласно пункту 11 Правил от 2 октября 2014 г. № 1015 документом, подтверждающим периоды работы по трудовому договору, является трудовая книжка установленного образца. При отсутствии трудовой книжки, а также, в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

При отсутствии трудовой книжки, а также в случае если в трудовой книжке содержатся неправильные и неточные сведения либо отсутствуют записи об отдельных периодах работы, в подтверждение периодов работы принимаются письменные трудовые договоры, оформленные в соответствии с трудовым законодательством, действовавшим на день возникновения соответствующих правоотношений, трудовые книжки колхозников, справки, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами, выписки из приказов, лицевые счета и ведомости на выдачу заработной платы.

Пунктом 43 названных правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта.

Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г. № 258н.

Подпунктом 20 пункта 2 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утверждённого приказом Минздравсоцразвития России от 31 марта 2011 г.                   № 258н, предусмотрено подтверждение периода работы по осуществлению лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения в городах, сельской местности и поселках городского типа.

Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 4 августа 2021 г. № 538н утверждён перечень документов, необходимых для установления досрочной страховой пенсии по старости. К таким документам подпунктом «а» части 12 названного перечня, помимо документов, предусмотренных пунктами 6 и 7 настоящего перечня, отнесены документы (сведения), подтверждающие периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости (часть 1 статьи 30, часть 1 статьи 31, пункт 7 части 1 статьи 32, статья 33 Федерального закона «О страховых пенсиях»).

Статьёй 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учёта являются создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (здесь и далее нормы Федерального закона от                      1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» приведены в редакции, действовавшей на момент обращения Халявиной Н.И. в пенсионный орган с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости –                           8 сентября 2022 г.).

В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» страхователи представляют о каждом работающем у них застрахованном лице в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения для индивидуального (персонифицированного) учёта, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости.

Исходя из положений статьи 28 Федерального закона от 28 декабря           2013 г. № 400-ФЗ работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

В пункте 3 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования» определено, что при ликвидации страхователя - юридического лица (прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя) в случае применения процедуры банкротства указанные сведения представляются до представления в арбитражный суд отчёта конкурсного управляющего о результатах проведения конкурсного производства в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет приём и учёт сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учёта, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Застрахованное лицо имеет право в случае несогласия со сведениями, содержащимися в его индивидуальном лицевом счёте, обратиться с заявлением об исправлении указанных сведений в органы Пенсионного фонда Российской Федерации или в налоговые органы в соответствии с их компетенцией либо в суд (абзац четвертый части 1 статьи 14 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

Органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право в необходимых случаях по результатам проверки достоверности сведений, представленных страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, осуществлять корректировку этих сведений и вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт, сообщив об этом застрахованному лицу (абзац третий части 1 статьи 16 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учёте в системе обязательного пенсионного страхования»).

По смыслу приведённых нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учёт используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей.

Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, а также представляет в пенсионный орган документы, подтверждающие право застрахованного лица на досрочное назначение страховой пенсии по старости, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица. Страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учёта в системе обязательного пенсионного страхования.

Пенсионные органы имеют право проверять достоверность представленных страхователями в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица сведений, и по результатам этой проверки осуществлять корректировку этих сведений, вносить уточнения в индивидуальный лицевой счёт застрахованного лица, сообщив об этом застрахованному лицу.

По общему правилу периоды работы до регистрации гражданина в качестве застрахованного подтверждаются документами, выдаваемыми в установленном порядке работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами. Если же документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами), а также по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин), не связанным с виной работника, и восстановить их невозможно, то такие периоды работы могут быть установлены на основании показаний двух или более свидетелей.

Периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учёта. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учёта данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учётом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на досрочное назначение страховой пенсии по старости, выполнение им такой работы и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учёта могут быть подтверждены в судебном порядке путём представления гражданином письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Именно из такой правовой позиции исходили суды первой и апелляционной инстанций, разрешая спор по требованиям Халявиной Н.И. о включении спорных периодов её работы с 17 июля 2001 г. по 27 февраля              2002 г. в должности лаборанта в Саяногорском отделении патологоанатомии и судмедэкспертизы, с 28 февраля 2002 г. по 27 мая 2002 г., с 29 мая 2002 г. по 12 января 2003 г., с 15 января 2003 г. по 6 мая 2003 г., с 3 августа 2003 г. по       16 октября 2003 г., с 18 октября 2003 г. по 2 апреля 2004 г., с 10 июля 2004 г. по 17 августа 2004 г., с 19 августа 2004 г. по 1 ноября 2004 г., с 13 ноября               2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности лаборанта в Муниципальном учреждении здравоохранения Бюро патологоанатомической и судебно-медицинской экспертизы в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости по пункту 20 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (в связи с осуществлением лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения).

Разрешая спор, оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности по правилам статьи 67 ГПК РФ, руководствуясь вышеприведённым правовым регулированием, установив, что спорные периоды работы Халявиной Н.И. имели место после регистрации в системе обязательного пенсионного страхования, суды пришли к правильному выводу, что они должны подтверждаться сведениями индивидуального персонифицированного учёта, либо представленными истцом письменными доказательствами, отвечающими требованиям статей 59, 60 ГПК РФ.

Между тем сведениями индивидуального лицевого счёта застрахованного лица указанные спорные периоды работы Халявиной Н.И. не подтверждены как работа, связанная с осуществлением лечебной и иной деятельностью по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения. При этом надлежащими доказательствами недостоверность сведений, содержащихся в индивидуальном лицевом счёте не подтверждена.

С учётом установленных обстоятельств суды первой и апелляционной инстанций пришли к правильному выводу об отказе в удовлетворении заявленных Халявиной Н.И. требований о включении в стаж лечебной и иной деятельности по охране здоровья населения периодов её работы с 17 июля 2001 г. по 27 февраля 2002 г. в должности лаборанта в Саяногорском отделении патологоанатомии и судмедэкспертизы, с 28 февраля 2002 г. по                 27 мая 2002 г., с 29 мая 2002 г. по 12 января 2003 г., с 15 января 2003 г. по                     6 мая 2003 г., с 3 августа 2003 г. по       16 октября 2003 г., с 18 октября 2003 г. по 2 апреля 2004 г., с 10 июля 2004 г. по 17 августа 2004 г., с 19 августа                       2004 г. по 1 ноября 2004 г., с 13 ноября 2004 г. по 31 декабря 2004 г. в должности лаборанта в Муниципальном учреждении здравоохранения Бюро патологоанатомической и судебно-медицинской экспертизы.

Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.

По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.

Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций.

Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.

Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.

Руководствуясь статьями 3797, 390, 3901 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,

определила:

решение Абаканского городского суда Республики Хакасия от                         28 февраля 2023 г. (с учётом определения об исправлении описки от 26 апреля 2023 г.), апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховный Суд Республики Хакасия от 22 июня 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Халявиной Натальи Ивановны - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

8Г-18874/2023 [88-19651/2023]

Категория:
Гражданские
Истцы
Халявина Наталья Ивановна
Ответчики
Отделение фонда Пенсионного и Социального Страхования РФ по РХ
Другие
ГБУЗ РХ Саяногорская межрайонная больница
Суд
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
Дело на сайте суда
8kas.sudrf.ru
10.10.2023Судебное заседание
10.10.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее