Дело № 2-3677\13
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
08 июля 2013 года
Калининский районный суд г. Уфы Республики Башкортостан
в составе:
председательствующего судьи Сарваровой Т.К.,
при секретаре судебного заседания Ямалиевой В.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску
Мельниковой А.Г. к Администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа, Управлению Росреестра по РБ о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации,
Установил:
Мельникова А.Г. обратилась в суд с иском к Администрации городского округа г. Уфа, Управлению по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа, Управлению Росреестра по РБ о признании права собственности на земельный участок в порядке приватизации, расположенный по адресу: <адрес>. В обоснование указала, что 03.03.1987 года по договору купли-продажи она приобрела в собственность жилой дом с надворными постройками по вышеуказанному адресу. Возведенные ею в период проживания самовольные постройки приняты в эксплуатацию и за ней признано право собственности.
17.04.2013 года она обратилась в Администрацию ГО г.Уфа о передачи ей земельного участка в собственность. Однако в этом отказано, чем нарушены ее права, поскольку ранее земельный участок по вышеуказанному адресу на основании договора о праве на застройку был предоставлен ее свекру - ФИО4 По договору купли-продажи она у своего бывшего мужа ФИО5 она приобрела жилой дом с постройками. Истец просит суд признать за ней право собственности на вышеуказанный земельный участок в порядке приватизации.
В судебном заседании истица Мельникова А.Г. требования поддержала, просила удовлетворить по основаниям изложенным в иске.
В судебное заседание представитель ответчика Администрации ГО г. Уфа, Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа не явились, извещены, представлено возражение относительно заявленных требований и ходатайство с просьбой рассмотреть дело без их участия.
В судебное заседание представитель Управления Росреестра по РБ не явился, извещен.
Определением Калининского районного суда г.Уфы от 14 июня 2013 года в качестве третьего лица привлечено МУП «Уфаводоканал» (л.д.32).
В судебное заседание представитель третьего лица МУП «Уфаводоканал» не явился, извещен.
С учетом мнения лиц, участвующих в деле и в силу ст. 167 ГПК РФ, суд считает возможным рассмотреть дело при данной явки.
Выслушав объяснения и доводы лиц, участвующих в деле, изучив и оценив материалы гражданского дела, дав оценку всем добытым по делу доказательствам, как в отдельности, так и в их совокупности, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. 2 ст. 28 ЗК РФ предоставление земельных участков в собственность граждан и юридических лиц может осуществляться бесплатно в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов РФ.
В соответствии с п. 4 ст. 28 ЗК РФ не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, за исключением случаев: изъятия земельных участков из оборота; установленного федеральным законом запрета на приватизацию земельных участков; резервирования земель для государственных или муниципальных нужд. Не допускается отказ в предоставлении в собственность граждан и юридических лиц земельных участков, ограниченных в обороте и находящихся в государственной или муниципальной собственности, если федеральным законом разрешено предоставлять их в собственность граждан и юридических лиц.
Установлено, что ранее, 24.02.1948 года между Горкомхозом <адрес> и ФИО4 был заключен договор о праве застройки земельного участка № по <адрес> (л.д.48).
Истица Мельникова А.Г. на основании договора купли-продажи от 03.03.1987 года у ФИО5 приобрела жилой дом с надворными постройками по адресу: <адрес> (л.д.12-14).
Также на основании решения мирового судьи судебного участка № 5 по Калининскому району г.Уфы от 23.10.2001 года и свидетельства о государственной регистрации права от 24.09.2002 года серии № за истцом признано право собственности на самовольно возведенные постройки по вышеуказанному адресу (л.д.15-16,17).
Истица обратилась к ответчику с заявление о предоставлении ей в собственность земельного участка в порядке приватизации.
Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа от 08.05.2013 года истице отказано в предоставлении в собственность земельного участка, поскольку спорный земельный участок находится во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов р.Уфы (л.д.25).
В силу п. 1, 2 ч. 5 ст. 27 ЗК РФ находящиеся в государственной или муниципальной собственности земельные участки в пределах особо охраняемых природных территорий, а также в пределах лесного фонда ограничиваются в обороте и не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных федеральными законами.
Кроме того, в материалах гражданского дела имеется кадастровый паспорт земельного участка с кадастровым номером № общей площадью 1036 кв.м., расположенного по адресу: РБ, <адрес> разрешенным видом использования - под индивидуальную жилую застройку (л.д.26-28).
Согласно ч. 4 ст. 3 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ», граждане Российской Федерации, имеющие в фактическом пользовании земельные участки с расположенными на них жилыми домами, приобретенные ими в результате сделок, которые были совершены до вступления в силу Закона СССР от 06.03.1990 года № 1305-1 «О собственности в СССР», но которые не были надлежаще оформлены и зарегистрированы, имеют право бесплатно приобрести право собственности на указанные земельные участки в соответствии с правилами, установленными статьей 36 Земельного кодекса РФ».
На основании ст. 36 ЗК РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
В соответствии с ч. 5 ст. 36 ЗК РФ для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные ст. 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок с приложением его кадастрового паспорта.
В соответствии с п. 5 ст. 27 ЗК РФ к земельным участкам, ограниченным в обороте, относятся следующие земельные участки:
1) в пределах особо охраняемых природных территорий, не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
2) из состава земель лесного фонда;
3) в пределах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности;
4) занятые особо ценными объектами культурного наследия народов Российской Федерации, объектами, включенными в Список всемирного наследия, историко-культурными заповедниками, объектами археологического наследия;
5) предоставленные для обеспечения обороны и безопасности, оборонной промышленности, таможенных нужд и не указанные в пункте 4 настоящей статьи;
6) не указанные в пункте 4 настоящей статьи в границах закрытых административно-территориальных образований;
7) предоставленные для нужд организаций транспорта, в том числе морских, речных портов, вокзалов, аэродромов и аэропортов, сооружений навигационного обеспечения воздушного движения и судоходства, терминалов и терминальных комплексов в зонах формирования международных транспортных коридоров;
8) предоставленные для нужд связи;
9) занятые объектами космической инфраструктуры;
10) расположенные под объектами гидротехнических сооружений;
11) предоставленные для производства ядовитых веществ, наркотических средств;
12) загрязненные опасными отходами, радиоактивными веществами, подвергшиеся биогенному загрязнению, иные подвергшиеся деградации земли;
13) расположенные в границах земель, зарезервированных для государственных или муниципальных нужд;
14) в первом и втором поясах зон санитарной охраны водных объектов, используемых для целей питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения.
Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорий общего пользования.
В соответствии со ст. 43 Водного кодекса РФ и ст. 18 ФЗ РФ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарным правилам.
На основании ст. 27. ч. 8 Земельного кодекса РФ предусматривает, что запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, установленной в соответствии с Водным кодексом РФ, а также земельных участков, на которых находятся пруды, обводненные карьеры, в границах территорией общего пользования.
В соответствии с пунктом 2.3.2.4 СанПиН 2.1.4.1110-02 «Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов питьевого назначения», утвержденных постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 14.03.2002 года № 10, боковые границы второго пояса зон санитарной охраны должны быть расположены на расстоянии не менее 500 м от уреза воды при летне-осенней межени при равнинном рельефе местности; при гористом рельефе местности - до вершины первого склона, обращенного в сторону источника водоснабжения, но не менее 750 м при пологом склоне, но не менее 1000 м - при крутом.
В соответствии со ст. 1 ФЗ от 30.03.1999 года № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» проекты округов и зон санитарной охраны водных объектов, используемых для питьевого, хозяйственно-бытового водоснабжения и в лечебных целях, утверждаются органами исполнительной власти субъектов РФ при наличии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии их санитарными правилами.
Распоряжением Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года утвержден проект «Санитарно-топографическое обследование зон санитарной охраны водопроводных сооружений и источников водоснабжения города Уфы», разработанный институтом «Коммунводоканалпроект» в 1994 году, которым установлены границы зоны санитарной охраны первого, второго поясов источников водоснабжения города Уфа РБ.
Распоряжение Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года на день рассмотрения дела не отменено, не признано незаконным, недействительным, не действующим, утратившим силу.
На основании указанного Распоряжения Кабинета Министров Республики Башкортостан за № 801-р от 24.07.1995 года Решением Совета городского округа г.Уфа РБ «О правилах землепользования и застройки городского округа город Уфа РБ» от 22.08.2008 года № 7/4 сведения о нахождении испрашиваемого земельного участка во втором поясе зоны санитарной охраны водозаборов внесены в кадастр недвижимости, что усматривается из кадастрового паспорта земельного участка.
Как следует из кадастрового паспорта испрашиваемый земельный участок с кадастровым номером 02:55:030109:7 находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов.
Оценив собранные по делу доказательства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что спорный земельный участок в силу пункта 8 статьи 28 ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества", п. 2 ст. 27 ЗК РФ не подлежит приватизации, поскольку находится во втором поясе зоны санитарной охраны водных объектов, используемых для целей, питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, соответственно в силу действующего законодательства спорный земельный участок относится к категории земель ограниченных в обороте, что является основанием, препятствующим возможности приобретения спорного земельного участка в собственность истца в порядке статьи 36 ЗК РФ.
Правовых оснований для признания за истицей права собственности на спорный земельный участок не имеется, в связи с чем исковые требования удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь, ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░, ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░-░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░.
░░░░░: ░.░.░░░░░░░░░