УИД 19RS0002-01-2022-001704-31
Дело №2а-1507/2022
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
02 августа 2022 года г. Черногорск
Черногорский городской суд Республики Хакасия
в составе председательствующего судьи Коноплёвой Ю.Н.,
при секретаре Полынской Н.О.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по административному исковому заявлению Туманского С.Н. к призывной комиссии г.Черногорска, Военному комиссариату г.Черногорск и Боградского района Республики Хакасия, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Хакасия» об оспаривании решения призывной комиссии Военного комиссариата г. Черногорск и Боградского района Республики Хакасия,
УСТАНОВИЛ:
Туманский С.Н. обратился в суд с административным исковым заявлением об оспаривании решения призывной комиссии Военного комиссариата г. Черногорск и Боградского района Республики Хакасия. Требования мотивированы тем, что Туманский С.Н. состоит на учете в Военном комиссариате г. Черногорск и Боградского района Республики Хакасия. В рамках мероприятий, связанных с весенним призывом 2022 года, он явился по повестке в военный комиссариат для прохождения медицинской комиссии с целью определения категории его годности к военной службе, а также прохождения призывной комиссии. После прохождения медицинского освидетельствования его признали годным к военной службе. Полагает, что при определении ему категории годности, нарушен пункт 14 «Положения о военно-врачебной экспертизе», утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.07.2013 № 565, согласно которому до начала освидетельствования (не позднее 30 суток) при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских учреждениях государственной и муниципальной систем здравоохранения обязательные диагностические исследования: флюорографию, общий (клинический) анализ крови, общий анализ мочи; электрокардиографию в покое, исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита «В» и «С». Указывает, что на момент прохождения медицинского освидетельствования и вынесения оспариваемого решения призывной комиссии не было результатов всех обязательных диагностических исследований. В ходе прохождения медицинского освидетельствования он предъявлял жалобы на частые боли в желудке, дискомфорт, покалывающие боли в области сердца, боли периодические в области поясничного отдела позвоночника, онемение в области левого плеча, просил направить его на дополнительное обследование, однако ему было отказано. Врачами-специалистами не были учтены данные по имеющимся у него заболеваниям, вследствие чего произошло неверное определение в отношении него категории годности к военной службе, что повлекло за собой принятие оспариваемого решения.
Определением суда от 24.06.2022 к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Военный комиссариат г.Черногорск и Боградского района Республики Хакасия, Федеральное казенное учреждение «Военный комиссариат Республики Хакасия» (далее ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия»).
В судебном заседании представитель административного ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» Аверина Л.Б., действующая на основании доверенности от 10.01.2022, административный иск не признала, по доводам, изложенным в письменных возражениях, из которых следует, что призывной комиссией г. Черногорска 18.05.2022 в отношении Туманского С.Н. принято решения, которым ему была установлена категория годности к военной службе *** Нарушения п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе не допущено. Осмотр врачами-специалистами, участвующими в работе медицинской комиссии, призывника Туманского С.Н. проведен 29.04.2022, при этом изучены его медицинские документы. Имеющиеся у Туманского С.Н. заболевания учтены при установлении категории годности призывника к военной службе. Кроме того, при прохождении медицинского освидетельствования Туманский С.Н. не был лишен возможности самостоятельно представить медицинской комиссии документы, указывающие на наличие у него заболевания, препятствующего призыву на военную службу. Административным истцом доказательств нарушения призывной комиссией г.Черногорска требований законодательства о порядке проведения мероприятий и принятия решений, связанных с призывом на военную службу, не представлено, указанные им основания, не соответствуют действительности. Кроме того, административный иск подан перед окончанием весеннего призыва 2022 года, в ходе которого было принято решение. Поскольку решение о призыве на военную службу Туманского С.Н. не реализовано - фактически утрачен предмет спора, что свидетельствует об отсутствии нарушения прав административного истца. Просит отказать в удовлетворении административных исковых требований.
В соответствии с ч. 6 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд рассмотрел дело в отсутствие неявившихся в судебное заседание лиц, поскольку их неявка не является препятствием для рассмотрения административного дела.
Заслушав пояснения представителя ответчика ФКУ «Военный комиссариат Республики Хакасия» Авериной Л.Б., исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно ч. 1 и ч. 8 ст. 219 Кодекса административного судопроизводства РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
В соответствии с ч. 9 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 1 и 2 части 9 настоящей статьи, возлагается на лицо, обратившееся в суд, а обстоятельств, указанных в пунктах 3 и 4 части 9 и в части 10 настоящей статьи, - на орган, организацию, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемые решения либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (ч.11 ст. 226 Кодекса административного судопроизводства РФ».
Пунктом 1 ст. 1 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что 1. Воинская обязанность граждан Российской Федерации (далее - граждане) предусматривает: воинский учет; обязательную подготовку к военной службе; призыв на военную службу; прохождение военной службы по призыву; пребывание в запасе; призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.
В соответствии с ч. 1 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает в том числе явку на медицинское освидетельствование, профессиональный психологический отбор и заседание призывной комиссии.
Частью 4 ст. 26 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что порядок призыва граждан на военную службу определяется данным Федеральным законом, другими федеральными законами, указанными Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации».
Частью 1 ст. 28 названного закона определено, что при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений: о призыве на воинскую службу, о направлении на альтернативную гражданскую службу, о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу, об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас, об освобождении от исполнения воинской обязанности.
Согласно п.п.13, 14 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации, утв. постановлением Правительства РФ от 11.11.2006 № 663 (далее Положение), призывная комиссия принимает решение в отношении призывника только после определения категории годности его к военной службе. Решение о предназначении призывника в вид, род войск Вооруженных Сил Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы для прохождения военной службы по военно-учетным специальностям на воинских должностях принимается призывной комиссией большинством голосов на основе результатов медицинского освидетельствования, данных профессионального психологического отбора, образовательной и специальной (профессиональной) подготовки, а также предложения военного комиссара о предварительном предназначении призывника.
Призывная комиссия субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 2 статьи 29 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» организует контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями о их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования.
Согласно п. 15, 16 Положения решение, принятое в отношении гражданина в тот же день заносится в протокол заседания призывной комиссии, удостоверение гражданина, подлежащего призыву, учетную карту призывника.
Из п. 17 Положения следует, что при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О воинской обязанности и военной службе» и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, призывная комиссия выносит решение об освобождении призывника от призыва на военную службу или о предоставлении ему отсрочки от призыва на военную службу.
Такое решение выносится на основании документов, представленных призывником в призывную комиссию, один раз при первоначальном рассмотрении данного вопроса.
Согласно п. 3 ст. 1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» граждане освобождаются от исполнения воинской обязанности только по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом.
Подпунктом «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» от призыва на военную службу освобождаются граждане признанные ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья.
В соответствии с п. 2 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» врачи, руководящие работой по медицинскому освидетельствованию граждан, указанных в пункте 1 настоящей статьи, по результатам медицинского освидетельствования дают заключение о годности гражданина к военной службе по следующим категориям: А - годен к военной службе; Б - годен к военной службе с незначительными ограничениями; В - ограниченно годен к военной службе; Г - временно не годен к военной службе; Д - не годен к военной службе.
Пунктом 3 ст. 5.1 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» предусмотрено, что призывная комиссия субъекта Российской Федерации: организует медицинский осмотр и контрольные мероприятия профессионального психологического отбора граждан, не пребывающих в запасе, призванных на военную службу, перед направлением их к месту прохождения военной службы, а также контрольное медицинское освидетельствование граждан, получивших отсрочку или освобождение от призыва на военную службу по состоянию здоровья, граждан, получивших освобождение от исполнения воинской обязанности в связи с признанием их не годными к военной службе по состоянию здоровья, и граждан, заявивших о несогласии с заключениями об их годности к военной службе по результатам медицинского освидетельствования и (или) заключениями об их профессиональной пригодности.
Пунктом 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565, предусмотрено, что не ранее 30 календарных дней до начала освидетельствования при первоначальной постановке на воинский учет и при призыве на военную службу граждане проходят в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения следующие обязательные диагностические исследования: флюорография (рентгенография) легких в 2 проекциях (если она не проводилась или если в медицинских документах отсутствуют сведения о данном исследовании в течение последних 6 месяцев) с обязательным представлением при освидетельствовании флюорограмм (рентгенограмм) или результатов флюорографического (рентгенологического) обследования на цифровых носителях; общий (клинический) анализ крови; общий анализ мочи.
До начала освидетельствования при призыве на военную службу граждане проходят также следующие обязательные диагностические исследования: электрокардиография в покое; исследование крови на антитела к вирусу иммунодефицита человека, маркеры гепатита "B" и "C".
Результаты обязательных диагностических исследований, проведенных гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу, приобщаются к личному делу призывника.
В день освидетельствования гражданину при первоначальной постановке на воинский учет и призыве на военную службу проводится измерение роста, массы тела и определение индекса массы тела.
Пунктом 20 вышеприведенного Положения предусмотрено, что в случае невозможности вынесения заключения о годности гражданина к военной службе по состоянию здоровья в ходе освидетельствования гражданин на основании решения комиссии по постановке граждан на воинский учет, призывной комиссии, принятого по заключению врачей-специалистов, принимавших участие в освидетельствовании, направляется в медицинскую организацию государственной системы здравоохранения (за исключением медицинской организации, подведомственной федеральному органу исполнительной власти) или медицинскую организацию муниципальной системы здравоохранения, на амбулаторное или стационарное обследование для уточнения диагноза увечья, заболевания.
Постановлением Главы Республики Хакасия – председателя Правительства Республики Хакасия от 28.03.2022 № 18-ПП «О проведении призыва граждан 2004-1995 годов рождения на военную службу в апреле-июле 2022 года» создана призывная комиссия Республики Хакасия, призывные комиссии муниципальных районов и городов, утверждены основные и резервные составы призывных комиссий муниципальных районов и городов республики.
Как следует из материалов дела, Туманский С.Н., *** года рождения, с 2017 года состоит на воинском учете, с 05.04.2022 в военном комиссариате г.Черногорск и Боградского района Республики Хакасия.
Туманский С.Н., неоднократно 18.01.2017, 16.05.2018, 19.04.2021 проходил медицинское освидетельствование, признавался годным к военной службе, ему устанавливалась категория годности 16.05.2018 –«А», 19.04.2021 – «А-2», что подтверждается учётной картой призывника, установлено вступившим в законную силу решением Центрального районного суда г.Красноярска от 07.10.2021 по административному иску Туманского С.Н. к призывной комиссии Советского и Центрального районов г.Красноярска, военному комиссариату Советского и Центрального районов г.Красноярска, ФКУ «Военный комиссариат Красноярского края о признании решения незаконным.
Как следует из учетной карты призывника *** Туманский С.Н. был осмотрен врачами: хирургом, терапевтом, неврологом, психиатром, офтальмологом, стоматологом, дерматовенерологом, ему проведены диагностические исследования: флюорография, анализ крови, анализ мочи, ЭКГ-исследование, измерены рост и масса тела, а также иные предусмотренные п. 14 Положения о военно-врачебной экспертизе, утверждённого Постановлением Правительства РФ от 04.07.2013 № 565 обследования.
Доказательств того, что при вынесении заключения результаты всех анализов у комиссии отсутствовали материалы дела не содержат.
Решением призывной комиссии г.Черногорска по результатам заключения медицинского освидетельствования врачебной комиссии, Туманский С.Н. был признан годным к военной службе с незначительными ограничениями, с определением категории годности «Б-3».
Каких-либо заболеваний, препятствующих призыву на военную службу, в результате медицинского освидетельствования не установлено, имеющиеся у Туманского С.Н. заболевания учтены при установлении категории годности призывника к военной службе.
При этом Туманский С.Н. при прохождении медицинского освидетельствования не был лишен возможности самостоятельно представить медицинской комиссии документы, указывающие на наличие у него заболеваний, препятствующих призыву на военную службу.
Суду административным ответчиком данных доказательств также не предоставлено.
Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу о том, что медицинское освидетельствование в отношении призывника Туманского С.Н. проведено в установленном порядке, административный истец был осмотрен врачами-специалистами, при этом оснований, для направления его на углубленное освидетельствование установлено не было, поскольку такое направление выдается в случае невозможности вынесения медицинского заключения о годности к военной службе по состоянию здоровья, установленной в ходе медицинского освидетельствования, либо когда у врачей-специалистов имеются какие-либо сомнения относительно состояния здоровья освидетельствуемого, подлежащего уточнению для вынесения окончательного заключения.
Таким образом, решение призывной комиссии г.Черногорска о призыве на военную службу Туманского С.Н. принято на основании п. 1 ст. 28 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе» и при изложенных обстоятельствах отмене не подлежит.
По смыслу статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца. При отсутствии хотя бы одного из названных условий решения, действия (бездействие) не могут быть признаны незаконными.
Принимая во внимание, что призыв согласно постановлению Главы Республики Хакасия – Председателя Правительства Республики Хакасия от 28.03.2022 № 18-ПП «О проведении призыва граждан 2004-1995 годов рождения на военную службу в апреле – июле 2022 года» на дату рассмотрения спора окончен, суд полагает, что в материалах дела отсутствуют доказательства, подтверждающие нарушение прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением, в связи с чем суд приходит к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения административных исковых требований, в связи с чем отказывает Туманскому С.Н. в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь статьями 175 – 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Отказать Туманскому С.Н. в удовлетворении административного иска к призывной комиссии г.Черногорска, Военному комиссариату г.Черногорск и Боградского района Республики Хакасия, Федеральному казенному учреждению «Военный комиссариат Республики Хакасия» об оспаривании решения призывной комиссии Военного комиссариата г. Черногорск и Боградского района Республики Хакасия.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Верховный Суд Республики Хакасия через Черногорский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Председательствующий Ю.Н. Коноплёва
Мотивированное решение изготовлено 16 августа 2022 года.