Решение по делу № 2-3002/2019 от 11.03.2019

№ 2-3002/2019

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2019 года г. Барнаул

Центральный районный суд .... ФИО4 края в составе:

председательствующего Корольковой И.А.,

при секретаре ФИО6,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Марченко .... к Министерству социальной защиты ФИО4 края, Администрации ФИО3 и Правительства ФИО4 края о признании действий незаконными, обязании произвести выплату убытков,

УСТАНОВИЛ:

Марченко Л.В. обратилась в суд с указанным иском, просит суд признать действия ответчиков незаконными, обязать выплатить убытки в размере 35 033,04 руб.

В обоснование требований указывает, что ДД.ММ.ГГГГ в Управление по социальной защите населения по Благовещенскому и ....м истцом был подан пакет документов и заявление о присвоении звания «Ветеран труда ФИО4 края», звание присвоено лишь ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по происшествии более 2-х лет. Весь этот период она неоднократно обращалась в различные органы, на что получала разъяснения. Считает действия ответчиков незаконными, поскольку звание «Ветеран труда ФИО4 края» было присвоено спустя два года с момента подачи заявления.

В связи с нарушением прав ответчиками Марченко Л.В. понесены убытки виде не получения ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в соответствии с законом Алтайского края №61-ЗС от ДД.ММ.ГГГГ «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов» в размере 35 033,04 руб.

В судебном заседании, проведенном с помощью видеоконференцсвязи, истец, его представитель заявленные требования поддержали в полном объеме.

Представители ответчиков в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований, по основаниям, изложенным в письменных отзывах. Указали, что срок ведомственного согласования проекта указа в структурных подразделениях Правительства ФИО4 края законодательством ФИО4 края не установлен. Оснований для возмещения убытков не имеется.

Представитель третьего лица Управления социальной защиты населения по Благовещенскому и ....м в судебное заседание не явился, извещен о дне, месте и времени разбирательства надлежащим образом, в письменном отзыве просил в иске отказать.

Выслушав участвующих в деле лиц, исследовав материалы дела, изучив собранные по делу доказательства, дав им оценку в совокупности по своему внутреннему убеждению, как того требует статья 67 ГПК РФ, суд приходит к следующим выводам.

Согласно пункту "ж" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации вопросы социальной защиты населения находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с частями 2 и 5 статьи 76 Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии с частями первой и второй настоящей статьи.

Правовые гарантии социальной защиты ветеранов в Российской Федерации предусмотрены Федеральным законом от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах" (в редакции Федерального закона от 22 августа 2004 года N 122-ФЗ) (далее - Закон "О ветеранах"), статьей 1 которого установлены категории ветеранов, включая ветеранов труда.

Из системного толкования положений ст. ст. 1, 7 Федерального закона "О ветеранах" следует, что ветеранами труда являются лица, награжденные ведомственными знаками отличия в труде, в отношении которых решение о награждении знаками отличия в труде принималось в соответствии с нормами действовавшего (действующего) законодательства органами и организациями, наделенными соответствующими полномочиями в установленном законом порядке, с учетом безупречной службы и продолжительного добросовестного труда, (особые трудовые заслуги, отличия в труде), в связи с чем определяющее значение для разрешения вопроса о присвоении гражданину звания "Ветеран труда" имеет указанный критерий продолжительного добросовестного труда.

Условия и порядок присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края» в Алтайском крае определены законом Алтайского края от 15 апреля 2005 года № 24-ЗС «О присвоении званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края» (далее - закон № 24-ЗС), Порядком присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», Порядком изменения звания, оформления и выдачи удостоверений «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», утвержденными постановлением Правительства Алтайского края от 10 мая 2017 года № 153 (далее - Порядок № 153).

В период возникновения спорных отношений порядок был урегулирован Постановлением Администрации Алтайского края от 25 февраля 2014 года N 75 "Об утверждении порядка присвоения звания "Ветеран труда Алтайского края"

Пунктом 3 Порядка №75 предусмотрено, что заявление о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» и необходимые документы, предоставляются в Управление социальной защиты населения по месту жительства гражданина.

В соответствии с п. 10, 12 Порядка заявление и документы в 10-ти дневный срок с даты их поступления в управление рассматриваются созданной при управлении комиссией по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение звания "Ветеран труда Алтайского края". В случае принятия комиссией положительного решения управление включает гражданина в ходатайство, которое в течение 3 рабочих дней с даты принятия управлением решения направляет в Главалтайсоцзащиту.

Пунктом 13 Порядка предусмотрено, что Главалтайсоцзащита в 30-дневный срок с даты получения ходатайства рассматривает его, проверяет содержащиеся в ходатайстве сведения о трудовом стаже и (или) награде, поощрении за отличия в труде на соответствие требованиям, которые предусмотрены законом Алтайского края от 15 апреля 2005 года N 24-ЗС "О присвоении звания "Ветеран труда Алтайского края"; готовит проект указа Губернатора Алтайского края "О присвоении звания "Ветеран труда Алтайского края".

Решение о присвоении гражданам звания "Ветеран труда Алтайского края" принимается Губернатором Алтайского края и оформляется указом (п. 16 Порядка).

С учетом анализа вышеизложенных норм права, сроки ведомственного согласования проекта указа в структурных подразделениях Правительства Алтайского края законодательством Алтайского края не установлены.

В настоящее время в Алтайском крае действует Порядок присвоения званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», Порядок изменения звания, оформления и выдачи удостоверений «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», утвержденный постановлением Правительства Алтайского края от 10 мая 2017 года № 153.

В соответствии с п. 2 Порядка №153 изменения звания, оформления и выдачи удостоверений «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», граждане, претендующие на присвоение звания «Ветеран труда» или «Ветеран труда Алтайского края», либо их законные представители или представители по доверенности, оформленной в установленном законодательством Российской Федерации порядке, за присвоением звания обращаются в управления социальной защиты населения по городским округам и муниципальным районам Алтайского края по месту жительства (пребывания) или многофункциональные центры предоставления государственных и муниципальных услуг.

Звание «Ветеран труда Алтайского края» присваивается на основании ряда документов, в том числе необходимо заявление-ходатайство о присвоении звания «Ветеран труда» (пункт 2.2 Порядка № 153).

Документы не позднее 30 рабочих дней с даты регистрации в управлении социальной защиты населения рассматриваются комиссией по рассмотрению документов граждан, претендующих на присвоение званий «Ветеран труда», «Ветеран труда Алтайского края», созданной при управлении социальной защиты населения. В случае принятия комиссией решения о включении гражданина в ходатайство управление социальной защиты населения:

включает гражданина в ходатайство;направляет ходатайство в Минсоцзащиту Алтайского края в течение 10 рабочих дней с даты принятия решения.

Минсоцзащита Алтайского края в течение 30 рабочих дней с даты получения ходатайства:

проверяет содержащиеся в ходатайстве сведения о трудовом (страховом) стаже и награде на соответствие требованиям, предусмотренным Законом Алтайского края;

при необходимости подтверждения периода трудовой деятельности или факта награждения запрашивает дополнительные документы в управлении социальной защиты населения;

готовит проект указа Губернатора Алтайского края "О присвоении звания "Ветеран труда" и (или) проект указа Губернатора Алтайского края "О присвоении звания "Ветеран труда Алтайского края" и регистрирует его в Единой системе электронного документооборота Алтайского края

при несоответствии гражданина требованиям, предусмотренным частью 1 статьи 1.1 или частью 2 статьи 2 Закона Алтайского края, принимает решение об отказе во включении гражданина в проект указа, копию которого направляет в управление социальной защиты населения в письменной форме для уведомления гражданина.

Звания "Ветеран труда" и "Ветеран труда Алтайского края" присваиваются Губернатором Алтайского края. Указ издается в течение 90 рабочих дней со дня регистрации проекта указа Минсоцзащитой Алтайского края в ЕСЭД.

Судом установлено, что Марченко Л.В. обратилась в Управление социальной защиты населения по Благовещенсткому м Суетскому районам с заявлением о присвоении звания «Ветеран труда Алтайского края» 26 октября 2016 года.

8 ноября 2016 года направлено ходатайство об оформлении и выдаче удостоверения «Ветеран труда Алтайского края» в Главалтайсоцзащиту, к которому приложен реестр граждан, претендующих на оформление и выдачу удостоверения «Ветеран труда».

Указом Губернатора Алтайского края от 14 января 2019 года Марченко Л.В. присвоено звание "Ветеран труда Алтайского края".

Поскольку каких-либо сроков издания Указа Губернатором с момента подготовки проекта Указа, ранее действующим Постановлением Администрации Алтайского края от 25 февраля 2014 года N 75 "Об утверждении порядка присвоения звания "Ветеран труда Алтайского края" не установлено, суд полагает, что незаконность в действиях ответчиков отсутствует.

С учетом даты подачи истцом заявления и подготовки проекта Указа на правоотношения распространяются положения Постановления Администрации Алтайского края от 25 февраля 2014 года N 75.

Порядок присвоения званий, утвержденный постановлением Правительства Алтайского края от 10 мая 2017 года № 153, устанавливающий срок издания указа в течение 90 рабочих дней утвержден после подготовки проекта нормативного акта в отношении Марченко Л.В. и не применим к спорным правоотношениям.

При этом суд руководствуется принципом действия законодательства во времени, согласно общего положения которого закон обратной силы не имеет. Противоположного в постановлении Правительства Алтайского края № 153 не установлено. В данном нормативно-правовом акте указано, что постановление распространяет свое действие на правоотношения, возникшие с 1 января 2017 года.

Сроки, которые прямо предусмотрены Постановлением № 75 от 25 февраля 2014 года для осуществления конкретных действий каждого ведомства, в данном случае соблюдены.

Многократными ответами на обращения Марченко Л.В. в различные органы нарушение ее прав не установлено. Ссылка истца на срок в 35 суток в случае отказа во включении в проект указа Губернатора, является несостоятельной, поскольку звание «Ветеран труда Алтайского края» ей было присвоено.

Учитывая изложенное, суд не находит оснований для удовлетворения требований истца о признании действий (бездействия) ответчиков незаконными.

Оценивая требования истца о взыскании убытков в размере 35 033,04 руб., суд приходит к следующим выводам.

В соответствии со ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, его причинившим.

По смыслу ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации вред рассматривается как всякое умаление охраняемого законом материального или нематериального блага, любые неблагоприятные изменения в охраняемом законом благе, которое может быть как имущественным, так и неимущественным (нематериальным).

Причинение имущественного вреда порождает обязательство между причинителем вреда и потерпевшим, вследствие которого на основании ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.

В силу п. 2 ст. 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Согласно статье 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.

По смыслу вышеуказанных норм убытки - это мера гражданско-правовой ответственности, применение которой возможно лишь при наличии условий ответственности, предусмотренных законом.

К числу обстоятельств, имеющих юридическое значение по настоящему делу, относятся: факт причинения убытков и их размер, противоправность действий должностных лиц, причинно-следственная связь между противоправными действиями должностных лиц и фактом причинения вреда.

В пп. 11, 12, 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23 июня 2015 года №25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой ГК РФ» разъяснено, по делам о возмещении убытков истец обязан доказать, что ответчик является лицом, в результате действий (бездействий) которого возник ущерб, а так же факты нарушения обязательства или причинения вреда, наличие убытков.

Заявляя требования о взыскании убытков, Марченко Л.В. ссылается на закон Алтайского края от 3 декабря 2004 года №61-ЗС «О мерах социальной поддержки отдельных категорий ветеранов», а так же на Закон ФИО4 края от 27 декабря ....-ЗС «О предоставлении мер социальной поддержки по оплате жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан в ФИО4 крае». После присвоения звания «Ветеран труда ФИО4 края» гражданину назначается ежемесячная денежная выплата и компенсация расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.

После присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края» истец обратилась ДД.ММ.ГГГГ с заявлением на назначение ежемесячной денежной выплаты и компенсации расходов на оплату жилого помещения и коммунальных услуг, которые ей были назначены.

Поскольку право на выплату возникает с момента присвоения звания «Ветеран труда Алтайского края», то оснований для возникновения льгот за 2017 – 2018 годы не имелось.

Поскольку в ходе рассмотрения дела не установлено нарушение прав Марченко Л.В. со стороны ответчиков, а также каких либо незаконных действий, состоящих в прямой причинно-следственной связью с убытками истца, оснований для взыскания заявленной суммы не имеется, требования в указанной части также не подлежат удовлетворению.

При таких обстоятельства, требования истца не подлежат удовлетворению в полном объеме.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

РЕШИЛ:

исковые требования Марченко .... к Министерству социальной защиты ФИО4 края, Администрации ФИО3 и Правительства ФИО4 края о признании действий незаконными, обязании произвести выплату убытков оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в ....вой суд через Центральный районный суд .... в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Судья Королькова И.А.

....

....

....

2-3002/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Марченко Людмила Васильевна
Ответчики
Министерство труда и социальной защиты АК
Администрация Алтайского края
Другие
Управление социальной защиты населения по Благовещенскому и Суетскому районам
Марченко Наталья Васильевна
Суд
Центральный районный суд г. Барнаул
Дело на сайте суда
centralny.alt.sudrf.ru
10.04.2020Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
10.04.2020Передача материалов судье
10.04.2020Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.04.2020Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
10.04.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
10.04.2020Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
10.04.2020Предварительное судебное заседание
10.04.2020Судебное заседание
10.04.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.04.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
10.04.2020Дело оформлено
09.01.2020Дело передано в архив
13.05.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее