УИД 18MS0015-01-2022-002038-88
Дело № 12-41/2023 (12-474/2022;)
РЕШЕНИЕ
25 января 2023 года город Ижевск
Ленинский районный суд г. Ижевска УР в составе председательствующего судьи Антюгановой А.А., при секретаре Боталовой А.В., с участием старшего помощника прокурора Нуркаева З.М., рассмотрев в порядке административного судопроизводства протест прокурора Ленинского района г. Ижевска УР на постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска УР от 21.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 ч. 1 КоАП РФ, с ходатайством о восстановлении срока на его обжалование,
установил:
Постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района УР от 21.04.2022 года Ражабов Б. М. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 20 часов.
Прокурором Ленинского района г. Ижевска подан протест на данное постановление в котором просит постановление мирового судьи отменить, дело направить на новое рассмотрение, в связи с неверным определением периодов неуплаты алиментов. Также подано ходатайство о восстановлении срока на обжалование вышеуказанного постановления которое мотивировано тем, что срок для обжалования подлежит восстановлению, в связи с проведенной проверкой о нарушении прав Ражабова Б.М. при привлечении его к административной ответственности во исполнение поручения прокуратуры УР.
В судебном заседании старший помощник прокурора Нуркаев З.М. протест поддержал.
Ражабов Б.М., потерпевшая Рафикова Г.М., просившая рассмотреть дело в ее отсутствие, представитель Ленинского РОСП г. Ижевска в судебное заседание не явились, о месте и времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом.
Выслушав старшего помощника прокурора Ленинского района УР Нуркаева З.М., изучив представленные материалы, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях жалоба на постановление по делу об административном правонарушении может быть подана в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.
В случае пропуска срока, предусмотренного частью 1 настоящей статьи, указанный срок по ходатайству лица, подающего жалобу, может быть восстановлен судьей или должностным лицом, правомочным рассматривать жалобу (часть 2 статьи 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Конституционным Судом Российской Федерации в определении от 17 июля 2012 года N 1339-О, в силу части 1 статьи 24.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях заявленные участниками производства по делу об административном правонарушении ходатайства подлежат обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело, что, однако, не предполагает их обязательное удовлетворение. При этом, как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации в своих решениях, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (определения от 25 декабря 2008 года N 990-О-О, от 21 апреля 2011 года N 465-О-О, от 21 июня 2011 года N 749-О-О, от 29 сентября 2011 года N 1066-О-О и др.).
Из материалов дела установлено, что постановлением мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска УР от 21.04.2022 Ражабов Б. М. признан виновным в совершении административного правонарушения по ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ, назначено наказание в виде обязательных работ сроком на 20 часов.
В судебном заседании прокурор Ленинского района г. Ижевска УР не участвовал, о вынесенном постановлении ему стало известно только 14.11.2022 г.
На основании вышеизложенного, суд приходит к выводу, об уважительности причин пропуска срока обжалования постановления, и удовлетворении ходатайства о восстановлении пропущенного срока.
Относительно поданного протеста на обжалуемое решение суда прихожу к следующему.
В соответствии со ст. 30.6 КоАП РФ, рассматривая жалобу заявителя, суд проверяет законность и обоснованность вынесенного постановления на основании имеющихся в деле и дополнительно представленных материалов. При этом суд не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
В соответствии с положениями ст. 1.6 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.
В соответствии со ст. 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях является всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выяснение причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Согласно ст. 26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно ст. 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
Из материалов дела следует, что прокурор обратился с протестом в порядке ст. 30.10 КоАП РФ, в связи с чем, суд приходит к выводу об уважительности причин пропуска срока на обжалование постановления суда от 21.04.2022 г.
Мировым судьей при рассмотрении дела были исследованы представленные доказательства, на основании анализа которых сделаны выводы о виновности Ражабова Б.М. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.35.1 КоАП РФ.
Частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за неуплату родителем без уважительных причин в нарушение решения суда или нотариально удостоверенного соглашения средств на содержание несовершеннолетних детей либо нетрудоспособных детей, достигших восемнадцатилетнего возраста, в течение двух и более месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, если такие действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Пунктами 1, 2 статьи 80 Семейного кодекса Российской Федерации установлено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. Порядок и форма предоставления содержания несовершеннолетним детям определяются родителями самостоятельно. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание несовершеннолетних детей (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.
В соответствии с разъяснениями, данным в пунктах 4 и 13 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27 апреля 2021 года N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" под обнаружением данного административного правонарушения следует понимать установление уполномоченным должностным лицом и отражение в протоколе об административном правонарушении (постановлении о возбуждении дела об административном правонарушении) достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения (например, данные о факте неуплаты алиментов в течение двух и более месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства и о размере задолженности по алиментам, определенном судебным приставом-исполнителем, объяснения лица, в отношении которого решается вопрос о возбуждении дела об административном правонарушении, а также сведения об отсутствии уважительных причин неуплаты алиментов) (пункт 1 части 1, пункт 3 части 4 статьи 28.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Субъективная сторона состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, характеризуется умышленной формой вины.
Лицо, обязанное уплачивать алименты, подлежит привлечению к административной ответственности и в том случае, если установлен факт умышленной неполной уплаты им средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, то есть уплаты алиментов в размере меньшем, чем это предусмотрено судебным актом или соглашением об уплате алиментов, поскольку данное обстоятельство является их нарушением.
Из материалов дела следует, что на основании исполнительного листа ВС № 001302075, выданного мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска УР 07.10.2021 возбуждено исполнительное производство в отношении Ражабова Б.М. о взыскании алиментов в пользу Рафиковой Г.М. на содержание ФИО5, ДД.ММ.ГГГГ г.р. алиментов в размере 1/4 части всех видов его заработка и (или) иных доходов ежемесячно, начиная с 06.10.2009 и до его совершеннолетия.
Основанием для возбуждения в отношении Ражабова Б.М. дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, послужили изложенные в протоколе об административном правонарушении выводы о том, что он, зная о возбужденном исполнительном производстве, будучи трудоспособным, в период с 08.11.2021 по 02.03.2022 без уважительных причин уклоняется от уплаты алиментов в полном объеме на содержание несовершеннолетнего ребенка в течение более двух месяцев со дня возбуждения исполнительного производства, в результате чего образовалась задолженность по алиментам. Эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния.
Однако, период неуплаты алиментов вменен судебным приставом-исполнителем неверно, поскольку на дату составления протокола об административном правонарушении 03.03.2022 наступило событие административного правонарушения лишь за период неуплаты алиментов с 08.11.2021 по 31.01.2022 г.
Факт административного правонарушения и виновность Ражабова Б.М. в его совершении действительно подтверждены совокупностью доказательств, допустимость и достоверность которых сомнений не вызывают, а именно: протоколом № 77 от 03.03.2022; копией исполнительного листа ВС № 001302075; постановлением о возбуждении исполнительного производства от 07.10.2021; постановлением об определении задолженности по алиментам от 03.03.2022; объяснениями Рафиковой Г.М. от 02.03.2022, иными материалами дела.
Между тем, Пунктом 3 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года N 6 "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях, связанных с неуплатой средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей" определено, что период неуплаты алиментов должен составлять не менее двух месяцев подряд в рамках возбужденного исполнительного производства. Течение указанного двухмесячного срока начинается на следующий день после окончания срока уплаты единовременного или ежемесячного платежа, установленного судебным актом или соглашением об уплате алиментов. Событие административного правонарушения, предусмотренного частью 1 или 2 статьи 5.35.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, может иметь место со следующего дня после окончания названного двухмесячного срока. Административное правонарушение будет окончено в связи с обнаружением факта неуплаты алиментов в течение двух месяцев подряд либо в связи с добровольным прекращением лицом неуплаты алиментов по истечении указанного двухмесячного срока (часть 2 статьи 4.5, статья 4.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Исходя из вышеприведенных положений постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 апреля 2021 года N 6 начало совершения противоправного действия, выразившегося в неуплате без уважительных причин лицом средств на содержание несовершеннолетнего ребенка, связано с неисполнением соответствующей обязанности и является наказуемым в том случае, когда период неуплаты алиментов составляет не менее двух месяцев в рамках возбужденного исполнительного производства.
Таким образом, мировым судьей период неуплаты алиментов вменен не верно, поскольку с учетом вышеуказанных положений на дату составления протокола об административном правонарушении – 03.03.2022, на дату составления протокола об административном правонарушении 03.03.2022 наступило событие административного правонарушения лишь за период неуплаты алиментов с 08.11.2021 по 31.01.2022 г.
При таких обстоятельствах обжалуемое постановление не может быть признано законным.
Срок привлечения к административной ответственности за совершение административного правонарушения предусмотренного ст. 5.35.1 КоАП РФ составляет 2 года.
С учетом того, что срок давности привлечения к административной ответственности, установленный частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел не истек, следовательно, дело об административном правонарушении подлежит направлению на новое рассмотрение со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Руководствуясь ст. 30.7 КоАП РФ, суд
решил:
Протест прокурора Ленинского района г. Ижевска УР - удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № 2 Ленинского района г. Ижевска УР от 21.04.2022 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.35.1 ч. 1 КоАП РФ в отношении Ражабова Бахтиора Маматмуратовича - отменить, дело направить на новое рассмотрение со стадии подготовки к рассмотрению дела об административном правонарушении.
Дальнейший пересмотр решения возможен в порядке, предусмотренном ст. 30.13, 30.14 КоАП РФ непосредственно в Шестой кассационный суд общей юрисдикции.
Судья А.А. Анюганова