Дело № 2-1210/2015 10 сентября 2015 г.
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской ФедерацииПриморский районный суд Архангельской области в составе председательствующего судьи Алексеевой Н.В.,
при секретаре Суховой В.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Архангельске гражданское дело по иску Дурнева А. И. к закрытому акционерному обществу Страховая компания «УРАЛСИБ Жизнь» о взыскании страхового возмещения, компенсации морального вреда, штрафа,
у с т а н о в и л:
Дурнев А.И. обратился с иском в суд к закрытому акционерному обществу Страховая компания «УРАЛСИБ Жизнь» о взыскании страхового возмещения. В обоснование указал, что ДД.ММ.ГГГГ между Б. и ответчиком был заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья «Заемщик потребительского кредита». Предметом договора выступали страховые риски – смерь застрахованного лица, причинение вреда здоровью от любых причин, повлекшее назначение инвалидности 1, 2 группы. Выгодоприобретателем по договору является ОАО «Уралсиб» в части фактической задолженности застрахованного лица по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ на дату наступления страхового случая. Срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховая премия в размере <сумма> (смерть застрахованного лица) и <сумма> (причинение вреда здоровью) уплачена полностью. В период действия договора наступил страховой случай – ДД.ММ.ГГГГ страхователь умер. Истец по отношению к страхователю является супругом и наследником страхователя по закону. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в банк, где был взят кредит, с заявлением о выплате страхового возмещения в счет погашения кредита, ДД.ММ.ГГГГ банк направил заявление в страховую компанию. Ответчик отказал в выплате страхового возмещения, мотивируя свой отказ, тем, что произошедшее событие не является страховым случаем со ссылкой на п.п. № и № условий договора, в соответствии с которыми страховщик освобождается от ответственности, если события произошли вследствие заболеваний <данные изъяты> или их прямого влияния, если по поводу какого-либо из указанных заболеваний, явившегося причиной смерти, застрахованное лицо в течение года, предшествовавшего заключению договора, обращалось за врачебной помощью или состояло на диспансерном учете в соответствующем учреждении. Полагал отказ незаконным, так как оснований освобождений страховщика от выплаты страхового возмещения, предусмотренных ст.ст. 961, 963, 964 ГК РФ, не имелось, Б. на диспансерном учете не состояла, за врачебной помощью в ДД.ММ.ГГГГ не обращалась. На дату наступления страхового случая страховая сумма составляла <сумма> В связи с чем просил взыскать с ответчика невыплаченное страховое возмещение в размере <сумма>, штраф за отказ в добровольном порядке удовлетворить требования потребителя в размере 50 %, компенсацию морального вреда в размере <сумма>
Истец просил рассмотреть дело в свое отсутствие.
Представитель истца по доверенности Белых В.В. в судебном заседании отказался от иска в части взыскания с ответчика компенсации морального вреда, штрафа, в связи с чем производство по делу в данной части определением суда прекращено, требование о взыскании страхового возмещения в размере <сумма> поддержал.
Ответчик, надлежащим образом извещенный о времени и месте рассмотрения дела, что подтверждается уведомлением о вручении, своего представителя в судебное заседание не направил, возражений по иску не представил.
Третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований на предмет спора, ОАО Банк «Уралсиб», просило рассмотреть дело в отсутствие своего представителя. В направленном отзыве указало, что задолженность по кредиту на ДД.ММ.ГГГГ составляет <сумма>
Заслушав представителя истца, исследовав и оценив представленные доказательства, суд приходит к следующему.
Судом установлено, следует из материалов дела, что ДД.ММ.ГГГГ между ЗАО «УРАЛСИБ Жизнь» и Б. заключен договор добровольного страхования жизни и здоровья заемщика потребительского кредита на условиях, изложенных в полисе и Условиях договора добровольного страхования жизни и здоровья заемщика потребительского кредита, выдан полис №.
Предметом договора являлись страховые риски – смерь застрахованного лица, причинение вреда здоровью от любых причин, повлекшее назначение инвалидности 1, 2 группы.
Выгодоприобретателем по договору является ОАО «Уралсиб» в части фактической задолженности застрахованного лица по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ на дату наступления страхового случая.
Срок действия договора определен с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, страховая премия в размере <сумма> (смерть застрахованного лица) и <сумма> (причинение вреда здоровью) уплачена полностью.
Страховая сумма на дату заключения договора составляет <сумма> Размер страховой суммы в течение срока действия договора страхования определяются в соответствии с Таблицей изменения страховых сумм.
В период действия договора наступил страховой случай – ДД.ММ.ГГГГ страхователь Б. умерла.
Наследником Б., принявшим наследство, является ее супруг Дурнев А.И.
Задолженность Б. по кредитному договору от ДД.ММ.ГГГГ на ДД.ММ.ГГГГ составляла <сумма>, на ДД.ММ.ГГГГ задолженность составляет <сумма>
ДД.ММ.ГГГГ ОАО «Банк Уралсиб» направил заявление в ЗАО СК «УРАЛСИБ Жизнь» на страховую выплату.
ДД.ММ.ГГГГ страховая компания отказала в выплате страхового возмещения со ссылкой на п.п. № и № условий договора добровольного страхования, в соответствии с которыми страховщик освобождается от ответственности, если события произошли вследствие заболеваний сердечно-сосудистой системы или их прямого влияния, если по поводу какого-либо из указанных заболеваний, явившегося причиной смерти, застрахованное лицо в течение года, предшествовавшего заключению договора, обращалось за врачебной помощью или состояло на диспансерном учете в соответствующем учреждении.
Согласно ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии с п. 1 ст. 927 ГК РФ страхование осуществляется на основании договоров имущественного или личного страхования, заключаемых гражданином или юридическим лицом (страхователем) со страховой организацией (страховщиком).
Согласно п. 1 ст. 934 ГК РФ, по договору личного страхования одна сторона (страховщик) обязуется за обусловленную договором плату (страховую премию), уплачиваемую другой стороной (страхователем), выплатить единовременно или выплачивать периодически обусловленную договором сумму (страховую сумму) в случае причинения вреда жизни или здоровью самого страхователя или другого названного в договоре гражданина (застрахованного лица), достижения им определенного возраста или наступления в его жизни иного предусмотренного договором события (страхового случая).
В соответствии с положениями п. 2 ст. 934 ГК РФ по договору личного страхования право на получение страховой суммы принадлежит лицу, в пользу которого заключен договор. В случае смерти лица, застрахованного по договору, в котором не назван иной выгодоприобретатель, выгодоприобретателями признаются наследники застрахованного лица.
Существенное значение для разрешения возникшего спора имеет относимость события смерти Б. к страховому случаю.
Согласно положениям п. 1 ст. 929 и пп. 2 п. 1 ст. 942 ГК РФ страховым случаем является такое событие, которое обладает признаками, определенными договором или правилами страхования.
В соответствии с п. 1 ст. 964 ГК РФ, если законом или договором страхования не предусмотрено иное, страховщик освобождается от выплаты страхового возмещения и страховой суммы, когда страховой случай наступил вследствие: воздействия ядерного взрыва, радиации или радиоактивного заражения; военных действий, а также маневров или иных военных мероприятий; гражданской войны, народных волнений всякого рода или забастовок.
Как следует из материалов дела, причиной смерти Б. явился <данные изъяты>.
Согласно п.п. № и № условий договора добровольного страхования, не являются страховыми случаями события, предусмотренные п. № настоящих Условий и происшедшие вследствие заболеваний сердечно-сосудистой системы или их прямого влияния, если по поводу какого-либо из указанных заболеваний, явившегося причиной смерти, застрахованное лицо в течение года, предшествовавшего заключению договора, обращалось за врачебной помощью или состояло на диспансерном учете в соответствующем учреждении.
Вместе с тем, как следует из выписки из медицинской карты Б., последняя в течение года, предшествовавшего заключению договора (ДД.ММ.ГГГГ), не обращалась за врачебной помощью и не состояла на диспансерном учете в соответствующем учреждении по поводу заболевания, явившегося причиной смерти.
Таким образом, суд приходит к выводу, что смерть Б. при установленных обстоятельствах является страховым случаем.
Оснований освобождения страховщика от выплаты страхового возмещения, предусмотренных ст.ст. 961, 963, 964 ГК РФ, в судебном заседании не установлено, ответчиком не приведено.
Согласно п. № Условий договора добровольного страхования, страховая выплата осуществляется страховщиком при наступлении страховых случаев, предусмотренных договором страхования, в размере <данные изъяты> страховой суммы, установленной на день наступления страхового случая, согласно Таблице изменений значения страховой суммы.
Согласно Таблице изменений значения страховой суммы, являющейся приложением № к полису от ДД.ММ.ГГГГ, страховая сумма на день наступления страхового случая ДД.ММ.ГГГГ составляет <сумма>
Страховая выплата производится в течение <данные изъяты> рабочих дней после получения всех документов (п. № Условий договора добровольного страхования).
В соответствии с п. 4 ст. 430 ГК РФ, в случае, когда третье лицо отказалось от права, предоставленного ему по договору, кредитор может воспользоваться этим правом, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору.
Таким образом, учитывая, что факт наступления страхового случая материалами дела подтвержден, оснований освобождения страховщика от ответственности не имеется, страховая выплата ответчиком не произведена, страховщик не исполнил свои обязательства по договору страхования, в связи с чем перешедшее к наследнику Дурневу А.И. в порядке универсального правопреемства обязательство по договору займа не прекращено, доказательств обратного ответчиком не представлено, ОАО «Уралсиб», привлеченное в качестве третьего лица по делу, возражений по взысканию денежных средств в пользу наследника не высказало, в период рассмотрения дела не выразило намерения воспользоваться своим правом по договору страхования, суд приходит к выводу, что исковые требования Дурнева А.И. являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению, с ответчика в пользу истца подлежит взысканию денежная сумма в размере <сумма>
В силу ст. 103 ГПК РФ, с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию государственная пошлина в размере <сумма>
Руководствуясь ст.ст.194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░░ ░░░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ «░░░░░░░ ░░░░░» ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ <░░░░░>
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░