Дело № 2-172/2024 (2-3834/2023)
55RS0005-01-2023-004823-10
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Первомайский районный суд г. Омска
в составе председательствующего судьи Шакуовой Р.И.,
при секретаре Гаюновой Ю.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании
в городе Омске 02 февраля 2024 года
гражданское дело по иску Данильченко Ю. А. к Ф. Р., У. Р. по <адрес> об обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Истец Данильченко Ю.А. обратилась в суд с указанным требованием к Управлению Федеральной службы исполнения наказаний Р. по <адрес> (далее по тексту У. Р. по <адрес>), Федеральной службе исполнения наказаний Р. (далее по тексту Ф. Р.), ссылаясь на то, что согласно выписке из протокола заседания Комиссии У. Р. по <адрес> истец и члены ее семьи поставлены на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ. Состав семьи истца составляет <данные изъяты>: Данильченко Ю.А., супруг – Новопашин К.А., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – Тыркова В.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – Тыркова С.В., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; дочь – Данильченко В.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения; сын – Данильченко Р.К., ДД.ММ.ГГГГ года рождения. Все члены семьи зарегистрированы и проживают по адресу: <адрес>, <адрес>, площадью <данные изъяты> кв.м. и комната №, площадью <данные изъяты> кв.м.. Данные жилые помещения принадлежат на праве общей долевой собственности истцу и дочерям Тырковой В.В., Тырковой С.В. по <данные изъяты> доли каждому. Иных жилых помещений в собственности истец и члены ее семьи не имеют.
Согласно заключению от ДД.ММ.ГГГГ, комиссией принято решение о выявлении оснований для признания многоквартирного <адрес> по <адрес> городок в <адрес> аварийным и подлежащим сносу. Таким образом, единственное жилье, в котором она с семьей проживает признано аварийным и подлежит сносу. Кроме того, семья истца является многодетной, а супруг – Новопашин К.А. является участником боевых действий.
ДД.ММ.ГГГГ она уволена со службы по выслуге лет (в календарном исчислении ДД.ММ.ГГГГ дней, в льготном исчислении ДД.ММ.ГГГГ дней), в связи с наличием выслуги более <данные изъяты> в календарном исчислении имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения. Данная выплата предоставляется сотруднику с учетом совместно проживающих членов семьи. С учетом членов семьи и показателей средней рыночной стоимости одного квадратного места общей площади жилого помещения для <адрес> на ДД.ММ.ГГГГ года размер единовременной социальной выплаты составит <данные изъяты> рублей.
Просит обязать Ф. Р., У. Р. по <адрес> произвести единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения в размере 9 964 462,50 рублей, взыскать расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
В судебном заседании истец и ее представитель Сенаторова К.И., допущенная к участию в деле по устному ходатайству, заявленные требования поддержали, привели доводы, изложенные в исковом заявлении.
Представитель Ф. Р. и У. Р. по <адрес> Паталах А.Н., действующая на основании доверенностей, в судебном заседании с требованиями не согласилась. Суду пояснила, что решением Комиссии У. Р. по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Данильченко Ю.В. поставлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ с составом семьи <данные изъяты> человек. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ истец состоит на учете для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения под номером №. Единовременная социальная выплата предоставляется в пределах бюджетных ассигнований. С ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время бюджетные ассигнования для предоставления социальных выплат не доводились и выплаты сотрудникам не производились. Просила в удовлетворении требований отказать.
Представитель третьего лица Администрации <адрес>, привлеченного судом к участию в деле, в судебном заседании участие не принимал, о месте и времени рассмотрения извещен надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, приказом №-лс от ДД.ММ.ГГГГ <данные изъяты> У. Р. по <адрес> расторгнут контракт о службе в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации и уволена со службы из уголовно-исполнительной системы Российской Федерации старший прапорщик внутренней службы Данильченко Ю.А. младший инспектор <данные изъяты> У. Р. по <адрес> по п<данные изъяты> (по выслуге лет, дающей право на получение пенсии) ДД.ММ.ГГГГ. Выслуга лет по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ составляет в календарном исчислении 16 лет 11 месяцев 29 дней, в льготном исчислении <данные изъяты> дней (л.д.13).
ДД.ММ.ГГГГ состоялось заседание комиссии У. Р. по <адрес> по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам УИС, проходящим службу в У. Р. по <адрес> и подведомственных ему учреждениях УИС, и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в указанных учреждениях и органах, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, по результатам которого, Данильченко Ю.А. составом семьи 6 человек постановлена на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с пунктом 2 части 3 статьи 4 Федерального закона Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № № (л.д.14-15).
Как усматривается из уведомления У. Р. по <адрес>, Данильченко Ю.А. решением комиссии У. Р. по <адрес> принята на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, где состоит под № (л.д.24).
По сведениям отдела адресно-справочной работы Управления по вопросам миграции УМВД Р. по <адрес> истец Данильченко Ю.А. и члены ее семьи зарегистрированы по адресу: <адрес>, <адрес>
Решением межведомственной комиссии <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ выявлены основания для признания многоквартирного дома, расположенного по адресу: <адрес>, <адрес> аварийным и подлежащим сносу (л.д.16-18).
Поскольку до настоящего времени единовременная социальная выплата для приобретения или строительства жилого помещения истцу не выплачена, при этом многоквартирный дом, в котором проживает семья истца признан аварийным, Данильченко Ю.А. обратилась в суд с требованием о возложении на Ф. Р., У. Р. по <адрес> обязанности произвести единовременную социальную выплату в размере 9 964 462,50 рублей.
Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, граждан Российской Федерации, уволенных со службы в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Российской Федерации, а также с предоставлением им иных социальных гарантий, регулируются Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № № (в ред. от ДД.ММ.ГГГГ, действовавшей на дату постановки истца на учет) «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В соответствии со статьей 4 указанного Федерального закона, сотрудник, имеющий общую продолжительность службы в учреждениях и органах не менее <данные изъяты> лет в календарном исчислении, имеет право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения один раз за весь период государственной службы, в том числе в учреждениях и органах.
Право сотрудника на единовременную социальную выплату признается при установлении его нуждаемости в жилом помещении, которая определяется по основаниям, перечисленным в части 3 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № №. В частности, единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник: не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения (пункт 1 части 3 статьи 4 закона); является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров (пункт 2 части 3 статьи 4 закона); проживает в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям, независимо от размеров занимаемого жилого помещения (пункт 3 части 3 статьи 4 Закона).
Порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты в силу части 6 статьи 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № № определяются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № утверждены Правила предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации (далее Правила).
Данные Правила устанавливают порядок и условия предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, имеющим специальные звания и проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органах Российской Федерации.
Единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику в пределах бюджетных ассигнований, предусмотренных соответствующему федеральному органу исполнительной власти, по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник не является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения.
Согласно п. <данные изъяты> Правил единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет. Сотруднику, имеющему <данные изъяты> и более совместно проживающих с ним детей, единовременная социальная выплата в текущем году предоставляется ранее принятых в том же году на учет для получения единовременной социальной выплаты сотрудников.
Представителем ответчиков были даны пояснения, что с ДД.ММ.ГГГГ финансирование на обеспечение единовременной социальной выплаты сотрудникам У. Р. по <адрес> не доводились, обеспечиваться выплатами должны сотрудники, вставшие на учет ранее истца.
Правила предоставления единовременной социальной выплаты указанным сотрудникам, имеющим приоритет в связи с наличием <данные изъяты> и более детей, не предусматривают право на единовременную выплату во внеочередном порядке по данной очереди в целом, право истца и членов ее семьи, состоящих на учете, на получение единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в настоящее время не нарушено, иное повлечет нарушение прав иных лиц, поставленных на учет ранее истца и также имеющих приоритетное право на обеспечение указанной единовременной социальной выплатой.
В силу п. 4 ст. 15 ЖК РФ жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно п. 7 Положения «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции», утвержденного Постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции осуществляется межведомственной комиссией, создаваемой в этих целях, на основании оценки соответствия указанных помещения и дома установленным в настоящем Положении требованиям.
Орган местного самоуправления создает в установленном им порядке комиссию для оценки жилых помещений муниципального жилищного фонда.
Согласно п. <данные изъяты> указанного Положения по результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в настоящем Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признается непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции.
В соответствии с п. <данные изъяты> Положения на основании полученного заключения соответствующий федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, орган местного самоуправления принимает решение и издает распоряжение с указанием о дальнейшем использовании помещения, сроках отселения физических и юридических лиц в случае признания дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции или о признании необходимости проведения ремонтно-восстановительных работ.
При таких обстоятельствах, заключение № от ДД.ММ.ГГГГ межведомственной комиссии <адрес> о признании многоквартирного <адрес> по <адрес> городок в <адрес> аварийным и подлежащим сносу не может являться основанием для возложения на Ф. Р., У. Р. по <адрес> обязанности произвести истцу единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.
Как указано ранее, расселение физических лиц из аварийных домов входит в компетенцию органов местного самоуправления, а не У. Р. по <адрес> или Ф. Р.. Истец поставлена на учет для получения единовременной выплаты, которая производится при наличии бюджетных ассигнований. Учитывая очередность в рамках реализации программы выплаты единовременной социальной выплаты, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для возложения на ответчиков обязанности по предоставлению единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения.
По правилам ст.98 ГПК РФ требование о взыскании расходов по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей также не подлежит удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Данильченко Ю. А. к Ф. Р., У. Р. по <адрес> об обязании предоставить единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения – отказать.
Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме
Судья Р.И. Шакуова
Мотивированное решение составлено ДД.ММ.ГГГГ