Дело №2-397/2021
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
(полный текст)
14 мая 2021 года г. Севастополь
Нахимовский районный суд г. Севастополя в составе:
председательствующего судьи – Лемешко А.С.,
при секретаре – Гумперенко Л.К.,
с участием истца – Макаренко ФИО10.,
представителя истца – Соина ФИО10.,
ответчика – Корниенко ФИО10.,
представителя ответчика – Меерович Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении суда гражданское дело по иску Макаренко ФИО10 к Корниенко ФИО10 о признании договора дарения недействительным,
УСТАНОВИЛ:
Истец Макаренко ФИО10. обратился в суд с иском к Корниенко ФИО10., просит признать недействительным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного 09 ноября 2018 года между Маркович ФИО10 и Корниенко ФИО10. Требования мотивировала тем, что на момент заключения договора дарения жилого дома его мать - Маркович ФИО10 не отдавала отчет своим действиям в силу имеющегося у нее заболевания.
Истец и его представитель в судебном заседании заявленные требования поддержали в полном объеме по доводам, изложенным в иске, пояснили, что Маркови ФИО10 в силу своего преклонного возраста и сопутствующих заболеваний не понимала значение совершенной сделки.
Ответчик и его представитель в судебном заседании возражали против удовлетворения заявленных требований указывая, что Маркович ФИО10 сама изъявила волю и приняла самостоятельное решение сначала составить завещание на имя Корниенко ФИО10., а потом оформить договор купли-продажи жилого дома на его имя, поскольку более 15 лет они проживают вместе как члены одной семьи, Корниенко ФИО10. осуществляет уход за Маркович ФИО10, приобретает продукты питания, лекарства, вызывает врачей.
Выслушав мнение участников процесса, изучив материалы дела, суд приходит к следующему выводу.
В соответствии с частью 2 статьи 218 Гражданского кодекса Российской Федерации право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.
Согласно пункту 1 статьи 572 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
В силу положений пункта 3 статьи 574 Гражданского кодекса Российской Федерации договор дарения недвижимого имущества подлежит государственной регистрации.
Судом установлено, что 09 ноября 2018 года между Маркович ФИО10 и Корниенко ФИО10. заключен договор дарения, по условиям которого истец безвозмездно передал в собственность ответчика жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Данный договор дарения прошел государственную регистрацию, государственный регистратор, переход права собственности на квартиру зарегистрирован в Управлении государственной регистрации права и кадастра города Севастополя 22 ноября 2018 года.
Как следует из пояснений ответчика Корниенко ФИО10. договор дарения был подписан сторонами в присутствии регистратора, который в устном порядке разъяснил сторонам договора, в том числе и Маркович ФИО10 сущность и последствия договора дарения.
После подписания и государственной регистрации договора дарения, между сторонами был составлен акт приема-передачи жилого дома, согласно которого договор и акт подписан добровольно.
02.10.2019 Маркович ФИО10 умерла. После ее смерти по заявлению истца Макаренко ФИО10. открыто наследственное дело № к имуществу Маркович ФИО10 Истец является единственным наследником, обратившимся к нотариусу.
Согласно ч. 4 ст. 35 Конституции Российской Федерации право наследования гарантируется государством.
В соответствии со ст. 218 ГК РФ в случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.
В соответствии со ст. 1111 ГК РФ наследование осуществляется по завещанию и по закону.
В соответствии со ст. 166 ГК РФ сделка недействительна по основаниям, установленным законом, в силу признания ее таковой судом (оспоримая сделка) либо независимо от такого признания (ничтожная сделка). Требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В силу ст. 167 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения.
Согласно ст. 177 ГК РФ сделка, совершенная гражданином, хотя и дееспособным, но находившимся в момент ее совершения в таком состоянии, когда он не был способен понимать значение своих действий или руководить ими, может быть признана судом недействительной по иску этого гражданина либо иных лиц, чьи права или охраняемые законом интересы нарушены в результате ее совершения.
Для установления юридически значимых обстоятельств по делу определением суда была назначена судебная посмертная комплексная психолого – психиатрическая экспертиза.
Согласно заключению посмертной судебно-психиатрической экспертизы №466 от 19 марта 2021 года Маркович ФИО10 в момент заключения договора дарения жилого дома 09.11.2018 не могла понимать значение своих действий и руководить ими. Маркович ФИО10 на момент заключения договора дарения жилого дома 09.11.2018 страдала прогрессирующим психическим расстройством в форме органического расстройства личности и поведения с выраженным снижением памяти и интеллекта, вследствие органического поражения головного мозга смешанного происхождения(возрастного, сосудистого, метаболического), степень выраженности которого лишала ее возможности понимать значение своих действий и руководить ими.
По смыслу положений ст. 86 ГПК РФ экспертное заключение является одним из наиболее важных видов доказательств по делу, поскольку оно отличается использованием специальных познаний и научными методами исследования, тем не менее, суд при наличии в материалах рассматриваемого дела заключения эксперта не может пренебрегать иными добытыми по делу доказательствами, в связи с чем, законодателем в ст. 67 ГПК РФ закреплено правило о том, что ни одно доказательство не имеет для суда заранее установленной силы, а в положениях ч. 3 ст. 86 ГПК РФ установлено, что заключение эксперта для суда необязательно и оценивается наряду с другими доказательствами.
Таким образом, экспертные заключения оцениваются судом по его внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании каждого отдельно взятого доказательства, собранного по делу, и их совокупности с характерными причинно-следственными связями между ними и их системными свойствами.
Данное экспертное заключение научно обосновано, выполнено экспертами, имеющими необходимую квалификацию в области психиатрии и психологии, отвечает требованиям ст. 67 ГПК РФ, в связи с чем, является достоверным и может быть положено в основу выводов суда о том, что Маркович ФИО10 в момент заключения договора дарения жилого дома 09.11.2018 не могла понимать значение своих действий и руководить ими.
Оценив относимость, допустимость, достоверность каждого представленного доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь исследованных в судебном заседании доказательств в их совокупности, суд приходит к выводу, что в судебном заседании нашел подтверждение тот факт, что Маркович ФИО10 в момент заключения договора дарения жилого дома 09.11.2018 не могла понимать значение своих действий и руководить ими, вследствие чего, исковые требования истца обоснованны и подлежат удовлетворению.
В соответствии с п.5 ч.2 ст.14 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» от 13.05.2015 №218-ФЗ вступившее в законную силу решение суда является основанием для исключения записи из Единого государственного реестра недвижимости на жилой дом расположенный по адресу: <адрес>.
Поскольку исковые требования истца удовлетворены, расходы по оплате государственной пошлины в размере 25978 рублей подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд –
РЕШИЛ:
Исковые требования Макаренко ФИО10 – удовлетворить.
Признать недействительным договор дарения жилого дома, расположенного по адресу: <адрес>, заключенного 09 ноября 2018 года между Маркович ФИО10 и Корниенко ФИО10.
Применить последствия недействительности сделки в виде возврата сторон в первоначальное положение.
Исключить из ЕГРН сведения о праве собственности Корниенко ФИО10 на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес>.
Взыскать с Корниенко ФИО10 в пользу Макаренко ФИО10 государственную пошлину в размере 25978 рублей.
Решение может быть обжаловано в Севастопольский городской суд путем подачи апелляционной жалобы через Нахимовский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 19 мая 2021 года.
Судья Нахимовского районного
суда г. Севастополя А.С. Лемешко