Дело №а-№/2019 ( №)
КОПИЯ
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
Центральный районный суд <адрес> в составе:
председательствующего Будасовой Е.Ю.
при секретаре Устиновой Е.Б.
рассмотрев в открытом судебном заседании в <адрес>
ДД.ММ.ГГГГ
дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Терешенкову А. Н. о взыскании задолженности по налогу,
УСТАНОВИЛ:
Межрайонная ИФНС № по <адрес> обратилась с административным иском к Терешенкову А.Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013г. в размере 11 838 руб., задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в размере 9814 руб., всего за 2013г, 2014гг. - 21 652 руб.
Требования мотивированы тем, мировым судьей судебного участка № Центрального судебного района <адрес> 31.03.2017г., был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с Терешенкова А.Н. Однако, 29.12.2017г. вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями от должника. Срок подачи административного заявления установлен до 29.06.2018г. Определение от 29.12.2017г. об отмене судебного приказа поступило в Инспекцию 27.09.2018г. (согласно штемпелю на №. №), т.е. после истечения срока для подачи административного искового заявления. Межрайонная ИФНС № по <адрес> обратилась в Центральный районный суд <адрес> о взыскании задолженности по налогам в отношении Терешенкова А.Н. требования мотивирует следующим: по сведениям Росреестра по <адрес>, Терешенков А.Н. являлся собственником имущества, находящегося по адресу: <адрес> (иные строения и сооружения); магазин по адресу: <адрес>; фруктохранилище по адресу: <адрес>, склад металлический по адресу: <адрес> иные строения, помещения и сооружения по адресу: <адрес>. Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество. Согласно расчету суммы исчисленного налога по инвентаризационной стоимости за 2013г.: 1) иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, <адрес>: 1 020 215,00 руб. (инвентаризационная стоимость) * 2% (налоговая ставка) * 2/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 1134,00 руб.; 1 020 215,00 руб. (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 10/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 2833,00 руб. Всего: 3967,00 руб.; 2) Магазин, с кадастровым №, <адрес>: № (инвентаризационная стоимость) * 2% (налоговая ставка) * 2/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 389,00 руб.; 3) фруктохранилище, с кадастровым №, <адрес> 169,00 (инвентаризационная стоимость) * 2% (налоговая ставка) * 2/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 10,00 руб.; 89 169,00 (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 10/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 247,00 руб. Всего: 347,00 руб.; 4) склад металлический, с кадастровым №, <адрес>№ 78 510,00 (инвентаризационная стоимость) * 2% (налоговая ставка) * 2/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 87,00 руб.; 78 510, 00 (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 10/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 218,00 руб. всего: 305,00 руб. 5) Иные строения, помещения и сооружения с кадастровым №, <адрес>: № 00 (инвентаризационная стоимость) * 2% (налоговая ставка) * 2/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1 = 1951,00 руб., 585 468 (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 10/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1 = 4879,00 руб. Всего: 6830 руб. Всего начислено налога на имущество физических лиц за 2013г. в размере 11 838 руб.
Расчет суммы исчисленного налога по инвентаризационной стоимости за 2014г.: 1) иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, <адрес> 1 020 215,00 руб. (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 12/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 3400,00 руб.; 2) фруктохранилище, с кадастровым №, <адрес>: 89 169,00 (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 12/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 297,00 руб.; 3) склад металлический, с кадастровым <адрес>, <адрес>: 78 510,00 (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 12/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1/3 = 262,00 руб.; 4) Иные строения, помещения и сооружения с кадастровым <адрес>, <адрес>: <адрес> 468, 00 (инвентаризационная стоимость) * 1% (налоговая ставка) * 12/12 (кол-во месяцев) доля в праве 1 = 5855,00 руб. Начислен налог на имущество физических лиц за 2014г. в размере 9 814,00 руб. Всего начислен налог на имущество физических лиц за 2013-2014гг. в размере 21 652,00 руб. Налоги уплачиваются на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Ответчику было направлено налоговое уведомление № от 01.08.2015г. на уплату налогов физическим лицом с указанием срока уплаты не позднее 01.10.2015г. за 2013, 2014гг. Однако налог не был уплачен. Ответчику было направлено требование об уплате транспортного налога, налога на имущество физических лиц № от 09.10.2015г., об уплате суммы задолженности в добровольном порядке в срок до 30.11.2015г., В установленные сроки требование не исполнено. В связи с чем, административный истец просит восстановить пропущенный по уважительной причине процессуальный срок для подачи административного искового заявления. Взыскать с административного ответчика Терешенкова А.Н. задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2013г. в размере 11 838 руб., задолженность по налогу на имущество физических лиц за 2014г. в размере 9814 руб., всего за 2013г, 2014гг. - 21 652 руб.
Административный истец о слушании дела извещен надлежащим образом, представитель в судебное заседание не явился.
Административный ответчик Терешенков А.Н. в судебное заседание не явился, о дне слушания дела извещен надлежащим образом, причину неявки не сообщил.
Представитель административного ответчика Соловьева Ю.А., действующая на основании доверенности, представившая диплом о высшем юридическом образовании, просила отказать в удовлетворении заявленных требований, т.к. налоговым органом пропущен установленный законом срок обращения в суд с требованиями о взыскании налога. О взыскании задолженности по налогу за период 2013, 2014гг. инспекция обратилась лишь в марте 2018г. Уважительных причин пропуска срока инспекцией не представлено. В связи с чем, просит суд отказать в удовлетворении заявленных административных исковых требований в полном объеме.
Суд, выслушав представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы дела, считает, что требования административного истца не подлежат удовлетворению, на основании следующего.
Согласно ч. 1 ст. 286 КАС РФ Органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч. 1, ч. 2 ст. 399 НК РФ налог на имущество физических лиц (далее в настоящей главе - налог) устанавливается настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с настоящим Кодексом и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований. Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований (законодательные (представительные) органы государственной власти городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) определяют налоговые ставки в пределах, установленных настоящей главой, и особенности определения налоговой базы в соответствии с настоящей главой.
Согласно ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
Согласно ч. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество:
жилой дом;
жилое помещение (квартира, комната);
гараж, машино-место;
единый недвижимый комплекс;
объект незавершенного строительства;
иные здание, строение, сооружение, помещение.
На основании ч. 1, 2 ст. 402 НК РФ налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи. Налоговая база в отношении объектов налогообложения, за исключением объектов, указанных в пункте 3 настоящей статьи, определяется исходя из их инвентаризационной стоимости в случае, если субъектом Российской Федерации не принято решение, предусмотренное абзацем третьим пункта 1 настоящей статьи.
Согласно ст. 404 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его инвентаризационная стоимость, исчисленная с учетом коэффициента-дефлятора на основании последних данных об инвентаризационной стоимости, представленных в установленном порядке в налоговые органы до ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
Если налоговые ставки не определены нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя), налогообложение производится:
1) в случае определения налоговой базы исходя из кадастровойстоимости объекта налогообложения - по налоговым ставкам, указанным впункте 2 настоящей статьи;
2) в случае определения налоговой базы исходя из инвентаризационной стоимости объекта налогообложения - по налоговой ставке 0,1 процента в отношении объектов с суммарной инвентаризационной стоимостью, умноженной на коэффициент-дефлятор (с учетом доли налогоплательщика вправе общей собственности на каждый из таких объектов), до 500 000 рублей включительно и по налоговой ставке 0,3 процента в отношении остальных объектов.
В соответствии с п. 1 ст. 362 НК РФ Сумма налога, подлежащая уплате налогоплательщиками - физическими лицами, исчисляется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственную регистрацию транспортных средств на территории Российской Федерации.
Согласно ч. 1 ст. 408 НК РФ сумма налога исчисляется налоговыми органами по истечении налогового периода отдельно по каждому объекту налогообложения как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
В соответствии со ст. 409 НК РФ налог подлежит уплате налогоплательщиками в срок не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим налоговым периодом. Налог уплачивается по месту нахождения объекта налогообложения на основании налогового уведомления, направляемого налогоплательщику налоговым органом. Направление налогового уведомления допускается не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году его направления. Налогоплательщик уплачивает налог не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
Судом установлено, что согласно сведениям из электронной базы Росреестра, Терешенкову А.Н., на праве собственности с 27.03.2001г. принадлежало иное строение, помещение и сооружение, кадастровый №, <адрес>, (дата регистрации права собственности с 27.03.2001г., дата утраты права с 17.02.2015г.); на праве собственности с 27.03.2001г. принадлежало фруктохранилище, с кадастровым № <адрес>, (дата регистрации права собственности с 27.03.2001г., дата утраты права с 17.02.2015г.); на праве собственности с 27.03.2001г. принадлежит склад металлический, с кадастровым №, <адрес>, (дата регистрации права собственности с 27.03.2001г.); на праве собственности с 29.10.2007г. принадлежало иное строение, помещение и сооружение с кадастровым №, <адрес>, (дата регистрации права собственности с 29.10.2007г., дата утраты права с 23.06.2015г.).
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента. В случае, если обязанность по исчислению суммы налога возлагается на налоговый орган, не позднее 30 дней до наступления срока платежа налоговый орган направляет налогоплательщику налоговое уведомление. Налог, подлежащий уплате физическими лицами в отношении объектов недвижимого имущества и (или) транспортных средств, исчисляется налоговыми органами не более чем за три налоговых периода, предшествующих календарному году направления налогового уведомления.
В адрес Терешенкова А.Н. было направлено налоговое уведомление № от 01.08.2015г. на уплату налогов физическим лицом с указанием срока уплаты не позднее 01.10.2015г. за 2013, 2014гг. за иные строения, помещения и сооружения, кадастровый №, <адрес>, в размере 3400,00 руб.; за магазин, с кадастровым <адрес>, <адрес>, в размере 389,00 руб.; за фруктохранилище, с кадастровым №, <адрес>, в размере 297,00 руб.; за склад металлический, с кадастровым №, <адрес>, в размере 262,00 руб.; за иные строения, помещения и сооружения с кадастровым №, <адрес>, в размере 5855 руб. Однако налог не был уплачен.
Согласно п. 1 ст. 45 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
Поскольку в установленные сроки обязанность по уплате налога Терешенковым А.Н., не была исполнена налоговым органом, в адрес административного ответчика было направлено требование об уплате налога на имущество физических лиц № от 09.10.2015г., об уплате суммы задолженности в добровольном порядке в срок до 30.11.2015г. Однако уплата налога в установленный срок произведена не была.
Согласно ч. 1 ст. 48 НК РФ в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сборов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, данного физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей. Указанное заявление о взыскании подается налоговым органом (таможенным органом) в суд, если общая сумма налога, сбора, пеней, штрафов, подлежащая взысканию с физического лица, превышает 3 000 рублей, за исключением случая, предусмотренного абзацем третьим пункта 2 настоящей статьи.
Частью 3 ст. 48 НК РФ установлено, что рассмотрение дел о взыскании налога, сбора, пеней, штрафов за счет имущества физического лица производится в соответствии с законодательством об административном судопроизводстве.
Согласно ч. 6 ст. 289 КАС РФ при рассмотрении административных дел о взыскании обязательных платежей и санкций суд проверяет полномочия органа, обратившегося с требованием о взыскании обязательных платежей и санкций, выясняет, соблюден ли срок обращения в суд, если такой срок предусмотрен федеральным законом или иным нормативным правовым актом, и имеются ли основания для взыскания суммы задолженности и наложения санкций, а также проверяет правильность осуществленного расчета и рассчитанного размера взыскиваемой денежной суммы.
Согласно части 2 статьи 286 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
Аналогичные положения содержатся в пункте 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации.
В соответствии с разъяснениями, изложенными в пункте 20 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 41 и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 9 от ДД.ММ.ГГГГ "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации", при рассмотрении дел о взыскании санкций за налоговое правонарушение либо о взыскании налога (сбора, пени) за счет имущества налогоплательщика - физического лица или налогового агента - физического лица судам необходимо проверять, не истекли ли установленные пунктом 3 статьи 48 или пунктом 1 статьи 115 Кодекса сроки для обращения налоговых органов в суд. В соответствии с пунктами 5, 6 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени уплачиваются одновременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку, в добровольном порядке сумма налога административным ответчиком уплачена не была, Межрайонная ИФНС № по <адрес> обратилась к мировому судье судебного участка № <адрес> судебного района <адрес> с заявлением о вынесении судебного приказа, 31.03.2017г. в отношении Терешенкова А.Н. был вынесен судебный приказ о взыскании задолженности по налогам с должника. 29.12.2017г. вышеуказанный судебный приказ отменен, в связи с поступившими возражениями от должника.
Однако, из представленных материалов административного дела №а-№/2017 следует, что налоговый орган обратился с пропуском установленного срока к мировому судье судебного участка № Центрального судебного района <адрес> о взыскании с должника Терешенкова А.Н. задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013,2014 гг. – ДД.ММ.ГГГГ тогда как, право обращения у налогового органа было в срок до 30.05.2016г., поскольку срок для добровольного погашения задолженности налоговым органом был установлен в требовании об уплате транспортного налога № до ДД.ММ.ГГГГ
Оценивая указанные доказательства в их совокупности, суд считает, что административный истец обратился в суд с административным исковым заявлением с нарушением шестимесячного срока, уважительных причин пропуска срока судом не установлено, оснований для восстановления пропущенного срока не имеется, поэтому в удовлетворении административных исковых требований о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013, 2014 гг. в общей сумме 21 652 руб. с административного ответчика Терешенкова А.Н. следует отказать.
На основании ст.ст. 175-178 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении требований Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № по <адрес> к Терешенкову А. Н. о взыскании задолженности по налогу на имущество физических лиц за 2013, 2014 гг.– отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение одного месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено ДД.ММ.ГГГГг.
Председательствующий: (подпись) Е.Ю. Будасова
Подлинный документ подшит в деле №а-№ Центрального районного суда <адрес>