ВЕРХОВНЫЙ СУД
РЕСПУБЛИКИ БУРЯТИЯ
дело № 2-51/2024
судья Будаева В.М.
дело № 33-2146/2024 поступило 31 мая 2024г.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
26 июня 2024 года г. Улан-Удэ
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Бурятия в составе председательствующего судьи Холонгуевой О.Р.,
судей коллегии Гончиковой И.Ч., Смирновой Ю.А.,
при секретаре Даниловой А.Ж.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому Лащилиной ОВ к администрации муниципального образования «Муйский район» о признании распоряжения о снятии с учета незаконным, восстановлении в очереди
по апелляционной жалобе представителя ответчика администрации МО «Муйский район» Грынык ОА на решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2024 года, которым постановлено:
исковые требования Лащилиной ОВ (ИНН ...) к администрации муниципального образования «Муйский район» (ИНН ...) удовлетворить.
Признать распоряжение администрации МО «Муйский район» № ... от ... ... г. о снятии Лащилиной ОВ с учета граждан, имеющих право на получение субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» незаконным.
Обязать администрацию МО «Муйский район» восстановить Лащилину ОВ в Списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» в категории «пенсионеры» с даты постановки на учет – ... 1999г.
Заслушав доклад судьи Холонгуевой О.Р., проверив материалы дела и обсудив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции
У С Т А Н О В И Л:
обращаясь в суд, Лащилина О.В. просила признать незаконным распоряжение Администрации МО «Муйский район» № ... от .... в части снятия ее с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии на основании Федерального закона от 25.10.2002г. № 125-ФЗ.
Также истец просила обязать ответчика восстановить ее в списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» по категории «пенсионеры».
Требования мотивированы тем, что Лащилина О.В. состояла на учете граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии, предоставляемой в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
...2023г. в адрес Лащилиной О.В. от администрации МО «Муйский район» поступила информация о снятии ее с данной очереди в связи с получением ею субсидии на приобретение жилья по муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия».
Истец была снята с учета на основании распоряжения администрации МО «Муйский район» № ... от ...., которое было получено ею только в 2023г.
Лащилина О.В. имеет жилое помещение в п<...>, приобретенное взамен аварийного жилья, но у нее отсутствует жилое помещение на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Поэтому она, в соответствии Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», имеет право на единовременную социальную выплату за счет средств федерального бюджета для приобретения жилого помещения.
В связи с чем распоряжение администрации МО «Муйский район» № ... от .... незаконно, Лащилина О.В. подлежит восстановлению в указанных списках.
Определением суда в качестве третьего лица привлечено Министерство строительства и модернизации жилищно-коммунального комплекса Республики Бурятия.
В судебном заседании представитель истца Телков Л.С. исковые требования уточнил, просил обязать ответчика восстановить Лащилину О.В. в списках с даты постановки на учет, то есть с ... 1999 г. Пояснил, что в настоящее время Лащилина О.В. не обеспечена жилым помещением для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенным за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей. Лащилина О.В. ранее получила социальную выплату на приобретение жилья на территории Республики Бурятия как гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилого фонда. При этом, социальная выплата предоставлена в рамках Государственной программы Республики Бурятия «Развитие строительного и жилищно-коммунального комплексов Республики Бурятия», утвержденной Постановлением Правительства Республики Бурятия от 02.08.2013 г. № 424, реализуется мероприятие «Переселение граждан из жилых помещений, расположенных в зоне БАМа, признанных непригодными для проживания, и (или) из жилых домов (помещений), признанных аварийными и не подлежащими реконструкции». На социальную выплату Лащилина О.В. приобрела жилое помещение в <...>, субсидию на цели переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не получала, таким образом истец не утратила право состоять в очередности на получение единовременной социальной выплаты для приобретения жилого помещения в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002 г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей». Просил исковые требования удовлетворить.
Представитель ответчика Грынык О.А. исковые требования не признала. Пояснила, что Лащилина О.В. состояла на учете граждан, изъявивших желание выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на получение жилищных субсидий, выделяемых за счет федерального бюджета на приобретение жилья в соответствии с Федеральным законом №125-ФЗ от 25.10.2022 с 6 июня 1999 г. в категории пенсионеры с составом семьи 1 человек. Основанием для снятия Лащилиной О.В. явилось получение социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи согласно п.п. «а» п. 21 Положения. В соответствии с пп. «г» п.22 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21 марта 2006 года № 153, основанием для отказа в признании гражданина участником процессных мероприятий является реализация ранее права на улучшение жилищных условий или обеспечение жилым помещением с использованием социальной выплаты или субсидии, предоставленных за счет средств федерального бюджета. Финансирование мероприятия «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилья в зоне Байкало-Амурской магистрали» осуществлялось за счет средств федерального бюджета <...>%, средств республиканского бюджета <...> % и средств местного бюджета <...>%. Таким образом, истец утратила право на получение субсидии из средств федерального бюджета, поскольку ранее получила социальную выплату. Кроме того, вопреки требованиям, истец заявления с целью подтверждения своего права быть участником мероприятия не подавала с 2009 г. Кроме того, истец обратилась с требованием о защите нарушенного права с пропуском трехлетнего срока исковой давности.
В судебное заседание истец Лащилина О.В. и представитель третьего лица не явились.
Районным судом постановлено вышеуказанное решение.
В апелляционной жалобе представитель Администрации МО «Муйский район» Грынык О.А., ссылаясь на ранее приведенные по делу доводы, просит решение суда отменить и принять по делу новое решение, которым отказать в удовлетворении исковых требований.
В суд апелляционной инстанции стороны, третье лицо не явились (представитель ответчика направил ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие).
Обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив материалы дела, судебная коллегия не усматривает оснований для отмены, изменения обжалуемого решения.
Из дела видно, что Лащилина О.В. с ...1999г. состояла в очереди на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом от 25.07.1998г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» (утратившего силу с 1.01.2003г.)
С ...2003г. истец продолжала состоять в названной очереди в соответствии с Федеральным законом от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
С ....2012г. Лащилина О.В. была включена в муниципальную целевую программу «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия», поскольку она проживала в жилом помещении по адресу: <...> признанном аварийным.
Из дела видно, что ....2012г. Лащилиной О.В. было выдано свидетельство о предоставлении социальной выплаты на приобретение жилья на территории Республики Бурятия гражданам, переселяемым из ветхого и аварийного жилого фонда. Размер выплаты составил <...> руб.
Лащилина О.В. приобрела на данные денежные средства жилое помещение по договору купли-продажи, пригодное для проживания взамен аварийного по адресу: <...>
Право собственности на квартиру зарегистрировано за истцом ...2012г.
Распоряжением администрации МО «Муйский район» Республики Бурятия от .... № ... Лащилина О.В. снята с учета граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии.
Данное Распоряжение было принято ввиду предоставления Лащилиной О.В. социальной выплаты на приобретение жилого помещения по муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия».
Согласно материалам дела, Лащилина О.В. была поставлена учет граждан, выезжающих из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей на основании Федерального закона от 25.07.1998г. № 131-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Статьей 1 указанного закона, действовавшего до 1.01.2003г., было определено, что правом на получение жилищных субсидий, предоставляемых за счет средств федерального бюджета, обладали граждане, имеющие стаж работы или проживающие в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее 15 лет и не имеющие жилья в других регионах Российской Федерации. При этом общая продолжительность стажа работы и времени проживания пенсионеров или граждан, зарегистрированных в качестве безработных, в указанных районах и местностях определялась частью второй статьи 6 настоящего Федерального закона.
После чего в действие вступил Федеральный закон от 25.10.2002г. № 125-ФЗ «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей», и Лащилина О.В. состояла на учете на основании положений этого закона.
Согласно ст.1 данного закона, право на получение жилищных субсидий имеют граждане, прибывшие в районы Крайнего севера и приравненных к ним местностей не позднее 1 января 1992 г., имеющие общую продолжительность стажа работы в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях не менее пятнадцати календарных лет, не имеющие других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или нуждающиеся в улучшении жилищных условий и не получавшие субсидий на эти цели. Такое право сохраняется за гражданами, которые в соответствии с ранее действовавшим законодательством приобрели его при наличии стажа работы в указанных районах и местностях не менее десяти календарных лет и состояли по месту жительства на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Для целей настоящего Федерального закона не обеспеченными жилыми помещениями для постоянного проживания на территории Российской Федерации, расположенными за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, признаются граждане при соблюдении следующих требований: гражданин, выезжающий из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, и (или) члены его семьи не являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, либо являются собственниками жилых помещений, расположенных за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, при условии обеспеченности общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной органом местного самоуправления в соответствии со статьей 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Исходя из приведенных в решении норм, районный суд указал, что условиями, влияющими на право получения жилищной субсидии по упомянутому Федеральному закону являются: отсутствие у лиц, претендующих на субсидию, других жилых помещений на территории Российской Федерации за пределами районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей или, если жилые помещения имеются, то указанные лица должны являться нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Субсидия, полученная в целях переселения из ветхого и аварийного жилого фонда по своим условиям, отличается от жилищной субсидии, предусмотренной Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей» от 25.10.2002г. № 125-ФЗ.
При этом приобретаемое жилое помещение по муниципальной целевой программе «Переселение граждан из ветхого и аварийного жилищного фонда в зоне БАМа на территории Муйского района Республики Бурятия» должно находиться исключительно на территории субъекта Российской Федерации, то есть Республики Бурятия.
С учетом того, что жилое помещение приобретено в пгт. Таксимо Муйского района Республики Бурятия, то цель переселения из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей не достигнута. И поскольку истец не имеет жилья за пределами п. Таксимо, причисленного к районам Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, суд первой инстанции посчитал, что Лащилина О.В. имеет право на переселение из п. Таксимо за счет субсидии, предоставляемой на основании № 125-ФЗ.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда о том, что истец Лащилина О.В. ...2012г. была снята с учета незаконно. И она подлежит восстановлению в Списках граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Разрешая спор, суд, в том числе, правомерно исходил из Положения о регистрации и учете граждан, имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья в связи с переселением из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 10.12.2002г. № 879.
Названное Положение определяет порядок регистрации и учета граждан Российской Федерации, желающих выехать из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, имеющих право на предоставление за счет средств федерального бюджета жилищных субсидий (единовременных социальных выплат) на приобретение или строительство жилых помещений в соответствии с № 125-ФЗ.
Перечень оснований, по которым граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, предусмотрен пунктом 21 Положения. Согласно подп. «а» п. 21 Положения, граждане снимаются с учета имеющих право на получение социальных выплат для приобретения жилья, в случае получения социальной выплаты для приобретения жилья заявителем или членом его семьи.
Исходя из содержания Федерального закона и Положения, районный суд правомерно посчитал, что Лащилина О.В., с 1980-х годов проживающая в местности, приравненной к районам Крайнего Севера, имеющая необходимый стаж, подлежит переселению из п. Таксимо. Истцу должна быть предоставлена субсидия для приобретения жилья в другом месте, за пределами Муйского района Республики Бурятия.
Факт предоставления истице субсидии по муниципальной целевой программе, в рамках которой она, получив денежные средства, купила жилое помещение по адресу: <...>, где она проживает в настоящее время, правового значения не имеет. И данное обстоятельство не исключает получения ею субсидии по вышеназванному федеральному закону, которым гарантирована поддержка гражданам при переселении из районов Крайнего Севера.
Лащилина О.В., ранее проживавшая в аварийной квартире, подлежала выселению из него, взамен которой ей были предоставлены денежные средства на приобретение другого жилого помещения. То есть она получила «компенсацию» за аварийное жилье, но при этом она сохранила право на переселение из местности, приравненной к району Крайнего Севера, с предоставлением субсидии, предусмотренной Федеральным законом «О жилищных субсидиях гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей».
Поскольку истец по-прежнему подпадает под критерии, перечисленные в данном законе, суд первой инстанции обоснованно посчитал, что цель, которую она преследовала при постановке на учет в 1999г., не достигнута.
Денежные средства, полученные ею в 2012г., были «эквивалентом» за ранее имевшееся у неё жилье, пришедшее в аварийное состояние, вместо которого она купила другое жилое помещение. То есть она не улучшила жилищные условия, а ей лишь была выделена компенсация. Что нельзя отнести к социальной выплате, предусмотренной в качестве меры поддержки, при наличии которой имеются основания для снятия лица с учета граждан, желающих выехать из районов Крайнего Севера. Поэтому законных оснований для исключения Лащилиной О.В. из списка граждан, имеющих право на получение жилищной субсидии в соответствии с названным законом, не было.
Таким образом, коллегия не может согласиться с доводом о том, что истец утратила право на получение субсидии из средств федерального бюджета ввиду получения ранее соцвыплаты за счет средств федерального бюджета.
Коллегия считает, что районный суд обоснованно пришел к выводу о том, что распоряжение № ... от 6.... об исключении Лащилиной О.В. из списка незаконно, и последняя подлежит восстановлению в нем.
Срок обращения за судебной защитой своих интересов Лащилина О.В. не пропустила, поскольку об оспариваемом распоряжении ей стало известно только в 2023г. Доказательства того, что данный документ был представлен Лащилиной О.В. ранее, она была с ним ознакомлена до 2023г., в деле отсутствуют.
В этой связи суд первой инстанции обоснованно не применил срок исковой давности.
Довод о том, что истец ежегодно не подтверждала свое желание на получение сертификата, по мнению коллегии, несостоятелен.
Так, из учетного дела Лащилиной О.В. видно, что в 1999г. она была поставлена на учет, в 2001г. и в 2003г. ею было предоставлено несколько документов. Последнее заявление о переводе в категорию пенсионеры подано в 2009г.
При этом органы местного самоуправления, осуществляющие учет граждан, запрашивают в установленном законодательством Российской Федерации порядке нужные сведения, истребуют у граждан необходимые документы.
А в данном случае, судя по учетному делу, работа районной администрацией с истцом не велась, не разъяснялось о ежегодном подтверждении намерения на получение выплаты, необходимые документы не истребовались,
При таких обстоятельствах нельзя вменить истице отсутствие ежегодных заявлений, отсутствие должного ведения учетного дела, а формирование списков к определенной дате не является препятствием для восстановления Лащилиной О.В. в названных списках.
Таким образом, коллегия считает, что доводы автора апелляционной жалобы, выражающие иную позицию по делу, выражающие несогласие с выводами суда первой инстанции, основанием для отмены законно постановленного судебного акта не являются.
Исходя из сказанного, судебная коллегия не усматривает причин для отмены обжалуемого решения суда.
Руководствуясь ст. ст. 328, 329 ГПК РФ, судебная коллегия
О П Р Е Д Е Л И Л А:
решение Муйского районного суда Республики Бурятия от 4 апреля 2024 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
председательствующий:
судьи:
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 3-х месяцев в 8-й кассационный суд общей юрисдикции, расположенный в г. Кемерово, с подачей кассационной жалобы через Муйский районный суд Республики Бурятия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 2.07.2024г.