Решение по делу № 33а-2288/2021 от 11.06.2021

    Дело: 1я инст. №2а-1000/2021, 2я инст. №33а-2288/2021    Председательствующий в

    Категория 19    первой инстанции Григорьева У.С.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

    06 июля 2021 года    г. Севастополь

Судебная коллегия по административным делам Севастопольского городского суда в составе:

    председательствующего    Бабича В.В.,

    судей    Кондрак Н.И., Орловой С.В.,

        при секретаре    Марушевской Т.В.,

        с участием представителя административного истца    Бородулиной А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Кондрак Н.И. административное дело по иску Переродова Анатолия Павловича к Департаменту по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, заинтересованные лица ТСН «СНТ «Титан», Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя об обжаловании решения, возложении обязанности совершить определенные действия, по апелляционной жалобе представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя на решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12 апреля 2021 года, которым административный иск был удовлетворен, -

УСТАНОВИЛА:

ДД.ММ.ГГГГ Переродов А.П. обратился в Нахимовский районный суд г. Севастополя с административным иском, в котором просил признать незаконным решение Департамента от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, площадью <данные изъяты> кв.м, возложить на административного ответчика обязанность повторно рассмотреть заявление истца об утверждении схемы расположения названного земельного участка.

Решением Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12 апреля 2021 года административный иск удовлетворен.

Не согласившись с вышеуказанным решением, представитель Департамента подал апелляционную жалобу, в которой просит его отменить как постановленное при неверном определении обстоятельств дела, постановить новое об удовлетворении иска.

Указывает, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый земельный участок согласно Генерального плана города Севастополя, утвержденного решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха. При этом, административный истец обратился в Департамент с заявлением об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории с разрешенным видом использования – ведение садоводства, цель использования земельного участка – для строительства дома, то есть испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует его функциональной зоне. Ссылается на нахождение участка в зоне санитарной охраны 3 пояса подземного источника водоснабжения (скв. 5550, 5645, 5549, 5556а, 5555а, 5607, 5606 Качинского подземного водозабора).

Представитель административного истца в судебном заседании против удовлетворения апелляционной жалобы возражала, полагала решение суда законным и обоснованным.

        Иные участники процесса в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом и заблаговременно, от административных истцов поступило ходатайство о рассмотрении дела в их отсутствие, при таких обстоятельствах, в соответствии со ст.ст. 150, 307 КАС РФ, судебная коллегия находит возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся лиц.

        Заслушав судью-докладчика, проверив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя административного истца, изучив материалы дела, рассмотрев его согласно положений статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующим выводам.

Частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

По смыслу положений статьи 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации для признания решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего незаконными необходимо наличие совокупности двух условий – несоответствие оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение прав, свобод и законных интересов административного истца.

По данной категории административных дел на административного истца возложена обязанность доказывания нарушения своих прав, свобод и законных интересов и соблюдения сроков обращения в суд, а обязанность по доказыванию соответствия оспариваемых решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам – на орган, организации, лицо, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, принявшие оспариваемые постановления либо совершившие оспариваемые действия (бездействие) (статья 226 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).

Из материалов дела усматривается, что решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 7) утвержден представленный ОК ДСК «Титан» проект землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) площадью <данные изъяты> га для индивидуального дачного строительства в районе ДСК «Арзу» (п. 1 решения). Гражданам - членам ОК ДСК «Титан» дано согласие на составление технической документации по землеустройству с установлением в натуре (на местности) границ каждого дачного участка согласно прилагаемого списка (п. 2 решения). Пунктом 3 названного решения на граждан членов ОК ДСК «Титан» возложена обязанность в срок до ДД.ММ.ГГГГ через лицензированную землеустроительную организацию выполнить соответствующие материалы и предоставить в Качинский поселковый Совет для принятия решения в установленном порядке. При не выполнении требований пункта 3 решения в указанный срок решение считается утратившим силу (пункт 4 решения). Решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 17) срок действия решения Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ продлен до ДД.ММ.ГГГГ.

Решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 12) внесены изменения в приложение к решению от ДД.ММ.ГГГГ в части изменения нумерации земельных участков по итогам геодезической разбивки участков.

Согласно п. 128 приложения к решению Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ с изменениями, внесенными решением от ДД.ММ.ГГГГ, Переродову А.П. выделен земельный участок по <адрес> площадью <данные изъяты> га (л.д. 12-16).

Апелляционным определением Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ по делу за ТСН «СНТ «Титан» признано право на завершение оформления права на земельный участок ориентировочной площадью 8,5 га в районе ДСК «Арзу» для ведения индивидуального дачного строительства.

ДД.ММ.ГГГГ Переродов А.П., через МФЦ ул. Умрихина, 1 запись обратился в Департамент с заявлением, , об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного в г. Севастополе, номер кадастрового квартала площадью <данные изъяты> кв.м, для ведения садоводства, цель использования - для строительства дома, вид желаемого права – собственность.

По результатам рассмотрения названного заявления ДД.ММ.ГГГГ Департаментом принято решение, оформленное письмом , об отказе в предоставлении государственной услуги по основаниям п. 1 ст. 2 Закона города Севастополя №299-ЗС от 07.12.2016 года «О перечне оснований для принятия решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории» (далее Закон №299-ЗС). Указано, что в соответствии с заключением Департамента архитектуры и градостроительства города Севастополя испрашиваемый вид разрешенного использования земельного участка не соответствует действующей градостроительной документации. Согласно Генеральному плану г. Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета №4114 от 13.12.2005 года, земельный участок по функциональному назначению расположен в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха, а также в зоне санитарной охраны 3 пояса подземного источника водоснабжения (скв. 5550, 5645, 5549, 5556а, 5555а, 5607, 5606 Качинского подземного водозабора).

Полагая, что вышеуказанное решение Департамента нарушает его права, Переродов А.П. обратился с административным иском в суд.

Принимая решение об удовлетворении иска, суд первой инстанции исходил из того, что решением Качинского поселкового Совета от ДД.ММ.ГГГГ был утвержден представленный ОК ДСК «ТИТАН» проект землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ (на местности) площадью 8,2965 га для индивидуального дачного строительства в районе ДСК «Арзу», гражданам членам товарищества дано согласие на составление технической документации по землеустройству с установлением в натуре (на местности) границ каждого дачного участка, проект землеустройства по отводу всего земельного участка ОК ДСК «ТИТАН» соответствовал государственным строительным нормам, градостроительной документации и Генеральному плану г. Севастополя от 13.12.2005 года, испрашиваемый земельный участок имел категорию земель «земли рекреационного назначения», целевое использование земельного участка 1.9 – для жилых, жилищно-строительных, гаражных и дачно-строительных кооперативов, вследствие чего Департамент законность своего отказа не доказал.

Судебная коллегия полагает такие выводы суда безосновательными по следующим основаниям.

Согласно п. 1 ст. 11.2 ЗК РФ земельные участки образуются при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, а также из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

В силу п.п. 1, 2 ст. 11.3 ЗК РФ образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется, в том числе в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории, которая предусмотрена статьей 11.10 настоящего Кодекса.

Образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, допускается в соответствии с утвержденной схемой расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории при отсутствии утвержденного проекта межевания территории с учетом положений, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи.

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 11.10 ЗК РФ схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории (далее – схема расположения земельного участка) представляет собой изображение границ образуемого земельного участка или образуемых земельных участков на кадастровом плане территории. В схеме расположения земельного участка указывается площадь каждого образуемого земельного участка и в случае, если предусматривается образование двух и более земельных участков, указываются их условные номера.

Подготовка схемы расположения земельного участка осуществляется с учетом утвержденных документов территориального планирования, правил землепользования и застройки, проекта планировки территории, землеустроительной документации, положения об особо охраняемой природной территории, наличия зон с особыми условиями использования территорий, земельных участков общего пользования, территорий общего пользования, красных линий, местоположения границ земельных участков, местоположения зданий, сооружений (в том числе размещение которых предусмотрено государственными программами Российской Федерации, государственными программами субъекта Российской Федерации, адресными инвестиционными программами), объектов незавершенного строительства.

В соответствии с п. 9 ст. 85 ЗК РФ земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

В силу п. 12 ст. 85 ЗК РФ земельные участки общего пользования, в том числе занятые автомобильными дорогами и другими объектами, могут включаться в состав различных территориальных зон и не подлежат приватизации.

Исходя из содержания понятия территории общего пользования, данного в п. 12 ст. 1 ГрК РФ и учитывая, что установленный запрет на приватизацию земель общего пользования направлен на обеспечение публичных интересов, свободного доступа граждан к местам общего пользования и природным объектам, предназначенным для удовлетворения общественных интересов населения, границы такой территории (как существующие, так и планируемые) должны быть установлены в соответствии с требованиями градостроительного законодательства. Установление границ территорий общего пользования в соответствии с ч. 1 ст. 42 ГрК РФ осуществляется при подготовке проектов планировки территории, основная часть которого включает в себя чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются, в том числе красные линии (ч. 3 ст. 42 ГрК РФ).

Согласно части 1.1 статьи 12.1 Федерального конституционного закона №6-ФКЗ от 21.03.2014 года «О принятии в Российскую Федерацию Республики Крым и образовании в составе Российской Федерации новых субъектов - Республики Крым и города федерального значения Севастополя» до 1 января 2023 года на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя особенности регулирования имущественных и земельных отношений, а также отношений в сфере кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним могут быть установлены нормативными правовыми актами Республики Крым и нормативными правовыми актами города федерального значения Севастополя по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление нормативно-правового регулирования в соответствующей сфере.

Согласно ч. 1 ст. 1 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25.07.2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя» (далее Закон №46-ЗС) настоящим законом установлены особенности регулирования земельных и иных имущественных отношений, а также отношений в сфере государственного кадастрового учета недвижимости и государственной регистрации прав на недвижимое имущество на территории города Севастополя.

Частями 1, 5 статьи 12 Закона №46-ЗС установлено, что завершение оформления права на земельные участки, начатое до принятия Федерального конституционного закона, осуществляется на основании действующих решений органа местного самоуправления и решений о разрешении на разработку документации по землеустройству, принятых до 21.03.2014 года.

Порядок предоставления земельных участков в соответствии с положениями настоящей статьи определяется Правительством Севастополя.

В свою очередь, Постановлением Правительства Севастополя №25-ПП от 01.02.2016 года утвержден «Порядок передачи в собственность, в аренду юридическим и физическим лицам земельных участков, расположенных в границах города федерального значения Севастополя, в отношении которых до 21.03.2014 органами местного самоуправления города Севастополя принимались решения о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству» (далее Порядок).

В силу пунктов 3, 4, 5 вышеназванного Порядка, земельный участок может быть предоставлен заинтересованному лицу в порядке завершения оформления прав на земельный участок только в том случае, если сведения о местоположении границ земельного участка на момент рассмотрения заявления внесены в государственный кадастр недвижимости.

Заинтересованное лицо обращается с заявлением о предоставлении земельного участка в уполномоченный орган.

К заявлению о предоставлении земельного участка прилагаются, среди прочего копия решения органа местного самоуправления о предоставлении разрешения на разработку документации по землеустройству, отвечающего следующим критериям: решением не установлен срок его действия либо срок действия установлен, но не истек по состоянию на 18 марта 2014 года, в том числе с учетом его продления (восстановления); копия землеустроительной документации, разработанной до 21 марта 2014 года, относительно предоставления испрашиваемого земельного участка (при ее наличии).

В соответствии с п. 10 Порядка при наличии обстоятельств, указанных в части 6 статьи 12 Закона города Севастополя №46-ЗС от 25 июля 2014 года «Об особенностях регулирования имущественных и земельных отношений на территории города Севастополя», уполномоченный орган в течение 20 дней с момента поступления ответов на направленные запросы принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка. В случае если указанные обстоятельства будут установлены при рассмотрении вопроса об утверждении схемы размещения земельного участка на кадастровом плане территории, они являются основанием для отказа в утверждении схемы.

Отношения в области рационального использования земель города Севастополя, недопущения необоснованного формирования и предоставления земельных участков урегулированы Законом №299-ЗС (ст. 1).

В соответствии с п. 1 ст. 2 Закона №299-ЗС наряду с основаниями, предусмотренными пунктом 16 статьи 11.10 Земельного кодекса Российской Федерации, решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории принимается исполнительным органом государственной власти города Севастополя, уполномоченным на управление и распоряжение земельными участками, находящимися в государственной собственности города Севастополя (далее – уполномоченный орган), при несоответствии схемы расположения земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года №4114 «Об утверждении Генерального плана развития города Севастополя до 2025 г.», иной градостроительной документации, утвержденной до 18 марта 2014 года, при отсутствии градостроительной документации, разработанной и утвержденной в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами города Севастополя, в отношении территории, на которой расположен испрашиваемый земельный участок.

Как следует из информации и выкопировки из Генерального плана города Севастополя №4114 от 13.12.2005 года, представленных на запрос суда апелляционной инстанции, соответственно, Севприроднадзором и Департаментом архитектуры и градостроительства города Севастополя, испрашиваемый Переродовым А.П. земельный участок расположен в границах 3 пояса установленной зоны санитарной охраны, а также в проектируемой зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха. Таким образом, имеет место несоответствие схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от ДД.ММ.ГГГГ, вследствие чего Департамент правомерно принял оспариваемое решение от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории.

Вопреки доводам административного истца, изложенным в возражениях на апелляционную жалобу, несмотря на то, что ОК «ДСК «Титан» был утвержден в установленном порядке проект землеустройства по отводу земельного участка с установлением границ в натуре (на местности) площадью <данные изъяты> га для индивидуального дачного строительства в районе ДСК «Арзу» и гражданам членам товарищества дано согласие на разработку технической документации, вследствие чего несоответствие Генплану отсутствовало, несостоятельны, поскольку такое несоответствие установлено судом апелляционной инстанции. При этом согласно графической части проекта землеустройства об отводе земельного участка с установлением границ земельного участка в натуре (на местности) ОК «ДСК «Титан», согласованного ДД.ММ.ГГГГ (протокол ) постоянно действующей в г. Севастополе комиссией по рассмотрению вопросов, связанных с согласованием документации по землеустройству, а также согласно градостроительного обоснования размещения объектов градостроительства (квартала индивидуальной дачной застройки в пос. Кача), указанные проектируемые кварталы индивидуальной дачной застройки по утвержденному Генеральному плану города действительно расположены в зоне курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха.

В соответствии с пунктом 9 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки в составе рекреационных зон, в том числе земельные участки, занятые городскими лесами, скверами, парками, городскими садами, прудами, озерами, водохранилищами, используются для отдыха граждан и туризма.

Землями промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, землями для обеспечения космической деятельности, землями обороны, безопасности и землями иного специального назначения признаются земли, которые расположены за границами населенных пунктов и используются или предназначены для обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектов промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектов обороны и безопасности, осуществления иных специальных задач и права на которые возникли у участников земельных отношений по основаниям, предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации (пункт 1 статьи 87 Земельного кодекса Российской Федерации).

Факт расположения земельного участка, испрашиваемого административным истцом, в составе проектируемой зоны курортно-рекреационных учреждений с местами длительного отдыха достоверно установлен и не опровергнут.

Таким образом, имеет место несоответствие схемы расположения испрашиваемого истцом земельного участка Генеральному плану города Севастополя, утвержденному решением Севастопольского городского Совета от 13 декабря 2005 года № 4114, вследствие чего Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя правомерно принял оспариваемое решение об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка по названным основаниям.

При этом согласно положений части 2 статьи 14 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации суд, сохраняя независимость, объективность и беспристрастность, осуществляет руководство судебным процессом, разъясняет каждой из сторон их права и обязанности, предупреждает о последствиях совершения или несовершения сторонами процессуальных действий, оказывает им содействие в реализации их прав, создает условия и принимает предусмотренные настоящим Кодексом меры для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, в том числе для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств, а также для правильного применения законов и иных нормативных правовых актов при рассмотрении и разрешении административного дела, что судом первой инстанции выполнено не было.

Изложенное свидетельствует о том, что суд первой инстанции неправильно определил юридически значимые обстоятельства дела, дал ненадлежащую правовую оценку собранным и исследованным в судебном заседании доказательствам, в связи с чем выводы суда не соответствуют фактическим обстоятельствам административного дела.

Поскольку оснований для утверждения схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории у административного ответчика не имелось, судебная коллегия приходит к выводу о том, что права административного истца не нарушены.

При этом судебная коллегия отмечает, что указанное в качестве основания для отказа нахождение земельного участка в зоне санитарной охраны 3 пояса подземного источника водоснабжения, действительно не мотивировано и ответчиком не изложено, каким образом и на основании какого нормативного правового акта данное обстоятельство препятствует в получении испрашиваемой услуги, но с учетом наличия иных оснований для отказа в предоставлении государственной услуги основанием для признания незаконным оспариваемого решения являться не может.

Судебная коллегия так же отмечает, что суду первой инстанции надлежало в соответствии с положениями статьи 63 КАС РФ с целью правильного разрешения административного дела истребовать необходимые доказательства.

При таких обстоятельствах, решение суда первой инстанции подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.

Руководствуясь статей 308-310 КАС РФ, судебная коллегия, -

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Нахимовского районного суда г. Севастополя от 12 апреля 2021 года отменить, в удовлетворении административного иска отказать.

Апелляционное определение вступает в законную силу с момента его оглашения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции.

        Председательствующий

        судьи

33а-2288/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Переродов Анатолий Павлович
Ответчики
Департамент по имущественным и земельным отношениям города Севастополя
Другие
Департамент архитектуры и градостроительства города Севастополя
ТСН "СНТ "Титан"
Бородулина Алина анатольевна
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Кондрак Наталья Иосифовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
11.06.2021Передача дела судье
06.07.2021Судебное заседание
13.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Передано в экспедицию
06.07.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее