34RS0006-01-2023-001664-65
Дело №2-2036/2023
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г.Волгоград 30 июня 2023 года
Советский районный суд города Волгограда
в составе председательствующего судьи Чекашовой С.В.
при секретаре Лихолетовой И.Н.
с участием: процессуального истца помощника прокурора Краснооктябрьского Брожук М.В., представителя ответчика комитета здравоохранения Волгоградской области Востриковой Н.А., действующей на основании доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Краснооктябрьского района г. Волгограда, действующего в интересах Костенко Сергея Васильевича к комитету здравоохранения Волгоградской области о понуждении обеспечить лекарственным препаратом,
УСТАНОВИЛ:
прокурор Краснооктябрьского района г.Волгограда, действуя в интересах Костенко Сергея Васильевича, обратился с настоящим иском к комитету здравоохранения Волгоградской области, в котором просит обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить Костенко С.В. лекарственным препаратом иные данные по рецепту номер от дата, обратив решение суда в указанной части к немедленному исполнению на основании ст.212 ГПК РФ, обязать комитет здравоохранения Волгоградской области обеспечить Костенко С.В. лекарственным препаратом «Нетакимаб» постоянно в соответствии с медицинскими показаниями и объемом лечения до отмены применения лекарственного препарата лечащим врачом.
В обоснование иска указано, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения законодательства об охране здоровья граждан и лекарственном обеспечении. В результате проверки установлено, что Костенко С.В. имеет иные данные, состоит на учете у врача-ревматолога в ГУЗ «Поликлиника № 2» с диагнозом: иные данные. Костенко С.В. регулярно наблюдается в ревматологическим отделении ГУЗ «ГКБ СМП № 25 г.Волгограда». По жизненным показаниям Костенко С.В. рекомендован постоянный прием лекарственных средств, в том числе: иные данные по схеме. В ходе проверки установлено, что лечащим врачом ГУЗ «Поликлиника № 2 « Костенко С.В. выписан рецепт номер на названный лекарственный препарат в количестве 2 упаковок, между тем, данный препаратом Костенко С.В. не был обеспечен в связи с отсутствием его в аптечной сети. Непринятие Комитетом здравоохранения Волгоградской области мер по обеспечению Костенко С.В. необходимым лекарственным препаратом нарушает права последнего на получение бесплатной медицинской помощи. Изложенное послужило основанием для обращения в суд с заявленными требованиями.
В судебном заседании процессуальный истец – помощник прокурора Краснооктябрьского района г.Волгограда Брожук М.В. исковые требования в интересах Костенко С.В. поддержал в полном объеме, на их удовлетворении настаивал.
Истец Костенко С.В. в судебное заседание не явился, извещен надлежащим образом.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета здравоохранения Волгоградской области Вострикова Н.А. иск не признала, просила в удовлетворении иска отказать. Одновременно указала, что по первому требованию рецепт номер от дата был удален аптечной организацией, поскольку длительное время находился на отсроченном обеспечении. дата выписан один рецепт на четыре упаковки иные данные то есть пациент обеспечен в настоящее время лекарственным препаратом.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст. 7 Конституции РФ, Российская Федерация- социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
Кроме того, в Конституции Российской Федерации закреплено, что каждый имеет право на жизнь и охрану здоровья; каждому гарантируется социальное обеспечение в случае болезни и инвалидности; человек, его права и свободы являются высшей ценностью; признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статьей 41 Конституции РФ гарантировано право на охрану здоровья и медицинскую помощь и установлено, что медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения.
Государственную политику в области социальной защиты инвалидов в Российской Федерации, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации определяет Федеральный закон от 24 ноября 1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации».
В статье 2 названного Федерального закона дано понятие социальной защиты инвалидов как системы гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, замещения (компенсации) ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества.
В целях реализации государством его конституционных обязанностей в области здравоохранения Федеральный закон 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» определяет, в частности, правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан, а также полномочия и ответственность органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в сфере охраны здоровья (пп. 1 и 3 ст. 1).
Согласно ст. 4, 19, 11 настоящего Закона, основными принципами охраны здоровья в Российской Федерации являются приоритет интересов пациента при оказании медицинской помощи, доступность и качестве медицинской помощи и недопустимость отказа в ее оказании.
В соответствии с п. 2 ст. 2 Федерального закона от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» охрана здоровья граждан - система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.
В силу п. 14 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» к полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья относится установление мер социальной поддержки по организации оказания медицинской помощи лицам, страдающим социально значимыми заболеваниями и заболеваниями, представляющими опасность для окружающих, и по организации обеспечения указанных лиц лекарственными препаратами.
Согласно ч. 2 ст. 19 настоящего Федерального закона, каждый имеет право на медицинскую помощь в гарантированном объеме, оказываемую без взимания платы в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, включающие в себя территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации об обязательном медицинском страховании (ч.1 ст. 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»).
По смыслу пп. 2, 5 ч. 2 ст. 81 Федерального закона от 21 ноября 2011 № 323-ФЗ в рамках территориальной программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации устанавливают: перечень заболеваний (состояний) и перечень видов медицинской помощи, оказываемой гражданам без взимания с них платы за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта Российской Федерации и средств бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования; перечень лекарственных препаратов, отпускаемых населению в соответствии с Перечнем групп населения и категорий заболеваний, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства и изделия медицинского назначения отпускаются по рецептам врачей бесплатно, а также в соответствии с Перечнем групп населения, при амбулаторном лечении которых лекарственные средства отпускаются по рецептам врачей с пятидесятипроцентной скидкой.
Таким образом, федеральный законодатель возложил на органы государственной власти субъектов Российской Федерации как организационно-управленческие полномочия, связанные с налаживанием и поддержанием наиболее оптимальных в условиях конкретных субъектов Российской Федерации механизмов устойчивого и бесперебойного предоставления нуждающимся в этом гражданам необходимых лекарственных средств, так и финансовые полномочия по бюджетному сопровождению мероприятий такого рода.
Конституционный Суд Российской Федерации в своих ранее принятых решениях уже указывал, что вытекающее из принципов правового государства и юридического равенства требование формальной определенности правового регулирования в полной мере распространяется на нормы компетенционного характера; из этого вытекает необходимость ясного, четкого, непротиворечивого определения компетенции каждого уровня публичной власти, последовательного разграничения полномочий органов государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, а также взаимосогласованной регламентации полномочий органов публичной власти нормативными правовыми актами различной отраслевой принадлежности (постановления от 6 апреля 2004 года N 7-П и от 29 марта 2011 года N 2-П).
Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации», определяя полномочия органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемые данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), прямо не относит к их числу вопросы, связанные с лекарственным обеспечением лиц, страдающих онкологическими заболеваниями.
Вместе с тем, согласно подпункту 21 пункта 2 статьи 26.3 данного Федерального закона в круг такого рода полномочий входит организация оказания медицинской помощи на территории субъекта Российской Федерации в соответствии с территориальной программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (за исключением медицинской помощи, оказываемой в федеральных медицинских учреждениях, перечень которых утверждается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти).
При этом территориальная программа государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которая, как следует из части 1 статьи 81 Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации», утверждается субъектом Российской Федерации в соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, по своей сути и назначению в организационно-правовом механизме охраны государством здоровья граждан объективно обусловлена всем адресованным органам государственной власти субъектов Российской Федерации в этой сфере требованиями федерального законодательства, которые в целом образуют универсальный минимальный стандарт обеспечения охраны здоровья граждан органами государственной власти каждого субъекта Российской Федерации.
Согласно п. 1.1 Положения о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденного постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152, комитет здравоохранения Волгоградской области является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере охраны здоровья граждан на территории Волгоградской области.
В соответствии с п. 2.1.14 Положения, комитет здравоохранения Волгоградской области организует на территории Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством обеспечение отдельных категорий граждан необходимыми лекарственными средствами, изделиями медицинского назначения и специализированными продуктами лечебного питания; а в соответствии с п. 2.1.34 - осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств областного бюджета, субсидий и субвенций федерального бюджета, выделяемых на решение вопросов, отнесенных к ведению Комитета.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Федерального закона РФ № 323-ФЗ от 21.11.2011, медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации.
При этом назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (ч. 5 ст. 37 настоящего Закона).
Как следует из материалов дела и установлено судом, Костенко Сергей Васильевич, родившийся дата в адрес, проживает и зарегистрирован на территории адрес, а, следовательно, вправе претендовать на льготы, распространяемые применительно к указанному региону.
Далее, из материалов дела следует, что Костенко С.В. является иные данные, с дата состоит на учете у врача-ревматолога с диагнозом: иные данные
Согласно рекомендациям лечащего врача ГУЗ «Поликлиника № 2», а также врача ревматологического отделения ОРРЦ ГУЗ ГК БСМП № 25 г.Волгограда, Костенко С.В. рекомендован прием препарата иные данные раз в неделю.
Указанный лекарственный препарат согласно Распоряжению Правительства РФ от 12.10.2019 № 2406-р отнесен к перечню жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов для медицинского применения.
В силу положений ст. 37 Федерального закона №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", медицинская помощь организуется и оказывается в соответствии с порядками оказания медицинской помощи, обязательными для исполнения на территории Российской Федерации всеми медицинскими организациями, а также на основе стандартов медицинской помощи, за исключением медицинской помощи, оказываемой в рамках клинической апробации (часть первая). Назначение и применение лекарственных препаратов, медицинских изделий и специализированных продуктов лечебного питания, не входящих в соответствующий стандарт медицинской помощи, допускаются в случае наличия медицинских показаний (индивидуальной непереносимости, по жизненным показаниям) по решению врачебной комиссии (часть пятая).
Согласно ст. 48 Федерального закона №323-ФЗ от 21 ноября 2011 года, врачебная комиссия состоит из врачей и возглавляется руководителем медицинской организации или одним из его заместителей (часть первая). Врачебная комиссия создается в медицинской организации в целях совершенствования организации оказания медицинской помощи, принятия решений в наиболее сложных и конфликтных случаях по вопросам профилактики, диагностики, лечения и медицинской реабилитации, определения трудоспособности граждан и профессиональной пригодности некоторых категорий работников, осуществления оценки качества, обоснованности и эффективности лечебно-диагностических мероприятий, в том числе назначения лекарственных препаратов, обеспечения назначения и коррекции лечения в целях учета данных пациентов при обеспечении лекарственными препаратами, трансплантации (пересадки) органов и тканей человека, медицинской реабилитации, а также принятия решения по иным медицинским вопросам. Решение врачебной комиссии оформляется протоколом и вносится в медицинскую документацию пациента (часть вторая).
Как указывалось выше и учитывая этиологию заболевания, тяжесть состояния, факторы неблагоприятного прогноза Костенко С.В. по жизненным показаниям рекомендован постоянный прием препарата иные данные 1 раз в неделю.
Однако, согласно карточке пациента за период с дата по дата, Костенко С.ВА. не был обеспечен препаратом иные данные в требуемом количестве по рецепту номер.
Таким образом, на момент обращения в суд прокурора жизненно показанным Костенко С.В. лекарственным препаратом не обеспечен.
Соглашаясь с доводами прокурора и возлагая на ответчика обязанность по обеспечению Костенко С.В. показанным лекарственным препаратом, суд принимает во внимание следующее.
Постановлением Администрации Волгоградской области от 17 июня 2011г. №290-п утвержден Порядок лекарственного обеспечения отдельных категорий граждан, проживающих на территории Волгоградской области, при оказании им медицинской помощи в амбулаторных условиях.
Указанное постановление направлено на реализацию положений Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", постановлений Правительства Российской Федерации от 30 июля 1994 г. № 890 "О государственной поддержке развития медицинской промышленности и улучшении обеспечения населения и учреждений здравоохранения лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения" и Закона Волгоградской области от 12 мая 2009 г. № 1885-ОД "О лекарственном обеспечении населения Волгоградской области" в их взаимосвязи.
Организация лекарственного обеспечения указанной категории жителей Волгоградской области за счет средств бюджета Волгоградской области настоящим постановлением поручена Комитету здравоохранения Волгоградской области, что соотносится с Положением о комитете здравоохранения Волгоградской области, утвержденном постановлением Губернатора Волгоградской области от 24 ноября 2014 года № 152.
Постановлением Правительства РФ от 28.12.2020 № 2299 утверждена Программа государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и плановый период 2022 и 2020 годов. Согласно которым органы государственной власти субъектов РФ в соответствии с Программой разрабатывают и утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов, включая территориальные программы обязательного медицинского страхования, установленные в соответствии с законодательством РФ об обязательном медицинском страховании.
В соответствии с пунктом 1 и абзацем 2 пункта 2 части 5 раздела IV приложения 3 к Закону Волгоградской области от 26.12.2020 № ИО-ОД «О Территориальной программе государственный гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в Волгоградской области на 2021 год и плановый период 2022 и 2023 годов, при оказания плановой амбулаторной медицинской помощи лекарственное обеспечение осуществляется за счет средств гражданина, за исключением лекарственных препаратов (в том числе специализированных продуктов лечебного питания) и медицинских изделий, отпускаемых по рецептам врачей бесплатного, с учетом лекарственных препаратов, предусмотренных перечнем жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов, утверждаемых Правительством РФ для перечня групп населения и категории заболеваний установленных в приложении 6.
Изложенное в полной мере согласуется с декларируемыми государством принципами, закрепленными в Конституции Российской Федерации.
Нуждаемость Костенко С.В. в применении показанного лекарственного препарата по жизненным показаниям не опровергалась участниками процесса.
Анализ установленных по делу фактических обстоятельств и правовая оценка представленных суду доказательств, позволяют суду сделать вывод о том, что Костенко С.В. нуждается по жизненным показаниям в применении вышеназванного лекарственного препарата, имеет право на бесплатное обеспечение данным препаратом за счет средств бюджета Волгоградской области.
Доказательств того, что Комитетом здравоохранения Волгоградской области организовано бесперебойное обеспечение истца жизненно важным медицинским препаратом, в необходимом ему объеме, не ставящем под угрозу жизнь и здоровье инвалида, материалы дела не содержат.
Вместе с тем, гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета лекарственными средствами, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре. Действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов лекарственными средствами в натуре за прошлый период в случае их непредставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине.
Если лекарственные средства не были предоставлены инвалиду и он приобрел соответствующее лекарственное средство за собственный счет, право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета может быть реализовано только путем взыскания денежной компенсации за самостоятельно приобретенное лекарственное средство.
Позиция прокурора о возможности восстановления права инвалида путем предоставления лекарственных средств в натуре за прошлое время являются ошибочными, правовые основания возложения на ответчика такой обязанности обеспечить Костенко С.В. по рецепту номер от дата отсутствуют. Кроме того, суд обращает внимание, что данный рецепт удален аптечной организацией, что следует из карточки обеспечения пациента ЛС.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░- ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░.
░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░. ░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ – ░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░.░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░: ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ 07 ░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░