дело № 2-2601/2024
56RS0026-01-2024-003916-57
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
5 ноября 2024 года город Орск
Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в составе председательствующего судьи Сницаренко О.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Сидельниковой О.А.,
с участием помощника прокурора Октябрьского района города Орска Оренбургской области- Брунько Д.С.,
представителя ответчика ГКОУ « Специальная коррекционная школа-интернат № 68» города Орска - Смалий Н.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-2601/2024 по исковому заявлению прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГКОУ « Специальная коррекционная школа-интернат № 68» города Орска об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей и о государственной и муниципальной собственности,
установил:
прокурор Октябрьского района города Орска, действующий в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц обратился в суд с исковым заявлением, в котором просил обязать ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №68» г. Орска выполнить детально-инструментальное обследование здания учреждения, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Медногорская, д. 30, в срок до 01.03.2025 года.
В обоснование исковых требований истец указал, что прокуратурой района проведена проверка исполнения законодательства об охране жизни и здоровья детей в период обучения, в деятельности ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №68» г. Орска, в ходе которой выявлены нарушения, выразившиеся в непринятии мер по обследованию технического состояния здания образовательного учреждения с использованием современных средств технической диагностики.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений и их элементов ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №68» г. Орска со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций в установленные п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011 сроки не проводилось.
Таким образом, в связи с непроведением надлежащего обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить их физический износ и объективную необходимость проведения капитального ремонта.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственными работниками указанного дошкольного образовательного учреждения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в период проведения образовательного процесса.
В связи с выявленными нарушениями, прокуратурой района в адрес директора ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №68» г. Орска внесено представление. Однако, мер, направленных на устранение выявленных нарушений, не предпринято, что подтверждается представленным ответом на представление от 28.04.2024 №43.
Определением суда к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельные требования относительно предмета спора привлечено Министерство образования Оренбургской области.
В судебном заседании помощник прокурора Октябрьского района города Орска Брунько Д.С. настаивал на удовлетворении исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика ГКОУ « Специальная коррекционная школа-интернат № 68» города Орска - Смалий Н.В. в судебном заседании исковые требования признала, пояснила, что 30.10.2024 года заключен договор с ООО «Центр экспертиз» на выполнение детально-инструментального обследования строительных конструкций здания, расположенного по адресу: г. Орск,ул. Медногорская.д. 30, согласно которого работы будут проведены в течение 40 рабочих дней.
Представители третьих лиц- администрации г. Орска, Министерства образования Оренбургской области в судебное заседание не прибыли, о времени и месте судебного разбирательства извещены надлежащим образом.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ч. 2 ст. 18 Федерального закона от 21.11.2011 № 323 - ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее - Федерального закона № 273-ФЗ) право на охрану здоровья обеспечивается, в том числе путем создания безопасных и благоприятных условий воспитания и обучения граждан.
Согласно п. 6 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, в том числе создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.
В соответствии с п. 7 ст. 28 Федерального закона № 273-ФЗ образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, а также за жизнь и здоровье обучающихся работников образовательной организации.
Как следует из п.п. 8, 10 ч. 1 ст. 41 Федерального закона № 273-ФЗ охрана здоровья обучающихся включает в себя в том числе обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в образовательной организации, а также проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Согласно ч. 5 ст. 55.24. Градостроительного кодекса Российской Федерации эксплуатация зданий, сооружений, в том числе содержание автомобильных дорог, должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов. В случае, если для строительства, реконструкции зданий, сооружений в соответствии с настоящим Кодексом не требуются подготовка проектной документации и (или) выдача разрешений на строительство, эксплуатация таких зданий, сооружений должна осуществляться в соответствии с требованиями технических регламентов, нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации и муниципальных правовых актов.
В соответствии с ч. 6 указанной выше нормы в целях обеспечения безопасности зданий, сооружений в процессе их эксплуатации должны обеспечиваться техническое обслуживание зданий, сооружений, эксплуатационный контроль, текущий ремонт зданий, сооружений.
Эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений проводится в период эксплуатации таких зданий, сооружений путем осуществления периодических осмотров, контрольных проверок и (или) мониторинга состояния оснований, строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения в целях оценки состояния конструктивных и других характеристик надежности и безопасности зданий, сооружений, систем инженерно-технического обеспечения и сетей инженерно-технического обеспечения и соответствия указанных характеристик требованиям технических регламентов, проектной документации.
Техническое обслуживание зданий, сооружений, текущий ремонт зданий, сооружений проводятся в целях обеспечения надлежащего технического состояния таких зданий, сооружений. Под надлежащим техническим состоянием зданий, сооружений понимаются поддержание параметров устойчивости, надежности зданий, сооружений, а также исправность строительных конструкций, систем инженерно-технического обеспечения, сетей инженерно-технического обеспечения, их элементов в соответствии с требованиями технических регламентов, проектной документации (ч.ч. 7, 8 ст. 55.24. ГрК РФ).
В соответствии с требованиями ч. 9 ст. 55.24. ГрК РФ эксплуатационный контроль осуществляется лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения.
Пунктом 3 Положения об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения, утвержденным приказом Госкомархитектуры от 23.11.1988 № 312 (вместе с «ВСН 58-88 (р)), установлены требования к техническому обслуживанию зданий и объектов.
Так, техническое обслуживание зданий должно включать работы по контролю технического состояния, поддержанию работоспособности или исправности, наладке и регулировке, подготовке к сезонной эксплуатации здания или объекта в целом и его элементов и систем, а также по обеспечению санитарно- гигиенических требований к помещениям и прилегающей территории. Контроль за техническим состоянием зданий и объектов следует осуществлять путем проведения систематических плановых и неплановых осмотров с использованием современных средств технической диагностики. Плановые осмотры должны подразделяться на общие и частичные. При общих осмотрах следует контролировать техническое состояние здания или объекта в целом, его систем и внешнего благоустройства, при частичных осмотрах - техническое состояние отдельных конструкций помещений, элементов внешнего благоустройства. Общие осмотры должны проводиться два раза в год: весной и осенью. Общие осмотры объектов коммунального и социально-культурного назначения должны производиться комиссией в составе главного инженера (инженера по эксплуатации) учреждения или предприятия, ведающего эксплуатацией здания, техника-смотрителя (коменданта). В необходимых случаях в комиссии могут включаться специалисты-эксперты и представители ремонтно- строительных организаций. Результаты осмотров следует отражать в документах по учету технического состояния здания или объекта (журналах учета технического состояния, специальных карточках и др.). В этих документах должны содержаться: оценка технического состояния здания или объекта и его элементов, выявленные неисправности, места их нахождения, причины, вызвавшие эти неисправности, а также сведения о выполненных при осмотрах ремонтах.
Как установлено ст. 7 Федерального закона от 30.12.2009 № 384 - ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» (далее - Федеральный закон № 3 84 - ФЗ) строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
Статьей 36 Федерального закона № 384 - ФЗ установлено, что безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Согласно п.п. 4.1 и 4.3 Межгосударственного стандарта ГОСТ 31937-2011 «Здания и сооружения. Правила обследования и мониторинга технического состояния», утвержденного Приказом Госстандарта от 27.12.2012 №1984-ст (далее - ГОСТ 31937-2011), обследование и мониторинг технического состояния зданий и сооружений проводят силами специализированных организаций, оснащенных современной приборной базой и имеющих в своем составе высококвалифицированных и опытных специалистов. Первое обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не позднее чем через 2 года после их ввода в эксплуатацию. В дальнейшем обследование технического состояния зданий и сооружений проводится не реже 1 раза в 10 лет.
Цель комплексного обследования технического состояния здания (сооружения) в соответствии с п. 5.1.1 ГОСТ 31937-2011 заключается в определении действительного технического состояния здания (сооружения) и его элементов, получении количественной оценки фактических показателей качества конструкций (прочности, сопротивления теплопередаче и др.).
В соответствии с п.п. 5.1.3 и 5.1.19 ГОСТ 31937-2011 при обследовании технического состояния зданий и сооружений в зависимости от задач, поставленных в техническом задании на обследование, объектами исследования являются: фундаменты, стены, столбы; перекрытия и покрытия (в том числе балки, арки, фермы стропильные и подстропильные, плиты, прогоны), связевые конструкции, элементы жесткости; стыки и узлы, сопряжение конструкций между собой, способы их соединения и размеры площадок. По результатам обследования технического состояния здания составляют паспорт конкретного здания, если он не был составлен ранее, или проводят уточнения паспорта, если он был составлен ранее.
Проверкой установлено, что в нарушение вышеуказанных норм закона, эксплуатационный контроль за техническим состоянием зданий, сооружений и их элементов ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №68» г. Орска со стороны ответственных лиц, должным образом не осуществляется - обследование технического состояния с привлечением специализированных организаций в установленные п.п. 4.1 и 4.3 ГОСТ 31937-2011 сроки не проводилось.
Таким образом, в связи с непроведением надлежащего обследования технического состояния здания образовательного учреждения с привлечением специализированных организаций невозможно установить их физический износ и объективную необходимость проведения капитального ремонта.
Вышеизложенные факты свидетельствуют о ненадлежащем исполнении ответственными работниками указанного школьного образовательного учреждения требований федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности детей в период проведения образовательного процесса.
При вынесении решения суда также учитывает позицию представителя ответчика, которая пояснила, что в ближайшее время указанные нарушения будут устранены, о чем свидетельствует договор № 656 от 30.10.2024 года.
Учитывая изложенное, суд приходит к выводу об удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд,
решил:
исковые требования прокурора Октябрьского района города Орска, действующего в интересах неопределенного круга лиц к ГКОУ « Специальная коррекционная школа-интернат № 68» города Орска об устранении нарушений законодательства об охране жизни и здоровья детей и о государственной и муниципальной собственности, удовлетворить.
обязать ГКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат №68» г. Орска выполнить детально-инструментальное обследование здания учреждения, расположенного по адресу: Оренбургская область, г. Орск, ул. Медногорская, д. 30, в срок до 01.03.2025 года.
Решение суда может быть обжаловано в Оренбургский областной суд через Октябрьский районный суд г. Орска Оренбургской области в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Решение суда в окончательной форме принято 12 ноября 2024 года.
Председательствующий Сницаренко О.А.