Решение по делу № 33а-3980/2021 от 19.11.2021

Судья Кочкина А.А.                                                                дело №33а-3980/2021

№ 2а-8770/2021

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

город Якутск                                       6 декабря 2021 года

Судебная коллегия по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) в составе:

председательствующего судьи Оконешниковой М.М.,

судей Никодимова А.В. и Протодьяконова В.С.,

при секретаре Архиповой Ю.А.

с участием представителя административного истца Яхонтова О.С.,

представителя административного ответчика Ноговицыной Л.И.,

рассмотрела в открытом судебном заседании по апелляционной жалобе представителя административного ответчика на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2021 года административное дело по административному исковому заявлению Челбердирова Ф.В. об оспаривании действий Окружной администрации города Якутска.

Заслушав доклад судьи Протодьяконова В.С., объяснения участников процесса, судебная коллегия

установила:

Челбердиров Ф.В. обратился в суд с административным иском о признании действия Окружной администрации г.Якутска (далее – ОА г.Якутска) об отказе в постановке его на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях, выраженное в решении от 28.07.2021 № ..., незаконным, возложить на ответчика обязанность поставить его на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В подтверждение иска указал, что не согласен с основаниями отказа, которыми явились отсутствие документов, содержащих сведения о величине полученных доходов за отчётный период, либо подтверждающие отсутствие дохода, и что договор аренды не зарегистрирован в Росреестре, а факт проживания в г.Якутске не подтверждён, поскольку все необходимые документы были предоставлены.

9 сентября 2021 года обжалуемым решением Якутского городского суда административный иск удовлетворён: признано незаконным решение Общественно-жилищной комиссии г.Якутска от 09.07.2021, утверждённое распоряжением ОА г.Якутска от 28.07.2021 в части не признания истца малоимущим и отказа в постановке на учёт, в качестве нуждающегося в жилом помещении. На ответчика возложена обязанность поставить истца на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

В апелляционной жалобе представитель административного ответчика Алексеев М.А. просит решение отменить ввиду неправильного определения обстоятельств, имеющих значение по делу, нарушения норм материального и процессуального права и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований иска. Автор жалобы указал, что комиссия по вопросу постановки на учёт малоимущих граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не могла поставить истца на учёт по причине отсутствия необходимых для этого документов о доходе и месте жительства, что не нарушает его права и законные интересы и не препятствует повторному обращению. Не учтено, что истец предоставил копию трудовой книжки, в связи с чем сличить его с оригиналом, который был исследован в суде, ответчик не имел возможности, и что договор аренды не зарегистрирован в органах регистрации, как того требует закон. Считает, что суд не вправе предрешить решение комиссии, исследовав самостоятельно документы, которые не являлись предметом оценки комиссии, компетентного принимать решения.

В судебном заседании представитель административного ответчика поддержал доводы апелляционной жалобы.

Представитель административного истца просил оставить решение суда без изменения.

Истец в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещён, отложить рассмотрение дела не просил.

Информация о дате, времени и месте рассмотрения дела размещена в установленном пунктом 2 части 1 статьи 14, статьи 15 Федерального закона от 22.12.2008 № 262-ФЗ "Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации" порядке на сайте Верховного Суда Республики Саха (Якутия).

При указанных обстоятельствах, учитывая положения статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Исследовав материалы административного дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность решения суда в порядке статьи 308 КАС РФ, судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделённых отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

Судом установлено и подтверждено материалами административного дела, что 27.10.2020 Челбердиров Ф.В. обратился к административному ответчику с заявлением о признании малоимущим и постановке на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении.

24 ноября 2020 года поступил ответ об отказе в связи с неполным предоставлением документов.

23 декабря 2020 года истец повторно направил заявление, приобщив дополнительные документы.

18 января 2021 года поступил ответ о том, что документы представлены не в полном объёме.

12 апреля 2021 года решением Якутского городского суда действия МКУ «Департамент жилищных отношений» признаны незаконными, на административного ответчика возложена обязанность повторно рассмотреть вопрос о постановке истца на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях в установленном законом порядке (л.д.11-14).

9 июля 2021 года решением Общественно-жилищной комиссии г.Якутска, утверждённым Распоряжением ОА г.Якутска № ... от 28 июля 2021 г., отказано в признании малоимущим на основании п.1 ч.1 ст.54 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) в связи с тем, что договор аренды не зарегистрирован в Росреестре, факт проживания в городе Якутске в настоящее время не подтверждается (л.д.9-10).

16 августа 2021 года Челбердиров Ф.В. обратился с административным иском в суд.

Удовлетворяя требование о признании незаконным вынесенного решения об отказе в предоставлении муниципальной услуги, суд первой инстанции, проанализировав положения Постановления Окружной администрации г.Якутска от 26.08.2013 № 199п "Об утверждении Административного регламента предоставления муниципальной услуги по приёму заявлений, документов, а также постановке на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма" (далее - Административный регламент), статей 49, 52 ЖК РФ, статьи 20 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ), Закона Российской Федерации № 5242-1 "О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации" (далее – Закон №5242-1), пришёл к обоснованному выводу о том, что основания для отказа в предоставлении муниципальной услуги в конкретной ситуации отсутствовали, поскольку факт предоставления полного перечня документов установлен вступившим в законную силу решением Якутского городского суда 12 апреля 2021 года по делу № ..., а также копией договора аренды жилого помещения от 26 октября 2018 года, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, исследованной в суде трудовой книжки Челбердирова Ф.В., справкой ГБУ Республики Саха (Якутия) «********».

С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, поскольку они основаны на правильном применении норм материального права, соответствуют обстоятельствам дела и подтверждены исследованными доказательствами.

Согласно части 3 статьи 52 ЖК РФ принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления на основании заявлений данных граждан, поданных ими в указанный орган по месту своего жительства либо через многофункциональный центр в соответствии с заключённым ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии. В случаях и в порядке, которые установлены законодательством, граждане могут подать заявления о принятии на учёт не по месту своего жительства.

В соответствии со статьёй 54 ЖК РФ отказ в принятии граждан на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях допускается, в том числе, в случае если не представлены предусмотренные ч.4 ст.52 ЖК РФ документы, обязанность по представлению которых возложена на заявителя (п.1 ч.1).

В соответствии с пунктом 2.6 Административного регламента, заявитель должен предоставить, кроме прочего: справки ГУП "РЦТИ" о наличии (отсутствии) в собственности жилых помещений у гражданина-заявителя и членов его семьи; документы, подтверждающие сведения о стоимости имущества, принадлежащего на праве собственности гражданина-заявителя и членов его семьи; документы, содержащие сведения о величине полученных доходов за двенадцать месяцев, предшествующих месяцу подачи заявления для принятия на учёт: работающим - справка 2 НДФЛ (с места работы); студентам - справка с места учёбы, справка о размере стипендии (учебное заведение); неработающим - справка ГКУ Республики Саха (Якутия) "Центр занятости населения города Якутска", нотариально заверенная копия трудовой книжки либо копия с предъявлением оригинала.

Согласно исследованным в суде первой инстанции материалам дела, установлено, что Челбердиров Ф.В. представил: копию доверенности, заявление, копию паспорта, копию справки об инвалидности, копию свидетельства ИНН, копию справки ГКУ Республики Саха (Якутия) «ЦЗН г.Якутска», копию справки УПФР, копию трудовой книжки, копию справки о наличии объектов недвижимого имущества, копию договора аренды квартиры, копию справки формы №19, копию выписки из ЕГРН, копию справок с ЕГРИП, копии уведомлений МРИ ФНС №5.

Довод жалобы о не предоставлении документов, содержащих сведения о величине доходов или отсутствии дохода является несостоятельным, так как не содержится в отказе ответчика. Кроме того, он опровергается предоставлением копии трудовой книжки, справкой об инвалидности, справкой с центра занятости населения, сведениями из налогового органа, пенсионного фонда.

Предоставление заявителем для получения муниципальной услуги копии трудовой книжки предусмотрено Административным регламентом и также не являлось основанием для отказа в постановке Челбердирова Ф.В. на учёт граждан, нуждающихся в жилых помещениях.

Отказывая в признании малоимущим и принятии истца на учёт в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, ответчикн сослался на отсутствие регистрации и не представление документов, подтверждающих факт проживания на территории города Якутска.

Положениями статьи 20 ГК РФ предусмотрено, что местом жительства гражданина признаётся место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.

При этом положения данной нормы закона не содержат указания на то, что место жительства гражданина определяется по месту его регистрации.

Согласно статье 2 Закона № 5242-1 место жительства - жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства.

Регистрационный учёт граждан Российской Федерации по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации - государственная деятельность по фиксации и обобщению предусмотренных настоящим Законом сведений о регистрации граждан Российской Федерации по месту пребывания, регистрации граждан Российской Федерации по месту жительства, снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту пребывания и снятии граждан Российской Федерации с регистрационного учёта по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрационный учёт граждан Российской Федерации имеет уведомительный характер и отражает факты прибытия гражданина Российской Федерации в место пребывания или место жительства, его нахождения в указанном месте и убытия гражданина Российской Федерации из места пребывания или места жительства.

В соответствии со статьёй 3 указанного Закона, граждане Российской Федерации обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации. Регистрация или отсутствие таковой не может служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами) и законами субъектов Российской Федерации.

Однако понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закреплённых как в статье 20 ГК РФ, Законе № 5242-1, так и в других нормативных актах.

При этом место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, не обязательно связанных с регистрацией его компетентными органами, а также видом такой регистрации, поскольку согласно статье 3 Закона № 5242-1 регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации прав и свобод граждан, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Факт предоставления административным истцом сведений о постоянном проживании на территории г.Якутска подтверждается копией договора аренды жилого помещения от 26 октября 2018 года, сведениями о состоянии индивидуального лицевого счёта застрахованного лица, которые были приложены к заявлению, вступившим в законную силу решением суда от 12 апреля 2021 года.

Каких-либо доказательств, опровергающих указанные обстоятельства и факты, ответчиком представлено не было.

Кроме того, предоставление копии договора аренды, Административным регламентом не предусмотрено, в связи с чем довод жалобы об отсутствии регистрации договора аренды не может служить основанием для отказа истцу в постановке на учёт.

Согласно подпункта 1 пункта 2.8. Административного регламента запрещается требовать от заявителя представления документов и информации или осуществления действий, представление или осуществление которых не предусмотрено нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, возникающие в связи с предоставлением муниципальной услуги.

Таким образом, суд первой инстанции пришёл к правильному выводу о наличии оснований для признания решения общественно-жилищной комиссии об отказе истцу в принятии на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, незаконным, и о наличии оснований для признания за истцом права на постановку на данный учёт.

Суд апелляционной инстанции считает выводы суда первой инстанции соответствующими правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 29 января 2019 г. № 160-О, согласно которой положения части 3 статьи 52 ЖК РФ не лишают граждан при отсутствии у них постоянного места жительства права встать на учёт в качестве нуждающихся в жилых помещениях путём подачи заявления и документов, подтверждающие их право состоять на учёте (кроме документов, получаемых по межведомственным запросам органом, осуществляющим принятие на учёт), в орган местного самоуправления по месту пребывания (фактического проживания).

Вопреки доводу жалобы о том, что суд обязан обеспечить соблюдение принципов разделения властей, самостоятельности органов местного самоуправления и судебной власти, не вправе предрешать, какое решение должно быть принято компетентным органом при реализации его полномочий, ответчик не принял во внимание, что по настоящему административному делу факт нарушения права административного истца судом установлен повторно и ранее ответчиком был по существу разрешён.

В целом апелляционная жалоба повторяет доводы и правовую позицию административного ответчика, которые являлись предметом рассмотрения суда первой инстанции и получили надлежащую правовую оценку. Основания для иной оценки и иного применения норм материального и процессуального права у суда апелляционной инстанции в данном случае отсутствуют.

Апелляционная жалоба не содержит обоснованных доводов о допущенных судом нарушениях норм материального или процессуального права, предусмотренных статьёй 310 КАС РФ, являющихся основанием для отмены или изменения решения суда, которые судебной коллегией также не установлены, в связи с чем решение суда следует признать законным и обоснованным.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 308 - 311 КАС РФ, судебная коллегия

определила:

решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 9 сентября 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя административного ответчика Алексеева М.А. без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев.

Председательствующий

Судьи

33а-3980/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Челбердиров Федор Владимирович
Ответчики
ОА г. Якутска
Суд
Верховный Суд Республики Саха (Якутия)
Дело на сайте суда
vs.jak.sudrf.ru
19.11.2021Передача дела судье
06.12.2021Судебное заседание
14.12.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.12.2021Передано в экспедицию
06.12.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее