Дело №12-970/2024
УИД 14RS0035-01-2024-013514-63
Р Е Ш Е Н И Е
по жалобе на постановление по делу об административном правонарушении
город Якутск 29 августа 2024 года
Судья Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) Новикова Н.И., рассмотрев жалобу представителя министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского Владимира Николаевича по доверенности Попова Р.С. на постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. № от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского Владимира Николаевича,
установил:
____ заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) Трухиным А.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении должностного лица - министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н.
Постановлением заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. № от ____ по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и ей назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 рублей.
Министр по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградский В.Н., не согласившись с указанным постановлением, обратился в суд с жалобой, просил данное постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в его действиях состава административного правонарушения.
В судебном заседании представитель лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении Попов Р.С. доводы жалобы поддержал в полном объеме, просил отменить постановление и прекратить производство по делу. Полагает, что в действиях Черноградского В.Н. отсутствует событие и состав административного правонарушения, отсутствует вина в несвоевременном достижении показателей результативности предоставления субсидий.
Представитель Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) по доверенности Дохунаев М.Н. в судебном заседании с доводами, изложенными в жалобе на постановление, и доводами представителя лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении не согласился, просил суд оставить обжалуемое постановление без изменения, в удовлетворении жалобы отказать.
Прокурор отдела по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Прокуратуры Российской Федерации Местникова Л.Н. в судебном заседании просила оставить жалобу без удовлетворения, оспариваемое постановление – без изменения.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, а также доводы, изложенные в жалобе, судья приходит к следующим выводам.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее его рассмотрение в соответствии с законом (ст. 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
В силу статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по делу об административном правонарушении обязательному выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия, виновность лица в совершении административного правонарушения; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а так же причины и условия совершения административного правонарушения.
Согласно статье 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а так же иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, которое влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до тридцати тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет.
Как усматривается из материалов дела 03.05.2024 года заместителем прокурора Республики Саха (Якутия) старшим советником юстиции Трухиным А.С. вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица - министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. Правонарушение выразилось в нарушении финансовым органом, главным распорядителем (распорядителем) или получателем средств бюджета, которому предоставлены межбюджетные трансферты, порядка и (или) условий предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно: Черноградский В.Н., являясь должностным лицом, не обеспечил соблюдение условий предоставления субсидии.
Общие принципы бюджетного законодательства Российской Федерации, организации и функционирования бюджетной системы России Федерации, правовое положение субъектов бюджетных правоотношений установлены Бюджетным кодексом Российской Федерации, который также определяет основы бюджетного процесса и межбюджетных отношений в Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 130 Бюджетного кодекса Российской Федерации Правила предоставления и распределения межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, формы которых предусмотрены абзацами третьим - пятым статьи 129 Бюджетного кодекса Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
В соответствии с частью 1 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам ведения субъектов Российской Федерации и предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и расходных обязательств по выполнению полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
В силу положений ст. 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации иные межбюджетные трансферты из федерального бюджета предоставляются бюджетам субъектов Российской Федерации на основании заключенных соглашений.
На основании абзаца 1 части 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации правила, устанавливающие общие требования к формированию, предоставлению и распределению субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета, а также порядок определения и установления предельного уровня софинансирования Российской Федерации (в процентах) объема расходного обязательства субъекта Российской Федерации устанавливаются нормативным правовым актом Правительства Российской Федерации.
В соответствии с п. 11 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2021, результатом использования субсидий являются количество приобретенных транспортных средств, беспилотных летательных аппаратов, созданных торгово-логистических центов, объектов социальной и туристической инфраструктуры, производственных баз, количество жилых помещений, обеспеченных возобновляемыми источниками энергии.
Эффективность использования субсидии оценивается Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики на основании сравнения фактически достигнутых и установленных в соглашении значений результатов использования субсидии (пункт 12).
Высшие должностные лица субъектов Российской Федерации (высшие исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации) представляют в Министерство Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики отчет о достижении значений результатов использования субсидии и отчет об осуществлении расходов бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставляется субсидия, в порядке и сроки, которые установлены соглашением (пункт 13).
Порядок и условия возврата средств из бюджета субъекта Российской Федерации в федеральный бюджет в случае нарушения субъектом Российской Федерации обязательств, предусмотренных соглашением, а также основания для освобождения субъекта Российской Федерации от применения мер финансовой ответственности установлены пунктами 16 - 20 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий (пункт 14).
Контроль за соблюдением субъектами Российской Федерации условий предоставления субсидий осуществляется Министерством Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики и уполномоченным органом государственного финансового контроля (пункт 15).
Установлено, что в республике реализуется Программа государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации, утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от ____ №-р, Государственная программа Республики Саха (Якутия) «Развитие Арктической зоны Республики Саха (Якутия) и коренных малочисленных народов Севера Республики Саха (Якутия)», утвержденная постановлением Правительства Республики Саха (Якутия) от ____ №, в том числе проект «Создание сети торгово-логистических центров для северного завоза».
Соглашением от ____ №, заключенным между Минвостокразвития с Правительством Республики Саха (Якутия), из федерального бюджета в 2022-2024 годах бюджету Республики Саха (Якутия) предоставлена субсидия на софинансирование расходов, возникающих при реализации программы государственной поддержки традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Российской Федерации, осуществляемой в Арктической зоне Российской Федерации.
В соответствии с п. 4.3.3 Соглашения субъект обязан обеспечивать достижение значений результатов использования субсидии, установленных соглашением. В силу п. 6.1.1 Соглашения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта, осуществляющим взаимодействие с Минвостокразвития, на который со стороны субъекта возложены функции по исполнению Соглашения и представления отчетности, определено Министерство Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия).
Согласно приложению № к Соглашению результатом использования субсидии является создание 5 торгово-логических центров (далее – ТЛЦ). До ____.
В соответствии с отчетом о достижении значений результатов использования субсидии и обязательствах, принятых в целях их достижения, допущено 100% отклонение от планового значения, по состоянию на ____ из 5 предусмотренных ТЛЦ ни один не создан.
Установлено, что по состоянию на ____ техническая готовность ТЛЦ в ____ составила 90,8%, ТЛЦ в ____ – 0%, ТЛЦ в ____ – 25%, ТЛЦ в ____ – 20,25%, ТЛЦ в ____ – 51,55%.
Дополнительно приобретен на основании договора купли-продажи ТЛЦ (магазин продовольственных товаров) в ____. При этом дополнительное соглашение Минвостокразвития с Правительством Республики Саха (Якутия) в сторону увеличения плановых значений использования субсидии с 5 до 6 ТЛЦ не заключалось, с Минвостокразвития не согласовывалось.
Материалами дела подтверждается отсутствие контроля со стороны должностного лица - министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. за эффективностью использования субсидии, что повлекло за собой не соблюдение условий предоставления субсидии по исполнению, расходованию.
Данные обстоятельства послужили основанием для вынесения заместителем руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. постановления № от ____ о привлечении должностного лица – министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Признавая министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) признала установленным и исходила из того, что в связи с ненадлежащим исполнением министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. своих должностных обязанностей допущено нарушение порядка расходования субсидии.
Факт совершения Черноградским В.Н. административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается совокупностью собранных по данному делу доказательствами, которые исследованы должностным лицом при рассмотрении дела с учетом всех обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела. Данные доказательства получены с соблюдением требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются последовательными и согласуются между собой, их достоверность и допустимость проверены, обстоятельств, которые могли бы поставить под сомнение содержащиеся в них сведения, не имеется.
Исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, заместитель руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкина Л.Г. обоснованно признала министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, дав ее действиям верную юридическую квалификацию.
При вынесении постановления заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. правильно определены юридически значимые обстоятельства. Изложенные в обжалуемом постановлении выводы о наличии события правонарушения и виновности министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. мотивированы, не соглашаться с ними оснований не имеется.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что действия должностного лица - министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. образуют объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и полагает обоснованным вывод заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. о том, что должностным лицом – министром по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградским В.Н. не соблюдены требования пункта 1 статьи 130, 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, что привело к нарушению условий расходования межбюджетных трансферов, то есть, совершено административное правонарушение, ответственность за которое установлена частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Приведенные в жалобе доводы не исключают наличие в действиях министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. объективной и субъективной сторон состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшегося по делу постановления заместителя руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г.
Вина министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. в совершении администартивного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об администартивных правонарушениях подтверждается материалами дела.
Вопреки доводам представителя Попова Р.С. именно на министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. возложена обязанность и ответственность по исполнению соглашений о предоставлении субсидий.
Оснований для прекращения производства по делу об административном правонарушении в соответствии со статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях по малозначительности совершенного правонарушения не усматривается, поскольку допущенное административное правонарушение посягает на установленный порядок предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, в том числе на эффективное использование средств бюджетов, обеспечение гласности и прозрачности в сфере предоставления (расходования) межбюджетных трансфертов, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в указанной сфере. Нарушение требований законодательства при расходовании межбюджетных трансфертов умаляет авторитет государственных органов, нарушает интересы государства и права граждан.
Доводы, изложенные в настоящей жалобе, по существу направлены на переоценку установленных должностным лицом обстоятельств. Несогласие заявителя с оценкой установленных должностным обстоятельств правовым основанием к отмене постановления не является.
Статьей 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Согласно примечанию к статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под должностным лицом в Кодексе Российской Федерации об административных правонарушениях следует понимать лицо, постоянно, временно, или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно- хозяйственные функции.
Указом Главы Республики Саха (Якутия) от ____ № министром по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) назначен Черноградский В.Н.
Таким образом, субъект административного правонарушения должностным лицом определен верно.
Доводы жалобы об отсутствии состава административного правонарушения в действиях Черноградского В.Н., своего подтверждения не нашли. Они объективно опровергается совокупностью собранных по делу доказательств, согласно которым Черноградский В.Н., в связи с ненадлежащим исполнением своих должностных обязанностей, допущено нарушение порядка предоставления (расходования) межбюджетных трансферов.
Жалоба не содержит доводов, влекущих отмену обжалуемого судебного акта. Переоценка собранных по делу доказательств не является основанием для удовлетворения жалобы.
Порядок и срок давности привлечения министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. к административной ответственности не нарушены, наказание назначено в пределах санкции части 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с учетом требований ст. ст. 3.1, 3.5, 4.1 - 4.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
При назначении наказания заместителем руководителя Управления Федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. учтены фактические обстоятельства дела, данные о личности виновного, а также характер совершенного административного правонарушения.
Обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, предусмотренных статьей 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не установлено.
Доводы представителя Попова Р.С. о том, что имеются основания для прекращения производства по делу, не являются обоснованными.
Каких-либо оснований для изменения назначенного министру по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградскому В.Н. наказания не имеется.
Таким образом, исходя из анализа примененных норм законодательства, учитывая все имеющиеся в материалах административного дела доказательства, суд находит жалобу министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского В.Н. необоснованной и подлежащей оставлению без удовлетворения, а обжалуемое постановление оставлению без изменения.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 30.6-30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, суд
решил:
Постановление заместителя руководителя Управления федерального казначейства по Республике Саха (Якутия) Березкиной Л.Г. № от ____ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 15.15.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении министра по развитию Арктики и делам народов Севера Республики Саха (Якутия) Черноградского Владимира Николаевича оставить без изменения, жалобу - без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Саха (Якутия) через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) в течение десяти суток со дня вручения или получения копии решения.
Судья п/п Н.И. Новикова
Копия верна
Судья Н.И. Новикова