Дело № 11-91/2018
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
04 апреля 2018 года с. Романово
Романовский районный суд Алтайского края в составе
председательствующего судьи Логачева К. М.,
при секретаре судебного заседания Удовиченко С.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в апелляционном порядке апелляционную жалобу Управления социальной защиты населения по Романовскому району на решение мирового судьи судебного участка Романовского района Алтайского края от 09 января 2018 года по гражданскому делу по иску Герасимова Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения по Романовскому району о возмещении суммы, затраченной на потребленную электроэнергию,
УСТАНОВИЛ:
Герасимов Ю.Н. обратился к мировому судье с исковым заявлением к Управлению социальной защиты населения по Романовскому району Алтайского края о возмещении суммы, затраченной на потребленную электроэнергию. В заявлении истец указывает, что относится к категории педагогических работников, вышедших на пенсию, и пользуется льготой по компенсации расходов на освещение жилого помещения в полном объеме. Однако, Управление социальной защиты населения по Романовскому району выплачивало ему указанную компенсацию не в полном объеме, в котором он оплачивал коммунальную услугу по электроэнергии по показаниям прибора учета. Так, за период с ноября 2014 г. по март 2017 г. за электроэнергию им фактически было оплачено 19970 рублей 40 копеек; а компенсация затрат за потребленную электроэнергию за этот период составила 5781 рубль. Сумма недополученной компенсации расходов по оплате электроэнергии за указанный период составляет 10662 рубля 98 копеек, которую истец просит взыскать с ответчика. Кроме того, просит взыскать судебные расходы по оплате государственной пошлины.
Дело рассмотрено мировым судьей судебного участка Романовского района Алтайского края в общем порядке.
Решением мирового судьи судебного участка Романовского района Алтайского края от 09 января 2018 г. исковые требования Герасимова Ю.Н. к Управлению социальной защиты населения по Романовскому району о возмещении суммы затраченной на потребленную электроэнергию удовлетворены частично. С Управления социальной защиты населения по Романовскому району взысканы в пользу Герасимова Ю.Н. в счет возмещения недоплаченной за период с ноября 2014 г. по март 2017 г. компенсации за оплату электроэнергии 10217 рублей 20 копеек, а также судебные расходы, связанные с уплатой государственной пошлины, в сумме 408 рублей 69 копеек.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
В апелляционной жалобе ответчик Управление социальной защиты населения по Романовскому району просит решение мирового судьи отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований в полном объеме. В качестве доводов жалобы указывают, что исковые требования не подлежали удовлетворению, поскольку Управлением социальной защиты населения по Романовскому району истцу, как педагогическому работнику, работающему и проживающему в сельской местности, компенсация расходов по оплате освещения жилого помещения за указанный в исковом заявлении период выплачена в соответствии с требованиями законодательства, сумма которой определена расчетным способом, так как у истца отсутствует прибор учета электроэнергии, затраченной только на освещение жилого помещения. Вывод мирового судьи о необходимости выплаты такой компенсации в размере, определяемом по расходам педагогического работника на оплату электроэнергии, определенным по показаниям общего прибора учета, не соответствует закону. Вывод мирового судьи о том, что освещение жилого помещения включает в себя потребление электроэнергии, в том числе, в целях, не связанных с освещением жилого помещения, а так же о тождестве понятий «электроснабжение» и «освещение» противоречит нормативно-правовым актам и позиции Верховного суда РФ.
Возражения на апелляционную жалобу от сторон не поступили.
В судебном заседание суда апелляционной инстанции истец Герасимов Ю.Н. исковые требования поддержал, возражал об удовлетворении жалобы.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции третье лицо Министерство труда и социальной защиты населения Алтайского края не явилось, извещено надлежащим образом, об уважительности причин неявки суд не уведомили, ходатайств об отложении судебного заседания не заявляло.
Представитель ответчика - Управления социальной защиты населения по Романовскому району Алтайского края Масалов Е.Н. в судебном заседании поддержал доводы апелляционной жалобы, просил её удовлетворить.
Проверив законность решения суда в пределах доводов жалобы, обсудив доводы жалобы, выслушав представителя ответчика, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Правоотношения по предоставлению педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельских населенных пунктах, компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения в спорный период времени с декабря 2014 года по март 2017 года регулировались частью 8 ст. 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», в соответствии с которой педагогические работники, проживающие и работающие в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа), имеют право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений, отопления и освещения. При этом установлено, что размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением указанных мер социальной поддержки педагогическим работникам федеральных государственных образовательных организаций, устанавливаются Правительством Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а педагогическим работникам образовательных организаций субъектов Российской Федерации, муниципальных образовательных организаций устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и обеспечиваются за счет бюджетных ассигнований бюджетов субъектов Российской Федерации.
Как следует из материалов дела, Герасимов Ю.Н. с 06 сентября 2006 года по 15 августа 2011 года работал учителем в МБОУ «Романовская СОШ», что подтверждается справкой №171 от 28 ноября 2017, то есть, является педагогическим работником муниципальной образовательной организации, проживающим в сельском населенном пункте Алтайского края, и пользуется льготами по коммунальным услугам, как относящийся к данной категории лиц.
Размер, условия и порядок возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края регулируются Законом Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)».
Статьей 2 Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (в редакции, действующей в спорный период) устанавливалось, что размер компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения (далее - компенсация) определяется как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения.
Размер компенсации расходов, связанных с освещением жилого помещения, определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Перечень категорий педагогических работников, имеющих право на меры социальной поддержки, и правила предоставления им мер социальной поддержки утверждаются Администрацией Алтайского края.
Действующие в спорный период времени «Правила предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденные постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, предусматривали, что размер компенсации ежемесячно определяется управлением социальной защиты населения, как сумма денежных эквивалентов мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, отопления и освещения (п. 25); денежный эквивалент определяется исходя из суммы платежа за жилое помещение, отопление (центральное, отопление твердым топливом, газом, электроэнергией) и освещение, определенного в соответствии с жилищным законодательством и фактически осуществленного педагогическим работником за месяц, предшествующий месяцу определения денежного эквивалента (п. 28); денежный эквивалент оплаты освещения жилого помещения определяется исходя из установленных тарифов и показаний приборов учета электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения. При отсутствии приборов учета объем электроэнергии, потребляемой для освещения жилого помещения, определяется расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством, и составляет 9,9 кВт/ч в год, или 0,825 кВт/ч в месяц на 1 кв. м общей площади занимаемого жилого помещения (п. 29).
Из материалов дела усматривается, что жилое помещение, в котором проживает истец, оборудовано прибором учета электроэнергии, на основании показаний которого Герасимов Ю.Н. осуществляет оплату услуг за электроэнергию.
Согласно информации, представленной АО «Алтайкрайэнерго» за период с ноября 2014 года по декабрь 2016 года Герасимов Ю.Н. оплатил за электроэнергию 18311 рублей 60 копеек, за период с января 2017 года по март 2017 года Герасимов Ю.Н. оплатил за электроэнергию 1658 рублей 80 копеек. За указанный период ей выплачена компенсация в размере 5781 рубль, которая подтверждается справкой, выданной Управлением социальной защиты населения по Романовскому району.
Из лицевой карты потребителя Герасимова Ю.Н. усматривается, что за период с октября 2014 года по апрель 2017 год учет электроэнергии осуществлялся одним прибором учета с заводским номером 89070021735. Сведений о том, что расход электроэнергии, затраченной только на освещение жилого помещения, с помощью прибора учета не имеется.
Разрешая исковые требования Герасимова Ю.Н. о взыскании с Управления социальной защиты населения по Романовскому району Алтайского края недополученной Герасимовым Ю.Н. компенсации затрат на электроэнергию, мировой судья исходил из того, что действующее законодательство не регламентирует порядок раздельного учета электроэнергии, потребляемой на освещение и иные цели, в связи с чем пришел к выводу о том, что определение ответчиком объема потребляемой электроэнергии расчетным путем является незаконным.
Суд апелляционной инстанции с такими выводами мирового судьи не соглашается, полагая их не основанными на нормах права.
В соответствии со ст. 160 Жилищного кодекса Российской Федерации отдельным категориям граждан в порядке и на условиях, которые установлены федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, могут предоставляться компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг за счет средств соответствующих бюджетов.
Из системного анализа приведенных выше положений Федерального закона от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Закона Алтайского края от 03.11.2005 № 88-ЗС «О размере, условиях и порядке возмещения расходов, связанных с предоставлением мер социальной поддержки педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа)» (в редакции, действующей в спорный период времени), а так же «Правил предоставления компенсации расходов на оплату жилого помещения, отопления и освещения педагогическим работникам, работающим в краевых и муниципальных организациях, осуществляющих образовательную деятельность, и проживающим в сельских населенных пунктах, рабочих поселках (поселках городского типа) Алтайского края», утвержденных постановлением Администрации Алтайского края от 29.02.2012 N 99, следует, что компенсация педагогическим работникам предоставляется только за жилое помещение, а так же отопление и освещение именно только жилого помещения.
В соответствии с частью 4 статьи 154 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за коммунальные услуги включает в себя плату за холодную воду, горячую воду, электрическую энергию, тепловую энергию, газ, бытовой газ в баллонах, твердое топливо при наличии печного отопления, плату за отведение сточных вод, обращение с твердыми коммунальными отходами.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23.05.2006 N 306 утверждены Правила установления и определения нормативов потребления коммунальных услуг, в том числе по электроснабжению в жилых помещениях с применением метода аналогов или расчетного метода, который применяется при отсутствии прибора учета. При этом пунктом 27 указанных Правил установлено, что в норматив потребления коммунальной услуги по электроснабжению в жилых помещениях включается расход электрической энергии, необходимый для освещения жилых помещений и использования бытовых приборов в жилых помещениях, в том числе стационарных электрических плит для приготовления пищи и электроводонагревателей для нагрева воды.
Согласно СНиП под понятием «освещение» предполагается искусственное и естественное освещение помещения.
Таким образом, понятия «освещение» и «электроэнергия», «электроснабжение» не являются тождественными. В связи с чем при отсутствии у лица, имеющего право на компенсацию понесенных им затрат за жилое помещение, отопление и освещение жилого помещения, прибора учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации должен определяться расчетным путем в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Поскольку у истца Герасимова Ю.Н. отсутствует прибор учета электроэнергии, потребляемой непосредственно на освещение жилого помещения, размер компенсации расходов на оплату освещения жилого помещения ответчиком обоснованно определялся расчетным путем в порядке, установленном действующим законодательством.
Оснований для компенсации истцу расходов на оплату электроэнергии, потребляемой на иные нужды, помимо освещения, вопреки выводам мирового судьи, не имелось.
Учитывая изложенное, оснований для взыскания с Управления социальной защиты населения по Романовскому району в пользу Герасимова Ю.Н. недополученной за период с ноября 2014 года по март 2017 года компенсации понесенных им затрат на оплату электроэнергии не имелось.
Таким образом, решение мирового судьи судебного участка Романовского района Алтайского края от 09 января 2018 г. в части удовлетворения требований истца Герасимова Ю.Н. не может быть признано законным и подлежит отмене с принятием в этой части нового решения об отказе в иске.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 328 - 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
ОПРЕДЕЛИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░ ░░ 09 ░░░░░░ 2018 ░. ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░ ░░░░.
░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░.
░░░░░ ░. ░. ░░░░░░░