Дело № 2-883/2018
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Кетовский районный суд Курганской области в составе
председательствующего судьи Тренихиной Т.В.
при секретаре Фоминой Е.А.,
рассмотрев в с. Кетово Кетовского района Курганской области в открытом судебном заседании 13 сентября 2018 года гражданское дело по иску ГКУ «Курганское лесничество» к Руину А.С. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, возложении обязанности привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства,
УСТАНОВИЛ:
ГКУ «Курганское лесничество» обратилось в Кетовский районный суд Курганской области с исковым заявлением к Руину А.С. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, возложении обязанности привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства. В обоснование иска указано, что при осуществлении планового (рейдового) задания специалистами ГКУ «Курганское лесничества» обнаружено, что в защитных лесах ГКУ «Курганское лесничество» Кетовского участкового лесничества <адрес> выявлено самовольное снятие, уничтожение и порча почв на общей площади 0,0204 га. По данному факту в ОМВД Росси по Кетовскому району было подано соответствующее заявление. В ходе проверки по материалу органами внутренних дел был установлен Руин Александр Сергеевич, 1983 г. рождения, который совершил данное правонарушение. Ущерб, причиненный лесному фонду от незаконной деятельности ответчика, составил 187 354 руб. Вред, причиненный в результате действий ответчика, не возмещен. Просят взыскать с Руина А.С. в пользу ГКУ «Курганское лесничество» материальный ущерб в сумме 187 354 руб., возложить на Руина А.С. обязанность привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства (закопать траншею) в <адрес> Кетовского участкового лесничества за свой счет.
В судебном заседании представитель истца ГКУ «Курганское лесничество» Сусоев К.Н., являющийся также представителем 3-го лица Департамента природных ресурсов и охраны окружающей среды Курганской области, действующий на основании доверенностям, в судебном заседании исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении.
Ответчик в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте проведения судебного заседания извещен своевременно и надлежащим образом, его интересы представлял, действующий по доверенности Станкевич А.А., который в судебном заседании с иском не согласился, указывая на недоказанность причинения ущерба истцу и вины ответчика.
Представитель 3-го лица – ООО «Жилсервис», действующий по доверенности Бессонов В.В., в судебном заседании пояснил, что Руин А.С., как физическое лицо, заказывал трактор в ООО «Жилсервис», чтобы прокопать траншею около Кетовского кладбища, такой транспорт ему был предоставлен, за что Руиным А.С. была внесена оплата.
Представитель 3-го лица - ООО «Орион» в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В предыдущем судебном заседании представитель Сорокина Н.А. пояснила, что никаких взаимоотношении у ООО «Орион» и Руиным А.С. не было.
Представитель 3-го лица – администрации Кетовского сельсовета Кетовского района Курганской области (далее – администрация Кетовского сельсовета) в судебное заседание не явился, извещены о времени и месте рассмотрения дела своевременно и надлежащим образом, просили рассмотреть дело в их отсутствие. В отзыве указали, что земельный участок, на котором располагается общественное кладбище, находится на землях лесного фонда в федеральной собственности. Постановка на кадастровый учёт, перевод вышеуказанного земельного участка из категории «земли лесного фонда» в «земли особо охраняемых территорий и объектов», и дальнейшая передача участка из федеральной собственности в муниципальную собственность Кетовского сельсовета, возможны только на основании утверждённого генерального плана муниципального образования Кетовского сельсовета. Администрацией Кетовского сельсовета неоднократно предпринимались действенные меры по подготовке актов выбора лесных участков в целях изменения категории лесных участков с «земли лесного фонда» на «земли населённых пунктов», «земли особо охраняемых территорий и объектов» и дальнейшего утверждения Генерального плана. Но каждый раз в его утверждении отказывали правительство Курганской области или Правительство Российской Федерации. Во исполнение решения Комиссии по природопользованию и охране окружающей среды от 22.11.2016 о проработке генерального плана с. Кетово в течение 1 квартала 2017 г., Администрацией Кетовского сельсовета были подготовлены схемы расположения и площади запрашиваемых земельных участков, которые впоследствии администрация Кетовского сельсовета намерена включить в границы населённых пунктов при утверждении проекта Генерального плана. Дальнейшая работа по проработке Генерального плана требует больших финансовых затрат со стороны муниципального образования (установление границ населённых пунктов и проработки самого Генерального плана). В связи с тем, что бюджет муниципального образования Кетовский сельсовет утверждён без ожидаемого поступления дотаций бюджетам сельских поселений на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджета в размере 8% из бюджета муниципального образования Кетовский район, в Администрацию Кетовского района было направлено письмо об оказании финансовой помощи в подготовке проекта Генерального плана. Несмотря на письменные рекомендации Первого заместителя Губернатора Курганской области Сухнева В.Г. предусмотреть в бюджете Кетовского района на 2017 год сумму дополнительных доходов в виде дотаций бюджетам сельских поселений Кетовского района, Администрацией Кетовского района было отказано в предоставлении дотаций на исполнение вышеуказанного решения Комиссии. Оставили разрешение исковых требований на усмотрение суда.
Суд, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц, в соответствии со ст. 167 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ).
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п. «д» ст. 72 Конституции Российской Федерации, природопользование, охрана окружающей среды и обеспечение экологической безопасности, особо охраняемые природные территории находятся в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее – Закон «Об охране окружающей среды») предусмотрено, что окружающая среда - совокупность компонентов природной среды, природных и природно-антропогенных объектов, а также антропогенных объектов. Под компонентами природной среды понимаются земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; негативное воздействие на окружающую среду - воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды; вред окружающей среде - негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.
Статьей 4 данного Федерального закона предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В силу ч. 1 ст. 77 указанного Закона юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Согласно ст. 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
Согласно ч. 1 ст. 78 Закона «Об охране окружающей среды» компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда.
Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.
Судом установлено, что в ходе планового (рейдового) осмотра, проведенного специалистами ГКУ «Курганское лесничество» 19.10.2016 зафиксировано самовольное снятие, уничтожение или порча почв в Кетовском участковом лесничестве <адрес>, площадью 204 кв.м., категория защищенности: защитные леса Лесопарковая зона, о чем составлен акт о лесонарушении № от 20.10.2016 и схема самовольного снятия, уничтожения и порчи почв <адрес> площадью 0,0204 га.
По материалам КУСП № от 20.10.2016 установлено, что Руин А.С. по своей инициативе и за свой счет, с северной стороны кладбища, находящегося в <адрес> Кетовского участкового лесничества, выкопал траншею с целью осуществления препятствия заезда на территорию кладбища с его северной стороны и выгрузки мусора на территорию кладбища, которая в данной части ни чем не ограждена. Грунт с выкопанной канавы никуда не вывозил. Данные обстоятельства подтверждены, в т.ч. объяснениями Абабкова К.И. – сотрудника ООО «Жилсервис», Подсохина Е.В. – сотрудника ООО «Тепловодосети», Задорожного С.С. – сотрудника Кетовского сельсовета, самого Руина А.С., не доверять которым у суда нет оснований.
В соответствии со ст. 55 ГПК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела.
Эти сведения могут быть получены из объяснений сторон и третьих лиц, показаний свидетелей, письменных и вещественных доказательств, аудио- и видеозаписей, заключений экспертов.
При этом, оснований полагать, что письменные доказательства в виде объяснений, в т.ч. Руина А.С., в данном случае были получены с нарушением закона, на что указывается его представителем Станкевичем А.А., поэтому не имеют юридической силы, в данном случае не имеется, поскольку при опросе Руина А.С., статья 51 Конституции РФ ему была разъяснена и понятна, о чем имеется подпись последнего. Объяснения были прочитаны и подписаны Руиным А.С., их правильность была им удостоверена, каких-либо отметок о несогласии с изложенным в объяснениях последним не было указано.
Таким образом, оснований полагать, что сведения, которые сообщил органам полиции ответчик, не соответствуют действительности, не имеется.
Согласно Проекту организации и ведения лесного хозяйства Кетовского лесхоза Курганского управления лесами (книга 1 кварталы 1-96) и Планшету лесоустройства Кетовского лесхоза <адрес> значится кладбище, а в выделе <адрес> значится лесопарковая часть зелёных зон 8С2С, насаждение разновозрастное.
Данный участок лесного фонда является федеральной собственностью. Общий ущерб от незаконных действий ответчика составил для Российской Федерации в лице истца 187 354 рубля.
В материалы гражданского дела истцом представлена справка обоснованного расчета взысканий за ущерб, причиненный в результате нарушения лесного законодательства Российской Федерации.
Расчет произведен в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года № 310 « О ставках платы за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности» и Постановления Правительства РФ от 17.09.2014 г. № 947 «О коэффициентах к ставкам платы за единицу объёма лесных ресурсов и ставкам платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности».
Данный расчет произведен верно, в соответствии с лесным законодательством Российской Федерации:
1) 114,80 руб. – ставка (стоимость) деловой древесины крупной категории крупности (лесная порода – берёза) за 1 куб.м., исчисленная по ставкам платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности (Таблица 1), утверждены п. 1 Постановления Правительства РФ от 22.05.2007 г. № 310; в т.ч. коэффициент 1,43, установленный с 01.01.2016 г. в в соответствии с Постановлением правительства РФ от 17.09.2014 г. № 947.
2) 204 кв.м. - объем самовольного снятия, уничтожения и порчи почв.
3) 4 – кратная наибольшая ставка платы за единицу объема древесины преобладающей основной лесообразующей породы в субъекте РФ (за каждый квадратный метр снятой, уничтоженной или испорченной почвы, а также за каждое транспортное средство или механизм, кроме специального назначения, находящиеся в защитных лесах вне отведенных мест либо двигающиеся вне существующих дорог) в соответствии с п. 5 приложения № 4 к постановлению правительства РФ от 08.05.2007 г. № 273.
3) 2 - коэффициент, используемые при расчете ущерба на основании указанного постановления № 273.
Общая сумма нанесенного ущерба (вреда) причиненного лесному фонду составляет: 204 кв.м. х 114,8 х 4 х 2 = 187 354 руб.
С учетом изложенного суд считает, что со стороны истца представлено достаточно доказательств, указывающих на причинение ущерба Российской Федерации в лице истца ответчиком Руиным А.С.
В соответствии с ст. 100 Лесного кодекса Российской Федерации, лица, причинившие вред лесам, возмещают его добровольно или в судебном порядке.
Поскольку ч. 6 ст. 46 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – БК РФ) установлено, что суммы по искам о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, подлежат зачислению в бюджеты муниципальных районов, городских округов, городов Федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга по месту причинения вреда окружающей среде по нормативу 100 процентов, суд находит обоснованным требование истца в части взыскания суммы вреда в доход бюджета Кетовского муниципального района.
В соответствии с разъяснениями, данными в п. 37 Постановления Пленума "О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования" от 18 октября 2012 года N 21, по смыслу п. 2 ст. 78 Закона об охране окружающей среды, вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.
Кроме того, возмещение вреда в натуре - один из способов возмещения вреда, предусмотренных нормами ст. 1082 ГК РФ.
Таким образом, исковые требования о возложении на ответчика обязанности приведения лесного участка в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства (закопать траншею) в квартале <адрес> Кетовского участкового лесничества, за свой счёт, подлежат удовлетворению.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК РФ издержки, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которых истец был освобожден, взыскиваются с ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов, пропорционально удовлетворенной части исковых требований, в соответствующий бюджет.
Таким образом, с Руина А.С. в доход бюджета муниципального образования Кетовский район также подлежит взысканию государственная пошлина в размере 4 947 руб. 08 коп.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ГКУ «Курганское лесничество» к Руину А.С. о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, возложении обязанности привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства, удовлетворить.
Взыскать с Руина Александра Сергеевича в бюджет муниципального образования Кетовский район Курганской области в счет возмещения вреда, причиненного окружающей среде 187 354 (сто восемьдесят семь тысяч триста пятьдесят четыре) рубля.
Взыскать с Руина Александра Сергеевича в бюджет муниципального образования Кетовский район Курганской области госпошлину в размере 4 947 (четыре тысячи девятьсот сорок семь) рублей 08 копеек.
Возложить на Руина Александра Сергеевича обязанность привести лесной участок в состояние, пригодное для ведения лесного хозяйства (закопать траншею) в квартале <адрес> Кетовского участкового лесничества, за свой счёт.
Решение может быть обжаловано в Курганский областной суд в срок 1 месяц с момента вынесения полного текста решения, путем подачи апелляционной жалобы через Кетовский районный суд.
Мотивированное решение составлено 18 сентября 2018 г.
Судья Т.В. Тренихина