Дело № №-19
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Краснодар 20 декабря 2022 г.
Ленинский районный суд г. Краснодара в составе:
председательствующего судьи Исаковой Н.И.,
при секретаре ФИО2,
с участием: представителя истца ФИО3, действующей на основании доверенности №РМ-Д/26 от 16.09.2022г.,
представителя ответчика ФИО4, действующей на основании доверенности № от 05.09.2019г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Южного межрегионального управления Росприроднадзора к ФИО1 о взыскании суммы ущерба,
установил:
Представитель Южного межрегионального управления Росприроднадзора обратился в суд с исковым заявлением к ФИО1 о взыскании суммы ущерба.
В обоснование заявленных требований указано, что в рамках рассмотрения обращения, поступившего в адрес Южного регионального управления Росприроднадзора по факту несанкционированной свалки, расположенной в районе Баскет-холла, специалистами управления был проведен выезд на территорию, указанную в обращении. В результате выезда, факты, указанные в обращении, подтвердились. ДД.ММ.ГГГГ в ходе обследования обнаружены навалы отходов. Навалы расположены на территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:7071. Отходы располагаются навалом на почве на территории указанного земельного участка. Специалистами ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» отобраны пробы почвы (протокол отбора (измерений) проб почва от ДД.ММ.ГГГГ №). Согласно полученным результатам (протоколы испытаний (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ №п) установлено негативное влияние на почву. Собственником земельного участка является ФИО1, что явилось поводом для обращения в суд.
На основании изложенного истец просит взыскать с ответчика ущерб, причиненный объекту окружающей среды в размере 3900000 руб.
В судебном заседании представитель истца настаивал на удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
Представитель ответчика в судебном против требований иска возражал, указав, что не имеется допустимых доказательств загрязнения участка ответчиком. Кроме того, свалка отходов на участке ликвидирована.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела и дав оценку собранным по делу доказательствам, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 51 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» отходы производства и потребления, в том числе радиоактивные отходы, подлежат сбросу, использованию, обезвреживанию, транспортировке, хранению и захоронению, условия и способы которых должны быть безопасными для окружающей среды и регулироваться законодательством Российской Федерации.
В соответствии с пп.2 п.2 ст.13 «Земельного кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ в целях охраны земель собственники земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить мероприятия по защите земель от водной и ветровой эрозии, селей, подтопления, заболачивания, вторичного засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения химическими веществами, в том числе радиоактивными, иными веществами и микроорганизмами, загрязнения отходами производства и потребления и другого негативного воздействия.
В соответствии со ст. 42 Федерального Закона от ДД.ММ.ГГГГ № 136-ФЗ «Земельный кодекс Российской Федерации» собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий.
На основании ст. 77 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Вред окружающей среде причиняется самим фактом попадания отходов на почву в неотведенном для этого месте (не санкционированно). При этом независимо от того, убраны ли эти отходы с поверхности почвенного слоя или нет, деградация почв в этом случае является очевидной и обуславливается негативным воздействием, оказываемым размещенными отходами на компоненте окружающей среды, невозможностью их функционирования в естественном режиме (позиция письма Федеральной службы по надзору в сфере природопользования АА-09-02-36/28236).
Ст. 4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» определено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и (или) иной деятельности являются компоненты природной среды, природные объекты и природные комплексы.
В соответствии с п. 2 статьи 51 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды», сброс отходов производства и потребления, в том числе радиоактивных отходов, в поверхностные и подземные водные объекты, на водосборные площади, в недра и на почву запрещается. В силу пунктов 1, 2 статьи 39 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические и физические лица, осуществляющие эксплуатацию зданий, строений, сооружений и иных объектов, обязаны соблюдать утвержденные технологии и требования в области охраны окружающей среды, восстановления природной среды, рационального использования и воспроизводства природных ресурсов. Такие лица обеспечивают соблюдение нормативов качества окружающей среды на основе применения технических средств и технологий обезвреживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обезвреживания выбросов и сбросов загрязняющих веществ, а также наилучших доступных технологий, обеспечивающих выполнение требований в области охраны окружающей среды, проводят мероприятия по восстановлению природной среды, рекультивации земель, благоустройству территорий в соответствии с законодательством.
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях.
Установлено, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:7071 с разрешенным использованием – из земель населенных пунктов, с разрешенным использованием - для объектов жилой застройки.
Как указывает истец по результатам лабораторных исследований было установлено негативное влияние на почву, оказываемое в местах несанкционированного складирования отходов в сравнении с фоновыми показателями и установленными нормативами качества почвы, что привело к причинению вреда почве как объекту охраны окружающей среды.
В качестве обоснования заявленных требований истцом представлен протокол испытания (измерений) проб почвы от ДД.ММ.ГГГГ, из которого следует, что земельный участок с кадастровым номером 23:43:0118001:7074 загрязнен строительным мусором.
Установлено, что ДД.ММ.ГГГГ в отношении ФИО1 вынесено постановление №Ф-2 о назначении административного наказания в размере 3000 руб. по ч. 2 ст. 8.6 КоАП РФ (порча земель).
В соответствии со ст.56 ГПК РФ, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Как следует из материалов дела, 01.07.2021г. между ФИО1 и ООО "Фирма "Нефтестройиндустрия-Юг" заключен договор на производство рекультивации, уборки и вывоза отходов с территории земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:7071, расположенный по адресу: г. Краснодар, <адрес>.
Согласно санитарно-эпидемиологической экспертизе № от ДД.ММ.ГГГГ ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Краснодарском крае» по оценке качества почвы земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:7071, расположенного по адресу: Краснодарский край, г. Краснодар, <адрес>, качество почвы по всем исследованным показателям соответствует требованиям раздела VII СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, раздела IV СанПин ДД.ММ.ГГГГ-21, СП 2/6/1/2612-10, т.е. загрязнения отсутствуют и вреда окружающей среды не причинено.
Доказательств недостоверности данного заключения материалы дела не содержат.
Согласно позиции Верховного суда РФ, изложенной в п.6 Постановления Пленума Верховного Суда от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде», основанием для привлечения лица к имущественной ответственности является причинение им вреда, выражающееся в негативном изменении состояния окружающей среды, в частности ее загрязнении, истощении, порче, уничтожении природных ресурсов, деградации и разрушении естественных экологических систем, гибели или повреждении объектов животного и растительного мира и иных неблагоприятных последствиях.
Нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба (в том числе внедоговорного вреда). Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном ст. 15, 1064 ГК РФ, из положений которых следует, что для возложения гражданско-правовой ответственности за причинение вреда необходимо установить совокупность условий: наличие вреда, противоправность поведения причинителя вреда, вину последнего и причинно-следственную связь между противоправным поведением и наступившими вредными последствиями. При отсутствии хотя бы одного из вышеперечисленных элементов применение к правонарушителю мер гражданско-правовой ответственности не допускается.
По смыслу ст. 1064 ГК РФ лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, доказывает наличие вреда, его размер и причинно-следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Согласно и. 13 и 17 постановления Пленума ВС № возмещение вреда может осуществляться посредством взыскания причиненных убытков и (или) путем возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды. Верховный суд пояснил, что целью ответственности за причинение вреда окружающей среде является достижение компенсации, восстановления ее нарушенного состояния.
Таким образом суд, с учетом конкретных обстоятельств по делу, оценивая в каждом случае эффективность способов, может применить тот, который наиболее соответствует этим целям. Определение способа возмещения вреда - в натуре или в денежном выражении - зависит прежде всего от возможности его возмещения в натуре, необходимости оперативно принимаемых мер, их эффективности для восстановления нарушенного состояния окружающей среды.
Поскольку ответчиком в полном объеме выполнены все мероприятия по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды на части земельного участка с кадастровым номером 23:43:0118001:7071, принимая во внимание установленные обстоятельства, учитывая, что согласно ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям, а уточнений требований иска не имеется, суд не находит оснований для вынесения решения в пользу истца.
Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
решил:
В удовлетворении искового заявления Южного межрегионального управления Росприроднадзора к ФИО1 о взыскании суммы ущерба отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд в течение месяца со дня принятия в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г. Краснодара.
Судья Ленинского
районного суда г. Краснодара Н.И.Исакова
Мотивированное решение изготовлено 23.12.2022г.