Дело №12-809/2021
УИД 76RS0014-02-2021-001790-71
Р Е Ш Е Н И Е
город Ярославль 18 ноября 2021 года
Судья Кировского районного суда города Ярославля Петухов Р.В., при секретаре Михалиной Е.С., рассмотрев жалобу Нестерова Павла Владимировича на постановление заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 03.09.2021 года № 076/04/7.30-688/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ,
у с т а н о в и л:
Постановлением заместителя руководителя- начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 03.09.2021 года № 076/04/7.30-688/2021 главный врач государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» Нестеров П.В. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 15 000 рублей.
Из постановления следует, что Нестеров П.В., являясь главным врачом государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница», совершил административное правонарушение, предусмотренное частью 1.4 статьи 7.30 КоАП РФ, выразившееся в размещении в единой информационной системе извещений и аукционной документации на право заключения контрактов на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения и на изготовление и поставку экстемпоральных лекарственных препаратов с нарушением требований законодательства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным постановлением, Нестеров П.В. обратился в Кировский районный суд г.Ярославля с жалобой, в которой просит постановление отменить, производство по делу прекратить. Доводы жалобы сводятся к тому, что должностным лицом, разместившим извещение и аукционную документацию является начальник отдела закупок ФИО 2 Поскольку размещением извещений о проведении аукциона он не занимался, а только лишь утвердил документацию об электронном аукционе, его действия должны были быть квалифицированы административным органом по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ. Кроме того, права участников закупки нарушены не были.
В судебном заседании защитник Нестерова П.В. по доверенности Сергеев А.Н. доводы жалобы поддержал, пояснения дал согласно ее тексту.
Представитель Ярославского УФАС России по доверенности Семенычева Е.К. в судебном заседании возражала против удовлетворения жалобы, полагала, что постановление по делу об административном правонарушении является законным и обоснованным, дала пояснения согласно письменных возражений на жалобу, приобщенных к материалам дела.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующим выводам.
Под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором (часть 1 статьи 59 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
В соответствии с частью 1 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.
Пунктом 6 части 5 статьи 63 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ установлено, что в извещении о проведении электронного аукциона указывается, в том числе требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Аукционная документация должна содержать информацию, указанную в извещении о проведении аукциона в электронной форме (часть 1 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).
Исходя из части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает в числе прочего следующее единое требование к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно пункту 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.
Постановлением Правительства РФ от 22.12.2011 № 1081 «О лицензировании фармацевтической деятельности» утверждено положение о лицензировании фармацевтической деятельности (далее - Положение).
В приложении к Положению содержится перечень выполняемых работ, оказываемых услуг, составляющих фармацевтическую деятельность, в который включены в числе прочего работы (услуги) по оптовой торговле лекарственными средствами для медицинского применения.
Согласно пункту 16 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 04.05.2011 № 99-ФЗ) лицензированию подлежит производство лекарственных средств.
Постановлением Правительства РФ от 06.07.2012 № 686 (ред. от 22.12.2020) «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» утверждено «Положение о лицензировании производства лекарственных средств» (далее - Положение).
В приложении к Положению содержится перечень работ, составляющих деятельность по производству лекарственных средств, в который включены в числе прочего работы по производству, хранению и реализации нестерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта; производство, хранение и реализация лекарственных средств с указанием стадии технологического процесса - упаковка (первичная и (или) вторичная) для нестерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта.
Федеральным законом от 27.12.2019 № 478-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности» внесены изменения, в частности, в Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» (далее - Федеральный закон от 4 мая 2011 года N 99-ФЗ).
В соответствии с данными изменениями с 01.01.2021 наличие лицензии подтверждается записью в реестре лицензий.
Согласно части 5 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года №99-ФЗ в течение трех рабочих дней после дня внесения записи о предоставлении лицензии в реестр лицензий лицензирующий орган направляет уведомление о предоставлении лицензии лицензиату по его выбору в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, либо на бумажном носителе заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий в форме электронного документа, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью (часть 5.1 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ).
В случае, если в заявлении о предоставлении лицензии соискатель лицензии указал на необходимость получения выписки из реестра лицензий на бумажном носителе, лицензирующий орган одновременно с направлением уведомления о предоставлении лицензии направляет лицензиату выписку из реестра лицензий заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении (часть 5.2 статьи 14 Федерального закона от 4 мая 2011 года № 99-ФЗ).
Из приведенных выше положений действующего законодательства (Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ, Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) установлено, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель осуществляют конкретный вид деятельности (выполнение работ, оказание услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности, - в рассматриваемом случае фармацевтическая деятельность, производство лекарственных средств), на основании специального разрешения - лицензии, которое подтверждается записью в реестре лицензий, соответственно, подтверждающими последнее документами являются лицензия или выписка из реестра лицензий (существующая в форме документа на бумажном носителе либо в форме электронного документа).
Из материалов дела следует, что заказчиком - государственным бюджетным учреждением здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» (далее - заказчик, учреждение, ГБУЗ ЯО «ОКОБ»), 20.02.2021 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0371200006621000009 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (анастрозол), неотъемлемой частью которого являестя аукционная документация. Объектом рассматриваемой закупки является поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (анастрозол).
Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации). В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены требования к товару в рамках оказания требуемой заказчику услуги -поставка лекарственных препаратов для медицинского применения (анастрозол).
Заказчиком 03.03.2021 в единой информационной системе (официальный сайт в сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru) размещено извещение № 0371200006621000014 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на изготовление и поставку экстемпоральных лекарственных препаратов, неотъемлемой частью которого является аукционная документация. Объектом рассматриваемой закупки является изготовление и поставка экстемпоральных лекарственных препаратов. Описание объекта закупки содержится в разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе (пункт 4 раздела 1 «Информационная карта аукциона» аукционной документации).
В разделе 2 «Описание объекта закупки» документации об электронном аукционе установлены требования к товару, а также перечень лекарственных препаратов, подлежащих изготовлению и поставке в рамках оказания требуемой заказчику услуги -изготовление и поставка экстемпоральных лекарственных препаратов.
В извещениях о проведении аукциона в электронной форме, сформированном аппаратно-программными средствами единой информационной системы, указано, что «единые требования к участникам закупок в соответствии с ч. 1 ст. 31 Закона № 44-ФЗ» установлены.
В пункте 12.1 разделов 1 «Информационная карта аукциона» документации об аукционе в электронной форме указано на соответствие участника закупки требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В качестве исчерпывающего перечня документов, которые должны быть представлены участниками аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (по извещению №0371200006621000009), значится копия действующей лицензии на фармацевтическую деятельность (с правом осуществления оптовой торговли), копия лицензии на фармацевтическую деятельность по видам работ (услуг): оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, копия лицензии на производство лекарственных средств, полученная до вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств" или копия лицензии на производство лекарственных средств, полученная после вступления в силу Постановления Правительства РФ от 6 июля 2012 г. № 686 "Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств", содержащая следующие виды работ (услуг), выполняемых (оказываемых) в составе лицензируемого вида деятельности: производство, хранение и реализация стерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта или производство, хранение и реализация лекарственных средств с указанием стадии технологического процесса - упаковка (первичная и (или) вторичная) для стерильных лекарственных препаратов с указанием соответствующей группы лекарственных препаратов, являющихся предметом контракта; (по извещению № 0371200006621000014), значится копия действующей лицензии на фармацевтическую деятельность (с правом осуществления розничной торговли лекарственными препаратами для медицинского применения, с правом изготовления лекарственных препаратов для медицинского применения) или копия лицензии на фармацевтическую деятельность по видам работ (услуг): розничная торговля лекарственными препаратами для медицинского применения, изготовление лекарственных препаратов для медицинского применения.
Соответственно, заказчик вопреки требованиям действующего законодательства обязывает участников закупки представлять исключительно лишь копии вышеуказанных лицензий.
Согласно алгоритму действий по размещению в единой информационной системе сведений о закупке и положениям Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (статьи 63, 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ) стартером для осуществления закупки является формирование извещения, посредством функционала единой информационной системы, в последствии к которому прикрепляются соответствующие документы, в частности аукционная документация, которая является его неотъемлемой частью.
Таким образом, заказчик, разместив в единой информационной системе
извещение №0371200006621000009 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на поставку лекарственных препаратов для медицинского применения (анастрозол), извещение № 0371200006621000014 о проведении аукциона в электронной форме на право заключения контракта на изготовление и поставку экстемпоральных лекарственных препаратов, вместе с аукционной документацией с включением рассматриваемых требований, допустил нарушение пункта 6 части 5 статьи 63, части 3 статьи 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ, а также ограничил количество потенциальных участников закупки, поскольку при фактически установленных в извещении о проведении электронного аукциона и аукционной документации заказчиком требованиях в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ в закупке не могут принять участие организации, получившие либо переоформившие указанные выше лицензии после 01.01.2021, тем самым допустив нарушение части 2 статьи 8 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ.
Согласно приказу Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области от 10.12.2020 № 170-в Нестеров П.В. назначен на должность главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» с 12.12.2020 по 11.12.2021.
В соответствии с пунктом 5.2 Устава государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» (далее - Устав) к компетенции руководителя бюджетного учреждения относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью бюджетного учреждения, за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Учредителя и Департамента соответственно.
Согласно пункту 5.4 Устава руководитель бюджетного учреждения, в том числе: действует без доверенности от имени бюджетного учреждения, представляет его
интересы в органах государственной власти и местного самоуправления, коммерческих и
некоммерческих организациях; распоряжается имуществом бюджетного учреждения в соответствии с действующим законодательством и настоящим уставом; является распорядителем финансов, имеет право первой подписи; организует бухгалтерский учет и отчетность, контроль финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивает расходование бюджетных и внебюджетных средств по целевому назначению в соответствии с действующим законодательством.
Руководитель несет персональную ответственность за ненадлежащее выполнение возложенных на него обязанностей (пункт 5.5 Устава).
Согласно ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ размещение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, специализированной организацией в единой информационной системе в сфере закупок или направление оператору электронной площадки информации и документов, подлежащих размещению, направлению, с нарушением требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, либо нарушение указанными лицами порядка предоставления конкурсной документации или документации об аукционе, порядка разъяснения положений такой документации, порядка приема заявок на участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), окончательных предложений, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 1.3 и 1.7 настоящей статьи, - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятнадцати тысяч рублей.
С учетом изложенного прихожу к выводу о том, что в действиях Нестерова П.В. содержится состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, его действия должностным лицом, рассмотревшим дело об административном правонарушении, квалифицированы правильно.
Доводы защитника Нестерова П.В. по доверенности Сергеева А.Н. о том, что главный врач больницы утвердил только документацию, размещением извещений о проведении аукциона он не занимался, поэтому его действия должны были быть квалифицированы административным органом по ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ, суд во внимание не принимает, поскольку они основаны на неправильном толковании норм права.
Вина Нестерова П.В. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, подтверждается представленными в дело доказательствами: протоколом об административном правонарушении от 10.08.2021 года № 076/04/7.30-688/2021; извещениями о проведении электронного аукциона; документацией об электронном аукционе; письменными пояснениями Нестерова П.В.; Уставом ГБУЗ ЯО «ОКОБ»; приказом Департамента здравоохранения и фармации Ярославской области о заключении трудового договора с Нестеровым П.В., трудовым договором, заключенным между Департаментом здравоохранения и фармации Ярославской области и Нестеровым П.В.
Указанные доказательства являются относимыми, допустимыми и достаточными для вывода о виновности Нестерова П.В. в совершении административного правонарушения, оснований для переоценки доказательств не имеется.
Постановление от 03.09.2021 года № 076/04/7.30-688/2021 вынесено уполномоченным на то лицом. Срок рассмотрения дела об административном правонарушении, установленный ч.1 ст.29.6 КоАП РФ, а так же срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный ст.4.5 КоАП РФ, при вынесении постановления не нарушены.
Ссылки защитника Нестерова П.В. по доверенности Сергеева А.Н. о не нарушении прав участников закупки, являются также несостоятельными, т.к. они правового значения не имеют.
Таким образом, вынесенное постановление является законным и обоснованным. Наказание, назначенное Нестерову П.В., является справедливым, а потому оснований для отмены или изменения постановления не усматриваю.
На основании изложенного, руководствуясь п. 3 ч. 1 ст. 30.7 КоАП РФ, судья
р е ш и л:
Постановление заместителя руководителя-начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области ФИО 1 от 03.09.2021 года № 076/04/7.30-688/2021 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ч.1.4 ст.7.30 КоАП РФ, в отношении главного врача государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ярославской области «Областная клиническая онкологическая больница» Нестерова Павла Владимировича оставить без изменения, а жалобу Нестерова Павла Владимировича– без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Ярославский областной суд в течение 10 дней со дня вручения или получения его копии.
Судья Р.В.Петухов