Решение по делу № 33-4554/2024 от 10.07.2024

47RS0005-01-2020-002616-90

Дело №33-4554/2024

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

Санкт-Петербург                21 августа 2024 года

Судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда в составе:

председательствующего:            Матвеевой Н.Л.,

судей:                     Герман М.В., Заплоховой И.Е.

при секретаре:                     Максимчуке В.И.

рассмотрела в открытом судебном заседании дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 января 2024 года по гражданскому делу № 2-544/2024 по иску Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по ликвидации свалок,

Заслушав доклад судьи Ленинградского областного суда Матвеевой Н.Л., объяснения представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, Морозовского лесничества МО РФ ФИО4 судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

установила:

Военный прокурор Выборгского гарнизона обратился в Выборгский городской суд Ленинградской области с исковым заявлением к Федеральному государственному казенному учреждению «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по ликвидации свалок.

Истец, с учетом уточнения исковых требований, просит суд обязать ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России в течении шести месяцев со дня вступления решения суда в законную силу, осуществить комплекс мероприятий, направленных на ликвидацию свалок ТБО на землях Министерства обороны Российской Федерации в Выборгском районе Ленинградской области, расположенных на территориях кварталов №№ 181, 182 Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Минобороны России - филиала ФГКУ «УЛХиП» Минобороны России по следующим адресам (географическим координатам):

- в 0,12 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°46"2,38"N, долгота 28°30"9,59"Е (60.767327, 28.502663);

- в 0,25 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"59,53"N, долгота 28°30"3,14"Е (60.766535, 28.500872);

- в 0,28 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера вдоль грунтовой песчаной дороги - координаты свалки: широта 60°45"57,34"N, долгота 28°30"4,34"Е (60.765928, 28.501207);

- в 0,7 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8 км+800м Яшинского шоссе Выборгского района на территории отработанного песчаного карьера - координаты свалки: широта 60°45"43,97"N, долгота 28°30"8,5Г"Е (60.762213,28.502365);

- в 0,9 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"42,72"N долгота 28°30,14,57"Е (60.761867, 28.504048);

- в 1 км от поворота налево на грунтовую дорогу на 8км+800м Яшинского шоссе Выборгского района вблизи отработанного песчаного карьера на территории лесного массива - координаты свалки: широта 60°45"37,19"N, долгота 28°30"13,56"Е (60.760330, 28.503767).

В обоснование заявленных требований истец указывает на то, что Военной прокуратурой Выборгского гарнизона проведена проверка соблюдения требований законодательства в сфере санитарно-эпидемиологической безопасности, которой выявлены нарушения.

В ходе проверки установлено, что места несанкционированного размещения отходов производства и потребления расположены на территории земельного участка с кадастровым номером , находящегося в постоянном (бессрочном) пользовании ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации, а именно в кварталах № № 181, 182 Боровского участкового лесничества Морозовского лесничества Министерства обороны Российской Федерации – филиала ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации.

Дополнительным осмотром части указанного выше земельного участка, проведенного 16 ноября 2023 года установлено, что меры к ликвидации несанкционированных свалок отходов производства и потребления не приняты.

Для организации защиты от захламления отходами крупногабаритного мусора, а также сбора и вывозы отходов в границах лесничеств Минобороны России создало ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Минобороны России, а также выделяет для этого лимиты бюджетных средств в соответствии со сметой, утвержденной Министерством как главным распорядителем бюджетных средств.

Определением суда от 10 января 2024г. принят отказ Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, от требований к Министерству обороны Российской Федерации, ФГКУ «Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель и ликвидации свалок и к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по рекультивации земель, производство по делу в данной части прекращено.

Решением Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 января 2024 года исковые требования Военного прокурора Выборгского гарнизона, действующего в защиту прав свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации об обязании провести мероприятия по ликвидации свалок удовлетворены.

В апелляционной жалобе представитель ФГКУ "УЛХиП" МО РФ просит отменить решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 января 2024 года, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указано, что в соответствии с Уставом, Бюджетным кодексом РФ, Учреждение не обладает полномочиями по очистке лесов от захламления и загрязнения, не вправе и не имеет возможности самостоятельно без поручения Департамента военного имущества Министерства обороны РФ и доведения денежных средств осуществлять госзакупку работ по очистке лесов от захламления. Леса, расположенные на территории Морозовского лесничества относятся к лесам, расположенным на землях обороны и безопасности и не относятся к лесам, расположенным на землях лесного фонда. Учреждение осуществляет свою деятельность в целях управления в области ведения лесного хозяйства (использования, охраны, защиты и воспроизводства лесов) в лесах, расположенных на землях, предоставленных для нужд Минобороны России в части планирования, организации, управления, анализа и контроля и не может осуществлять мероприятия заявленные в исковых требованиях.

В отзыве на апелляционную жалобу представитель ФГКУ «Северо – Западное ТУИО» Министерства обороны РФ указывает на то, что согласно Устава основной деятельность Учреждения является осуществление в Вооруженных Силах решений и выполнение задач по организации учета и контроля за использованием и сохранностью имущества закрепленного за Учреждением, спорные земельные участки на учете Учреждения не состоят и в рамках реорганизации организаций на учет не передавались.

Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав пояснения представителя ФГКУ «Управление лесного хозяйства и природопользования» МО РФ, Морозовского лесничества МО РФ ФИО4 судебная коллегия приходит к следующему.

В соответствии с положениями ч. 3 ст. 33.1 Гражданского процессуального кодекса РФ (далее – ГПК РФ) суд, установив в ходе подготовки гражданского дела к судебному разбирательству или судебного разбирательства по гражданскому делу, что оно подлежит рассмотрению в порядке административного судопроизводства, выносит определение о переходе к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

В соответствии с разъяснениями, данными в п.п. 1, 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.09.2016 № 36 «О некоторых вопросах применения судами Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации», исходя из закрепленного ч. 2 ст. 46 Конституции РФ права на обжалование решений и действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц и в соответствии со ст. 1 Кодекса административного судопроизводства РФ (далее - КАС РФ) суды общей юрисдикции, Верховный Суд Российской Федерации (далее также - суды) рассматривают и разрешают подведомственные им дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений (далее - административные дела).

К административным делам, рассматриваемым по правилам КАС РФ, относятся дела, возникающие из правоотношений, не основанных на равенстве, автономии воли и имущественной самостоятельности их участников, в рамках которых один из участников правоотношений реализует административные и иные публично-властные полномочия по исполнению и применению законов и подзаконных актов по отношению к другому участнику.

В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, в том числе административные дела об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, иных государственных органов, органов военного управления, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих.

Конституционный Суд РФ в Определении от 25.05.2017 № 1006-О указал, что в качестве одной из задач административного судопроизводства Кодекс административного судопроизводства РФ устанавливает защиту нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов граждан, прав и законных интересов организаций в сфере административных и иных публичных правоотношений (п. 2 с. 3), а также гарантирует каждому заинтересованному лицу право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов (ч. 1 ст. 4). Применительно к судебному разбирательству по административным делам об оспаривании решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, механизм выполнения данной задачи предусматривает обязанность суда по выяснению, среди прочего, нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление (п. 1 ч. 9 ст. 226).

В силу п. 1 ч. 2 ст. 227 КАС РФ ненормативные правовые акты, решения и действия (бездействие) могут быть признаны незаконными только при одновременном нарушении ими законных прав и охраняемых законом интересов административного истца и несоответствии их закону или иному нормативному правовому акту.

В силу присущего административному судопроизводству принципу диспозитивности только истец определяет, защищать ему или нет свое нарушенное или оспариваемое право (ч. 1 ст. 4 КАС РФ), к кому предъявлять иск (п. 3 ч. 2 ст. 125 КАС РФ) и в каком объеме требовать от суда защиты (ч. 1 ст. 178 КАС РФ).

Соответственно, суд обязан разрешить дело по тому иску, который предъявлен истцом, и только в отношении того ответчика, который указан истцом, за исключением случаев прямо определенных в законе.

Конституционный Суд РФ в своих решениях неоднократно указывал, что из права каждого на судебную защиту его прав и свобод, как оно сформулировано в ст. 46 Конституции РФ, не следует возможность выбора гражданином по своему усмотрению той или иной процедуры судебной защиты, особенности которых применительно к отдельным видам судопроизводства и категориям дел определяются, исходя из Конституции РФ, федеральным законом (Определения от 24.11.2005 № 508-О, от 19.06.2007 № 389-О-О, от 15.04.2008 № 314-О-О).

Федеральным законодателем в рамках реализации предоставленной ему широкой конституционной дискреции произведено разграничение видов судопроизводства, среди которых обособлено производство по делам, рассматриваемым судами общей юрисдикции, и сопряженным исключительно с публично-властной деятельностью государственных органов, должностных лиц, организаций, наделенных публично-властными полномочиями.

Исходя из смысла приведенных предписаний федерального законодателя, суд в случае установления невозможности рассмотрения заявления в порядке Гражданского процессуального кодекса РФ должен рассмотреть вопрос о принятии его к производству в порядке административного судопроизводства с применением норм Кодекса административного судопроизводства РФ.

Материалами дела подтверждается, что военным прокурором Выборгского гарнизона фактически оспариваются бездействия государственного казенного учреждения в сфере санитарно – эпидемиологической безопасности населения, регулируемые Федеральным законом «Об охране окружающей среды», Федеральным законом «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».

Исходя из основания и предмета иска, характера правоотношений сторон, требования прокурора направлены на защиту прав, возникших из административных и публичных правоотношений, по оспариванию решений, действий органов государственной и муниципальной власти, которые в силу требований п. 2 ч. 2 ст. 1 КАС РФ подлежат рассмотрению и разрешению по правилам административного судопроизводства.

руководствуясь статьями 327.1, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Ленинградского областного суда

определила:

Перейти к рассмотрению дела по правилам административного судопроизводства.

Передать дело по апелляционной жалобе Федерального государственного казенного учреждения «Управление лесного хозяйства и природопользования» Министерства обороны Российской Федерации на решение Выборгского городского суда Ленинградской области от 10 января 2024 года в Судебную коллегию по административным делам Ленинградского областного суда.

Настоящее определение вступает в законную силу со дня его вынесения.

Председательствующий:

Судьи:

33-4554/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Военный прокурор Выборгского гарнизона
Ответчики
ФГКУ Управление лесного хозяйства и природопользования Министерства обороны Российской Федерации
Другие
ФГУП Оборонпромэкология Министерства обороны Российской Федерации
ФГКУ Северо-Западное территориальное управление имущественных отношений Министерства обороны Российской Федерации
Министерство обороны Российской Федерации
Департамент лесного хозяйства по Северо-Западному федеральному округу
Морозовское лесничество Минобороны России филиала ФГКУ УЛХиП Минобороны России
Комитет по природным ресурсам Ленинградской области
Суд
Ленинградский областной суд
Судья
Матвеева Наталья Леонидовна
Дело на сайте суда
oblsud.lo.sudrf.ru
11.07.2024Передача дела судье
21.08.2024Судебное заседание
16.09.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
16.09.2024Передано в экспедицию
21.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее