Дело № 2-3925/2020
42RS0009-01-2020-007770-61
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Кемерово в составе
председательствующего судьи Лебедевой Е.А.
при секретаре Потапенко А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в г.Кемерово
«26» октября 2020 г.
гражданское дело по исковому заявлению Корниенко Н.А. к Государственному казенному учреждению Центр занятости населения г. Кемерово о признании незаконным решение от **.**.**** г. ###, обязании совершить действия, компенсации морального вреда,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Корниенко Н.А. обратилась в суд с указанным иском к ответчику Государственному казенному учреждению Центр занятости населения г. Кемерово и просит признать незаконным решение ГКУ Центр занятости города Кемерово от **.**.**** ### о неправомерном получении пособия по безработице в размере 36268,70 руб. и обязании возвратить указанную сумму; обязать ГКУ Центр занятости города Кемерово назначить пособие по безработице за весь период, в котором отсутствовали выплат, а именно, начиная с **.**.****.; взыскать с ГКУ Центр занятости населения города Кемерово в пользу истца моральный вред в размере 5 000 руб.; взыскать с ГКУ Центр занятости населения города Кемерово судебные расходы по оплате госпошлины в размере 300 руб.; взыскать с ГКУ Центр занятости населения города Кемерово почтовые расходы.
Свои требования мотивирует тем, что на основании заявления истца от **.**.**** решением ГКУ Центр занятости населения города Кемерово от **.**.**** г, ###, Корниенко Н.А., была признана безработной и поставлена на регистрационный учет в целях поиска подходящей работы в соответствии с Временными правилами регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 (ред. от 10.06.2020), Также истцу было назначено пособие по безработице. За два неполных месяца общая сумма назначенного и выплаченного ей пособия составила 36268,70 руб.
**.**.**** на личную электронную почту истца пришло извещение от бухгалтерии ГКУ Центр занятости населения города Кемерово о необходимости возврата всей суммы выплаченного ей пособия. И только **.**.**** на электронную почту истца пришло решение ГКУ Центр занятости юрода Кемерово от **.**.**** ###, из которого следовало, что она незаконно была поставлена на учет в качестве безработной в Центре занятости города Кемерово, неправомерно получила пособие по безработице в сумме 36268,70 руб., в связи с чем должна возвратить полученную сумму денежных средств в срок до **.**.**** Не понимания причин принятого решения она обратилась за разъяснением к специалисту Центра занятости населения г. Кемерово ЛИЦО_3 по телефону .... Специалист пояснила, что при заполнении анкеты Корниенко Н.А. неправильно указано место жительства, а именно: необходимо было указать в графе «место жительства» место своей регистрации, а не фактическое место жительства, и вставать на регистрационный учет по месту регистрации т.е. в Центре занятости ....
Вместе с тем, она уже более трех лет проживает в г.Кемерово, и два последних места работы, в том числе место работы после увольнения с которого она обратилась в Центр занятости с целью постановки на учет в качестве безработной также находятся в г.Кемерово, что подтверждается копиями страниц из ее трудовой книжки.
Кроме того, вся процедура постановки на учет в качестве безработной, начиная от подачи заявления до принятия решения о постановке на регистрационный учет, проходила в дистанционном режиме (личный прием в связи с введением карантина был приостановлен). Заявление истцом было подано на портале «Работа в России» (trudvsem.ru). Вход в систему осуществлялся через личный кабинет электронного портала «Госуслуги». Никакие документы у неё не запрашивали. Достаточно было заполнить анкету. В графе «место жительства» она указала место своего проживания г. Кемерово, что соответствует положениям от, 20 ГК РФ (местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает).
В соответствии с п.8 Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными", утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.04.2020 N 460 решение о признании зарегистрированного трудоспособного гражданина, который не имеет работы и заработка, безработным принимается центром занятости населения по месту жительства гражданина. Такое же положение предусмотрено и в ч.2 ст.3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации».
Конституционный Суд РФ в определении от 05.10.2000 года N 199-0 указал, что понятие места жительства и связанные с ним права и обязанности гражданина определяются комплексом норм, закрепленных в ст. 20 ГК РФ, Законе РФ "О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ" и других нормативных актах. Место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов, необязательно связанных с регистрацией его компетентными органами. Регистрация или отсутствие таковой не могут служить основанием ограничения или условием реализации нрав и свобод граждан.
Таким образом, сам законодатель не связывает понятие места жительства только с местом регистрации, а говорит, что место жительства гражданина может быть установлено судом на основании различных юридических фактов.
Такой правовой подход соответствует и сложившейся судебной практике (апелляционное определение Верховного суда Республики Карелия № ### от **.**.****, постановление президиума Ивановского областного суда ### от **.**.****).
Считает решение Центра занятости города Кемерово от **.**.**** ### незаконным, нарушающим её конституционные права, а именно: право на социальное обеспечение, предусмотренное ст. 39 Конституции Российской Федерации, право на свободный выбор места жительства, предусмотренное ст. 27 Конституции Российской Федерации, а также право быть поставленным на регистрационный учет по месту жительства. Поскольку она фактически проживает в г.Кемерово уже более трех лет постановка на регистрационный учет в Центре занятости города Прокопьевска создаст неудобства в случае предоставлении работы или программ обучения, для этого истцу нужно будет переехать в Прокопьевск. Кроме того, из-за незаконного решения ГКУ Центр занятости населении города Кемерово уже несколько месяцев она не получает социальное пособие по безработице, чем фактически лишена средств к существованию, что причиняет истцу моральные страдания. Зная о том, что в период пандемии она фактически осталась без средств к существованию, специалисты центра занятости населения не предприняли ни единой попытки помочь в разрешении её вопроса.
В судебном заседании истец Корниенко Н.А., её представитель Мухарева И.А., представляющая интересы истца на основании его письменного ходатайства, заявленные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика Жевлакова Ю.В., действующая на основании доверенности от 28.07.2020 г., в судебном заседании заявленные исковые требования не признала, предоставила возражения на исковое заявление в письменном виде.
Выслушав лиц, участвующих в процессе, исследовав письменные доказательства, суд считает исковые требования Корниенко Н.А. не подлежащими удовлетворению.
В соответствии со ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, содержание которой следует рассматривать в контексте п. 3 ст. 123 Конституции Российской Федерации и ст. 12 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, закрепляющих принцип состязательности гражданского судопроизводства и принцип равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В соответствии со статьей 3 Закона РФ "О занятости населения в Российской Федерации" безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют места работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.
Порядок регистрации безработных граждан, порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и требования к подбору подходящей работы устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с ч. 2 ст. 3 названного Закона, решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих, документов, удостоверяющих его квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы, а для впервые ищущих работу (ранее не работавших), не имеющих квалификации - паспорта и документа об образовании и (или) о квалификации.
При невозможности предоставления органами службы занятости подходящей работы гражданам в течение 10 дней со дня их регистрации в целях поиска подходящей работы эти граждане признаются безработными с первого дня предъявления указанных документов.
При регистрации безработных граждан государственные учреждения службы занятости населения осуществляют постановку на регистрационный учет, ведение регистрационного учета и снятие с регистрационного учета (пункт 2 Правил регистрации безработных граждан, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07 сентября 2012 года N 891). Постановка на регистрационный учет безработных граждан осуществляется путем внесения в регистр получателей государственных услуг в сфере занятости населения - физических лиц сведений о признании указанных граждан безработными (пункт 7 указанных Правил).
Таким образом, решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости, а регистрация безработных граждан - осуществляется по месту жительства таких граждан.
Судом установлено, что Корниенко Н.А. подала заявление **.**.**** в электронной форме через Единый портал «Работа в России», заполнив заявление и указав в графе адрес места жительства: ... На основании поданного заявления Корниенко Н.А. поставили на учет ГКУ ЦЗН г. Кемерово в качестве безработной и назначили пособие по безработице.
В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" настоящие Временные правила устанавливают порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными.
В целях поиска подходящей работы граждане обращаются в государственные учреждения службы занятости населения (далее - центры занятости населения) в дистанционной форме в период действия на территории субъектов Российской Федерации режима повышенной готовности в связи с угрозой распространения новой коронавирусной инфекции.
В соответствии с п.2 Постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 г. № 460 "Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными" регистрации в целях поиска подходящей работы подлежат граждане, представившие в электронной форме в центр занятости населения заявление о предоставлении им государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы независимо от места их жительства в Российской Федерации, а также пребывания на территории Российской Федерации (далее - заявление в электронной форме).
Заявление в электронной форме заполняется гражданином в личном кабинете информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий "Работа в России" (далее - информационно-аналитическая система) либо в личном кабинете федеральной государственной информационной системы "Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций)" (далее - единый портал) по форме, утвержденной Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации.
Решение о признании гражданина безработным принимается органами службы занятости на основании сведений, указанных гражданином в заявлении о предоставлении государственной услуги по содействию в поиске подходящей работы в электронной форме.
Постановка граждан на регистрационный учет с последующим присвоением статуса безработного и назначением пособия по безработице в соответствии с законодательством о занятости населения осуществляется в центре занятости населения по месту их постоянной прописки, подтвержденному документом (паспортом) с отметкой о регистрационном учете по месту жительства.
Заявление гражданин заполняет в личном кабинете на портале «Работа в России», где дано пояснение, что в соответствии с Законом о занятости населения признание граждан безработными и назначение им пособия по безработице осуществляется центром занятости населения по месту постоянной регистрации гражданина (Приложение №1). В заявлении также дано пояснение на каких страницах паспорта указывается адрес постоянного место жительства (Приложение № 2), а именно, приводится действующий адрес регистрации по месту жительства (указан в паспорте на страницах с 5-й по 12-ю).
Кроме того, гражданин ставит галочку в заявлении, которой подтверждает, что ознакомлен с инструкцией по заполнению заявления.
Согласно п.2 ст. 3 Закона РФ «О занятости населения в Российской Федерации» решение о признании гражданина, зарегистрированного в целях поиска подходящей работы, безработным принимается органами службы занятости по месту жительства гражданина не позднее 11 дней со дня предъявления органам службы занятости паспорта, трудовой книжки или документов, их заменяющих документов, удостоверяющих его профессиональную квалификацию, справки о среднем заработке за последние три месяца по последнему месту работы.
Понятие «место жительства» непосредственно Законом о занятости не раскрывается, однако оно содержится в Гражданском кодексе Российской Федерации (далее - ГК РФ) и в ст. 2 Закона РФ от 25.06.1993 № 5242-1 «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации». Таким образом, место жительства - это не страна (Российская Федерация), не субъект Российской Федерация, не город, а жилой дом, квартира, жилое помещение, имеющие определенный документально зафиксированный адрес.
Согласно ст. 20 ГК РФ закреплено, что местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает.
В силу ст. 3 Закона РФ от 25.06.1993 года №5242-1 «О праве граждан РФ на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах РФ», в целях обеспечения необходимых условий реализации гражданином РФ его прав и свобод, а также исполнения им обязанностей перед другими гражданами, государством и обществом вводится регистрационный учет граждан РФ по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ. Граждане РФ обязаны регистрироваться по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ.
В соответствии с п. 18 Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 при регистрации граждан по месту жительства в их паспортах производятся отметка о регистрации по месту жительства либо им выдается свидетельство о регистрации по месту жительства.
В соответствии с п. 3 указанных выше Правил регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по места пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утверждённых Постановлением Правительства РФ от 17.07.1995 №713 местом жительства является жилой дом, квартира, комната, жилое помещение специализированного жилищного фонда либо иное жилое помещение, в которых гражданин постоянно или преимущественно проживает в качестве собственника, по договору найма (поднайма), договору найма специализированного жилого помещения либо на иных основаниях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, и в которых он зарегистрирован по месту жительства; местом пребывания является место, где гражданин временно проживает, - гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база, медицинская организация или иное подобное учреждение, учреждение уголовно-исполнительной системы, исполняющее наказания в виде лишения свободы или принудительных работ, либо жилое помещение, не являющееся местом жительства гражданина.
В пункте 4.1 Постановления Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 года N 7-п также даны разъяснения о том, что регистрация по месту жительства необходима для урегулирования административно-правовых отношений и имеет своей целью административный учет, носящий уведомительный характер.
Такие гарантии, как предоставление органами службы занятости бесплатных консультаций, бесплатной информации и услуг, которые связаны с профессиональной ориентацией, в целях выбора сферы деятельности (профессии), трудоустройства, возможности профессионального обучения, распространяются на граждан, ищущих работу, независимо от того, признаны они в установленном порядке безработными или нет, а также независимо от места их жительства. Что касается права на получение пособия по безработице, то Законом РФ "О занятости населения в Российской Федерации" определено, что назначение и выплата этого пособия производится только гражданину, зарегистрированному в целях поиска подходящей работы и признанному безработным органами службы занятости по его месту жительства.
Введение требования учета (регистрации) безработных граждан по месту жительства не направлено на ущемление их права на защиту от безработицы. Напротив, оно обусловлено необходимостью создать наиболее благоприятные условия для поиска территориальными органами службы занятости подходящей гражданину работы в пределах именно той местности, где он проживает. Учитывая, что реализация указанного права предполагает получение соответствующего материального пособия, законодатель вправе предусматривать в федеральном законе как порядок и условия приобретения статуса безработного, так и определенные организационно-учетные правила, с одной стороны, способствующие беспрепятственной реализации каждым права на защиту от безработицы, включая право на получение предусмотренного в этом случае пособия, а с другой стороны - исключающие возможность злоупотребления данным правом, в частности путем его реализации не только по месту жительства.
Таким образом, само по себе введение регистрации гражданина в качестве безработного по месту жительства - как направленное на обеспечение организационных и иных условий социальной защиты безработных в различных формах, включая поиск подходящей работы, в том числе с учетом места жительства гражданина, а также имеющее целью предотвращение возможных злоупотреблений правом и, соответственно, защиту прав и законных интересов иных граждан от неправомерного расходования средств на выплату пособий по безработице за счет уплачиваемых ими налогов - не может рассматриваться как нарушающее конституционное право на защиту от безработицы и ограничивающее государственные гарантии занятости граждан, предоставляемые в рамках реализации конституционных прав, закрепленных в статье 37 (части 1 и 3) Конституции Российской Федерации, и в силу этого не согласующееся со статьями 17, 19 (части 1 и 2) и 27 Конституции Российской Федерации.
Как было указано ранее, что по настоящее время истец зарегистрирована по месту жительства по адресу: .... С регистрационного учета истец не снималась, по месту пребывания по адресу: ... не регистрировалась.
Таким образом, истец, реализуя право на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации, по адресу регистрации по месту своего жительства фактически не проживает. Указанное является ее правом, однако в данном случае необходимые условия для реализации иных ее прав и свобод не обеспечены. Реализовать же свое право на учет в качестве безработной истец может по месту жительства, по которому она зарегистрирована.
Поскольку доказательств о наличии регистрации истца по месту жительства в г.Кемерово истцом не представлено, то оснований утверждать о постоянном проживании истца в г. Кемерово не имеется.
На основании предоставленных Корниенко Н.А. документов для перерегистрации через интерактивный портал (паспорт, трудовая книжка) было выявлено, что Корниенко Н.А. предоставила недостоверную информацию в центр занятости о своем месте жительства, поскольку в паспорте место жительство указано ....
На основании этого был вынесен приказ от **.**.**** ### об исключении из начислений пособия по безработице с **.**.**** по **.**.****. За период с **.**.**** по **.**.**** Корниенко Н.А. незаконно получила пособие по безработице в сумме 36 268 рублей 70 копеек.
**.**.**** инспектором составлена служебная записка об установлении факта незаконного получения пособия по безработице за период с **.**.**** по **.**.**** в сумме 36268 рублей 70 копеек.
Граждане, указавшие в заявлении о регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, в качестве места жительства свое место пребывание, тем самым предоставляют недостоверную информацию, в связи с чем, подлежат снятию с учета в соответствии с абзацем 6 п. 2 ст. 35 Закона о занятости «попытка получения пособия или получение пособия по безработице обманным путем».
**.**.**** подготовлено уведомление ### о добровольном возмещении денежных средств и отправлено на адрес электронной почты Корниенко Н.А.
Таким образом, Корниенко Н.А. заполнила заявление в личном кабинете на портале «Работа в России» **.**.****. Подтвердила информацию о том, что заявление подает по месту жительства. В инструкции по заполнению заявления было указано, что место жительства указывается согласно отметке в паспорте, Корниенко Н.А. поставила галочку в заявлении, которой подтвердила, что ознакомлена с инструкцией по заполнению заявления.
Согласно п. 19 постановления Правительства РФ от 8 апреля 2020 № 460 «Об утверждении Временных правил регистрации граждан в целях поиска подходящей работы и в качестве безработных, а также осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными» в случае получения гражданином обманным путем пособия по безработице (стипендии) сумма пособия по безработице (стипендии) подлежит возврату в добровольном или судебном порядке.
В случае отказа от возмещения денежных средств центр занятости населения оставляет за собой право взыскивать с граждан незаконно полученные денежные средства в судебном порядке.
Доводы истца о постоянном проживании в городе Кемерово и наличии в связи с этим оснований для постановки на учет в качестве безработной, по приведенным выше мотивам являются несостоятельными.
Факт проживания Корниенко Н.А. в городе Кемерово решением суда не устанавливался.
Таким образом, заявление через Общероссийскую базу вакансий «Работа в России» можно подать независимо от места жительства в Российской Федерации, но признание гражданина безработным и начисление пособия по безработице осуществляются центрами занятости населения непосредственно по месту жительства гражданина.
Учитывая вывод суда об отсутствии оснований для удовлетворения основного требования, отсутствуют также основания для взыскания с ответчика судебных расходов.
Заявляя требование о компенсации морального вреда, истец должен доказать противоправность поведения ответчика: незаконность действий (бездействия), наличие и размер причиненного вреда, вину ответчика (его должностного лица), а также наличие прямой причинной связи между противоправностью поведения ответчика и причиненным ему вредом. При этом ответственность ответчика наступает при доказанности истцом всех перечисленных обстоятельств.
С учётом изложенного суд приходит к выводу, что со стороны Государственного казенного учреждения Центр занятости населения г. Кемерово в отношении Корниенко Н.А. отсутствует нарушение действующего законодательства, соответственно, в удовлетворении исковых требований о признании незаконным решение от **.**.**** ###, обязании совершить действия, компенсации морального вреда удовлетворению не подлежат.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░. ░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░. ░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ **.**.**** ###, ░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░, - ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░
░░░░░: ░.░. ░░░░░░░░
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ «29» ░░░░░░░ 2020 ░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ № 2-3925/2020 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░ ░.░░░░░░░░