Дело №2-3481/2016 Председательствующий - судья Сухорукова Л.В.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ № 33-1332/2017
г.Брянск 11 апреля 2017 года
Судебная коллегия по гражданским делам Брянского областного суда в составе:
председательствующего Маклашова В.И.,
судей Катасоновой С.В., Алейниковой С.А.,
при секретаре Раковской И.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по апелляционной жалобе представителя МУП «Жилспецсервис» г.Брянска БИБ на решение Советского районного суда г.Брянска от 15 сентября 2016 года по иску КАИ, ШАЯ, АМС, КЕВ, ПСЯ, ВГВ, МЮС к Брянской городской администрации, Муниципальному унитарному предприятию «Жилспецсервис» об оспаривании договора управления многоквартирным домом.
Заслушав доклад судьи Алейниковой С.А., объяснения представителя МУП «Жилспецсервис» г.Брянска АИВ, поддержавшей доводы апелляционной жалобы, возражения КАИ, АМС, ВГВ, представителя истцов СОА, объяснения третьих лиц ШИВ, КОВ, судебная коллегия
установила:
Истцы обратились в суд с указанным иском, ссылаясь на то, что являются собственниками жилых помещений в многоквартирном доме №5 по <адрес> в г.Брянске.
Указанный дом является общежитием, доля муниципальной собственности в котором составляла более 50% от общей площади в праве общей долевой собственности на общее имущество в МКД.
28 апреля 2015 года Брянской городской администрацией проведен открытый конкурс по выбору управляющей компании для управления МКД по указанному адресу, по результатам которого управляющей компанией является МУП «Жилспецсервис», с которым заключен договор управления указанным МКД. Срок действия договора один год с 29 мая 2016 года.
Согласно утвержденному органом местного самоуправления расчету стоимость обязательных работ и услуг по содержанию и текущему ремонту в МКД №5 по <адрес> г.Брянска с мая 2015 года составила 45,97 рублей за кв.м.
С указанным тарифом истцы не согласны, считают его завышенным, определенным без учета требований п.35 Правил содержания общего имущества в МКД, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 2006 № 491; постановления Брянской городской администрации от 16 июля 2014 № 1906-п о признании указанного МКД ветхим и непригодным для постоянного проживания, подлежащим сносу, включении в список и очередность сноса; постановления Брянской городской администрации от 24 декабря 2014 № 3692п «О ценах на содержание и текущий ремонт жилья для населения, проживающего в общежитиях, обслуживаемых МУП «Жилспецсервис», в соответствии с которым для ветхих общежитий цена за содержание и текущий ремонт жилья для собственников таких жилых помещений составляет 21,32 рубля за 1 кв.м.
В связи с чем, истцы просили суд признать недействительным договор управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, являющегося объектом конкурса от 29 мая 2015 года в части установления стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в размере 45,97 руб.; обязать МУП «Жилспецсервис» г.Брянска произвести перерасчет начисленной каждому из истцов суммы оплаты за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме, исходя из размера тарифа 21,32 руб. за 1 кв.м, начиная с 29 мая 2015 года по день вынесения решения суда; обязать МУП «Жилспецсервис» г.Брянска заключить дополнительное соглашение с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, регламентирующее размер стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме - 21,32 руб. за 1 кв.м.
Определением суда от 15 сентября 2016 года прекращено производство по делу в части исковых требований о заключении МУП «Жилспецсервис» г.Брянска дополнительного соглашения с собственниками жилых помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, регламентирующего размер стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме, - 21,32 руб. за 1 кв.м, в связи с отказом от иска и урегулированием спора в указанной части.
Решением суда от 15 сентября 2016 года исковые требования удовлетворены.
Суд признал недействительным договор №5 управления многоквартирным домом, расположенным по адресу: <адрес>, являющегося объектом конкурса от 29 мая 2015 года, в части установления стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в указанном многоквартирном доме, в размере 45,97 руб.
Обязал МУП «Жилспецсервис» г.Брянска произвести перерасчет начисленной каждому из истцов суммы оплаты за содержание и ремонт общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, расположенном по адресу: <адрес>, исходя из размера тарифа 21,32 руб. за 1 кв.м, за период с 29 мая 2015 года по 29 августа 2015 года.
В апелляционной жалобе представитель МУП «Жилспецсервис» г.Брянска БИБ просил отменить решение суда как незаконное и необоснованное, постановленное с нарушением норм материального права, указывая в доводах, что расчет стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в спорном многоквартирном доме является экономически обоснованным, произведен с учетом конструктивных и технических особенностей МКД, признанного ветхим и требующего значительных расходов по его содержанию.
Процедура проведения конкурса и его результаты никем не оспорены.
Кроме того, судом не учтено, что согласно пункту 4 постановления Брянской городской администрации от 25 декабря 2015 № 4398-п, в случае, если цена на содержание жилых помещений установлена по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления МКД, то цена за содержание жилых помещений в размере 21,32 руб., указанная в приложении № 1, на которые ссылаются истцы, для собственников жилых помещений не применяется.
В письменном отзыве представитель Комитета по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации КЕА поддержал доводы апелляционной жалобы представителя МУП «Жилспецсервис» г.Брянска.
Судебная коллегия на основании ст. ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса РФ рассмотрела апелляционную жалобу в отсутствие истцов ШАЯ, КЕВ, ПСЯ, МЮС, представителя Брянской городской администрации, третьих лиц Комитета по ЖКХ Брянской городской администрации, Комитета по экономике Брянской городской администрации, АНМ, АИН, КОН, БТЕ, САЭ, РЕВ, БТ, ЛВВ, АЕВ, КАВ, БЕН, Ю.В., ЖАД, КАВ, КАН, ВАВ, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, поскольку сведения об уважительных причинах неявки отсутствуют, просьб об отложении слушания или рассмотрении в их отсутствие не поступало.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражения на неё, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, судебная коллегия полагает, что решение суда подлежит отмене по следующим основаниям.
Согласно п. п. 1, 2 ст. 44 Жилищного кодекса Российской Федерации общее собрание собственников помещений в многоквартирном доме является органом управления многоквартирным домом. К компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится выбор способа управления многоквартирным домом.
В силу положений ст. 161 Жилищного кодекса РФ решение общего собрания о выборе способа управления является обязательным для всех собственников помещений в многоквартирном доме. Орган местного самоуправления в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, проводит открытый конкурс по отбору управляющей организации, если в течение года до дня проведения указанного конкурса собственниками помещений в многоквартирном доме не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано. Открытый конкурс проводится также в случае, если до окончания срока действия договора управления многоквартирным домом, заключенного по результатам открытого конкурса, не выбран способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано.
Информация о проведении открытого конкурса по отбору управляющей организации размещается на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов (далее - официальный сайт в сети "Интернет"). Правительством Российской Федерации определяются официальный сайт в сети "Интернет" и уполномоченный на его ведение орган. До определения Правительством Российской Федерации официального сайта в сети "Интернет" извещение о проведении открытого конкурса размещается на официальном сайте муниципального образования в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также опубликовывается в официальном печатном издании, предназначенном для опубликования информации о размещении заказов для муниципальных нужд. Информация о проведении указанного конкурса должна быть доступна для ознакомления всем заинтересованным лицам без взимания платы. Информация о результатах открытого конкурса размещается на сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", на котором была размещена информация о его проведении, не позднее трех дней со дня определения таких результатов, а также опубликовывается в официальном печатном издании, в котором была опубликована информация о его проведении (ч. 4.1 ст. 161 Жилищного кодекса РФ).
Орган местного самоуправления в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, предусмотренного частью 4 настоящей статьи, уведомляет всех собственников помещений в многоквартирном доме о результатах указанного конкурса и об условиях договора управления этим домом. Собственники помещений в многоквартирном доме обязаны заключить договор управления этим домом с управляющей организацией, выбранной по результатам предусмотренного частью 4 настоящей статьи открытого конкурса, в порядке, установленном статьей 445 Гражданского кодекса Российской Федерации (ч.5 ст.161 Жилищного кодекса РФ).
Порядок организации и проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом установлен Правилами проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 6 февраля 2006 года N 75.
Исходя из положений п. 4 ст. 447 Гражданского кодекса РФ конкурс является одной из форм торгов.
В соответствии с положениями ст. 449 Гражданского кодекса РФ торги, проведенные с нарушением правил, установленных законом, могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица. Признание торгов недействительными влечет недействительность договора, заключенного с лицом, выигравшим торги.
В соответствии с п. 5 Правил проведения органом местного самоуправления открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, утвержденных постановлением Правительства РФ от 6 февраля 2006 N 75, нарушение процедуры организации или проведения конкурса, предусмотренной Правилами, является основанием для признания судом недействительными результатов конкурса и договоров управления многоквартирным домом, заключенных по результатам такого конкурса.
Согласно пп. 5 п. 38 указанных Правил в извещении о проведении конкурса указывается размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, рассчитанный организатором конкурса в зависимости от конструктивных и технических параметров многоквартирного дома, степени износа, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли, других параметров, а также от объема и количества обязательных работ и услуг.
В соответствии с п. 2 Правил победителем конкурса признается участник конкурса, предложивший за указанный организатором конкурса в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого помещения в течение установленного срока выполнить наибольший по стоимости объем работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, на право управления которым проводится конкурс.
При этом в соответствии с общими положениями Правил "размер платы за содержание и ремонт жилого помещения" - плата, включающая в себя плату за работы и услуги по управлению многоквартирным домом, содержанию, текущему и капитальному ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, установленная из расчета 1 кв. метра общей площади жилого помещения. Размер платы за содержание и ремонт жилого помещения устанавливается одинаковым для собственников жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме.
Таким образом, размер платы за содержание жилого помещения определяется индивидуально для каждого многоквартирного дома и является одинаковым для всех собственников.
Согласно п. 7, 37, 41 Правил полномочия по установлению перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту жилого помещения в отношении объекта конкурса возложены на организатора конкурса.
Пунктом 34 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утвержденных постановлением Правительства РФ N 491 от 13 августа 2006 г. установлено, что в случае если собственники помещений не приняли решение о способе управления многоквартирным домом, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения, вносимой собственниками помещений, устанавливается органом местного самоуправления (в субъектах Российской Федерации - городах федерального значения Москве и Санкт-Петербурге - органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации) по результатам открытого конкурса, проводимого в установленном порядке, равной цене договора управления многоквартирным домом. Цена договора управления многоквартирным домом устанавливается равной размеру платы за содержание и ремонт жилого помещения, указанной в конкурсной документации.
Как следует из материалов дела, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес>, имеет статус общежития.
Постановлением Брянской городской администрации от 16 июля 2014 № 1906-п, указанный МКД признан ветхим и непригодным для постоянного проживания, включен в список и очередность сноса ветхого и непригодного для постоянного проживания муниципального жилищного фонда города Брянска, подлежащего переселению.
В собственности города Брянска находится более 50% площади помещений данного многоквартирного дома.
КАИ и КАВ являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности комнаты №24 по адресу: <адрес>.
ШАЯ является собственником комнаты №17 по указанному адресу.
АМС и АИН являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности комнаты №6 и комнаты №7 по адресу: <адрес>.
КЕВ и КАН являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности комнаты №28 по адресу: <адрес>.
ПСЯ является собственником комнаты №1 по указанному адресу.
ВГВ и ВАВ являются собственниками по 1/2 доли в праве общей долевой собственности комнаты №14 по адресу: <адрес>.
В связи с тем, что в 2015 году собственники помещений не выбрали способ управления указанным домом и не принимали решение об установлении размера платы за содержание и ремонт жилого помещения, Комитет по жилищно-коммунальному хозяйству Брянской городской администрации на основании акта о состоянии общего имущества собственников помещений в МКД произвел расчет стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в спорном многоквартирном доме (т.2 л.д.37-39).
Данный расчет произведен с учетом конструктивных и технических параметров МКД, этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно - технического и иного оборудования, материала стен и кровли, объема и количества обязательных работ и услуг по дому, стоимость работ и услуг на 1 кв.м общей площади в месяц в доме по адресу: <адрес>, и составил 45,97 руб. (т.2 л.д. 47-48).
28 апреля 2015 года Комитет ЖКХ Брянской городской администрации проведен открытый конкурс по отбору управляющей организации для управления МКД (общежитием), расположенным по адресу <адрес>, победителем конкурса признано МУП «Жилспецсервис» г.Брянска.
Информация о проведении конкурса по отбору управляющей организации была размещена в сети Интернет на официальном сайте https://www.torgi.gov.гu, с указанием времени и места проведения конкурса, необходимых условий для участия в нем, времени приема заявок, срока окончания подачи заявок, времени и адреса вскрытия конвертов с заявками на участие в конкурсе.
По итогам конкурса 29 мая 2015 года с МУП «Жилспецсервис» г.Брянска заключен договор управления спорным многоквартирным домом, по условиям которого стоимость работ и услуг на 1 кв.м общей площади в месяц составляет 45,97 руб., куда входит стоимость обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, указанных в приложении №5 к договору.
Срок действия договора 1 год (п.5.1 Договора).
Пунктом 5.2 Договора предусмотрены условия, при которых договор пролонгируется на 3 месяца.
Исследовав представленные доказательства, судебная коллегия приходит к выводу, что администрация в пределах своих полномочий и в соответствии с вышеперечисленными нормами права, провела конкурс по отбору управляющей организации, установив в конкурсной документации размер платы за содержание и ремонт жилого фонда, и заключив договор с управляющей организацией, в условиях которого определен данный размер оплаты, поскольку в многоквартирном доме истцов не выбран способ управления и не установлен размер платы за содержание и ремонт жилого помещения.
Обстоятельств, свидетельствующих о нарушениях проведения конкурса, которые могли бы повлечь признание его результатов недействительными, истцы не указывали и доказательств этому не представили.
Кроме того, истцы не отрицали тот факт, что по вопросу заключения дополнительных соглашений к договору управления многоквартирным домом об изменении перечня и стоимости обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту МКД в МУП «Жилспецсервис» г.Брянска не обращались.
Доводы истцов о несогласии с установленным тарифом содержания и ремонта общего имущества судебная коллегия признает несостоятельными, поскольку расчет стоимости работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в спорном многоквартирном доме произведен с учетом конструктивных и технических параметров МКД (этажности, наличия лифтов и другого механического, электрического, санитарно-технического и иного оборудования, материала стен и кровли), объема и количества обязательных работ и услуг по дому, который в установленном законом порядке включен в цену договора управления многоквартирным домом.
При этом, выводы суда о недоказанности факта выполнения ответчиком перечня обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту спорного многоквартирного дома по договору управления многоквартирным домом от 29 мая 2015 года в спорный период, является несостоятельной, поскольку данные обстоятельства не имеют правового значения для предмета рассматриваемого спора.
Доводы истцов со ссылкой на приложение 1 и 2 постановления Брянской городской администрации от 24 декабря 2014 № 3692-п «О ценах на содержание и текущий ремонт жилья для населения, проживающего в общежитиях и многоквартирных домах, ранее имеющих статус общежитий, обслуживаемых МУП «Жилспецсервис» города Брянска», в соответствии с которым на момент заключения и в период действия оспариваемого договора, цена на содержание и текущий ремонт жилых помещений в ветхих общежитиях для собственников, которые не приняли решение о выборе способа управления МКД, должна составлять 21,32 руб., судебная коллегия не принимает во внимание, поскольку пунктом 4 данного постановления предусмотрено, что в случае, если цена на содержание и ремонт жилья установлена по результатам открытого конкурса по отбору управляющей организации для управления многоквартирным домом, то цены за содержание и текущий ремонт жилых помещений, указанные в приложениях №1,2, для собственников жилых помещений не применяются.
Доводы истцов о том, что в соответствии с договором управления многоквартирным домом от 8 ноября 2016 года, заключенного с МУП «Жилспецсервис» города Брянска, размер платы за содержание и ремонт жилого помещения составляет 23,01 руб. в месяц, не свидетельствует о произвольности размера платы, определенного в конкурсной документации, поскольку указанный тариф установлен решением общего собрания собственников помещений многоквартирного дома при заключении договора управления домом.
Согласно Приложению №4 к договору управления многоквартирным домом от 8 ноября 2016 года перечень обязательных работ и услуг по содержанию и ремонту общего имущества собственников в МКД меньше, чем указан в расчете стоимости для конкурса (в 2015 году), в связи с чем, с размер платы за содержание и ремонт жилого помещения уменьшен.
Таким образом, нарушения при проведении конкурса, влекущих признание результатов недействительными, или иных прав истцов в рамках заявленных требований не установлены, в связи с чем, у суда первой инстанции отсутствовали правовые основания для удовлетворения заявленных требований.
С учетом изложенного, решение суда нельзя признать законным и обоснованным, оно подлежит отмене с вынесением по делу нового решения об отказе в удовлетворении исковых требований.
Руководствуясь статьей 328-330 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия
определила:
Решение Советского районного суда г.Брянска от 15 сентября 2016 года отменить и принять новое решение об отказе в удовлетворении иска КАИ, ШАЯ, АМС, КЕВ, ПСЯ, ВГВ, МЮС к Брянской городской администрации, Муниципальному унитарному предприятию «Жилспецсервис» об оспаривании договора управления многоквартирным домом.
Председательствующий В.И. Маклашов
Судьи областного суда С.В. Катасонова
С.А. Алейникова