Судья – Блейз И.Г. № 2-996/2022
(суд первой инстанции)
№ 33-1747/2022
(суд апелляционной инстанции)
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
01 декабря 2022 года г. Севастополь
Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:
председательствующего судьи Григоровой Ж.В.,
судей Донсковой М.А. и Анашкиной И.А.,
при секретаре судебного заседания Бойко Т.А.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Общества с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» к Тимофеевой С. И. об устранении нарушений охранной зоны, по встречному иску Тимофеевой С. И. к Обществу с ограниченной ответственностью «Севастопольэнерго» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, по апелляционной жалобе Тимофеевой С. И. на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 февраля 2022 года.
Заслушав доклад судьи Севастопольского городского суда Донсковой М.А., судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
установила:
ООО «Севастопольэнерго» обратился в суд с иском к Тимофеевой С.И. об устранении нарушений охранной зоны, просило суд обязать ответчика за свой счет устранить нарушение охранной зоны BЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16 (государственный кадастровый номер охранной зоны 91.00.2.7) путем осуществления по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго» сноса садового дома, расположенного в г. Севастополь на участке № в № в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Требования мотивированы тем, что ООО «Севастопольэнерго» как территориальной сетевой организацией в городе Севастополе, ДД.ММ.ГГГГ при осмотре объектов электросетевого хозяйства выявлено нарушение охранной зоны высоковольтной линии электропередачи 110 кВ ПС-20 - ПС-16, выразившееся в расположении в пролете опор №№, в границах ТСН СНТ «Бентос», участок № дома в охранной зоне линии электропередач.
Расположение садового дома на участке № в № в пролете опор №, на расстоянии 1,5 м от проекции крайнего провода BЛ 110 кВ, препятствует доступу к ЛЭП для осмотра, ремонта со специальной техникой из-за недостаточного разрыва между проводом ЛЭП и этим строением.
Размещение строений, осуществление производственной деятельности в охранной зоне ЛЭП могут нарушить безопасную работу ЛЭП, в том числе привести к её повреждению и повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических и юридических лиц. При таких условиях расположения объекта в охранной зоне ВЛ существует опасность для жизни и здоровья людей, в том числе для постоянно работающих лиц в пределах охранной зоны; для имущества, как физических, так и юридических лиц при повреждении ВЛ-110 кВ, включая обрыв и падение провода линии на землю и строения, при падении опоры при возникших стихийных обстановках (гололед, налипание снега, порывы ветра и воздействие вихрей), при падении опоры при воздействии третьих лиц, механизмов и машин.
Так же указали, что ввиду нахождения объекта недвижимости Тимофеевой С.И. в охранной зоне линии электропередачи 110кВ, ООО «Севастопольэнерго», как собственник этой линии, не сможет обеспечить передачу по ней электроэнергии, не ставя под угрозу безопасность и права третьих лиц.
Перенос линии электропередач является невозможным, т.к. линия электропередач проходит по землям, лесного фонда.
Ответчик Тимофеева С.И. обратилась со встречным иском к ООО «Севастопольэнерго» об устранении препятствий в пользовании земельным участком, просила суд обязать ООО «Севастопольэнерго» устранить препятствия в пользовании земельным участком путем переноса ЛЭП за счет общества за пределы границ земельного участка, принадлежащего Тимофеевой С.И. на расстояние, обеспечивающее безопасную эксплуатацию строения, признании права собственности на строение, расположенное по адресу <адрес>, <адрес>
В обоснование требований указала, что земельный участок, на котором расположена ЛЭП, предоставлен под коллективные сады решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся № от ДД.ММ.ГГГГ.
Пунктом 3.3 решения постановлено произвести отвод земельных участков в натуре через отдел по делам строительства и архитектуры. Таким образом, первично были отведены земельные участки и уже после отвода без одобрения правообладателей участков в их границах, проведена ЛЭП.
Определением от ДД.ММ.ГГГГ встречный иск в части требований ответчика об обязании истца перенести ЛЭП принят к производству, в удовлетворении ходатайства о принятии встречного иска в части требований о признании права собственности на строение отказано.
Решением Гагаринского районного суда <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ исковые требования ООО "Севастопольэнерго" к Тимофеевой С.И об устранении нарушений охранной зоны путем сноса дома удовлетворены.
На Тимофееву С.И. возложена обязанность за свой счет устранить нарушение охранной зоны BJI 110 кВ ПС-20 - ПС-16 (государственный кадастровый номер охранной зоны 91.00.2.7) путем осуществления по предварительному согласованию с ООО "Севастопольэнерго" сноса садового дома, расположенного в городе Севастополе на участке № в ТСН СНТ «Бентос», в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по делу.
В удовлетворении встречного искового заявления Тимофеевой С.И. к ООО "Севастопольэнерго" об устранении препятствий в пользовании земельным участком отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Севастопольского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 января 2021 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Тимофеевой С.И. - без удовлетворения.
Определением Четвертого кассационного суда общей юрисдикции от 23 ноября 2021 года решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 20 января 2021 года и апелляционное определение Севастопольского городского суда от 24 мая 2021 года отменены, дело направлено на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 февраля 2022 года иск удовлетворен, возложена обязанность на Тимофееву С.И. за свой счет устранить нарушение охранной зоны BЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16 (государственный кадастровый номер охранной зоны 91.00.2.7) путем осуществления по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго» сноса садового дома, расположенного в г. Севастополь на участке № №», в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения суда по настоящему делу.
Этим же решением с Тимофеевой С.И. в пользу ООО «Севастопольэнерго» взысканы расходы по оплате государственной пошлины в размере 6 000 руб.
Не согласившись с указанным решением, Тимофеевой С.И. подана апелляционная жалоба, в которой ставится вопрос о его отмене и удовлетворении встречного иска.
В обоснование поданной апелляционной жалобы указано, что судом первой инстанции не проверено, является ли жилой дом самовольной постройкой в соответствии со ст.222 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Земельный участок, на котором расположена ЛЭП предоставлен под коллективные сады решением Исполнительного комитета Севастопольского городского совета депутатов трудящихся от ДД.ММ.ГГГГ, то есть изначально были отведены земельные участки и уже после отвода без одобрения правообладателей участков в их границах проведена ЛЭП.
Право собственности истца на ЛЭП не подтверждено, ООО «Севастопольэнерго» не является надлежащим истцом.
В материалы дела не представлены сведения об установлении публичного сервитута, спорный земельный участок для государственных нужд не изымался.
В материалы дела не предоставлено сведений о согласовании с ТСН СНТ «Бентос» строительства высоковольтной электрической сети.
В возражениях на апелляционную жалобу Правительство города Севастополя полагает, что решение является законным и обоснованным, расположение садового дома на спорном участке препятствует доступу к ЛЭП для смотра, ремонта со специальной техникой из-за недостаточного разрыва между проводом ЛЭП и строением. В связи с тем, что действующим законодательством предусмотрена обязанность получать согласование энергопоставляющей организации при возведении строения в охранной зоне, что обусловлено повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, само по себе расположение строения в данной зоне без получения согласования свидетельствует о самовольности строения.
В силу особых опасных свойств ЛЭП, расположение жилого дома в охранной зоне линии электропередач 110кВ свидетельствует об угрозе жизни и здоровью граждан.
По мнению представителя Правительства города Севастополя, приведенные Тимофеевой С.И. в апелляционной жалобе доводы выводов суда не опровергают, а выражают несогласие с ними, сводятся к субъективному толкованию правовых норм и не содержат каких-либо подтвержденных данных.
В судебное заседание ответчик Тимофеева С.И. не явилась, надлежащим образом уведомлена о месте и времени рассмотрения дела.
В судебном заседании представитель ООО «Севастопольэнерго» Лаптева Е.В. возражала против удовлетворения апелляционной жалобы, полагала обжалуемое решение законным и обоснованным.
Третьи лица по делу ТСН СНТ «Бентос», Правительство г. Севастополя извещены о месте и времени рассмотрения дела, явку своих представителей в судебное заседание не обеспечили.
Судебная коллегия в соответствии с положениями ст. 167 ГПК РФ, определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся сторон.
Судебная коллегия, заслушав пояснения представителя истца, обсудив доводы апелляционной жалобы и письменных возражений, изучив материалы гражданского дела, проверив законность и обоснованность судебного акта районного суда в пределах доводов апелляционной жалобы в порядке части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены решения районного суда.
В соответствии с частью 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, решение суда должно быть законным и обоснованным.
В пункте 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 года № 23 «О судебном решении», разъяснено, что решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59-61, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов.
В соответствии с частью 1 статьи 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, основанием для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам дела; нарушение или неправильное применение норм материального или норм процессуального права.
Оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции судебной коллегией не установлено.
Как следует из письменных материалов дела и установлено судом, ООО «Севастопольэнерго» является территориальной сетевой организацией в городе Севастополе, осуществляющей регулируемую деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, а также по передаче распределительными электрическими сетями электрической энергии.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ООО «Севастопольэнерго» при осмотре объектов электросетевого хозяйства выявлено нарушение охранной зоны высоковольтной линии электропередачи 110 кВ ПС-20 - ПС-16, выразившееся в том, что строительстве дома в пролете опор № №, в границах № участок № (кадастровый №), в охранной зоне линии электропередачи, на расстоянии 1,5 метров от проекции крайнего провода ВЛ 110кВ.
По результатам осмотра был составлен комиссионный акт внепланового инженерного осмотра охранной зоны электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ.
Решением исполкома Севастопольского городского совета № от ДД.ММ.ГГГГ предоставлены земельные участки под коллективные сады, согласно которого освоение земельного участка под коллективный сад и строительство на нем начать только после разработки проекта организации коллективного сада и согласования его с соответствующими организациями, главным архитектором города, санитарными и пожарными надзорами, утверждения исполкомом Ленинского района.
Согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право собственности на земельный участок № в ТСН СНТ «Бентос» (кадастровый №) зарегистрировано за Тимофеевой С.И. ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжений ДИЗО <адрес> №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ и №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о регистрации права собственности на возведенное ответчиком на данном земельном участке строение отсутствуют, техническая документация на строение не предоставлена.
Согласно проекта организации территории СТ «Бентос», ЛЭП 110 кВ существовала на момент оформления проекта организации территории коллективного сада СТ «Бентос».
Согласно паспорту ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16, находящейся на балансе ООО «Севастопольэнерго», указанная воздушная линия построена и введена в эксплуатацию в 1973 году.
Карта (план) охранной зоны ДД.ММ.ГГГГ передана в государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства.
На заявление Тимофеевой С.И. письмом ООО «Севастопольэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) отказано в согласовании расположения строения (садового дома, расположенного: <адрес>, в границах <адрес> №) в охранной зоне ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 в пролете оп.№, поскольку актом внепланового инженерного осмотра охранной зоны электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ установлено расположение строения на расстоянии 1,5 м от проекции крайнего провода ЛЭП 110 кВ ПС-20 - ПС-16, выразившееся в том, что в пролете опор № (при установленной охранной зоне в 20 м).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севастопольэнерго» Тимофеевой С.И. направлено требование о необходимости устранения выявленных нарушений охранной зоны электрических сетей.
Выявленные нарушения охранной зоны Тимофеевой С.И. не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севастопольэнерго» в адрес Тимофеевой С.И. направлена претензия об устранении в добровольном порядке за свой счет нарушение охранной зоны ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 в пролете оп.№ путем осуществления по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго» сноса дома, расположенного по адресу: <адрес>, № №.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции пришел к выводу об удовлетворении исковых требований ООО «Севастопольэнерго» и отказе в удовлетворении встречного иска Тимофеевой С.И., исходя из того, что Тимофеевой С.И. возведено капитальное строение, в пределах охранной зоны высоковольтных линий электропередач без согласования с сетевой организацией, в нарушение установленного законом запрета, с нарушением границ охранной зоны, в связи с чем, строение на земельном участке ответчика в пределах территории ТСН СНТ «Бентос» в городе Севастополе является самовольной постройкой, подлежащей сносу. Поскольку действующим законодательством предусмотрена обязанность получать согласование энергопоставляющей организации при возведении строения в охранной зоне, что обусловлено повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан, само по себе расположение строения в данной зоне без получения согласования свидетельствует о самовольности строения, а потому истец имеет право требовать сноса данного строения.
С выводом суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, по следующим основаниям.
Согласно пункту 4 части 1 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации охранные зоны являются зонами с особыми условиями использования территорий.
Абзацем 2 подпункта 2 пункта 2 статьи 89 ЗК РФ предусмотрено, что для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки; порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации; надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
Правительство Российской Федерации Постановлением от 24 февраля 2009 года N 160 утвердило Правила установления охранных зон, которые определяют порядок установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства, границы зон, а также особые условия использования земельных участков, расположенных в пределах охранных зон, обеспечивающие безопасное функционирование и эксплуатацию указанных объектов (пункты 1 и 3 Правил).
В охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий (пункт 2 Правил установления охранных зон).
В охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров (пункт 8 Правил установления охранных зон).
Согласно подпункту "б" пункта 9 названных Правил в охранных зонах, установленных для объектов электросетевого хозяйства напряжением свыше 1000 Вольт, помимо действий, предусмотренных пунктом 8 Правил, запрещается размещать детские и спортивные площадки, стадионы, рынки, торговые точки, полевые станы, загоны для скота, гаражи и стоянки всех видов машин и механизмов, проводить любые мероприятия, связанные с большим скоплением людей, не занятых выполнением разрешенных в установленном порядке работ (в охранных зонах воздушных линий электропередачи).
В пункте 10 Правил установления охранных зон указано, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются, в том числе строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Положения статей 56, 89 ЗК РФ, а также Правил установления охранных зон исходя из конституционно значимых целей ограничения прав и свобод человека и гражданина (часть 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации), предусматривают возможность ограничения использования земельных участков, расположенных в границах охранных зон (зон с особыми условиями использования территории), которые, в свою очередь, обеспечивают энергетическую и экологическую безопасность электрических сетей, т.е. установление этих зон направлено не только на обеспечение сохранности данных объектов при их эксплуатации, обслуживании и ремонте, но и на предотвращение аварий, катастроф и иных возможных неблагоприятных последствий и тем самым на защиту жизни и здоровья граждан (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 28 сентября 2017 года N 1915-О).
Между тем, поскольку охранные зоны объектов электросетевого хозяйства установлены, в том числе в целях защиты жизни и здоровья граждан, недопущения причинения вреда имуществу физических или юридических лиц, при рассмотрении вопроса о сносе объекта недвижимости, построенного в охранной зоне, судам необходимо было исследовать вопрос о том, создает ли угрозу безопасности жизни и здоровью неопределенного круга лиц нахождение спорного строения в охранной зоне.
Указанный вывод приведен, в частности, в Определения Верховного Суда Российской Федерации от 5 марта 2020 года N 310-ЭС19-11707.
Конституционный Суд Российской Федерации неоднократно указывал, что обязанность снести самовольную постройку представляет собой санкцию за совершенное правонарушение; суды в каждом конкретном деле, касающемся сноса самовольной постройки, должны исследовать обстоятельства создания такой постройки, устанавливая лицо или лиц, осуществлявших данное строительство и/или являвшихся заказчиками этого строительства.
Оспариваемые нормы (положения статьи 222 Гражданского кодекса), в том числе с учетом того, что конституционными требованиями справедливости и соразмерности предопределяется дифференциация гражданско-правовой ответственности в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении тех или иных мер государственного принуждения (постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 13 февраля 2018 года N 8-П), не могут рассматриваться как нарушающие конституционные права заявителя (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2019 года N 3458-О).
Само по себе нахождение спорного строения в охранной зоне ЛЭП, не означает наличия угрозы жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Охранные зоны устанавливаются для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики. Однако для решения вопроса о сносе жилого дома требуется установление не формального несоблюдения требований, предъявляемых к созданию такого рода строений, а обстоятельств, свидетельствующих о реальной угрозе жизни, здоровью и имуществу граждан, юридических лиц при сохранении спорного строения.
Поскольку снос объекта самовольного строительства является крайней мерой гражданско -правовой ответственности, а устранение последствий нарушений должно быть соразмерно самому нарушению, не создавать дисбаланса между публичным и частным интересом, приводящего к нарушению устойчивости хозяйственного оборота и причинению несоразмерных убытков, то судам следовало принять во внимание, что даже при наличии оснований для удовлетворения требования ООО "Севастопольэнерго" об устранении нарушений охранной зоны, суду необходимо определить, возможно ли устранение ответчиком допущенного нарушения иным способом кроме сноса жилого дома (в том числе возможен ли перенос ЛЭП, либо ее переустройство в подземную кабельную линию в соответствии с техническими условиями такого переустройства).
Следовательно, по делу следует установить соответствие возведенного ответчиком объекта градостроительным и строительным нормам и правилам; выяснить, имеется ли факт нарушения прав истца возведением такого объекта, наличие угрозы безопасности жизни и здоровью, возможности осуществления доступа к линии электропередач, однако, судом перовой инстанции, указанные обстоятельства установлены не были.
Из письменных материалов дела следует, что ООО «Севастопольэнерго» является территориальной сетевой организацией в городе Севастополе, осуществляющей регулируемую деятельность по технологическому присоединению к электрическим сетям энергопринимающих устройств заявителей, а также по передаче распределительными электрическими сетями электрической энергии.
Согласно паспорту ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16, находящейся на балансе ООО «Севастопольэнерго», указанная воздушная линия построена и введена в эксплуатацию в 1973 году.
Материалы фактического положения линий электропередачи, оформленные в установленном порядке, должны быть переданы в исполнительные комитеты местных Советов народных депутатов для нанесения их на карту охранных зон на соответствующие карты землепользований.
Карта (план) охранной зоны 31.12.2015 года передана в государственный фонд данных, полученных в результате землеустройства.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы о том, что ООО «Севастопольэнерго» не является собственником воздушная линии ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16, является безосновательной и подлежит судебной коллегией отклонению.
Решением исполкома Севастопольского городского совета № 22/838 от 28.11.1978 года предоставлены земельные участки под коллективные сады, согласно которому освоение земельного участка под коллективный сад и строительство на нем начать только после разработки проекта организации коллективного сада и согласования его с соответствующими организациями, главным архитектором города, санитарными и пожарными надзорами, утверждения исполкомом Ленинского района.
Таким образом, письменными материалами дела установлено, что на дату выделения участков под коллективные сады, последующей их разработке, ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16 уже была установлена, и при разработке проекта организации коллективного сада, с последующим согласованием с соответствующими организациями и утверждением Исполкомом Ленинского района, охранная зона линии электропередач, уже существовала.
При этом доводы апелляционной жалобы о том, что имеющаяся в деле балансовая справка более точнее отражает год постройки ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16- 1978, судебной коллегией отклоняются, поскольку в копии паспорта ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16, который является первичным документом, отражен год постройки- 1973год. (том 1 л.д.37).
Балансовая справка сама по себе подтверждает лишь балансовую принадлежность электрических сетей, а именно ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16 истцу ООО «Севастопольэнерго».
На момент строительства ЛЭП действовали Правила охраны высоковольтных линий электрических сетей, утвержденные Постановлением совета Министров СССР от 30.11.1953 N 2866, утратившие свою силу в 1984 году.
Согласно пункту 12 Правил охраны высоковольтных линий электрических сетей, утвержденных Постановлением совета Министров СССР от 30.11.1953 N 2866, земельная площадь, находящаяся под воздушными линиями электропередачи, не подлежит изъятию у землепользователей, которые могут использовать ее для сельскохозяйственных надобностей, в связи с чем доводы апеллянта о том, что требования истца подлежат удовлетворению лишь в случае изъятия земельного участка, являются несостоятельными.
Действующее на дату строительства ЛЭП и выделения земельных участков под коллективные сады, Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 вольт, утвержденные Постановлением совета Министров СССР от 26.03.1984 №255, не содержали требования внесения в государственный кадастр недвижимости сведений о границах охранной зоны, в связи с чем доводы апеллянта, о том, что сведения о ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16- 1978 в установленном законом порядке в государственный кадастр недвижимости, судебной коллегией отклоняется.
Таким образом, в период строительства и ввода в эксплуатацию объекта ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16, трасса прохождения линии электропередачи не затрагивала прав других лиц. Выделение земельных участков на данной территории для ведения коллективного садоводства произведено намного позже, в связи с чем ссылка апеллянта на несогласование истцом с ТСН СНТ «Бентос» при строительстве местонахождение ВЛ 110 кВ ПС-20 - ПС-16, и строительство ЛЭП после отведения земельного участка под коллективное садоводство, является несостоятельной.
Впоследствии действовали Правила охраны электрических сетей напряжением свыше 1000 Вольт, утвержденные Постановлением Совета Министров СССР от 26.03.1984 N 255 (далее Правила N 255), согласно пункту 1 которых под электрическими сетями напряжением свыше 1000 Вольт для целей настоящих Правил понимаются подстанции, распределительные устройства, токопроводы, воздушные линии электропередачи, подземные и подводные кабельные линии электропередачи и относящиеся к ним сооружения.
Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии: для линий напряжением до 110киловольт 20 метров (пункт 4 Правил N 255).
Земельные участки, входящие в охранные зоны электрических сетей, не изымаются у землепользователей и используются ими для проведения сельскохозяйственных и иных работ с обязательным соблюдением требований настоящих Правил (пункт 5 Правил N 255).
В охранных зонах электрических сетей без письменного согласия предприятий (организаций), в ведении которых находятся эти сети, запрещается производить строительство, капитальный ремонт, реконструкцию или снос любых зданий и сооружений (подпункт а пункта 11 Правил N 255).
Для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации. Надзор за соблюдением особых условий использования земельных участков в границах охранных зон объектов электроэнергетики осуществляется федеральным органом исполнительной власти, на который возложены функции по федеральному государственному энергетическому надзору.
В настоящее время действуют "Правила установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон", утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (далее по тексту Правила N 160), согласно которым земельные участки у их собственников, землевладельцев, землепользователей или арендаторов не изымаются (пункт 4 Правил N 160).
Согласно подпункту "б" пункта 8 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 февраля 2009 года N 160, в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе привести к их повреждению или уничтожению, и (или) повлечь причинение вреда жизни, здоровью граждан и имуществу физических или юридических лиц, а также повлечь нанесение экологического ущерба и возникновение пожаров, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов.
Положениями подпункта "а" пункта 10 указанных Правил предусмотрено, что в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений.
Порядок получения письменного решения о согласовании установлен пунктом 12 Правил.
Таким образом, действующее законодательство предусматривает обязательное согласование строительства объекта недвижимости на земельном участке, расположенном в пределах зоны размещения линии электропередач, создающей особые условия использования земельного участка. Охранные зоны электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных линий электропередачи в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных вертикальными плоскостями, отстоящими по обе стороны линии от крайних проводов при не отклоненном их положении на расстоянии: для линий напряжением до 110киловольт 20 метров.
В пределах охранных зон запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос зданий и сооружений без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам (подпункт "а" п. 10 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160).
Так же письменными материалами дела установлено, что согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости и зарегистрированных правах на объект недвижимости, право собственности на земельный участок № в ТСН СНТ «Бентос» (кадастровый №) зарегистрировано за Тимофеевой С.И. ДД.ММ.ГГГГ на основании распоряжений ДИЗО <адрес> №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ и №-РДЗ от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ сотрудниками ООО «Севастопольэнерго» при осмотре объектов электросетевого хозяйства выявлено нарушение охранной зоны высоковольтной линии электропередачи 110 кВ ПС-20 - ПС-16, выразившееся в том, что строительстве дома в пролете опор № №, в границах ТСН СНТ «Бентос», участок № (кадастровый №), в охранной зоне линии электропередачи, на расстоянии 1,5 метров от проекции крайнего провода ВЛ 110кВ.
По результатам осмотра был составлен комиссионный акт внепланового инженерного осмотра охранной зоны электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ.
Сведения о регистрации права собственности на возведенное ответчиком на данном земельном участке строение отсутствуют, техническая документация на строение не предоставлена.
На заявление Тимофеевой С.И. письмом ООО «Севастопольэнерго» от ДД.ММ.ГГГГ (исх.№) отказано в согласовании расположения строения (садового дома, расположенного: <адрес>, в границах СТ «Бентос», участок №) в охранной зоне ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 в пролете оп.№, поскольку актом внепланового инженерного осмотра охранной зоны электрических сетей от ДД.ММ.ГГГГ установлено расположение строения на расстоянии 1,5 м от проекции крайнего провода ЛЭП 110 кВ ПС-20 - ПС-16, выразившееся в том, что в пролете опор № (при установленной охранной зоне в 20 м).
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севастопольэнерго» Тимофеевой С.И. направлено требование о необходимости устранения выявленных нарушений охранной зоны электрических сетей.
Выявленные нарушения охранной зоны Тимофеевой С.И. не устранены.
ДД.ММ.ГГГГ ООО «Севастопольэнерго» в адрес Тимофеевой С.И. направлена претензия об устранении в добровольном порядке за свой счет нарушение охранной зоны ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 в пролете оп.№ путем осуществления по предварительному согласованию с ООО «Севастопольэнерго» сноса дома, расположенного по адресу: <адрес>, ТСН СНТ «Бентос» уч. №.
С целью реализации имеющихся у суда апелляционной инстанции процессуальных возможностей, которые позволяют ему с достаточной степенью достоверности установить обстоятельства, имеющие значение для дела, в соответствии с требованиями 56, 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и с учетом разъяснений, изложенных в пункте 43 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 22 июня 2021 года № 16 «О применении судами норм гражданского процессуального законодательства, регламентирующих производство в суде апелляционной инстанции» судебной коллегией по делу была назначена комплексная строительно -техническая, землеустроительная экспертиза.
В соответствии с выводами судебной строительно -технической, землеустроительной экспертизы № от ДД.ММ.ГГГГ, объект недвижимости, расположенный за земельном участке № в границах ТСН СНТ «Бентос» в <адрес>, кадастровый № № находится в охранной зоне ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 ООО «Севастопольэнерго».
Как следует из описательной части указанного выше экспертного заключения, в результате натурного осмотра ДД.ММ.ГГГГ установлено, что территорию земельного участка №, расположенного по адресу ТСН СНТ «Бентос» в <адрес>, кадастровый № № пересекает ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 в пролете опор №. (л.д.134 том №).
При выполнении экспертного исследования установлено, что строение находится на расстоянии 1,5- 2 м от вертикальной проекции крайнего провода, а навес в виде пристройки к строению, расположен непосредственно под проводами ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 в пролете опор № (том № л.д.141).
Согласно техническому плану задания, назначение объекта недвижимости – жилой дом, количество этажей- 3.(том № л.д.19-27).
В результате осмотра, экспертом установлено, что здание, расположенное на земельном участке №, расположенного по адресу ТСН СНТ «Бентос» в <адрес>, кадастровый № №, является каменным трехэтажным отдельно стоящим строением. (том № л.д.144).
Тимофеевой при строительстве объекта недвижимости, находящемся на земельном участке № в границах ТСН СНТ «Бентос» в <адрес>, кадастровый № №, строительные правила и правила при строительстве указанного объекта соблюдены не в полной мере. Возведенное здание не предназначено для длительного или постоянного нахождения людей.
Нахождение объекта недвижимости находящегося на земельном участке № в границах ТСН СНТ «Бентос» в <адрес>, кадастровый № №, ставит под угрозу безопасность и права неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, т.к. собственник высоковольтной линии электропередачи ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 ООО «Севастопольэнерго», осуществляя поставку по ВЛ электроэнергии до потребителей осуществляет деятельность с использованием источника повышенной опасности в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 160 "О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон" (том № л.д.163).
Нахождение объекта недвижимости, находящегося на земельном участке № в ТСН СНТ «Бентос» в <адрес>, кадастровый № :02:005002:1118, принадлежащего Тимофеевой С.И., при условии соблюдения правил безопасности в охранных зонах, не создает угрозу повреждения или уничтожения объектов высоковольтной линии электропередачи ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 ООО «Севастопольэнерго», но при возникновении ситуации, связанной с отключением ЛЭП, повреждением провода, обрывом провода и падением его на землю, либо при расцеплении гирлянды изоляторов и уменьшении допустимых габаритов до объектов, вследствие возникновения природных явлений: ветер, налипание снега, гололед, для устранения технологического нарушения будет необходим подъезд к проводам ЛЭП 110 кВ, а данная возможность, отсутствует, ввиду наличия на участке строения, которое препятствует свободному доступу к проводам ЛЭП, проходящим над земельным участком №, что может повлечь за собой увеличение сроков проведения ремонтных работ по восстановлению электроснабжения потребителей электрической энергии (том дела 2 л.д.160, 164).
Заключение отвечает требованиям части 2 статьи 86 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, выводам эксперта дано научное обоснование, сделанные выводы однозначны и не противоречивы, экспертиза проведена лицом, обладающим специальными познаниями и необходимой квалификацией для разрешения поставленных вопросов, кроме того, эксперт был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
Кроме того, выводы экспертного заключения №176 от 27.10.2022, сторонами оспорены не были.
С учетом изложенного, доводы апелляционной жалобы об отсутствии в материалах дела доказательств наличия реальной, а не предполагаемой угрозы жизни и здоровью граждан, судебная коллегия находит несостоятельными.
Материалами дела достоверно установлено, что расположение садового дома в коридоре двух воздушных линий, в охранных зонах ВЛ-110 затрудняет доступу к ЛЭП для осмотра, ремонта со специальной техникой из-за недостаточного разрыва между проводом ЛЭП и этим строением, размещение строения в охранной зоне ЛЭП.
Проводить мероприятия по замене провода, демонтажу и установке опор линии электропередачи, текущему обслуживанию линейного объекта ввиду нахождения дома в пролете опор невозможно, не соблюдено расстояние между домом и высоковольтной линией в нарушение нормативно-правовых актов, а именно в нарушение пунктов 8, 9, 10 Постановления Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 года № 160, запрещается строительство, капитальный ремонт, реконструкция и снос зданий и сооружений.
Учитывая, что расположение дома ответчика в охранной зоне непосредственно перед проводами создает угрозу жизни людей, а в случае аварийной ситуации обрыва провода доступ к линии обслуживающей организации для ремонта будет затруднен, выводы суда первой инстанции о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований, являются по существу верными.
При этом, вопреки доводам апеллянта об отсутствии доказательств наличия реальной угрозы жизни и здоровью граждан расположением садового дома в охранной зоне, судебная коллегия отмечает, что существование предусмотренных законом требований в части установления для объектов электросетевого хозяйства охранных зон и зон минимально допустимых расстояний до зданий и сооружений, недопустимости осуществления в их пределах какого бы то ни было строительства, свидетельствует о наличии реальной угрозы нарушения прав, возникновения общественно опасных последствий самим возведением спорных объектов в пределах охранных зон и зон минимально допустимых расстояний, не требует наступления неблагоприятных последствий, один лишь факт нахождения любых построек или сооружения в охранной зоне ЛЭП создает явную угрозу жизни и здоровью граждан, поэтому сохранение спорных построек невозможно.
Ссылка Тимофеевой С.И. на возможность устранения нарушений охранной зоны путем переустройства участка ЛЭП, как указал эксперт либо путем прокладки кабеля под землей траншейным способом либо методом горизонтально направленного бурения, судебная коллегия находит несостоятельной, поскольку совокупностью имеющихся в деле доказательств установлено, что на момент выдела земельного участка для коллективных садова и строительства истцом жилого дома было осуществлено уже после строительства и ввода в эксплуатацию высоковольтной линии электропередачи ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 ООО «Севастопольэнерго», и в результате именно действий ответчика Тимофеевой С.И., выраженных в строительстве жилого дома в охранной зоне без соответствующего согласования ООО «Севастопольэнерго» привело к возникновению реальной угрозы безопасности и прав неопределенного круга лиц на жизнь и здоровье, в связи с чем судебная коллегия соглашается с выводами суде первой инстанции о том, что выявленные нарушения подлежат устранению ответчиком путем сноса жилого дома ответчика.
Приобретая земельный участок с уже существующей над участком линией электропередач и осуществляя на нем строительство жилого дома, действуя разумно и осмотрительно, ответчик Тимофеева С.И. должна была осознавать последствия приобретения такого участка и наличие соответствующих ограничений. При очевидности для Тимофеевой С.И. размещения над ее земельным участком отрезка ВЛ 110 кВ ПС 20 – ПС-16 ООО «Севастопольэнерго», была очевидной необходимость соблюдения охранной зоны и требований п. 10 Правил.
Доводы апелляционной жалобы о том, что садовый дом, расположенный на ее земельном участке, не является самовольной постройкой, судебная коллегия признает несостоятельными.
Факт нарушения охранной зоны при возведении дома на земельном участке № ТСН СНт «Бентос» в г. Севастополе установлен судом первой инстанции на основании совокупности доказательств, в том числе акта внепланового инженерного осмотра охранной зоны электрических сетей от 08 мая 2020 года.
Тимофеева С.И. доказательств согласования месторасположения возведенного объекта капитального строительства с владельцем линии электропередач ООО «Севастопольэнерго» суду первой и апелляционной инстанций не представила.
Кроме того, судебная коллегия учитывает, что спорный объект энергоснабжения объектом самовольного строительства не признан.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия приходит к выводу, что оснований, предусмотренных ст. 330 ГПК РФ для отмены решения суда не имеется.
Руководствуясь статьями 328 и 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда
определила:
Решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 16 февраля 2022 года, оставить без изменения, апелляционную жалобу Тимофеевой С. И., без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия, может быть обжаловано в Четвертый кассационный суд общей юрисдикции в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу обжалуемого судебного постановления.
Мотивированное апелляционное определение в окончательной форме принято ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий Ж.В. Григорова
Судьи: И.А. Анашкина
М.А. Донскова