Дело № 2-466/2022
УИД 87RS0006-01-2022-000759-81
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
22 декабря 2022 года пгт. Провидения
Провиденский районный суд <адрес> в составе председательствующего судьи Файзрахманова А.Ф. при секретаре Ещанове И.Е., с участием прокурора Поздняк А.А., рассмотрев в открытом судебном заседании в пгт Провидения (<адрес>) гражданское дело по исковому заявлению, поданному прокурором <адрес> в интересах Санникова Ю. Е. к администрации Провиденского городского округа Чукотского АО о возложении обязанности предоставить Санникову Ю.Е. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населённого пункта села <адрес> равнозначное по общей площади, расположенному по адресу: <адрес>, в границах населённого пункта <адрес>,
установил:
д.м.г. в Провиденский районный суд поступил иск прокурора <адрес> в интересах Санникова Ю.Е. к администрации ПГО о возложении обязанности предоставить Санникову Ю.Е. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населённого пункта <адрес> равнозначное по общей площади, расположенному по адресу: <адрес> площадью на менее <данные изъяты> кв.м. в границах населённого пункта <адрес>. В обоснование иска указано, что прокуратурой <адрес> во исполнение поручения прокуратуры округа проведена проверка по факту бездействии администрации ПГО по переселению граждан из аварийного жилья в многоквартирном <адрес>, в ходе которой выявлены факты неисполнения жилищного законодательства. Согласно общим выводам технического отчёта ООО «<данные изъяты>» по обследованию многоквартирного жилого дома, №№ строительные конструкции жилого дома находятся преимущественно в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Межэтажное перекрытие объекта в осях А-Б/5-6 находятся в аварийном техническом состоянии. Жилые помещения объекта обследования следует признать непригодными для проживания. В соответствии с заключением межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в ПГО от д.м.г. № <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу, согласно Положению «О признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, садового дома жилым домом и жилого дома садовым домом», утверждённому постановлением Правительства РФ от д.м.г. №. Распоряжением заместителя главы администрации ПГО от д.м.г. № «Об утверждении заключений межведомственной комиссии по оценке жилых помещений муниципального жилищного фонда в ПГО» вышеуказанный дом признан аварийным и подлежащим сносу. В прокуратуру района поступило обращение Санникова Ю.Е. с просьбой обратиться в его интересах, в суд к администрации ПГО в части непринятия мер по предоставлению ей благоустроенного жилья. В ходе проверки установлено, что Санников Ю.Е. проживает в <адрес>, общей площадью <данные изъяты> м? на основании договора социального найма жилого помещения от д.м.г. №, является нанимателем данного жилого помещения. Санников Ю.Е. включён в список граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях. д.м.г. в администрацию ПГО прокуратурой района внесено представление об устранении нарушений законодательства о жилищных правах граждан, которое рассмотрено, однако нарушения не устранены. Реализация государственной политики в области жилищного строительства на территории округа, формирование финансовых ресурсов для обеспечения благоустроенными жилыми помещениями граждан, переселяемых из аварийного жилищного фонда, в том числе признанного после д.м.г., реализуются в рамках подпрограммы «Оказание содействия муниципальным образованиям в формировании муниципального жилищного фонда» Государственной программы «Развитие жилищного строительства в ЧАО», утверждённой постановлением Правительства ЧАО от д.м.г. №, посредством предоставления из окружного бюджета субсидий бюджетам муниципальных образований. Постановлением Правительства ЧАО от д.м.г. № утверждена Государственная программа «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в ЧАО». <адрес> включён в адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Предоставление гражданам иного жилого помещения взамен непригодного для проживания не может быть поставлено в зависимость от наличия плана, срока или размера финансирования, поскольку это нарушает права граждан на благоприятные и безопасные условия проживания, создает угрозу для их жизни и здоровья. Проживание жильцов в аварийном многоквартирном <адрес> в настоящее время не представляется возможным ввиду признания дома аварийным (жилые помещения признаны непригодными для проживания). Бездействие со стороны администрации ПГО в части непринятия мер по внеочередному переселению Санникова Ю.Е. из аварийного жилья нарушает его жилищные права. На этих основаниях прокурор просил, возложить на администрацию ПГО обязанность предоставить Санникову Ю.Е. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населённого пункта <адрес>, равнозначное по общей площади занимаемому в настоящий момент, расположенному по адресу: <адрес> площадью не менее <данные изъяты> отвечающее установленным требованиям в границах населенного пункта <адрес>.
В отзыве ответчик администрация ПГО указывает, что с иском не согласна. <адрес> включён в государственную программу «Обеспечение устойчивого сокращения непригодного для проживания жилищного фонда в ЧАО», утверждённую постановлением Правительства ЧАО от д.м.г. №. Ответственным исполнителем программы является департамент промышленной политики ЧАО. В <адрес> отсутствуют свободные жилые помещения для переселения граждан из указанного дома. У органов местного самоуправления нет полномочий по изменению сроков окончания переселения граждан из аварийного жилья по сравнению с тем, как они запланированы в региональной программе. Суд не проводит оценку целесообразности оспариваемых бездействий органов местного самоуправления, совершаемых в пределах своего усмотрения в соответствии с их компетенцией. Превышение судом этих полномочий, вопреки законной цели и правам, законным интересам граждан и организаций, является основанием для признания оспариваемого действия бездействия незаконным. Жилищное законодательство не предусматривает каких-либо сроков переселения граждан из аварийного дома, в данном случае необходим разумный срок. Прокуратурой не учтено, что в <адрес> отсутствуют свободные жилые помещения, которые могут быть предоставлены гражданам и в текущем году строительства не будет.
В судебное заседание истец Санников Ю.Е. и представитель ответчика администрации ПГО Рекун Д.В. не явились, о месте и времени рассмотрения дела, извещены надлежащим образом. В материалах дела имеются заявления, о рассмотрении дела в их отсутствии.
В судебном заседании прокурор Поздняк А.А. исковые требования поддержал, просил иск прокурора в интересах Санникову Ю.Е. удовлетворить, по основаниям изложенным в иске.
Суд, выслушав прокурора Поздняк А.А., исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии со ст.40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище, органы государственной власти и органы местного самоуправления создают условия для осуществления права на жилище.
В силу ст.1 Федерального закона от д.м.г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» местное самоуправление в РФ - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией РФ, федеральными законами, а в случаях, установленных федеральными законами, - законами субъектов РФ, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учётом исторических и иных местных традиций.
Пунктом 3 ст.2 ЖК РФ установлено, что органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе, в установленном порядке предоставляют гражданам жилые помещения по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда.
Исходя из положений п.3,6 ст.16 Федерального закона № 131-ФЗ от д.м.г. к вопросам местного значения городского округа относятся: владение, пользование и распоряжение имуществом, находящимся в муниципальной собственности ГО; обеспечение проживающих в муниципальном, городском округе и нуждающихся в жилых помещениях малоимущих граждан жилыми помещениями, организация строительства и содержания муниципального жилищного фонда, создание условий для жилищного строительства, осуществление муниципального жилищного контроля, а также иных полномочий органов местного самоуправления в соответствии с жилищным законодательством.
Согласно п.1-9 ч.1 ст.14 ЖК РФ, к компетенции органов местного самоуправления в области жилищных отношений относится учёт муниципального жилищного фонда и осуществление муниципального жилищного контроля.
Частью 3 ст.52 ЖК РФ предусмотрено, что принятие на учёт граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях осуществляется органом местного самоуправления, им же предоставляются на основании соответствующих решений жилые помещения по договорам социального найма (ч.3 ст.57 ЖК РФ).
В соответствии с ч.1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очерёдности исходя из времени принятия таких граждан на учёт, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
Пунктом 1 ч.2 ст.57 ЖК РФ предусмотрено, что вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту и реконструкции не подлежат.
Порядок признания жилых помещений непригодными для проживания установлен Постановлением Правительства РФ от д.м.г. № «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции».
Согласно ст.85 ЖК РФ граждане выселяются из жилых помещений с предоставлением других благоустроенных жилых помещений по договорам социального найма, в частности, в случае, если дом, в котором находится жилое помещение, подлежит сносу, жилое помещение признано непригодным для проживания (пункты 1, 3).
В силу ст.86 ЖК РФ, если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.
Если жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, признано непригодным для проживания, выселяемым из такого жилого помещения гражданам наймодателем предоставляется другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма (ст. 87 названного Кодекса).
В соответствии с ч.1 и 2 ст.89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населённого пункта.
Согласно разъяснениям, содержащимся в п.37 постановления Пленума Верховного Суда РФ от д.м.г. № «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса РФ», судам необходимо также иметь в виду, что при выселении граждан из жилых помещений по основаниям, перечисленным в ст. 86-88 ЖК РФ, другое благоустроенное жилое помещение по договору социального найма, равнозначное по общей площади ранее занимаемому, предоставляется гражданам не в связи с улучшением жилищных условий, а потому иные обстоятельства (названные, например, в ч.5 ст.57, ст.58 ЖК РФ), учитываемые при предоставлении жилых помещений гражданам, состоящим на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, во внимание не принимаются.
Из содержания приведённых норм закона следует, что предоставление гражданам в связи с признанием жилых помещений непригодными для проживания, дома - подлежащим сносу другого жилого помещения носит компенсационный характер и гарантирует им условия проживания, которые не должны быть ухудшены по сравнению с прежними условиями, с одновременным улучшением жилищных условий с точки зрения безопасности.
Как следует из материалов дела, в прокуратуру района обратился Санников Ю.Е. с заявлением с просьбой обратиться в его интересах в суд к администрации ПГО, в части понуждения предоставить ему другое жилое помещение. Сообщил, что по договору социального найма он является нанимателем <адрес>. Дом признан аварийным и подлежащим сносу. Проживание в указанном доме из-за его аварийного состояния невозможно, однако администрация ПГО другое благоустроенное помещение не предоставила, другого жилья не имеет (л.д.89).
Приложенными прокурором к иску документами, подтверждено отсутствие в собственности недвижимого имущества у Санникова Ю.Е. (л.д.94).
Согласно ответа администрации ПГО от д.м.г., дом по адресу: <адрес>, принят в муниципальную собственность ПГО на основании Закона ЧАО от д.м.г. №-ОЗ «Об объединении поселений входящих в состав Провиденского МР, и организации местного самоуправления на объединённой территории» в соответствии с передаточным актом от д.м.г.. Дом признан аварийным, и жители, зарегистрированные в доме включены в «Список граждан, состоящих на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес> (л. д. 12, 13, 14-18).
Согласно общим выводам технического отчета ООО «<данные изъяты>» по обследованию дома, расположенного по адресу: <адрес>, строительные конструкции жилого дома по адресу: <адрес> находятся преимущественно в ограниченно-работоспособном техническом состоянии. Межэтажное перекрытие Объекта в осях А-Б/5-6 находятся в аварийном техническом состоянии. Жилые помещения объекта обследования следует признать непригодными для проживания (л.д.19-31, фотоматериалы л. д. 32-40).
Как следует из заключения межведомственной комиссии администрации ПГО № от д.м.г., многоквартирный <адрес> в <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу (л.д.57).
Согласно распоряжению администрации ПГО № от д.м.г., <адрес> в <адрес>, признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный многоквартирный дом исключён из жилищного фонда ПГО. Граждане, проживающие в указанном доме, поставлены в очередь для получения квартир в жилом фонде, пригодном для проживания и переселить в установленном законом порядке в срок до д.м.г. (л.д.58).
Санников Ю.Е. поставлен на учёт в качестве нуждающегося в жилом помещении, предоставляемых по договорам социального найма в <адрес>, как лицо, проживающее в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям (п.3 ч.1 ст.51, п.1 ч.2 ст. 57 ЖК РФ) (л.д.59-60, 115-116).
Согласно письму администрации ПГО от д.м.г., граждане, проживающие в жилом многоквартирном доме по адресу: <адрес> будут расселены в построенные в 2024 году жилые помещения. Для временного проживания жителям вышеуказанного дома будут направлены предложения по переселению в маневренный жилой фонд, расположенный по адресу: <адрес>, согласно письму от д.м.г. Санников Ю.Е. отказался от этого права (л.д.74, 105).
Из представленных сведений МП «Север» и администрации ПГО, технический паспорт на жилой дом, расположенный по адресу: <адрес> отсутствует. В своей деятельности руководствуются техническим паспортом на МКД, расположенный по адресу: <адрес>, так как два дома имеют одинаковые технические характеристики (год постройки, этажность, количество квартир, подъездов, общая площадь МКД, инженерные системы, конструктивные элементы) (л. д. 112-113).
Согласно техническому паспорту на жилой дом по <адрес>, общая площадь <адрес> составляет <данные изъяты> квадратных метра (л. д.77-88).
Из договора социального найма жилого помещения, заключённого д.м.г. № с Санниковым Ю.Е., следует, что ему передано в бессрочное владение и пользование жилое помещение, по адресу: <адрес>, общей площадью <данные изъяты> квадратных метра, в том числе жилой <данные изъяты> квадратных метра (л.д.91).
Согласно справке о месте жительства и составе семьи, Санников Ю.Е. зарегистрирован и проживает по адресу: <адрес>, жилое помещение является муниципальным (л.д.92).
Согласно адресной справке, Санников Ю.Е. зарегистрирован по месту жительства по адресу: <адрес>, с д.м.г. (л.д.93).
Таким образом, в судебном заседании и материалами дела установлено, что жилой <адрес> не отвечает установленным для жилых помещений требованиям, непригоден для проживания, и дальнейшее проживание в нём представляет реальную угрозу для жизни и здоровья граждан, возможность проживать в другом жилом помещении до решения вопроса о предоставлении благоустроенного жилого помещения взамен утраченного у истца отсутствует.
Обобщая вышеизложенное, суд находит, что исковые требования прокурора подлежат удовлетворению.
Согласно ч.2 ст.206 ГПК РФ, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
В исковом заявлении прокурор не указывает срок, в течение которого администрация обязана предоставить Санникову Ю.Е. другое жилое помещение.
Поскольку обязанность представления жилья Санникову Ю.Е. может быть исполнена лишь администрацией, суд приходит к выводу о необходимости установления администрации срока, в течение которого ей надлежит исполнить решение суда – 1 год 6 месяцев. Суд находит данный срок разумным и обеспечивающим соблюдение баланса интересов сторон.
Руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
решил:
Исковое заявление, поданное прокурором <адрес> в интересах Санникова Ю. Е. к администрации Провиденского городского округа Чукотского АО о возложении обязанности предоставить Санникову Ю.Е. по договору социального найма вне очереди другое жилое помещение благоустроенное применительно к условиям населённого пункта села Новое Чаплино Провиденского ГО равнозначное по общей площади, расположенному по адресу: <адрес>, Провиденского ГО, ЧАО, в границах населённого пункта <адрес>, Провиденского ГО - удовлетворить.
Возложить на администрацию Провиденского городского округа <адрес> (ОГРН 1028700517295) обязанность в течение 1 года 6 месяцев, со дня вступления решения суда в законную силу, предоставить Санникову Ю. Е. (паспорт серии № №) по договору социального найма вне очереди другое благоустроенное жилое помещение, отвечающее установленным требованиям, применительно к условиям населённого пункта села Новое Чаплино Провиденского городского округа равнозначное по площади жилое помещение взамен занимаемого последним в данный момент, расположенного по адресу: <адрес>, площадью не менее <данные изъяты> квадратных метров, в границах населённого пункта села <адрес>.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в суд <адрес> через Провиденский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья А.Ф. Файзрахманов
Мотивированное решение суда изготовлено 22.12.2022