Решение по делу № 2-2868/2023 от 19.06.2023

Дело № 2-2868/2023                                                                                    Копия.

УИД 59RS0001-01-2023-002709-62

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

г. Пермь                                                                        30 августа 2023 года

Дзержинский районный суд г. Перми в составе

председательствующего Желудковой С.А.,

при секретаре судебного заседания Гимазиевой А.И.,

с участием представителя истца старшего помощника Пермского межрайонного природоохранного прокурора ФИО3,

ответчика Раковского С.В.,

представителя третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края ФИО4, действующей на основании доверенности,

представителя третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации города Перми ФИО5, действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Пермского межрайонного природоохранного прокурора, действующего в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Город Пермь» к Раковскому Сергею Викторовичу об устранении нарушений земельного, водного законодательства, установлении границ земельного участка,

установил:

Пермский межрайонный природоохранный прокурор, действуя в интересах в интересах неопределенного круга лиц, Российской Федерации и муниципального образования «Город Пермь» обратился в суд с иском к Раковскому С.В. о признании недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина», в части его наложения на береговую полосу р. Адресю 554 кв.м., акваторию водного объекта 5 кв.м.; признать отсутствующим право собственности Раковского С.В. на часть земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. Пермь, СДТ «Зеленая долина», в части его наложения на береговую полосу р. ... кв.м., акваторию Адрес 5 кв.м.; установить восточную границу земельного участка, исключив из его состава часть береговой полосы реки Адресю 554 кв.м. и акватории площадью 5 кв.м. по координатам:

X Y
12 515124,96 2231335,51
13 515126,79 2231337,65
14 515127,41 2231338,41
15 515128,19 2231339,43
16 515128,30 2231339,58
17 515128,38 2231339,68
18 515130,64 2231342,72
19 515132,06 2231344,59
20 515132,74 2231344,49
21 515132,79 2231344,49
22 515143,70 2231343,15
23 515144,66 2231343,06
9 515150,21 2231342,65

внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об описании местоположения восточной границы земельного участка с кадастровым номером ... с учетом границ береговой полосы р. Данилиха и земель водного фонда, площадь земельного участка считать 1178 кв.м.

В обоснование исковых требований указано, что Пермской межрайонной природоохранной прокуратурой в рамках рассмотрения поступившего обращения проведена проверка законности владения и распоряжения земельным участком с кадастровым номером ..., расположенного в береговой полосе Адрес по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина».

Проверкой установлено, что ответчику на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина».

Приказом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.08.2013 № ... утверждены границы водоохранных зон, прибрежных защитных полос, береговых полос и береговой линии бассейна реки Данилихи.

Для водного объекта Адрес ширина береговой полосы составляет 20 м, а расстояние, а расстояние от границ земельного участка с кадастровым номером ... до уреза воды от 0 до 4 м.

Согласно техническому заключению кадастрового инженера ФИО6, предоставленного Дата департаментом градостроительства и архитектуры администрации Адрес, земельный участок частично расположен в береговой полосе водного объекта площадью 554 кв.м., имеет наложение на земли водного фонда (акваторию) р. Адресю 5 кв.м.

При таких обстоятельствах земельный участок с кадастровым номером ... на момент его образования в существующих границах не мог и не может находиться в частной собственности, поскольку земельный участок имеет наложение на береговую полосу водного объекта Адрес и ее акваторию.

Помимо этого земельный участок с кадастровым номером ... полностью расположен в водоохранной зоне и прибрежной защитной полосы р. Данилихи.

Проверкой Инспекции по экологии и природопользованию Пермского края, проведенной в декабре 2022 выявлены нарушения требований законодательства, выразившиеся в отсыпке в границе 50-метровой прибрежной полосы р. Данилихи, размещении строительного мусора и размываемых грунтов. По результатам проверки Раковскому С.В. выдано предписание от 30.12.2022 № 24, которое на сегодняшний день не исполнено.

Кроме того, земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории регионального значения – экологического парка «Долина реки Данилиха», созданной на основании постановления Правительства Пермского края от 21.12.2022 № 1129-п, режим которой запрещает деятельность, противоречащую целям создания и режиму охраны ООПТ, в том числе размещение отвалов размываемых грунтов, загрязнение почвы, замусоривание территории, захоронение мусора, устройство бытовых промышленных свалок и т.п.

Действия собственника спорного земельного участка нарушают требования ст. ст. 13, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, ст. ст. 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации и создают угрозу деградации земель, ухудшению экологической обстановки и (или) нарушению почвенного слоя, а также загрязнения, засорения, заиления водного объекта – реки Данилихи и истощения ее вод, не способствует сохранению среды обитания водных биологических ресурсов и других объектом животного и растительного мира.

Изложенное нарушает права неопределенного круга лиц на пользование береговой полосой общедоступных водных объектов и на благоприятную окружающую среду.

В судебном заседании представитель истца на удовлетворении исковых требований, с учетом уточнений, настаивала в полном объеме, подтвердив изложенные в исковом заявлении доводы. Уточнила исковые требования в части исключения из просительной части искового заявления сведений о праве общедолевой собственности на спорный земельный участок, указав, что спорный земельный участок находится в единоличной собственности ответчика. Дополнительно пояснила, что в нарушение действующего законодательства часть водного объекта – р. Данилиха, входит в состав спорного земельного участка. Формирование спорного земельного участка является незаконным. Земельный участок ответчик приобрел на основании федерального закона № 66-ФЗ бесплатно как член садоводческого товарищества, поэтому каких-либо убытков в случае удовлетворения заявленных требований ответчик не понесет.

Ответчик в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований, дополнительно пояснил, что все это время оплачивал налог на землю, отсыпкой своего земельного участка занимался в 2018 году при этом не приближаясь к береговой полосе. Тот грунт, который был обнаружен в ходе проверки отсыпал собственник земельного участка . Считает, что ему должна быть выплачена компенсация за изымаемую часть земельного участка.

Представитель третьего лица Управления по экологии и природопользованию администрации Адрес в судебном заседании доводы заявления поддержала по доводам письменных пояснений (т. 1 л.д. 188-190), из которого следует, что река Данилиха берет начало в южной части Свердловского района г. Перми около станции Бахаревка, вытекает из болота. Она протекает по центральной части города Перми и впадает в реку Кама за территорией завода имени Дзержинского. Водоохранная зона реки Данилиха составляет 100 метров, ширина береговой полосы – 20 метров (территория общего пользования). Река Данилиха обладает высокой гидрологической, флористической, фаунистической, почвенной и рекреационной ценностью. Здесь располагаются участки мичуринских садов. Отмечены редкие виды серогумусных и темногумусовых почв, а также виды птиц, включенные в Красную книгу Пермского края: бородатая неясыть и дубровник. Считают заявленные требования подлежащими удовлетворению.

Представитель третьего лица Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Адрес в судебном заседании доводы заявления поддержала по доводам письменных пояснений (т. 1 л.д. 191-193), из которых следует, что Адрес, согласно п. 2 ч. 2 ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации, является водотоком, притоком Адрес, относится к водным объектам федеральной собственности. Длина реки составляет 11 км, была определена в 2013 по результатам выполнения государственного контракта «Установление границ водоохранных зон и прибрежных защитных полос в бассейне реки Данилихи на территории Адрес края». Данные о реке были направлены в Федеральное агентство водных ресурсов для внесения в государственный водный реестр. Границы водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы ручья были утверждены в 2013 приказом Адрес от Дата № СЭД-30-01-02-1078, внесены в ЕГРН в 2017. Реестровый номер прибрежной защитной полосы Данилихи – 59.Дата, водоохранной зоны – 59.Дата. При поиске зон с особыми условиями использования территории под названными номерами автоматически отражаются прибрежная защитная полоса и водоохранная зона реки Данилиха с реестровыми номерами 59:01-6.4993 (водоохранная зона) и 59:01-6.4991 (прибрежная защитная полоса). По информации, полученной в ходе работы со справочно-информационным сервисом «Публичная кадастровая карта» установлено, что в границах земельного участка с кадастровым номером ... расположена часть береговой полосы Адрес. Кроме того, граница земельного участка проходит по акватории реки. Соответственно, земельный участок сформирован с нарушением требований ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации.

Представитель третьего лица Управление Росреестра по Пермскому краю в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представили письменные пояснения по делу (т. 1 л.д. 79-86), просили рассмотреть дело в отсутствии представителя.

Представитель третьего лица Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представители письменный отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 153), просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Департамента земельных отношений администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представители письменный отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 123), просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Администрации г. Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, представители письменный отзыв на исковое заявление (т. 1 л.д. 73), просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Представитель третьего лица Администрации Дзержинского района г. Перми в судебное заседание не явился, извещены надлежащим образом, просили рассмотреть дело в отсутствие представителя.

Выслушав пояснения явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

В силу ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации.

    Согласно ч. 5 ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ "О кадастровой деятельности" споры, не урегулированные в результате согласования местоположения границ, после оформления акта согласования границ разрешаются в установленном Земельным кодексом Российской Федерации порядке.

Согласно п. 1 ст. 64 Земельного кодекса Российской Федерации земельные споры рассматриваются в судебном порядке.

В соответствии с п. 4 ст. 39.8 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в границах береговой полосы водного объекта общего пользования, заключается при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту и его береговой полосе.

Данное требование содержалось в Земельном кодексе Российской Федерации и в редакции, действовавшей до 1 марта 2015 года (п. 3.2 ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации).

Согласно ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации к землям водного фонда относятся земли: покрытые поверхностными водами, сосредоточенными в водных объектах; занятые гидротехническими и иными сооружениями, расположенными на водных объектах. На землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков. Порядок использования и охраны земель водного фонда определяется настоящим Кодексом и водным законодательством.

В силу ст. 1 Водного кодекса Российской Федерации водный объект - это природный или искусственный водоем, водоток либо иной объект, постоянное или временное сосредоточение вод в котором имеет характерные формы и признаки водного режима; акватория - водное пространство в пределах естественных, искусственных или условных границ.

На основании ст. 5 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты в зависимости от особенностей их режима, физико-географических, морфометрических и других особенностей подразделяются на: поверхностные водные объекты и подземные водные объекты. К поверхностным водным объектам относятся, в том числе, водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища). Поверхностные водные объекты состоят из поверхностных вод и покрытых ими земель в пределах береговой линии. При этом береговая линия (граница водного объекта) определяется для пруда, водохранилища - по нормальному подпорному уровню воды.

Согласно ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами. Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд. Полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

В соответствии с ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленных ч. 2 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации).

Из материалов дела следует, что на основании постановления администрации г. Перми от 05.03.1996 № 390 «О предоставлении земельных участков садоводческому товариществу «Зеленая долина» под коллективные сады в Дзержинском районе» в аренду на 10 лет (до начала строительства автодороги) СТ «Зеленая долина» под коллективный плодово-ягодный сад по ул. Мильчакова в жилом районе Данилиха Дзержинского района предоставлены земельные участки площадью 26206,992 м2 (в том числе участок I – 15804,452 м2; участок II – 10402,54 м2) за счет ранее отведенных земель (т. 1 л.д. 159).

Согласно акта об отводе в натуре красных линий и границ земельного участка от Дата, садоводческому товариществу «Зеленая долина» по левому берегу р. Данилиха в Дзержинском районе г. Перми под существующие сады предоставлен земельный участок. Точки, лежащие на красных линиях, углах и границах участка закреплены под литерами участок I, участок II и застройщику указаны в натуре (об. л.д. 159).

Дата между администрацией Адрес и садовым товариществом «Зеленая долина» заключен договор аренды земельного участка Д, по условиям которого арендатору передан во временное пользование на условиях аренды земельный участок, имеющий кадастровый , площадью 26206,992 кв.м., расположенный на землях поселений и находящийся по адресу: Адрес, под коллективный плодово-ягодный сад.

Согласно распоряжению начальника департамента земельных отношений администрации Адрес от Дата прекращено право СНТ «Зеленая долина» аренды части, составляющей 7 065 кв.м. земельного участка с кадастровым номером 59:0164415060:1 в Дзержинском районе; члену СНТ «Зеленая долина» Раковскому С.В. в собственность бесплатно предоставлен садовый земельный участок площадью 1 737 кв.м., с кадастровым номером ... (т. 1 об. л.д. 163).

Границы земельного участка с кадастровым номером ... определены в соответствии с межевым планом от Дата подготовленного в результате выполнения кадастровых работ в связи с образованием 13 земельных участков путем раздела земельного участка с кадастровым номером ..., расположенным по адресу: Адрес, сдт «Зеленая долина» (т. 1 л.д. 105-131).

Согласно сведений из ЕГРЮЛ в отношении садоводческого некоммерческого товарищества «Зеленая долина», в отношении указанного лица Дата внесены сведения о прекращении юридического лица (исключение из ЕГРЮЛ недействующего юридического лица).

Раковский С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., площадью 1737 +/- 12 кв.м., по адресу: Местоположение установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка. Почтовый адрес ориентира: Адрес, СДИ «Зеленая долина», с видом разрешенного использования: под коллективный сад, право собственности зарегистрировано Дата, что подтверждается выпиской из ЕГРН.

В отношении указанного земельного участка зарегистрировано обременение в виде ограничения прав на земельный участок, предусмотренных ст. 56 Земельного кодекса Российской Федерации, срок действия не установлен, на основании Постановления Российской Федерации «Об утверждении правил установления на местности границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» от Дата , содержание обременения: ограничение в использовании объектов недвижимости в границах водоохранной зоны бассейна р. Данилиха в г. Перми Пермского края, устанавливаются в соответствии ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации; ограничение в использовании объектов недвижимости в границах прибрежной защитной полосы бассейна Адрес в Адрес края, устанавливаются в соответствии ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации.

Согласно протокола осмотра от Дата , старшим государственным инспектором Пермского края в области охраны окружающей среды ФИО7 проведен осмотр в районе Челюскинцев, 21. В ходе проведения осмотра была обследована территория береговой полосы реки Данилиха в районе земельный участков с кадастровыми номерами .... Территория земельный участков не огорожена, имеет свободный доступ. При осмотре было установлено, что на территории данных земельных участков произведена отсыпка (поднятие территории) грунтом. Под снежным покровом следы недавнего размещения отвалов размываемых грунтов, значительные изменения рельефа относительно прилегающей территории. В момент осмотра зафиксирована деятельность по отсыпке данной территории. Два КАМАЗа с грунтом ссыпали периметр земельного участка ... с северной стороны. Отсыпанные территории расположены в границах набережной защитной полосы реки Данилиха от 10-30 м от реки Данилиха (т. 1 л.д. 12-15).

Актом выездной проверки Государственной инспекции по экологии и природопользованию Пермского края от Дата установлено, что Раковский С.В. является собственником земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, сдт «Зеленая долина». В ходе осмотра установлено, что территория земельного участка с кадастровым номером ... покрыта снежным покровом. Территория земельного участка выровнена. По отношению к рельефу местности уровень земельного участка поднят (спланирован грунтом). На территории земельного участка зафиксирован планировка свеж завезёнными размываемыми грунтами примерно до половины указанного земельного участка высотой примерно 1 м со стороны земельного участка с кадастровым номером .... Граница отвалов размываемых грунтов (отсыпанная территория) расположена в прибрежной защитной полосе реки Данилиха. Отвалы размываемых грунтов (отсыпанная территория) со стороны реки Данилиха в прибрежной защитной полосе не укреплены, берегоукрепление отсутствует. Из объяснений Раковского С.В. следует, что основная отсыпка размываемыми грунтами земельного участка с кадастровым номером ... проводилась ранее в 2017-2018, по данному факту ранее уже был привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 8.42 КоАП РФ. Осенью 2022 Раковский С.В. размещение размываемых грунтов на территории земельного участка с кадастровым номером ... не производил. Указанные действия были проведены собственником соседнего участка с кадастровым номером ... В настоящее время с собственником соседнего участка с кадастровым номером ... идут переговоры об уборке размещенного им грунта с территории земельного участка с кадастровым номером ... (т. 1 л.д. 16-18).

Дата Государственной инспекцией     по экологии и природопользованию Пермского края в адрес Раковского С.В. вынесено предписание об устранении нарушений , котором предписано в срок до Дата произвести работы по укреплению отсыпанной территории (уплотнение грунта, укрепление откосов отсыпки, посадка растительности и т.д.) либо ликвидировать отвалы размываемого грунта на территории земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, сдт «Зеленая долина» в прибрежной защитной полосе реки Данилиха (т. 1 л.д. 19-20).

Приказом Министрества природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 13.08.2023 № СЭД-30-01-02-1078 утверждены установленные границы водоохранных зон, границы прибрежных защитных полос и граница береговой полосы бассейна Адрес (т. 1 л.д. 42).

31.01.2014 Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края направило в Управление ресурсов вод и регулирования водохозяйственной деятельности Федерального агентства водных ресурсов выполненные по заказу Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края в 2012-2013 годах за счет субвенций из федерального бюджета материалы работ по установлению границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос по бассейнам рек Тулва, Обва, Данилиха, Егошиха, Ива, Верхняя и Нижняя Мулянка для внесения сведений в государственный водный реестр (т. 1 л.д. 195).

Согласно информации Филиала ФГБУ «ФКП Росреестра» по Пермскому краю от Дата, в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о зонах с особыми условиями использования территории, в том числе «Водоохранная защитная полоса бассейна р. Данилиха в г. Перми Пермского края» с присвоением реестрового номера 59.Дата; «Прибрежная защитная полоса бассейна Адрес в г. Перми Пермского края», с присвоением реестрового номера 59.Дата (т. 1 л.д. 197-198).

Согласно сведениям из ресурса «Публичная кадастровая карта» размещенной в сети Интернет, земельный участок с кадастровом номером ... частично расположен в прибрежной полосе Адрес и частично расположен в акватории Адрес (т. 1 л.д. 199-201).

Согласно заключению о расположении в границах водных объектов и береговой полосе земельных участков (т. 1 л.д. 21-41), подготовленного кадастровым инженером ФИО6, направленного в адрес Пермского межрайонного природоохранного прокурора Департаментом градостроительства и архитектуры администрации г. Перми, земельный участок с кадастровым номером ..., площадью 1737 кв.м. частично расположен в русле реки Данилихи и береговой полосы. Площадь части земельного участка расположенной в границах водного объекта составляет 5 кв.м., в береговой полосе – 554 кв.м.

Каталог координат частей земельного участка с кадастровым номером ..., расположенной границах водного объекта (система координат МСК-59):

Наименование части земельного участка :59/чзу1, площадь 0,1 кв.м.

Х Y
1 515141.21 2231363.64
2 515141.11 2231363.87
3 515140.26 2231363.75

Наименование части земельного участка :59/чзу2, площадь 4.87 кв.м.

Х Y
4 515119.40 2231360.89
5 515116.13 2231360.44
6 515116.57 2231358.48
7 515116.78 2231357.54
8 515116.95 2231357.77

Каталог координат частей земельного участка с кадастровым номером ..., расположенной в береговой полосе (система координат МСК-59):

Наименование части земельного участка :59/чзу3, площадь 553,79 кв.м.

X Y
9 515150,21 2231342,65
1 515141,21 2231363,64
3 515140,26 2231363,75
10 515123,80 2231361,77
4 515119,40 2231360,89
8 515116,95 2231357,77
7 515116,78 2231357,54
11 515118,65 2231349,16
12 515124,96 2231335,51
13 515126,79 2231337,65
14 515127,41 2231338,41
15 515128,19 2231339,43
16 515128,30 2231339,58
17 515128,38 2231339,68
18 515130,64 2231342,72
19 515132,06 2231344,59
20 515132,74 2231344,49
21 515132,79 2231344,49
22 515143,70 2231343,15
23 515144,66 2231343,06

Согласно сведений Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, река Данилиха внесена в государственный водный реестр, код водного объекта 10010, принадлежность к гидрографической единице: Дата – Кама до Куйбышевского водохранилища (без бассейном рек Белой и Вятки). Сведениями о длине и среднем многолетнем уровне реки Данилиха Росгидромет не располагает.

Согласно сведений Отдела водных ресурсов по Адрес Камского БВУ, по состоянию на Дата в государственном водном реестре отсутствуют сведения по среднемноголетнему уровню воды реки Данилиха. Данная информация с 2007 года для внесения в ГВР должна предоставляться Федеральным агентством по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды Российской Федерации. Согласно формы 2.13-ГВР в рамках определения водоохранной зоны и прибрежно-защитной полосы Адрес была уточнена ее протяженность, которая составляет 10,2 км (т. 1 л.д. 234).

В соответствии со сведениями Федерального агентства водных ресурсов по состоянию на Дата в государственном водном реестре содержатся сведения о водном объекте реке «Данилиха» с коАдрес. Сведения о протяженности реки Данилиха и информация по многолетнему уровню воды реки Данилина в государственном водном реестре не содержатся.

Из акта о результатах осмотра от Дата следует, что старшим помощником Пермского межрайонного природоохранного прокурора младшим советником юстиции ФИО3 произведен осмотр территории, прилегающей к водному объекту – Адрес, ее береговых полос, вдоль реки от ул. Стахановская/Чкалова в Дзержинском районе г. Перми, в районе земельных участков с кадастровыми номерами ..., в целях проверки исполнения требований федерального законодательства (ст. ст. 6, 65 Водного кодекса Российской Федерации). В ходе осмотра установлено: протяженность Адрес от истока до устья составляет более 10 км (11 км), соответственно ширина ее береговой полосы общего пользования составляет 20 метров. На участке береговой и прибрежной защитных полос восточнее дома по Адрес в Адрес, на земельных участках с кадастровыми номерами ..., размещены грунты, строительные отходы (битый кирпич, битый бетон, куски асфальта, мелкий строительный мусор), поверхность земельный участков поднята на высоту более 5 м. Часть грунта и строительных отходов по созданному склону сброшена к акватории Адрес (т. 2 л.д. 18-24).

Из представленных доказательств, судом установлено, что часть земельного участка с кадастровым номером ... расположена в границах водоохранной зоны и границах прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Данилиха, а также в акватории реки, на которые распространяются положения ч. 16 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации, допускающие возможность размещения и эксплуатации хозяйственных и иных объектов.

Установление водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 10 января 2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов».

Согласно ч. 1 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, являются водными объектами общего пользования, то есть общедоступными водными объектами, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими федеральными законами (ч. 2 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации).

В силу ч. 6 ст. 6 Водного кодекса Российской Федерации полоса земли вдоль береговой линии (границы водного объекта) водного объекта общего пользования (береговая полоса) предназначается для общего пользования. Ширина береговой полосы водных объектов общего пользования составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров. Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляет пять метров.

Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского рыболовства и причаливания плавучих средств (ч.8 ст.6 Водного кодекса Российской Федерации).

Так, согласно ч. 1 ст. 65 Водного кодекса Российской Федерации водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

В соответствии со ст. 16 Водного кодекса Российской Федерации в границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды.

Таким образом, содержащиеся в ЕГРН сведения о расположении земельного участка в границах зоны с особыми условиями использования территории, установленных в соответствии с постановлением Правительства РФ от 10.01.2009 года № 17 «Об утверждении Правил установления границ водоохранных зон и границ прибрежных защитных полос водных объектов» не препятствуют предоставлению земельных участков в собственность или аренду гражданам или юридическим лицам, а также размещению на таком земельном участке объектов капитального строительства при условии соблюдения требований законодательства Российской Федерации.

Согласно ч. 8 ст. 22 Закона № 218-ФЗ местоположение границ земельного участка устанавливается посредством определения координат характерных точек таких границ, то есть точек изменения описания границ земельного участка и деления их на части.

В соответствии с ч. 10 ст. 22 Закона № 218-ФЗ при уточнении границ земельного участка их местоположение определяется исходя из сведений, содержащихся в документе, подтверждающем право на земельный участок, или при отсутствии такого документа исходя из сведений, содержащихся в документах, определявших местоположение границ земельного участка при его образовании. В случае отсутствия в документах сведений о местоположении границ земельного участка его границами считаются границы, существующие на местности пятнадцать лет и более и закрепленные с использованием природных объектов или объектов искусственного происхождения, позволяющих определить местоположение границ земельного участка.

Согласно ст. 39 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О кадастровой деятельности» (далее Федеральный закон № 221-ФЗ) местоположение границ земельных участков подлежит обязательному согласованию с лицами, обладающими смежными земельными участками на праве: 1) собственности (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставлены гражданам в пожизненное наследуемое владение, постоянное (бессрочное) пользование либо юридическим лицам, являющимся государственными или муниципальными учреждениями либо казенными предприятиями, в постоянное (бессрочное) пользование); 2) пожизненного наследуемого владения; 3) постоянного (бессрочного) пользования (за исключением случаев, если такие смежные земельные участки предоставлены государственным муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, органам государственной власти или органам местного самоуправления в постоянное (бессрочное) пользование); 4) аренды (если такие смежные земельные участки находятся в государственной или муниципальной собственности и соответствующий договор аренды заключен на срок более чем пять лет).

Порядок согласования местоположения границ определен ст. 39 Федерального закона № 221-ФЗ.

В соответствии со ст. 40 Федерального закона № 221-ФЗ результат согласования местоположения границ оформляется кадастровым инженером в форме акта согласования местоположения границ на обороте листа графической части межевого плана.

Местоположение границ земельного участка считается согласованным при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей, за исключением случая, если надлежащим образом извещенное заинтересованное лицо или его представитель в установленный срок не выразили свое согласие посредством заверения личной подписью акта согласования местоположения границ либо не представили свои возражения о местоположении границ в письменной форме сих обоснованием. В таком случае местоположение соответствующих границ земельных участков считается согласованным таким лицом, о чем в акт согласования местоположения границ вносится соответствующая запись.

К межевому плану прилагаются документы, подтверждающие соблюдение установленного Федеральным законом № 221-ФЗ порядка извещения указанного лица. Данные документы являются неотъемлемой частью межевого плана. Если местоположение соответствующих границ земельных участков согласовано заинтересованным лицом или его представителем и такое лицо или его представитель представили письменной форме возражения относительно данного согласования с обоснованием отказа в нем, в акт согласования местоположения границ вносятся записи о содержании указанных возражений.

Если при государственном кадастровом учете в связи с уточнением местоположения части границ земельного участка, которая одновременно является общей частью границ других земельных участков, и (или) изменением площади земельного участка требуется внесение изменений в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о смежных с ним земельных участках, орган регистрации прав одновременно с осуществлением государственного кадастрового учета вносит соответствующие изменения в сведения, содержащиеся в ЕГРН, о местоположении границ (частей границ) и площади указанных смежных земельных участков. При этом представление дополнительных заявлений о государственном кадастровом учете изменений в сведениях, содержащихся в ЕГРН, в отношении указанных смежных земельных участков не требуется.

    В указанном случае местоположение границ земельных участков считается согласованным только при наличии в акте согласования местоположения границ личных подписей всех заинтересованных лиц или их представителей (ч. 2 ст. 43 Закона № 218-ФЗ).

    В силу ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ учетно-регистрационные действия осуществляются на основании заявления и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке.

    Лица, по заявлению которых осуществляется государственный кадастровый учет без одновременной государственной регистрации прав, определены ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ.

    Согласно п. 4 ч. 2 ст. 15 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет изменений в связи с изменением основных характеристик объекта недвижимости осуществляется по заявлению собственника объекта недвижимости (ч. 4.1 ст. 15 Закона № 218-ФЗ).

    Основанием для осуществления государственного кадастрового учета изменений земельного участка является межевой план (п. 7 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

    Таким образом, по общему правилу, государственный кадастровый учет в связи с изменением описания местоположения границ земельного участка (уточнение местоположения границ земельного участка, площади), в том числе, в случае если площадь земельного участка является декларированной, и границы участка не установлены в соответствии с требованиями действующего законодательства осуществляется по заявлению всех лиц, в собственности которых находится земельный участок, на основании межевого плана.

    Согласно п. 5 ч. 2 ст. 14 Закона № 218-ФЗ вступившие в законную силу судебные акты являются основанием для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав.

    В соответствии с ч. 1 ст. 58 Закона № 218-ФЗ государственная регистрация прав на недвижимое имущество на основании решения суда осуществляется на общих основаниях, на основании заявления, за исключением установленных Законом № 218-ФЗ случаев, и документов, поступивших в орган регистрации прав в установленном Законом № 218-ФЗ порядке (ч. 1 ст. 14 Закона № 218-ФЗ).

    Согласно ч. 4 ст. 58 Закона № 218-ФЗ в случае, если необходимость осуществления государственного кадастрового учета установлена решением суда и такое решение суда либо решение суда, разрешившее спор о границах земельных участков и (или) контурах расположенных них объектов недвижимости, не обязывающее орган регистрации прав осуществить государственный кадастровый учет, содержит необходимые для внесения в ЕГРН основные сведения об объекте недвижимости, в том числе сведения о координатах характерных точек границ земельного участка, координатах характерных точек контура здания, сооружения или объекта незавершенного строительства на земельном участке, также соответствует методам определения, установленным органом нормативно-правового регулирования, представление вместе с этим решением суда в орган регистрации прав межевого или технического плана либо акта обследования, подготовленных в результате выполнения кадастровых работ, не требуется.

В соответствии с ч. 2 ст. 15 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть переданы в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с данным Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.

В соответствии с ч. 12 ст. 85 Земельного кодекса Российской Федерации не подлежат приватизации земельные участки общего пользования.

Согласно пункту 8 статьи 28 Федерального закона от 21.12.2001 года № 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" (нормы законодательства приведены в редакции, действовавшей на момент формирования земельного участка) отчуждению в соответствии с данным федеральным законом не подлежат земельные участки в составе земель: лесного фонда и водного фонда, особо охраняемых природных территорий и объектов; зараженных опасными веществами и подвергшихся биогенному заражению; общего пользования (площади, улицы, проезды, автомобильные дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водные объекты, пляжи и другие объекты); не подлежащих отчуждению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В силу закона право собственности на береговую линию принадлежит собственнику водного объекта.

Согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности).

По смыслу приведенных выше норм права, водные объекты и их береговая полоса отнесены к объектам общего пользования, в отношении которых действующим законодательством установлен запрет на приобретение в частную собственность, поскольку данные объекты могут находиться только в федеральной собственности.

В соответствии с п. 3 ч. 5 и ч. 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы, а также земельных участков, в границах которых расположены водные объекты, находящиеся в государственной собственности.

    В ходе судебного разбирательства установлено, что на момент образования спорного земельного участка и в настоящее время в его границах расположена часть водоохранной зоны и прибрежной защитной полосы водного объекта – реки Данилиха, а также часть акватории реки. В связи с этим образование спорного земельного участка и передача его в собственность произведена с нарушением требований закона.

Учитывая изложенное, суд приходит выводу о том, что формирование и образование спорного земельного участка из земель, покрытых относящимся к государственной собственности Российской Федерации поверхностным водным объектом, постановка его на кадастровый учет как объекта недвижимого имущества и предоставление в собственность актом органа местного самоуправления являлись неправомерными.

    При образовании спорного земельного участка органом местного самоуправления не осуществлено согласование его границ с собственником водного объекта - Российской Федерацией, следовательно, в действиях органа местного самоуправления города имелись нарушения при формировании и предоставлении спорного земельного участка.

    При этом следует учесть, что отсутствие в кадастровом паспорте спорного участка сведений о наличии на них водного объекта и об их собственнике не свидетельствует о фактическом отсутствии водного объекта в границах участка.

В силу пункта 52 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации № 10, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № 22 от 29 апреля 2010 г. "О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав" (далее - постановление Пленума 10/22) государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права. Зарегистрированное право на недвижимое имущество может быть оспорено только в судебном порядке. Поскольку при таком оспаривании суд разрешает спор о гражданских правах на недвижимое имущество, соответствующие требования рассматриваются в порядке искового производства. Оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП.

В случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.

Нахождение в частной собственности земельного участка в пределах береговой полосы влечет нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц на равный доступ к природным ресурсам, препятствует передвижению и пребыванию граждан около водного объекта, осуществлению рыболовства и причаливанию плавучих средств.

Таким образом, установление границ земельного участка ответчика в пределах береговой полосы и акватории водного объекта нарушает публичные интересы.

По смыслу приведенных положений Земельного и Водного кодексов Российской Федерации воды состоят в исключительной собственности государства и предоставляются только в пользование. Действия, в прямой или скрытой форме нарушающие право государственной собственности на воды, запрещаются.

Формирование береговой полосы Адрес проведено в целях защиты земель общего пользования и охраны окружающей среды, в интересах общества, а также обеспечения соблюдения градостроительных правил (норм). Наложение земельного участка ответчика на земельный участок, относящийся к землям общего пользования, а также акваторию водного объекта, не может повлечь изменение специального правового режима береговой полосы, установленного Водным кодексом Российской Федерации.

По настоящему делу установлено, что границы земельного участка и часть земельного участка с кадастровым номером ... расположены непосредственно в береговой полосе водного объекта общего пользования – Адрес, а также в ее акватории.

Нахождение в частной собственности и дальнейшее использование ответчиком береговой полосы и акватории р. Данилиха, влечет за собой нарушение интересов Российской Федерации, как собственника указанного имущества в силу ч.1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации.

Береговая полоса водного объекта общего пользования согласно ч. 1 ст. 8 Водного кодекса Российской Федерации, действующего на момент образования земельного участка, могут находиться в исключительной собственности Российской Федерации. При этом права Российской Федерации на спорные участки не зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, поскольку согласно ч. 2 ст. 102 Земельного кодекса Российской Федерации на землях, покрытых поверхностными водами, не осуществляется образование земельных участков.

С учетом указанных норм права публично-правовое образование осуществляет права собственности в отношении водных объектов общего пользования в силу закона без образования земельных участков.

Таким образом, береговые полосы водных объектов общего пользования не могут выбыть из владения Российской Федерации, образование участков в границах береговых полос водных объектов является неправомерным.

Поскольку спорный земельный участок, частично расположенный в береговой полосе и акватории водного объекта, образован с нарушением прямых запретов, установленных указанными выше правовыми нормами земельного и водного законодательства, сведения о координатах границ и характерных поворотных точках данного земельного участка подлежат исключению из ЕГРН.

В связи с чем подлежит удовлетворению требование о признании недействительными результатов межевания земельного участка с кадастровым номером № ... в части его наложения на береговую полосу и акваторию Адрес, поскольку установлено, что земельный участок был сформирован и поставлен на кадастровый учет с нарушением требований водного законодательства, так как граница земельного участка пересекает границу береговой линии и акваторию Адрес.

Кроме того, судом учтено, что при межевании земельного участка местоположение его границ не было согласовано с полномочным государственным органом, представляющим интересы Российской Федерации.

Руководствуясь положениями статей 11.1, 11.9 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 8, 22 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости", юридически значимым обстоятельством подлежащим установлению при разрешении настоящего спора, с учетом удовлетворения требований об исключении из ЕГРН сведений о границах земельного участка ответчика, является возможность установления иных границ земельного участка ответчика с учетом прав и законных интересов смежных землепользователей и собственника водного объекта, отвечающих требованиям законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Из указанной нормы гражданского процессуального права следует, что суд не вправе выходить за пределы заявленных исковых требований.

С учетом изложенного, суд признает недействительным результаты межевания земельного участка с кадастровым № ... в части наложения на береговую полосу и акваторию водного объекта Адрес, признает отсутствующим право собственности ответчика на часть земельного участка в части его наложения на береговую полосу и акваторию водного объекта Адрес, с установлением восточной границы земельного участка с кадастровым № ... исключив из состава земельного участка береговую полосу и акваторию водного объекта Адрес по координатам указанным в заключении кадастрового инженера.

Руководствуясь ст. ст. 194 – 199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

решил:

Признать недействительными результаты межевания земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина», в части его наложения на береговую полосу реки Адресю 554 кв.м. и акваторию реки Данилиха площадью 5 кв.м.

Признать отсутствующим право собственности Раковского Сергея Викторовича на часть земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина», в части его наложения на береговую полосу реки Данилиха площадью 554 кв.м. и акваторию реки Данилиха площадью 5 кв.м.

Установить восточную границу земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: Адрес, СДТ «Зеленая долина», исключив из его состава часть береговой полосы реки Адресю 554 кв.м. и ее акватории площадью 5 кв.м., по координатам (система координат МСК-59):

X Y
12 515124,96 2231335,51
13 515126,79 2231337,65
14 515127,41 2231338,41
15 515128,19 2231339,43
16 515128,30 2231339,58
17 515128,38 2231339,68
18 515130,64 2231342,72
19 515132,06 2231344,59
20 515132,74 2231344,49
21 515132,79 2231344,49
22 515143,70 2231343,15
23 515144,66 2231343,06
9 515150,21 2231342,65

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения об описании местоположения восточной границы земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. Пермь, СДТ «Зеленая долина», с учетом границ береговой полосы реки Данилиха.

Внести в Единый государственный реестр недвижимости сведения о площади земельного участка с кадастровым номером ..., расположенного по адресу: г. Пермь, СДТ «Зеленая долина», указав площадь земельного участка - 1178 кв.м.

Решение может быть обжаловано в Пермский краевой суд через Дзержинский районный суд города Перми в апелляционном порядке в течение месяца со дня составления мотивированной части решения.

...

...

    ...

Судья                      С.А.Желудкова

2-2868/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
Пермский межрайонный природоохранный прокурор
Ответчики
Раковский Сергей Викторович
Другие
Министерство природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края
Шамбурова Анна Владимировна
Администрация Дзержинского района города Перми
Администрация г. Перми
Управление Росреестра по Пермскому краю
Управление по экологии и природопользованию администрации города Перми
Государственная инспекция по экологии и природопользованию Пермского края
ОСП по Дзержинскому району ГУФССП России по Пермскому краю
департамент земельных отношений администрации города Перми
Суд
Дзержинский районный суд г. Перми
Судья
Желудкова С.А.
Дело на странице суда
dzerjin.perm.sudrf.ru
19.06.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
20.06.2023Передача материалов судье
23.06.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
23.06.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
23.06.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
10.07.2023Судебное заседание
26.07.2023Судебное заседание
15.08.2023Судебное заседание
30.08.2023Судебное заседание
31.08.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.09.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
07.09.2023Дело оформлено
07.09.2023Дело передано в архив
30.08.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее