Решение по делу № 2-4484/2022 от 25.07.2022

Дело № 2-4484/2022

64RS0045-01-2022-007249-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30.08.2022 года город Саратов

Кировский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Стоносовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блудовым И.А.,

с участием истца Мещерякова В.В.,

представителя истца адвоката Волковой Ю.Ю.,

представителя ответчика и третьего лица Шишкинской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещерякова В.В. к Саратовской таможне Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления о признания незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты, признании права на единовременную социальную выплату,

установил:

Мещеряков В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Саратовской таможне, мотивируя тем, что Мещеряков В.В. с 07.09.2015 является пенсионером таможенной службы, уволен с должности младшего инспектора - дежурного поста охраны ООДСиТО ПОТП Саратовской таможни. Общая продолжительность службы в календарном исчислении на дату увольнения 07.09.2015 составляла 24 года 5 месяцев и 8 дней.

02.04.2015 им в Комиссию Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия), было подано заявление о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, с приложением документов, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении.

Истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Протокол №2 от 08.05.2015), то есть как сотрудник, проживающий в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения, о чем мне было направлено уведомление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12.05.2015 года №2.

При этом, жилое помещение в котором он проживает на праве собственности с декабря 2014 года, расположенное по адресу: <адрес>, является коммунальной квартирой с местами общего пользования, площадью 92,7 кв.м, где истцу принадлежит лишь 16/200 доли в праве на данное помещение, что составляет 7,416 кв.м. Иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма истец не имеет.

18.07.2022 истцу стало известно, что 13.04.2022 состоялось заседание Комиссии, на котором было принято решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты по п.п.г) п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы....и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При этом, в выписке из протокола от 13.04.2022 №3 заседания Комиссии Саратовской таможни, указывалось, что «...В целях подготовки учетного дела к отправке в ПТУ Саратовской таможней была запрошена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на имя В.В.Мещерякова. В рамках межведомственного информационного взаимодействия 06.04.2022 был получен ответ за №КУВИ-001/2022-50401709. В представленной выписке имеются сведения о прекращении (отчуждении) В.В.Мещеряковым 03.07.2014 собственности на часть квартиры (доля в праве 16/100), расположенной по адресу: <адрес> «А»».

Далее, со ссылкой на ч.8 статьи 4 Федерального закона, в протоколе Комиссии указано, что действия по отчуждению истцом доли в праве жилого помещения являются намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий (в том числе действия, связанные: 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Исходя из установления факта отчуждения в 2014 году истцом части жилого помещения, принадлежавшего м ему на праве собственности, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки на учет в 2015 году.

В связи с чем, Комиссия постановила: «Снять с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы В.В.Мещерякова по п.п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты».

С указанным решением Комиссии Саратовской таможни, оформленным протоколом от 13.04.2022 №3, истец не согласен, считает его незаконным, поскольку им был предоставлен в Комиссию необходимый перечень документов для решения вопроса о постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. В том числе, среди указанных документов была справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Пензенский филиал Пензенское городское отделение от 01.04.2015 №1254, в которой содержалась информация об отчуждении им по договору дарения 16/200 доли и наличие свидетельств о регистрации права №58-58-35/022/2014-545 от 03.07.2014 (субъект права ФИО1) и сведения о регистрации за истцом права на 16/200 доли на основании договора купли-продажи квартиры от 30.04.2014 и свидетельства о гос.регистрации права 58-58-35/022/2014-545 от 03.07.2014 (субъект права Мещеряков В.В.).

Какие- либо иные документы, кроме тех, которые указаны в справке о приеме от сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, заявления и документов для постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02.04.2015 №2 от истца ответчиком не запрашивалось. В связи с чем, истец на законных основаниях был принят на учет, как сотрудник, проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения и не скрывал сведения, указанные в решении Комиссии от 13.04.2022 №3.

При этом, само по себе отчуждение ФИО1 на основании договора дарения от 17.06.2014 принадлежащих истцу 16/200 доли в праве на жилое помещение до обращения с заявлением в Комиссию не могло повлиять на положительное решение вопроса о постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как статус жилого помещения, в котором истец проживал (коммунальная квартира, причитающаяся на истца площадь менее 15 кв.м) не изменился до настоящего времени и на момент принятия Комиссией оспариваемого решения. Соответственно, со стороны истца отсутствовали какие-либо намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий как до принятия истца на учет на получение единовременной социальной выплаты, так и после этого.

На основании вышеизложенного Мещеряков В.В. просит суд признать решение Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13.04.2022, оформленное протоколом заседания Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 апреля 2022 г. №3, в части снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. по пп.г) п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, - незаконным; возложить обязанность на Комиссию Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устранить в полном объеме допущенное нарушение, путем отмены решения Комиссии Саратовской таможни от 13.04.2022, оформленное протоколом заседания Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13.04.2022 №3, восстановив пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты, признав за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец Мещеряков В.В. и его представитель адвокат Волкова Ю.Ю. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным выше и просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика и третьего лица Шишкинская К.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, предоставила отзыв.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Законом № 283-ФЗ, пункт 5 части 8 статьи 4 которого содержит аналогичные нормы (сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий), к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относит в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

В силу положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее также - Правила), при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11).

Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

В п. 2 ч. 3 ст.4 Закона № 283-ФЗ указано, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.

Судом установлено и следует из материалов дела, материалов учетного дела сотрудника, состоящего на учете для получения единовремнной социальной выплаты Мещерякова В.В., что 02.04.2015 Мещеряковым В.В. в Саратовскую таможню подано заявление и пакет необходимых документов с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Данное заявление зарегистрировано в журнале учета заявлений и документов, представленные сотрудниками, членами семей и гражданами, уволенными со службы в таможенных органах, для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты 02.04.2015 за № 11.

Мещеряков В.В. является пенсионером таможенной службы. Общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на дату увольнения 07.09.2015 составляла 24 года 5 месяцев 8 дней.

Дата рождения ДД.ММ.ГГГГ Место рождения - <адрес>. Семейное положение - <данные изъяты>.

Мещеряков В.В. постоянно зарегистрирован с 12.12.2014 и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> Данная квартира является коммунальной с местами общего пользования (общая площадь коммунальной квартиры 92,7 м2). Мещеряков В.В. является собственником доли в праве на вышеуказанное жилое помещение (доля в праве - 16/200, что составляет - 7,416 м2).

Иной жилой площади, принадлежащей Мещерякову В.В. на праве собственности и по договору социального найма, не имеется.

В период с 03.07.1987 по 04.12.2014 Мещеряков В.В. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>.

При подаче заявления о постановке на учет Мещеряковым В.В. была представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 17.02.2015 , в которой указано, что Мещерякову В.В. принадлежит право общей долевой собственности (доля в праве 16/200) на жилое помещение - квартиру, состоящую их пяти комнат, расположенную по адресу: <адрес>

Также была представлена справка от 09.02.2015 № 364 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Пензенский филиал Пензенское городское отделение, подтверждающая, что Мещеряков В.В. владеет вышеуказанной долей.

На учет для получения единовременной социальной выплаты Мещеряков В.В. поставлен Саратовской таможней 08.05.2015 (зарегистрирован в книге учета сотрудников, членов их семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, поставленных на учет (снятых с учета) в целях получения единовременной социальной выплаты за № 10413000/080515/10) на основании пункта 5 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, а также протокола Комиссии Саратовской таможни от 08.05.2015 №2.

13.04.2022 состоялось заседание Комиссии, на котором было принято решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты по п.п.г) п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы....и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При этом, в выписке из протокола от 13.04.2022 №3 заседания Комиссии Саратовской таможни, указывалось, что «...В целях подготовки учетного дела к отправке в ПТУ Саратовской таможней была запрошена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на имя В.В.Мещерякова. В рамках межведомственного информационного взаимодействия 06.04.2022 был получен ответ за №КУВИ-001/2022-50401709. В представленной выписке имеются сведения о прекращении (отчуждении) В.В.Мещеряковым 03.07.2014 собственности на часть квартиры (доля в праве 16/100), расположенной по адресу: <адрес> <адрес>

Далее, со ссылкой на ч.8 статьи 4 Федерального закона, в протоколе Комиссии указано, что действия по отчуждению истцом доли в праве жилого помещения являются намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий (в том числе действия, связанные: 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Исходя из установления факта отчуждения в 2014 году истцом части жилого помещения, принадлежавшего м ему на праве собственности, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки на учет в 2015 году.

В связи с чем, Комиссия постановила: «Снять с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы В.В.Мещерякова по п.п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты».

Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, а также не оспаривается ответчиком, Мещеряков В.В. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий как до момента дарения сестре истца в 2014 году принадлежащей ему на праве собственности 16/100 доли в квартире (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла 14,832 кв. м), так и после заключения договора дарения (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составила 7,416 кв. м), что в любом случае менее установленной в пункте 2 части 3 статьи 4 Закона № 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Статьей 12 ГПК РФ закреплен принцип состязательности судебного процесса и равноправия сторон, данному правилу корреспондирует положения статьи 38 Гражданского процессуального кодекса РФ о равных правах и обязанностях сторон по делу.

Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 56 ГПК РФ).

Суд выносит решения на основе представленных сторонами доказательств по результатам всестороннего исследования материалов дела.

В силу требований статья 57 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств по делу лежит на сторонах и иных лицах, участвующих в деле.

Однако ответчиком не представлено доказательств такого поведения Мещерякова В.В., что, заключая договор дарения 16/100 доли в квартире в пользу сестры, он действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Материалами дела подтверждается и не опровергнуто ответчиком, что Мещеряков В.В. на день постановки в 2015 году на учет для получения социальной выплаты, и во время возникновения спорных отношений являлся и является нуждающимся в улучшении жилищных условий; отчуждение 7,416 кв. м (16/100 доли в квартире) произведено истцом в 2014 году, то есть до постановки его на соответствующий учет.

При таком положении вывод Комиссии о совершении в 2014 году Мещеряковым В.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не соответствует фактическим обстоятельствам и положениям п. 5 ч.8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет (пункт 23 Правил).

Деятельность Комиссии регламентирована Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 18.06.2013 № 1111 (далее - Порядок).

Функции Комиссии установлены п.9 Порядка, согласно подпункту "в" которого она полномочна принимать три вида решений: о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона № 283-ФЗ, об отказе в постановке на учет или снятии с указанного учета.

Поскольку оспариваемое решение Комиссии, повлекшее неправомерное снятие Мещерякова В.В. с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не соответствует приведенному выше правовому регулированию,суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное выпиской из протокола от 13.04.2022 № 3, о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. по пп.г) п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Обязать Саратовскую таможню Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы восстановить пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты, признав за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья О.В. Стоносова

Дело № 2-4484/2022

64RS0045-01-2022-007249-71

РЕШЕНИЕ

именем Российской Федерации

30.08.2022 года город Саратов

Кировский районный суд г.Саратова в составе:

председательствующего судьи Стоносовой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Блудовым И.А.,

с участием истца Мещерякова В.В.,

представителя истца адвоката Волковой Ю.Ю.,

представителя ответчика и третьего лица Шишкинской К.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Мещерякова В.В. к Саратовской таможне Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления о признания незаконным и отмене решения, восстановлении на учете для получения единовременной социальной выплаты, признании права на единовременную социальную выплату,

установил:

Мещеряков В.В. обратился в суд с вышеуказанным иском к Саратовской таможне, мотивируя тем, что Мещеряков В.В. с 07.09.2015 является пенсионером таможенной службы, уволен с должности младшего инспектора - дежурного поста охраны ООДСиТО ПОТП Саратовской таможни. Общая продолжительность службы в календарном исчислении на дату увольнения 07.09.2015 составляла 24 года 5 месяцев и 8 дней.

02.04.2015 им в Комиссию Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения (далее Комиссия), было подано заявление о постановке на учет для получения единовременной субсидии на приобретение жилого помещения, с приложением документов, подтверждающих его нуждаемость в жилом помещении.

Истец был поставлен на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения на основании п. 5 ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 30.12.2012 №283-Ф3 «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Протокол №2 от 08.05.2015), то есть как сотрудник, проживающий в коммунальной квартире независимо от размеров занимаемого жилого помещения, о чем мне было направлено уведомление о постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 12.05.2015 года №2.

При этом, жилое помещение в котором он проживает на праве собственности с декабря 2014 года, расположенное по адресу: <адрес>, является коммунальной квартирой с местами общего пользования, площадью 92,7 кв.м, где истцу принадлежит лишь 16/200 доли в праве на данное помещение, что составляет 7,416 кв.м. Иного жилья на праве собственности либо по договору социального найма истец не имеет.

18.07.2022 истцу стало известно, что 13.04.2022 состоялось заседание Комиссии, на котором было принято решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты по п.п.г) п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы....и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При этом, в выписке из протокола от 13.04.2022 №3 заседания Комиссии Саратовской таможни, указывалось, что «...В целях подготовки учетного дела к отправке в ПТУ Саратовской таможней была запрошена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на имя В.В.Мещерякова. В рамках межведомственного информационного взаимодействия 06.04.2022 был получен ответ за №КУВИ-001/2022-50401709. В представленной выписке имеются сведения о прекращении (отчуждении) В.В.Мещеряковым 03.07.2014 собственности на часть квартиры (доля в праве 16/100), расположенной по адресу: <адрес> «А»».

Далее, со ссылкой на ч.8 статьи 4 Федерального закона, в протоколе Комиссии указано, что действия по отчуждению истцом доли в праве жилого помещения являются намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий (в том числе действия, связанные: 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Исходя из установления факта отчуждения в 2014 году истцом части жилого помещения, принадлежавшего м ему на праве собственности, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки на учет в 2015 году.

В связи с чем, Комиссия постановила: «Снять с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы В.В.Мещерякова по п.п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты».

С указанным решением Комиссии Саратовской таможни, оформленным протоколом от 13.04.2022 №3, истец не согласен, считает его незаконным, поскольку им был предоставлен в Комиссию необходимый перечень документов для решения вопроса о постановке на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты. В том числе, среди указанных документов была справка ФГУП «Ростехинвентаризация-Федеральное БТИ» Пензенский филиал Пензенское городское отделение от 01.04.2015 №1254, в которой содержалась информация об отчуждении им по договору дарения 16/200 доли и наличие свидетельств о регистрации права №58-58-35/022/2014-545 от 03.07.2014 (субъект права ФИО1) и сведения о регистрации за истцом права на 16/200 доли на основании договора купли-продажи квартиры от 30.04.2014 и свидетельства о гос.регистрации права 58-58-35/022/2014-545 от 03.07.2014 (субъект права Мещеряков В.В.).

Какие- либо иные документы, кроме тех, которые указаны в справке о приеме от сотрудника, членов семей и гражданина, уволенного со службы в таможенных органах, заявления и документов для постановке на учет для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 02.04.2015 №2 от истца ответчиком не запрашивалось. В связи с чем, истец на законных основаниях был принят на учет, как сотрудник, проживающий в коммунальной квартире независимо от размера занимаемого жилого помещения и не скрывал сведения, указанные в решении Комиссии от 13.04.2022 №3.

При этом, само по себе отчуждение ФИО1 на основании договора дарения от 17.06.2014 принадлежащих истцу 16/200 доли в праве на жилое помещение до обращения с заявлением в Комиссию не могло повлиять на положительное решение вопроса о постановки истца на учет для получения единовременной социальной выплаты, так как статус жилого помещения, в котором истец проживал (коммунальная квартира, причитающаяся на истца площадь менее 15 кв.м) не изменился до настоящего времени и на момент принятия Комиссией оспариваемого решения. Соответственно, со стороны истца отсутствовали какие-либо намеренные действия, повлекшие ухудшение жилищных условий как до принятия истца на учет на получение единовременной социальной выплаты, так и после этого.

На основании вышеизложенного Мещеряков В.В. просит суд признать решение Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13.04.2022, оформленное протоколом заседания Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13 апреля 2022 г. №3, в части снятия с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. по пп.г) п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты, - незаконным; возложить обязанность на Комиссию Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, устранить в полном объеме допущенное нарушение, путем отмены решения Комиссии Саратовской таможни от 13.04.2022, оформленное протоколом заседания Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения от 13.04.2022 №3, восстановив пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты, признав за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

В судебном заседании истец Мещеряков В.В. и его представитель адвокат Волкова Ю.Ю. поддержали заявленные исковые требования по основаниям, изложенным выше и просили иск удовлетворить.

Представитель ответчика и третьего лица Шишкинская К.И. в судебном заседании просила отказать в удовлетворении иска, предоставила отзыв.

Суд, выслушав объяснения сторон, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующим выводам.

Согласно ст. 53 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее по тексту ЖК РФ) граждане, которые с намерением приобретения права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях совершили действия, в результате которых такие граждане могут быть признаны нуждающимися в жилых помещениях, принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий.

Отношения, связанные с обеспечением жилыми помещениями сотрудников, имеющих специальные звания и проходящих службу в таможенных органах Российской Федерации, регулируются Законом № 283-ФЗ, пункт 5 части 8 статьи 4 которого содержит аналогичные нормы (сотрудник, который с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершил действия, повлекшие ухудшение жилищных условий, и (или) члены семьи которого с намерением приобретения права сотрудником состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты совершили действия, повлекшие ухудшение жилищных условий сотрудника, принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через пять лет со дня совершения указанных намеренных действий), к намеренным действиям, повлекшим ухудшение жилищных условий, относит в том числе действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей.

В силу положений Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, органах принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы и таможенных органах Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.04.2013 № 369 (далее также - Правила), при наличии у сотрудника и (или) совместно проживающих с сотрудником членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение общей площади жилого помещения на 1 члена семьи осуществляется исходя из суммарной площади всех этих жилых помещений с учетом лиц, членом семьи которых является сотрудник в соответствии со статьями 31 и 69 Жилищного кодекса Российской Федерации, и общей площади занимаемого ими по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности жилого помещения, в котором они проживают совместно с сотрудником (пункт 11).

Если сотрудник и (или) члены его семьи совершили действия, указанные в части 8 статьи 4 Закона № 283-ФЗ, этот сотрудник принимается на учет в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не ранее чем через 5 лет со дня совершения таких действий (пункт 12 Правил).

В п. 2 ч. 3 ст.4 Закона № 283-ФЗ указано, что единовременная социальная выплата предоставляется сотруднику по решению руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором проходят службу сотрудники, или уполномоченного им руководителя при условии, что сотрудник является нанимателем жилого помещения по договору социального найма или членом семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственником жилого помещения или членом семьи собственника жилого помещения и обеспечен общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее 15 квадратных метров.

По смыслу приведенных нормативных предписаний, намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий, могут быть признаны действия, связанные с отчуждением жилых помещений или их частей, при условии, что это повлекло возникновение права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или права на получение единовременной социальной выплаты.

Судом установлено и следует из материалов дела, материалов учетного дела сотрудника, состоящего на учете для получения единовремнной социальной выплаты Мещерякова В.В., что 02.04.2015 Мещеряковым В.В. в Саратовскую таможню подано заявление и пакет необходимых документов с целью постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты. Данное заявление зарегистрировано в журнале учета заявлений и документов, представленные сотрудниками, членами семей и гражданами, уволенными со службы в таможенных органах, для постановки на учет в целях получения единовременной социальной выплаты 02.04.2015 за № 11.

Мещеряков В.В. является пенсионером таможенной службы. Общая продолжительность службы в календарном исчислении по состоянию на дату увольнения 07.09.2015 составляла 24 года 5 месяцев 8 дней.

Дата рождения ДД.ММ.ГГГГ Место рождения - <адрес>. Семейное положение - <данные изъяты>.

Мещеряков В.В. постоянно зарегистрирован с 12.12.2014 и проживает в квартире, расположенной по адресу: <адрес> Данная квартира является коммунальной с местами общего пользования (общая площадь коммунальной квартиры 92,7 м2). Мещеряков В.В. является собственником доли в праве на вышеуказанное жилое помещение (доля в праве - 16/200, что составляет - 7,416 м2).

Иной жилой площади, принадлежащей Мещерякову В.В. на праве собственности и по договору социального найма, не имеется.

В период с 03.07.1987 по 04.12.2014 Мещеряков В.В. был зарегистрирован и проживал по адресу: <адрес>.

При подаче заявления о постановке на учет Мещеряковым В.В. была представлена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество от 17.02.2015 , в которой указано, что Мещерякову В.В. принадлежит право общей долевой собственности (доля в праве 16/200) на жилое помещение - квартиру, состоящую их пяти комнат, расположенную по адресу: <адрес>

Также была представлена справка от 09.02.2015 № 364 ФГУП «Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ» Пензенский филиал Пензенское городское отделение, подтверждающая, что Мещеряков В.В. владеет вышеуказанной долей.

На учет для получения единовременной социальной выплаты Мещеряков В.В. поставлен Саратовской таможней 08.05.2015 (зарегистрирован в книге учета сотрудников, членов их семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, поставленных на учет (снятых с учета) в целях получения единовременной социальной выплаты за № 10413000/080515/10) на основании пункта 5 части 3 статьи 4 Федерального закона № 283-ФЗ, а также протокола Комиссии Саратовской таможни от 08.05.2015 №2.

13.04.2022 состоялось заседание Комиссии, на котором было принято решение о снятии истца с учета для получения единовременной социальной выплаты по п.п.г) п.15 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, органов принудительного исполнения Российской Федерации, федеральной противопожарной службы....и таможенных органов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013 №369, в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты.

При этом, в выписке из протокола от 13.04.2022 №3 заседания Комиссии Саратовской таможни, указывалось, что «...В целях подготовки учетного дела к отправке в ПТУ Саратовской таможней была запрошена выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество на имя В.В.Мещерякова. В рамках межведомственного информационного взаимодействия 06.04.2022 был получен ответ за №КУВИ-001/2022-50401709. В представленной выписке имеются сведения о прекращении (отчуждении) В.В.Мещеряковым 03.07.2014 собственности на часть квартиры (доля в праве 16/100), расположенной по адресу: <адрес> <адрес>

Далее, со ссылкой на ч.8 статьи 4 Федерального закона, в протоколе Комиссии указано, что действия по отчуждению истцом доли в праве жилого помещения являются намеренными действиями, повлекшими ухудшение жилищных условий (в том числе действия, связанные: 4) с выделением доли собственникам жилых помещений; 5) с отчуждением жилых помещений или их частей.

Исходя из установления факта отчуждения в 2014 году истцом части жилого помещения, принадлежавшего м ему на праве собственности, Комиссия пришла к выводу об отсутствии оснований для постановки на учет в 2015 году.

В связи с чем, Комиссия постановила: «Снять с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы В.В.Мещерякова по п.п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и предоставленных документах, послуживших основанием для постановки на учет для получения единовременной социальной выплаты».

Между тем, как следует из материалов дела и установлено судом, а также не оспаривается ответчиком, Мещеряков В.В. являлся нуждающимся в улучшении жилищных условий как до момента дарения сестре истца в 2014 году принадлежащей ему на праве собственности 16/100 доли в квартире (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составляла 14,832 кв. м), так и после заключения договора дарения (обеспеченность общей площадью на одного члена семьи составила 7,416 кв. м), что в любом случае менее установленной в пункте 2 части 3 статьи 4 Закона № 283-ФЗ для данной категории лиц учетной нормы в 15 кв. м.

Как неоднократно указывал Конституционный Суд Российской Федерации, по смыслу статьи 53 Жилищного кодекса Российской Федерации, препятствующей необоснованному сверхнормативному обеспечению жильем за счет бюджетных средств, ограничения должны считаться допустимыми лишь в том случае, если гражданами совершались умышленные действия с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий, могущего привести к состоянию, требующему участия со стороны органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении их другим жильем. При этом применение этого законоположения должно осуществляться в системе действующего правового регулирования во взаимосвязи с пунктом 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которому в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются.

Статьей 12 ГПК РФ закреплен принцип состязательности судебного процесса и равноправия сторон, данному правилу корреспондирует положения статьи 38 Гражданского процессуального кодекса РФ о равных правах и обязанностях сторон по делу.

Каждая из сторон должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основание своих требований и возражений (статья 56 ГПК РФ).

Суд выносит решения на основе представленных сторонами доказательств по результатам всестороннего исследования материалов дела.

В силу требований статья 57 ГПК РФ обязанность по представлению доказательств по делу лежит на сторонах и иных лицах, участвующих в деле.

Однако ответчиком не представлено доказательств такого поведения Мещерякова В.В., что, заключая договор дарения 16/100 доли в квартире в пользу сестры, он действовал недобросовестно, с целью создания искусственного ухудшения жилищных условий.

Материалами дела подтверждается и не опровергнуто ответчиком, что Мещеряков В.В. на день постановки в 2015 году на учет для получения социальной выплаты, и во время возникновения спорных отношений являлся и является нуждающимся в улучшении жилищных условий; отчуждение 7,416 кв. м (16/100 доли в квартире) произведено истцом в 2014 году, то есть до постановки его на соответствующий учет.

При таком положении вывод Комиссии о совершении в 2014 году Мещеряковым В.В. действий, повлекших ухудшение жилищных условий, с намерением приобретения права состоять на учете в качестве имеющего право на получение единовременной социальной выплаты не соответствует фактическим обстоятельствам и положениям п. 5 ч.8 ст. 4 Федерального закона № 283-ФЗ.

Единовременная социальная выплата предоставляется сотрудникам в порядке очередности принятия их на учет (пункт 23 Правил).

Деятельность Комиссии регламентирована Порядком формирования и работы комиссий по рассмотрению вопросов предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, утвержденным приказом Федеральной таможенной службы от 18.06.2013 № 1111 (далее - Порядок).

Функции Комиссии установлены п.9 Порядка, согласно подпункту "в" которого она полномочна принимать три вида решений: о постановке сотрудников, членов семей и граждан, уволенных со службы в таможенных органах, на учет для получения единовременной социальной выплаты по одному из условий, определенных частью 3 статьи 4 Закона № 283-ФЗ, об отказе в постановке на учет или снятии с указанного учета.

Поскольку оспариваемое решение Комиссии, повлекшее неправомерное снятие Мещерякова В.В. с учета для получения единовременной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, не соответствует приведенному выше правовому регулированию,суд приходит к выводу об удовлетворении иска в полном объеме.

Руководствуясь ст. ст. 56, 67, 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

признать незаконным решение Комиссии Саратовской таможни по вопросам предоставления сотрудникам таможенных органов Российской Федерации и в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, членам их семей и гражданам Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, уволенным со службы в таможенных органах Российской Федерации, единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения, оформленное выпиской из протокола от 13.04.2022 № 3, о снятии с учета для получения единовременной социальной выплаты пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. по пп.г) п. 15 Правил в связи с выявлением сведений, не соответствующих сведениям, указанным в заявлении и представленных документах, послуживших основанием для постановки сотрудника на учет для получения единовременной социальной выплаты.

Обязать Саратовскую таможню Приволжского таможенного управления Федеральной таможенной службы восстановить пенсионера таможенной службы Мещерякова В.В. на учете для получения единовременной социальной выплаты, признав за ним право на единовременную социальную выплату для приобретения или строительства жилого помещения.

Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня составления мотивированного решения в Саратовский областной суд путем принесения апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Саратова.

Судья О.В. Стоносова

2-4484/2022

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Мещеряков Виталий Викторович
Ответчики
Саратовская таможня Федеральной таможенной службы Приволжского таможенного управления
Другие
Приволжское таможенное управление
Суд
Кировский районный суд г. Саратов
Судья
Стоносова Оксана Васильевна
Дело на сайте суда
kirovsky.sar.sudrf.ru
25.07.2022Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
25.07.2022Передача материалов судье
01.08.2022Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
01.08.2022Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
01.08.2022Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.08.2022Судебное заседание
30.08.2022Судебное заседание
06.09.2022Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
19.10.2022Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.01.2023Регистрация ходатайства/заявления лица, участвующего в деле
06.02.2023Изучение поступившего ходатайства/заявления
20.02.2023Судебное заседание
06.03.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства после рассмотрения ходатайства/заявления/вопроса
30.08.2022
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее