Дело № 2-98/2020
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Онега 27 февраля 2020 года
Онежский городской суд Архангельской области в составе:
председательствующего судьи Шахровой О.А.,
при секретаре Ильиной А.С., с участием:
помощника Онежского межрайонного прокурора Мерзлого Н.В.,
истца Калугина А.И.,
представителя ответчика АО «Архангельскоблгаз» - Дербина Д.В., действующего на основании доверенности,
представителя третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район» - Ефимовой О.П., действующей на основании доверенности,
представителя третьего лица – директора ООО «Спецхозяйство» Гостева П.В.,
третье лицо Калугина В.И.,
рассмотрел в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Онежского межрайонного прокурора, в интересах Калугина ..., к акционерному обществу «Архангельскоблгаз» о возложении обязанности приступить к предоставлению коммунальной услуги по газоснабжению многоквартирного жилого дома,
у с т а н о в и л:
Онежский межрайонный прокурор в интересах Калугина А.И., обратился в суд с иском о возложении на АО «Архангельскоблгаз» обязанности в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу приступить к предоставлению коммунальной услуги по газоснабжению многоквартирного дома по адресу: ул.Матросова, д. 10, корпуса 1 и 2 в. г.Онега Архангельской области.
В обоснование заявленных требований указано, что межрайонной прокуратурой, по обращению Калугина А.И. об отсутствии газоснабжения в многоквартирном доме по адресу: ул. Матросова, д.10, корпуса 1,2 в г. Онега (далее – многоквартирный дом), проведена проверка, в ходе которой установлено, что многоквартирный дом подключен к системе газоснабжения. Для газоснабжения многоквартирного дома имеются газовые емкости и сети по адресу: ул. Матросова, д.10, корп.1, стр. 3 (далее - ГРУ), которые являются муниципальной собственностью МО «Онежское» и не входят в состав общего имущества многоквартирного дома. Онежский участок Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» оказывает по договору № 367-у от 01.04.2019 услуги по техническому обслуживаю газового оборудования МО «Онежское». Газовое оборудование является исправным и функционирующим, препятствий для его использования не имеется. Между управляющей организацией ООО «Спецхозяйство» и Онежским участком Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» заключено 20.11.2019 дополнительное соглашение к договору от 01.07.2013 № 121-У на аварийно - диспетчерское обслуживание внутридомового газового оборудования. Газоснабжение населения на территории г. Онеги осуществляет ресурсоснабжающая организация – АО «Архангельскоблгаз», в лице Онежского участка Северодвинского филиала. АО «Архангельскоблгаз» на основании приказа Федеральной службы по тарифам от 23.03.2007 № 38-э включено в реестр субъектов естественных монополий в топливно – энергетическом комплексе. На основании п. 9 решения общего собрания собственников помещений от 15.10.2019 жильцы дома избрали прямое заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями (организациями, предоставляющими коммунальные услуги). Управляющая организация ООО «Спецхозяйство» направило копию данного протокола в Онежский участок Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз». Несмотря на принятие мер со стороны собственников жилых помещений многоквартирного дома, Северодвинский филиал АО «Архангельскоблгаз» уклоняется от заключения договора газоснабжения многоквартирного дома, указывая на то, что не является собственником ГРУ и ссылается на необходимость заключения названного договора с администрацией МО «Онежский муниципальный район». Полагает, что Северодвинский филиал АО «Архангельскоблгаз» будучи субъектом естественной монополии незаконно уклоняется в заключении договоров газоснабжения многоквартирного дома по адресу: ул. Матросова, д.10, корп.1 и 2, г. Онега, что повлекло за собой незаконное прекращение газоснабжения и ущемление прав инвалида 3-й группы Калугина А.И. на получение коммунальной услуги.
Определением суда от 27 января 2020 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: ООО «Спецхозяйство», администрация МО «Онежский муниципальный район», МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район».
Определением суда от 20 февраля 2020 года к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена Калугина В.И., которая в судебном заседании исковые требования прокурора поддержала в полном объеме.
В судебном заседании помощник прокурора Мерзлый Н.В. заявленные исковые требования уточнил, просил обязать АО «Архангельскоблгаз» в течение десяти дней со дня вступления решения суда в законную силу приступить к поставке газа Калугину ... по адресу: <Адрес>, корпус 2, <Адрес>. Дополнительно пояснил, что с сентября 2019 года по настоящее время услуга газоснабжения Калугину А.И. не предоставляется. До сентября 2019 года многоквартирный жилой дом находился под управлением ООО «Агростройсервис», которое заключало договоры с АО «Архангельскоблгаз» на поставку газа, правоотношения были между ООО «Агростройсервис» и АО «Архангельскоблгаз». В настоящее время между Калугиным А.И. и АО «Архангельскоблгаз» никаких договоров по предоставлению услуги газоснабжения не заключено. Калугин А.И. в АО «Архангельскоблгаз» по поводу предоставления услуги по газоснабжению не обращался. Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 549 и Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 не взаимоисключают друг друга и должны применяться в совокупности.
Истец Калугин А.И. поддержал уточненные исковые требования в полном объеме. Дополнительно пояснил, что самостоятельно в АО «Архангельскоблгаз» по поводу заключения договора на предоставление услуги газоснабжения не обращался. Услуга по газоснабжению не предоставляется с сентября 2019 года. Ранее услугу по газоснабжению оплачивалась в ООО «Агростройсервис», от АО «Архангельскоблгаз» квитанций на оплату услуги по газоснабжению не поступало. Обращался в управляющую компанию по поводу предоставления услуги по газоснабжению посредством телефонных звонков.
Представитель ответчика АО «Архангельскоблгаз» Дербин Д.В. возражал против удовлетворения заявленных исковых требований, полагая заявленные требования необоснованными. Дополнительно пояснил, что в данном случае применительно к указанному в иске мн6огоквартирному дому, газ поставляется не через централизованные сети газоснабжения, а с использование ГРУ, в связи с чем поставщиком газа в настоящем случае может являться только собственник ГРУ и сетей этих домов, поэтому к данным правоотношениям применимы лишь правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан № 549, а Правила предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов № 354 применяться в данном случае не могут. ГРУ и наружные сети являются собственностью МО «Онежское» от имени которого выступает администрация МО «Онежский муниципальный район». АО «Архангельскоблгаз» в данном случае не может являться монополистом, поскольку газ подается не через централизованную систему, а через ГРУ. Ранее газоснабжение было организовано посредством того, что управляющая компания была абонентом и поставщиком, ГРУ было передано управляющей компании в безвозмездное пользование. ГРУ обслуживает несколько объектов, два жилых дома № 10– корпус 1 и 2 по ул. Матросова в г. Онеге Архангельской области. В АО «Архангельскоблгаз» никто из жильцов, в том числе истец Калугин А.И., о заключении прямой поставки газа не обращался.
Представитель третьего лица администрации МО «Онежский муниципальный район» Ефимова О.П. поддержала исковые требования Онежского межрайонного прокурора, поддержала доводы возражений. Дополнительно пояснила, что администрация МО «Онежский муниципальный район» не является поставщиком (газоснабжающей организацией). В настоящее время ГРУ является собственностью МО «Онежское» и не является общедомовым имуществом. При вводе жилых домов в эксплуатацию АО «Архангельскоблгаз» высказывал позицию, что они готовы взять в эксплуатацию ГРУ, обслуживающие многоквартирный дом №10 по ул. Матросова корп. 1 и 2 в г. Онеге при этом никаких договоров с АО «Архангельскоблгаз» не заключалось.
Представитель третьего лица ООО «Спецхозяйство» Гостев П.В. поддержал исковые требования Онежского межрайонного прокурора по доводам отзыва на исковое заявление. Дополнительно пояснил, что газовые емкости в состав общего имущества многоквартирных жилых домов по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп. 1 и 2 не входят, внутренние сети газоснабжения содержатся в надлежащем порядке. Содержать газовые емкости финансово невыгодно для управляющей компании, кроме того, у управляющей компании не имеется специалистов для обслуживания ГРУ. Желание о прямом заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями было изъявлено собственниками жилья и отражено в протоколе общего собрания собственников жилья.
Третье лицо Калугина В.И. просила исковые требования Онежского межрайонного прокурора удовлетворить.
Представитель третьего лица МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район» в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Согласно представленному отзыву, МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район» поддерживает исковые требования Онежского межрайонного прокурора в полном объеме.
Свидетель Шестаков С.Г. (директор ООО «Агростройсервис») в судебном заседании пояснил, что ранее (до сентября 2019 года) многоквартирные дома по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп. 1 и 2 обслуживались управляющей компанией ООО «Агростройсервис». При этом, между ООО «Агростройсервис» и АО «Архангельскоблгаз» был заключен договор на поставку газа, а также договор на оказание транспортных услуг. Договоры были временные на месяц, в дальнейшем пролонгировались. Транспортировка и закачка газа в ГРУ производилась АО «Архангельскоблгаз» на основании заключенного договора, когда газ заканчивался, жильцы указанных многоквартирных домов обращались в ООО «Агростройсервис», а управляющая компания, в свою очередь, направляла заявку о поставке газа в АО «Архангельскоблгаз». Оплата за поставку газа производилась от имени ООО «Агростройсервис».
По определению суда дело рассмотрено при данной явке.
Заслушав лиц, участвующих в деле, изучив материалы дела, суд пришел к следующему.
В судебном заседании установлено и подтверждается материалами дела, что истец Калугин А.И. является собственником ... доли жилого помещения по адресу: <Адрес>, вторым долевым собственником (1/2 доля) является Калугина В.И., что подтверждается сведениями Управления Росреестра по Архангельской области и НАО.
Управляющей компанией многоквартирных жилых домов, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.1 и 2 является ООО «Спецхозяйство» на основании договоров управления от 1 ноября 2019 года (л.д.16-30).
Согласно п. 1.1 договора управления многоквартирным домом № 10 по ул. Матросова, корп.2 в г. Онеге Архангельской области от 1 ноября 2019 года по настоящему договору собственники поручают, а управляющая компания принимает на себя обязательства совершать от имени собственников в течение срока действия настоящего договора, за плату, все необходимые юридические и фактические действия по управлению, содержанию, технической эксплуатации и ремонту общего имущества многоквартирного дома по адресу: ул. Матросова, д. 10 корп.2, обеспечить исполнение коммунальных услуг, осуществить иную, направленную на достижение целей управления многоквартирным домом деятельность (л.д.23-30).
В соответствии с ч.2 ст. 161 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме обязаны выбрать один из способов управления многоквартирным домом: непосредственное управление собственниками помещений в многоквартирном доме, количество квартир в котором составляет не более чем тридцать; управление товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом; управление управляющей организацией.
Согласно п. 2.1 ст. 161 ЖК РФ при осуществлении непосредственного управления многоквартирным домом собственниками помещений в данном доме лица, выполняющие работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, обеспечивающие холодное и горячее водоснабжение и осуществляющие водоотведение, электроснабжение, газоснабжение (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопление (теплоснабжение, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращение с твердыми коммунальными отходами, несут ответственность перед собственниками помещений в данном доме за выполнение своих обязательств в соответствии с заключенными договорами, а также в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами содержания общего имущества в многоквартирном доме, правилами предоставления, приостановки и ограничения предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домах.
Из имеющегося в деле протокола общего собрания собственников помещений от 15 октября 2019 года, следует, что собственники многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.2 выбрали способ управления многоквартирным домом - непосредственное управление многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме (пункт 1 части 2 статьи 161 Жилищного кодекса), решили заключать прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, представляющими коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению с 01.11.2019 (л.д.51-54).
Пунктом 9.1 протокола общего собрания от 15 октября 2019 года принято решение заключить прямые договоры с ресурсоснабжающими организациями, предоставляющими коммунальные услуги по отоплению, электроснабжению, газоснабжению, водоснабжению и водоотведению с 01.11.2019 г. (л.д.53).
Копия указанного протокола общего собрания собственников многоквартирного дома получена Онежским участком Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» 17.10.2019 года (л.д.55).
В соответствии с п.1 ст. 164 ЖК РФ при непосредственном управлении многоквартирным домом собственниками помещений в таком доме договоры оказания услуг по содержанию и (или) выполнению работ по ремонту общего имущества в таком доме с лицами, осуществляющими соответствующие виды деятельности, собственники помещений в таком доме заключают на основании решений общего собрания указанных собственников. При этом все или большинство собственников помещений в таком доме выступают в качестве одной стороны заключаемых договоров.
Пунктом 2 ст. 164 ЖК РФ установлено, что договоры горячего водоснабжения, холодного водоснабжения, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (теплоснабжения, в том числе поставки твердого топлива при наличии печного отопления), обращения с твердыми коммунальными отходами заключаются каждым собственником помещения, осуществляющим непосредственное управление многоквартирным домом, от своего имени.
Согласно п.3 ст. 164 ЖК РФ на основании решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, осуществляющих непосредственное управление таким домом, от имени собственников помещений в таком доме в отношениях с третьими лицами вправе действовать один из собственников помещений в таком доме или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме.
Из объяснений директора ООО «Спецхозяйство» Гостева П.В., отобранных помощником прокурора 17.12.2019 г. в рамках проведения проверки, следует, что ООО «Спецхозяйство» имеет лицензию на обслуживание многоквартирного дома. Лицензии на эксплуатацию газовой емкости, газораспределительного оборудования не имеет. Предыдущая управляющая организация ООО «Агростройсервис» заключало договор с ООО «Архангельскоблгаз» на поставку газа. С сентября 2019 года многоквартирный дом не обеспечивается газоснабжением. Пунктом 9 протокола общего собрания собственников многоквартирного дома от 15 октября 2019 года жильцы дома избрали прямое заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями (организациями, предоставляющими коммунальные услуги). На территории МО «Онежское» единственной организацией, оказывающей услуги газоснабжения является ООО «Архангельскоблгаз». ООО «Спецхозяйство» направило копию протокола в ООО «Архангельскоблгаз». Названный протокол общего собрания представлен домоуправом многоквартирного дома непосредственно в ООО «Спецхозяйство» без сопроводительного письма. Полагает, что этого достаточно для поставки газа со стороны ООО «Архангельскоблгаз». ООО «Спецхозяйство» с 01.11.2019 приступила к управлению многоквартирным домом. ООО «Спецхозяйство» не проводилось информирование жильцов многоквартирного дома о необходимости подачи заявок на поставку газа. Тариф по содержанию и ремонту общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме на 2019 год предусматривает обслуживание внутригазового оборудования. Договор на аварийно- диспетчерское обслуживание многоквартирного дома заключен. Заявки на заключение договоров газоснабжения от ООО «Спецхозяйство» в ООО «Архангельскоблгаз» не направлялись, так как протоколом общего собрания собственников жилья избран способ прямого заключения договоров с ресурсоснабжающей организацией. От домоуправа многоквартирного дома и и.о. старшего мастера Онежского участка Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» Ожигина Д.А. ему известно, что заявки жильцов на заключение договоров газоснабжения в ООО «Архангельскоблгаз» не направлялись и не поступали. ООО «Архангельскоблгаз» не выставляло счетов за ноябрь, декабрь 2019 г. за поставку газа жильцам (собственникам, нанимателям) многоквартирного дома. Собственники жилых помещений в многоквартирном доме ООО «Спецхозяйство» не информировались о необходимости подачи заявок в ООО «Архангельскоблгаз».
Из объяснений врио старшего мастера Онежского участка Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» Ожигина Д.А. от 17.12.2019, отобранных помощником прокурора 17.12.2019 г. в рамках проведения проверки, следует, что до августа 2019 года Онежский участок Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» осуществлял поставку газа ООО «Агростройсервис» на основании договора поставки газа. Договор исполнялся следующим образом: ООО «Агростройсервис» вносило предоплату за поставленный газ, в дальнейшем АЦТ Архангельскоблгаза (Газовоз) осуществлял слив смеси пропан-бутан технический в групповую резервуарную установку по адресу: ул. Матросова, д.10, корп.1, стр. 3 г. Онега. Газовый резервуар открывали и заправляли слесаря Онежского участка Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз». Управляющая организация ООО «Агростройсервис» прекратила действие на поставку газа с сентября 2019 г., с этого времени многоквартирный жилой дом газоснабжением не обеспечивается. Протоколом общего собрания собственников многоквартирного жилого дома с 01.11.2019 выбрана управляющая организация – ООО «Спецхозяйство». Жильцы дома избрали прямое заключение договоров с ресурсоснабжающими организациями. При этом, заявки жильцов на заключение договоров газоснабжения в Онежский участок Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» не поступали. На момент составления объяснений на рассмотрение Онежского участка Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» заявок, оферт на заключение договоров газоснабжения от собственников, нанимателей жилых помещений по адресу: ул. Матросова, д.10, корп.1 и 2, г. Онега не поступало. Онежский участок Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» не является ресурсоснабжающей организацией, так как не является собственником газовых емкостей и сетей по адресу: ул. Матросова, д.10, корп.1 стр.3, от которых осуществляется газоснабжение многоквартирного дома по адресу: ул. Матросова, д.10, корп. 1 и 2 в г. Онеге.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что собственниками жилых помещений многоквартирного дома по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.2 выбран непосредственный способ управления, при этом, в нарушение положений, предусмотренных ст. 164 ЖК РФ, на момент вынесения настоящего решения, ни Калугин А.И., ни один из собственников помещений в доме по адресу: г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.2 или иное лицо, имеющее полномочие, удостоверенное доверенностью, выданной в письменной форме ему всеми или большинством собственников помещений в таком доме в АО «Архангельскоблгаз» по поводу предоставления услуги газоснабжения не обращались.
Правовые основы в области газоснабжения определены Федеральным законом от 31.03.1999 N 69-ФЗ (ред. от 26.07.2019) "О газоснабжении в Российской Федерации" (далее – Закон № 69-ФЗ).
В соответствии со ст. 2 вышеуказанного закона газоснабжение определено как одна из форм энергоснабжения, представляющая собой деятельность по обеспечению потребителей газом.
Статьей 7 указанного закона установлено, что организация газоснабжения населения является полномочием органов местного самоуправления городских поселений, городских округов и осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и муниципальными нормативными правовыми актами.
В силу ст. 33 Закон № 69-ФЗ Организация - собственник опасного объекта системы газоснабжения обеспечивает его готовность к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации последствий в случае их возникновения посредством осуществления следующих мероприятий: создает аварийно-спасательную службу или привлекает на условиях договоров соответствующие специализированные службы; осуществляет разработку планов локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий; создает инженерные системы контроля и предупреждения возникновения потенциальных аварий, катастроф, системы оповещения, связи и защиты; создает запасы материально-технических и иных средств; осуществляет подготовку работников опасного объекта системы газоснабжения к действиям по локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий.
Перечень мероприятий по обеспечению готовности опасного объекта системы газоснабжения к локализации потенциальных аварий, катастроф, ликвидации их последствий разрабатывается организацией - собственником системы газоснабжения и согласуется с территориальным подразделением федерального органа исполнительной власти, специально уполномоченного в области промышленной безопасности.
Согласно ст. 539 ГК РФ по договору энергоснабжения энергоснабжающая организация обязуется подавать абоненту (потребителю) через присоединенную сеть энергию, а абонент обязуется оплачивать принятую энергию, а также соблюдать предусмотренный договором режим ее потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования, связанных с потреблением энергии.
Договор энергоснабжения заключается с абонентом при наличии у него отвечающего установленным техническим требованиям энергопринимающего устройства, присоединенного к сетям энергоснабжающей организации, и другого необходимого оборудования, а также при обеспечении учета потребления энергии.
К отношениям по договору энергоснабжения, не урегулированным настоящим Кодексом, применяются законы и иные правовые акты об энергоснабжении, а также обязательные правила, принятые в соответствии с ними.
Согласно ч.2 ст. 548 ГК РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, правила о договоре энергоснабжения (статьи 539 - 547) применяются, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.
Согласно подп. «б» п.2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354
(ред. от 13.07.2019) "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов" (вместе с "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов"), правила, утвержденные настоящим постановлением не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549.
В соответствии со ст. 2 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 если иное не оговорено в настоящих Правилах, под понятием "газ" понимается газ, подаваемый по централизованным сетям газоснабжения и по внутридомовым инженерным системам газоснабжения.
Письмом от 28 мая 2012 г. № 12793-АП/14 Министерства регионального развития Российской Федерации разъяснено, что Министерство регионального развития Российской Федерации в целях формирования единообразной практики применения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549 (далее - Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан), и Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила предоставления коммунальных услуг), направляет разъяснения по вопросам регулирования отношений, возникающих между поставщиками газа и абонентами, касающиеся отдельных вопросов соотношения Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правил предоставления коммунальных услуг. В настоящем письме понятие "абонент" означает гражданина, пользующегося на праве собственности или ином законном основании помещением в многоквартирном доме, жилым домом, домовладением, потребляющего коммунальные услуги. Общие положения о соотношении Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и Правил предоставления коммунальных услуг. В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 Правила предоставления коммунальных услуг не применяются к отношениям, которые возникают при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан и регулирование которых осуществляется в соответствии с Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан. Пунктом 1 Правил предоставления коммунальных услуг предусмотрено, что они регулируют отношения по предоставлению коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах, собственникам и пользователям жилых домов, в том числе отношения между исполнителями и потребителями коммунальных услуг. Постановление Правительства Российской Федерации от 21 июля 2008 г. N 549, утвердившее Правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, принято в соответствии с Федеральным законом от 31 марта 1993 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" и регулирует правоотношения между поставщиком газа и: а) гражданами, выбравшими непосредственный способ управления многоквартирным домом; б) гражданами, выбравшими в качестве способа управления многоквартирным домом управление товариществом собственников жилья, жилищным или иным специализированным кооперативом, либо управление управляющей организацией, в случае если такой многоквартирный дом не оборудован коллективным (общедомовым) прибором учета газа; в) собственниками и пользователями жилых домов (домовладений), оборудованных прибором (узлом) учета газа, в случае если они не заключили договор о предоставлении коммунальной услуги по газоснабжению с организацией, которая, приобретает у поставщика газ для оказания такой коммунальной услуги; г) управляющими организациями, товариществами собственников жилья, жилищно-строительными, жилищными и иными специализированными кооперативами, приобретающими газ для предоставления коммунальной услуги по газоснабжению.
Подпункты 10 и 11 части 1 статьи 4 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) предусматривают, что жилищное законодательство регулирует отношения по поводу предоставления коммунальных услуг и внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги. В соответствии с частью 4 статьи 154 Кодекса газоснабжение (в том числе поставка бытового газа в баллонах) является одним из видов коммунальных услуг. В соответствии со статьями 5 и 8 Кодекса к жилищным отношениям, связанным с предоставлением коммунальных услуг, применяется соответствующее законодательство с учетом требований, установленных Кодексом. Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан не урегулированы отдельные вопросы взаимоотношений между поставщиками газа, являющимися исполнителями коммунальных услуг в соответствии с Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, и абонентами, в том числе порядок перерасчета размера платы за газ в период временного отсутствия абонента в занимаемом жилом помещении, случаи и основания изменения размера платы за газ при отклонении его свойств и давления от требований действующего законодательства и превышения допустимой продолжительности перерыва в его подаче, срок снятия абонентом показаний приборов учета, а также передачи их поставщику. Необходимость урегулирования указанных правоотношений между поставщиками газа и абонентами, взаимоотношения которых регламентируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, обусловлена также положениями Кодекса. В частности, часть 11 статьи 155 Кодекса предусматривает, что при временном отсутствии граждан внесение платы за отдельные виды коммунальных услуг, рассчитываемой исходя из нормативов потребления, осуществляется с учетом перерасчета платежей за период временного отсутствия граждан в порядке, утверждаемом Правительством Российской Федерации. В соответствии с частью 4 статьи 157 Кодекса при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, изменение размера платы за коммунальные услуги определяется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Предусмотренный вышеприведенными нормами Кодекса порядок регулирования был реализован Правительством Российской Федерации в Правилах предоставления коммунальных услуг. Из комплексного анализа положений Кодекса, Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, Правил предоставления коммунальных услуг следует, что отношения между абонентом и поставщиком газа регулируются Правилами поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, а в неурегулированной ими части, а также в части поставки бытового газа в баллонах - Правилами предоставления коммунальных услуг.
Кроме того, из решения Верховного Суда Российской Федерации от 25 июня 2014 года № АКПИ14-470 следует, что правила N 549 регламентируют отношения, возникающие при поставке газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан в соответствии с договором о поставке газа, в том числе устанавливают особенности заключения, исполнения, изменения и прекращения договора, его существенные условия, а также порядок определения объема потребленного газа и размера платежа за него, и не распространяются на отношения, возникающие между юридическими лицами, приобретающими газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению, и гражданами - собственниками (нанимателями) жилых помещений в многоквартирных домах, связанные с оказанием коммунальной услуги по газоснабжению, а также на отношения, связанные с поставками газа, приобретаемого в целях осуществления предпринимательской деятельности. Поставщик газа (газоснабжающая организация) является стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества, а абонент, которым может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, - стороной договора, обязанной принять поставленный газ и оплатить его (пункты 1 и 3). Следовательно, Правила N 549 распространяются на отношения между газоснабжающей организацией и гражданами - потребителями коммунальной услуги по газоснабжению, к которым в силу части 2 статьи 162 Кодекса относятся граждане, выбравшие способ непосредственного управления многоквартирным домом.
Постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 N 549 (ред. от 09.09.2017) "О порядке поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" утверждены правила поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан (далее – Правила № 549).
Согласно ст. 3 указанных правил под понятием газ понимается газ, поставляемый для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан" - являющийся предметом договора природный газ, поставляемый по газораспределительной сети, либо сжиженный углеводородный газ, поставляемый из резервуарной или групповой баллонной установки. Поставщик газа - газоснабжающая организация, являющаяся стороной договора, на которой лежит обязанность подать абоненту газ надлежащего качества; абонент - сторона договора, обязанная принять поставленный газ и оплатить его. Абонентом может выступать физическое лицо (гражданин), в том числе собственник (наниматель) жилого дома, приобретающий газ для удовлетворения личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, или юридическое лицо (управляющая организация, товарищество собственников жилья, жилищно-строительный, жилищный и иной специализированный кооператив), приобретающее газ в качестве коммунального ресурса для предоставления гражданам коммунальной услуги по газоснабжению; поставка газа - выполнение поставщиком газа обязательств, вытекающих из договора, выражающееся в совершении совокупности действий, обеспечивающих подачу природного газа по газораспределительной сети либо сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети, определенной в установленном порядке (далее - границы раздела собственности).
Исходя из термина «поставка газа», закрепленного в пункте 3 Правил поставки газа для обеспечения коммунально-бытовых нужд граждан, утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.07.2008 № 549, следует, что на организацию, взявшую на себя обязательства по поставке газа (газоснабжающую организацию), возложены обязательства по выполнению совокупности действий, обеспечивающих подачу сжиженного углеводородного газа из резервуарной или групповой баллонной установки до границы раздела собственности на газораспределительные (присоединенные) сети.
Единственно возможным вариантом поставки газа до жителей многоквартирных домов, является залитие сжиженного углеводородного газа в групповые резервуарные установки, которые служат источником обеспечения граждан коммунальным ресурсом.
Параграфом вторым указанных правил разъяснены порядок и условия заключения договора на поставку газа, а также основания для отказа от заключения договора.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается материалами дела собственником наружных сетей газоснабжения с газовыми емкостями, назначение: нежилое, протяженность 228,48 м., инвентарный номер 10062075, адрес (местонахождение) объекта: Архангельская область, Онежский муниципальный район, МО «Онежское», г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.1, строен. 3, является МО «Онежское», что подтверждается копией свидетельства о государственной регистрации права (л.д.82).
1 июля 2013 года между ООО «Спецхозяйство» (заказчик) и ОАО «Архангельскоблгаз», в лице Онежского филиала (исполнитель) заключен договор № 121-У оказания услуг по техническому и аварийно-диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования, в соответствии с которым исполнитель принял на себя обязательства осуществлять услуги по обслуживанию и ремонту внутридомового газового оборудования в многоквартирных домах, находящихся под управлением заказчика, а заказчик принял на себя обязательство оплачивать оказанные услуги. Срок действия указанного договора до 30 июня 2014 года.
Дополнительным соглашением к договору оказания услуг по техническому и аварийно- диспетчерскому обслуживанию внутридомового газового оборудования от 1 июля 2013 года № 121-У от 20 ноября 2019 года, заключенным между ООО «Спецхозяйство» (заказчик) и АО «Архангельскоблгаз» (исполнитель) определена стоимость оказываемых услуг по техническому обслуживанию внутридомового газового оборудования с 01.11.2019. В перечень газифицированных многоквартирных жилых домов, обслуживаемых ООО «Спецхозяйство» с 01.11.2019 входят также корпус 1 и корпус 2 дома № 10 по ул. Матросова в г. Онеге (л.д.66-70).
1 апреля 2019 года между АО «Архангельскоблгаз» (исполнитель) и МКУ «Комитет по управлению муниципальным имуществом, архитектуре и земельным отношениям» администрации МО «Онежский муниципальный район» (заказчик) заключен договор оказания услуг № 367-У по условиям которого заказчик поручает, а исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по техническому обслуживанию наружного и поземного газового оборудования, являющегося муниципальной собственностью МО «Онежское» по адресу: г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.1, стр. 3. Срок действия договора с 01.04.2019 по 31.12.2019 (л.д.79-81).
Согласно письму от 14 января 2020 года администрация МО «Онежский муниципальный район» просит Северодвинский филиал АО «Архангельскоблгаз» заключить на 2020 год договор на эксплуатацию и техническое обслуживание наружных сетей газоснабжения с газовыми емкостями, расположенных по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.1, стр. 3 (л.д.87).
Из сообщения Северодвинского филиала АО «Архангельскоблгаз» от 12.02.2020 следует, что поскольку администрацией МО «Онежский муниципальный район» не организовано газоснабжение жилых домов по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп. 1 и 2, ГРУ и наружные сети газоснабжения этих жилых домов в настоящее время находятся без газа. В таких условиях преждевременно рассматривать вопросы заключения договоров на техническое обслуживание ГРУ и наружных сетей газоснабжения этих домов. После заключения администрацией МО «Онежский муниципальный район» договоров на закупку газа для газоснабжения указанных жилых домов администрация МО «Онежский муниципальный район» может повторно обратиться в Северодвинский филиал с просьбой о заключении указанных договоров (л.д.88).
Таким образом, в судебном заседании достоверно установлено, что АО «Архангельскоблгаз» не является собственником групповой резервуарной установки, расположенной по адресу: Архангельская область, Онежский муниципальный район, МО «Онежское», г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.1, строен. 3, на балансе АО «Архангельскоблгаз» указанное имущество не состоит. Указанное имущество к общедомовому имуществу не относится. Собственником указанного имущества является МО «Онежское», в связи с чем АО «Архангельскоблгаз» не может использовать ГРУ по назначению.
Договор аренды ГРУ между АО «Архангельскоблгаз» и МО «Онежское» не заключался.
Исходя из определения «поставщик газа» и «поставка газа», необходимым условием для осуществления поставки газа является наличие договора, заключенного между поставщиком газа и абонентом, между тем в настоящем случае истец Калугин А.И. не обращался к АО «Архангельскоблгаз» по поводу заключения договора.
Кроме того, как следует из пояснений представителя ответчика у АО «Архангельскоблгаз» отсутствует техническая возможность для обеспечения подачи газа, поскольку жилой дом по адресу: Архангельская область, г. Онега, ул. Матросова, д.10, корп.2 не подключен к централизованным сетям газоснабжения, находящимся в собственности или аренде АО «Архангельскоблгаз».
Положениями статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации публичный договор заключается между коммерческой организацией и потребителем. В соответствии со статьей 2 Федерального закона "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ под потребителем газа понимается юридическое или физическое лицо, приобретающее газ у поставщика и использующее его в качестве топлива или сырья.
В судебном заседании установлено, что АО «Архангельскоблгаз» является газоснабжающей организацией, поставщиком газа, а не потребителем услуг.
Кроме того, следует отметить, что Федеральный закон "О газоснабжении в Российской Федерации" от 31.03.1999 N 69-ФЗ не содержит прямого указания на то, что договор на газоснабжение потребителя может быть заключен только с поставщиком газа.
Доводы заявителя о нарушении норм права, регулирующих ограничение монополистической деятельности, являются несостоятельными в связи с тем, что нормы права, на которые ссылается истец, подлежат применению с учетом более поздних и имеющих большую юридическую силу нормативных правовых актов в сфере газоснабжения.
Таким образом, оснований для удовлетворения уточненных исковых требований Онежского межрайонного прокурора не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении уточненных исковых требований Онежского межрайонного прокурора, в интересах Калугина ..., к акционерному обществу «Архангельскоблгаз» о возложении обязанности приступить к поставке газа, отказать.
Решение может быть обжаловано в Архангельский областной суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Онежский городской суд.
Председательствующий судья О.А. Шахрова
...