Решение по делу № 2-2750/2021 от 26.07.2021

Дело № 2-2750/2021           20 сентября 2021 года

29RS0014-01-2021-005516-12

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Ломоносовский районный суд города Архангельска в составе

председательствующего судьи Москвиной Ю.В.,

при секретаре Худякове А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании в городе Архангельске гражданское дело по иску заместителя Архангельского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Архангельский речной порт» о понуждении устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности,

установил:

заместитель Архангельского транспортного прокурора обратился в суд в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц с иском к акционерному обществу «Архангельский речной порт» (далее – АО «Архангельский речной порт») о возложении обязанности устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности, а именно: разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности пассажирского теплохода «Балхаш» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637 в срок не позднее трех месяцев со дня вступления решения в законную силу.

В обоснование заявленных требований указано, что Архангельской транспортной прокуратурой проведена проверка исполнения требований законодательства о транспортной безопасности в акционерном обществе «Архангельский речной порт», в ходе которой выявлены нарушения Федерального закона № 16-ФЗ от 09 февраля 2007 года «О транспортной безопасности» (далее – Федеральный закон «О транспортной безопасности»), постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающих уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта», в части не исполнения обязанности в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1637, то есть в срок до 25 ноября 2020 года, разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства – пассажирского теплохода <***> АО «Архангельский речной порт» на протяжении длительного времени не исполняет требования закона о транспортной безопасности, что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования объекта транспортной инфраструктуры, защиты интересов личности, общества и государства в зоне объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Указанные обстоятельства послужили причиной обращения в суд с заявленными требованиями.

Представитель истца Вараев И.А. в судебном заседании заявленные требования поддержал.

Представитель ответчика Кузьмина А.А. в судебном заседании с заявленными требованиями согласилась. Просила увеличить срок на разработку и утверждение паспорта обеспечения транспортной безопасности пассажирского теплохода <***> до 7 месяцев.

Заслушав представителя истца, представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В силу ч. 1 ст. 45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее – ГПК РФ) прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

Из материалов дела следует, что основанием для обращения Архангельского транспортного прокурора в суд явились результаты проверки, которой установлено, что на протяжении длительного времени ответчиком не исполняются требования Федерального закона «О транспортной безопасности», что создает угрозу для устойчивого и безопасного функционирования объекта транспортной инфраструктуры, защиты интересов личности, общества и государства в зоне объекта транспортной инфраструктуры от актов незаконного вмешательства. Данное исковое заявление подано в интересах неопределенного круга лиц.

В соответствии с п. 1 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» транспортная безопасность определяется как состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства; обеспечение транспортной безопасности - реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства; субъекты транспортной инфраструктуры - юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании (подп. 4, 9, 10); соблюдение транспортной безопасности - выполнение физическими лицами, следующими либо находящимися на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, требований, установленных Правительством Российской Федерации (п. 1.2).

Согласно ч. 1 ст. 2 Федерального закона «О транспортной безопасности» целями обеспечения транспортной безопасности являются устойчивое и безопасное функционирование транспортного комплекса, защита интересов личности, общества и государства в сфере транспортного комплекса от актов незаконного вмешательства.

В соответствии с ч. 2 указанной статьи основными задачами обеспечения транспортной безопасности являются: определение угроз совершения актов незаконного вмешательства; оценка уязвимости объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств; категорирование объектов транспортной инфраструктуры; разработка и реализация мер и требований по обеспечению транспортной безопасности и другие.

Согласно ч. 1 ст. 4 Федерального закона «О транспортной безопасности» обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Пунктом 11 ст. 1 Федерального закона «О транспортной безопасности» установлено, что транспортные средства - устройства, предназначенные для перевозки физических лиц, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей, животных или оборудования, установленных на указанных транспортных средствах устройств, в значениях, определенных транспортными кодексами и уставами, и включающие в себя, в том числе суда, используемые на внутренних водных путях для перевозки пассажиров, за исключением прогулочных судов, спортивных парусных судов, и (или) для перевозки грузов повышенной опасности, допускаемых к перевозке по специальным разрешениям в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, согласованному с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации, федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.

Согласно ч. 1.1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности» требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности, предусмотренные ст. 7 Федерального закона «О транспортной безопасности», для транспортных средств по видам транспорта устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере транспорта, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области обеспечения безопасности Российской Федерации и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел. Указанные требования включают в себя требования, обязательные для исполнения субъектами транспортной инфраструктуры и (или) перевозками.

В соответствии с ч. 1.1 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» субъекты транспортной инфраструктуры в отношении объекта транспортной инфраструктуры, не подлежащего категорированию, и транспортного средства, за исключением объектов транспортной инфраструктуры морского транспорта, судов, в отношении которых применяются правила торгового мореплавания и требования в области охраны судов и портовых средств, установленные международными договорами Российской Федерации, судов ледокольного флота, используемых для проводки по морским путям, разрабатывают и утверждают соответственно паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Типовые формы указанных паспортов по видам транспорта утверждаются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренные ч. ч. 1 и 1.1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта (далее - Требования).

Согласно пп. 4 п. 7 Требований субъекты транспортной инфраструктуры (перевозчики) в отношении транспортных средств, за исключением транспортных средств, указанных в абзаце первом пункта 4 настоящего документа, обязаны разработать, утвердить и направить в Федеральное агентство морского и речного транспорта паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства в соответствии с положениями частей 1.3, 1.4 и 1.5 статьи 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» по типовой форме согласно приложению.

В соответствии с ч. 1.3 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» паспорт обеспечения транспортной безопасности объекта транспортной инфраструктуры и (или) паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства разрабатываются и утверждаются субъектом транспортной инфраструктуры в течение одного месяца с даты вступления в силу соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности для объектов транспортной инфраструктуры, не подлежащих категорированию, и транспортных средств по видам транспорта, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 8 настоящего Федерального закона.

Согласно Рекомендациям по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности для транспортных средств морского и речного транспорта, утвержденным Росморречфлотом, паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства определяет меры, реализуемые субъектами транспортной инфраструктуры по исполнению соответствующих требований по обеспечению транспортной безопасности, предусмотренных ч. ч. 1 и 1.1 ст. 8 Федерального закона «О транспортной безопасности». Внедрение в практическую деятельность рекомендаций по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств морского и речного транспорта позволит повысить эффективность мероприятий по разработке паспортов обеспечения транспортной безопасности транспортных средств субъектами транспортной инфраструктуры.

Типовая форма паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства морского и внутреннего водного транспорта утверждена Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1637 в составе «Требований по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для транспортных средств морского и внутреннего водного транспорта».

В соответствии с п. 1.5 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» началу разработки паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства предшествует проведение субъектов транспортной инфраструктуры обследования транспортного средства, а также изучение реализуемых на нем мер от угроз совершения актов незаконного вмешательства с учетом требований по обеспечению транспортной безопасности. Результаты обследования и изучения являются приложением к паспорту обеспечения транспортной безопасности транспортного средства.

Согласно п. 1.4 ст. 9 Федерального закона «О транспортной безопасности» два экземпляра утвержденного паспорта обеспечения транспортной транспортного средства и его электронная копия в течение семи дней после утверждения направляются субъектом транспортной инфраструктуры в компетентный орган в области обеспечения транспортной безопасности.

В соответствии с пп. 14 п. 7 Требований при изменении положений, регламентирующих меры по защите транспортного средства от актов незаконного вмешательства и влияющих на изменение принимаемых мер по обеспечению транспортной безопасности, при изменениях, влекущих изменение сведений, содержащихся в паспорте транспортного средства, субъекта транспортной инфраструктуры должен обеспечить внесение изменений (дополнений) в паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, в части, касающейся произошедших изменений. Актуализированный паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства, утверждается субъектом транспортной инфраструктуры и представляется в Федеральное агентство морского и речного транспорта в течение 1 месяца со дня возникновения таких изменений (дополнений).

Как следует из материалов дела, Архангельской транспортной прокуратурой была проведена проверка соблюдения требований законодательства по соблюдению транспортной безопасности в деятельности АО «Архангельский речной порт», являющегося субъектом транспортной инфраструктуры, в ходе которой было установлено, что вышеуказанные требования закона в АО «Архангельский речной порт» должным образом не исполняются.

Так, в ходе проверки было установлено, что акционерное общество является субъектом транспортной инфраструктуры, которому согласно свидетельству о праве собственности на судно № <***> от 23 марта 2021 года принадлежит транспортное средство – пассажирский теплоход «<***>», идентификационный номер судна <***> года постройки, класс судна Р-1,2 (лед 10).

Акционерное общество «Архангельский речной порт» обязано в течение одного месяца со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года № 1637, то есть в срок до 25 ноября 2020 года, разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства. Однако в нарушение вышеуказанных требований закона субъектом транспортной инфраструктуры акционерного общества «Архангельский речной порт» до настоящего времени паспорт обеспечения транспортной безопасности транспортного средства - пассажирского теплохода «<***>» не разработан и не утвержден.

Изложенные обстоятельства подтверждаются материалами дела и объяснениями сторон. Ответчиком в соответствии с положениями ст. ст. 12, 56, 57 ГПК РФ доказательств обратного не представлено.

Между тем каких-либо доказательств, свидетельствующих об объективных препятствиях к исполнению указанных выше требований безопасности, ответчиком не представлено.

В свою очередь, мероприятия по обеспечению транспортной безопасности и антитеррористической защищенности обязательны для применения и исполнения организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, бездействие АО «Архангельский речной порт» по не разработке и не утверждению паспорта обеспечения транспортной безопасности транспортного средства является незаконным, нарушает права неопределенного круга лиц на безопасное пребывание на объектах транспортной инфраструктуры, эксплуатируемых АО «Архангельский речной порт», на защиту жизни и здоровья от актов незаконного вмешательства, в том числе террористической направленности.

Учитывая изложенное, исковые требования о возложении обязанности по разработке и утверждению паспорта обеспечения транспортной безопасности пассажирского теплохода «Балхаш» являются обоснованными и подлежат удовлетворению.

Принимая во внимание, что устранение выявленных выше нарушений требует определенных финансовых затрат, значительного объема времени, суд, исходя из принципа разумности и учитывая, что решение суда должно быть исполнимо, полагает установить срок исполнения решения суда – семь месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

В силу ст. 103 ГПК РФ и ст. 333.19 Налогового кодекса Российской Федерации с ответчика в доход местного бюджета подлежит взысканию госпошлина в сумме 300 рублей.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд

решил:

исковые требования заместителя Архангельского транспортного прокурора, действующего в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к акционерному обществу «Архангельский речной порт» о понуждении устранить нарушения законодательства о транспортной безопасности удовлетворить.

Обязать акционерное общество «Архангельский речной порт» разработать и утвердить паспорт обеспечения транспортной безопасности пассажирского теплохода «<***>» в соответствии с требованиями постановления Правительства Российской Федерации от 08 октября 2020 года №1637, в течение семи месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.

Взыскать с акционерного общества «Архангельский речной порт» в доход местного бюджета государственную пошлину в сумме 300 рублей 00 копеек (Триста рублей 00 копеек).

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Архангельский областной суд через Ломоносовский районный суд города Архангельска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Председательствующий                              Ю.В. Москвина

2-2750/2021

Категория:
Гражданские
Истцы
Заместитель Архангельского транспортного прокурора
Ответчики
АО "Архангельский речной порт"
Суд
Ломоносовский районный суд г. Архангельск
Судья
Москвина Юлия Владимировна
Дело на сайте суда
lomonosovsky.arh.sudrf.ru
26.07.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
26.07.2021Передача материалов судье
27.07.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
27.07.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
27.07.2021Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
25.08.2021Предварительное судебное заседание
20.09.2021Судебное заседание
20.09.2021
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее