дело № 22-3654/2019 судья Кулумбекова О.А.
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 декабря 2019 г. г. Саратов
Судебная коллегия по уголовным делам Саратовского областного суда в составе
председательствующего Кобозева Г.В.
судей Чаплыгиной Т.А., Языкеева С.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Шамиловой М.Н.,
с участием прокурора Мавлюдовой Н.А.,
защитника Соколинской Е.С., представившей удостоверение № и ордер
№ 1123 от 28 ноября 2019 года,
рассмотрела в судебном заседании апелляционную жалобу защитника Кочугуевой А.А., действующей в интересах Шевцова В.С., и дополнения к апелляционной жалобе осужденного на приговор Ленинского районного суда г. Саратова от 2 октября 2019 года по которому
Шевцов Виктор Сергеевич, <дата> года рождения, уроженец <адрес>, гражданин Российской Федерации, временно зарегистрированный по адресу: <адрес>, судимый:
26 декабря 2017 года приговором Ленинского районного суда г. Саратова по п. «а, б, в» ч. 2 ст. 158, п. «а» ч. 2 ст. 158 УК РФ, на основании ч. 2 ст. 69 УК РФ к 6 месяцам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, освобожденный 25 июня 2018 года по отбытии наказания;
осужден по ч. 4 ст. 111 УК РФ к 10 годам лишения свободы в исправительной колонии строгого режима.
Заслушав дело по докладу судьи Языкеева С.Н., выступление защитника осужденного – адвоката Соколинской Е.С. об изменении приговора по доводам, изложенным в апелляционной жалобе и дополнении, мнение государственного обвинителя Мавлюдовой Н.А. об оставлении приговора без изменения, судебная коллегия
установила:
по приговору суда Шевцов В.С. признан виновным в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшего по неосторожности смерть потерпевшего. Преступление совершено 27 апреля 2019 г. в г. Саратове при обстоятельствах, изложенных в приговоре.
В судебном заседании Шевцов В.С. признал вину в совершении инкриминируемого деяния.
В апелляционной жалобе защитник осужденного – адвокат Кочугуева А.А. считает приговор несправедливым вследствие назначения чрезмерно сурового наказания, просит его изменить, смягчив назначенное Шевцову В.С. наказание. В обоснование указывает следующее. Суд первой инстанции не учел, что Шевцов В.С. после причинения ФИО1 вреда не скрывался и не покинул места происшествия до тех пор, пока потерпевшего не увезла бригада скорой помощи. Смерть потерпевшего наступила не сразу, а через три дня после случившегося. Осужденный присутствовал при вызове скорой помощи свидетелем ФИО2 и был уверен, что потерпевшему будет оказана надлежащая медицинская помощь. По объективным причинам Шевцов В.С. не оценил тяжесть совершенных им действий. О смерти потерпевшего ее подзащитному стало известно во время задержания сотрудниками полиции, в связи с чем, он не мог написать явку с повинной ранее, поэтому суд необоснованно не признал ее в качестве смягчающего наказание обстоятельства.
В дополнении к апелляционной жалобе Шевцов В.С. просит приговор изменить, смягчить назначенное наказание. В обоснование указывает, что судом не в полной мере учтены смягчающие наказание обстоятельства, а именно он вырос без родителей; воспитывался в школе-интернате; имеет несовершеннолетних детей, постоянное место работы; активно способствовал раскрытию преступления, раскаялся в содеянном, а также потерпевшая не настаивала на строгом наказании.
Выслушав стороны, проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в апелляционной жалобе и дополнении к ней, судебная коллегия приходит к следующему.
Вывод суда о вине Шевцова В.С. в умышленном причинении тяжкого вреда здоровью, опасного для жизни человека, повлекшем по неосторожности смерть потерпевшего, не оспаривается участниками процесса и подтверждается собранными по делу доказательствами, исследованными в судебном заседании и подробно изложенными в приговоре, а именно: показаниями осужденного Шевцова В.С., потерпевшей ФИО3, свидетелей ФИО4, ФИО5, ФИО6, ФИО7, ФИО2, ФИО8; протоколами осмотра места происшествия от 28 апреля 2019 года (т. 1 л.д. 40-45), от 30 апреля 2019 года (т. 1 л.д. 20-24); протоколом выемки от 28 мая 2019 года (т. 1 л.д. 159-162); заключением эксперта № 121/1192, согласно которому смерть ФИО1 наступила <дата> в результате тупой сочетанной травмы тела с ушибом вещества головного мозга, с кровоизлиянием под оболочки головного мозга, с развитием отека и набухания вещества головного мозга, с переломами ребер и развитием пневмоторакса (т. 1 л.д. 168-172), а также другими исследованными в судебном заседании и положенными в основу обвинительного приговора доказательствами.
Оценка исследованным доказательствам судом первой инстанции дана в соответствии с требованиями статей 87, 88 УПК РФ, с точки зрения относимости, допустимости, достоверности, а в своей совокупности – достаточности для разрешения данного дела.Судебная коллегия полагает, что суд первой инстанции правильно оценил доказательства, исследованные в ходе судебного разбирательства в их совокупности, при этом указал основания, по которым принял одни доказательства и отверг другие.
Проанализировав совокупность исследованных доказательств, суд обоснованно пришел к выводу о доказанности вины осужденного в совершении преступления, за которое он осужден.
Выводы суда о том, что смерть потерпевшего наступила от умышленных действий осужденного сомнений не вызывают. Доводы, приведенные стороной защиты, о ненадлежащем оказании медицинской помощи, как обстоятельства, возможно послужившего причиной наступления смерти потерпевшего, противоречат материалам дела.
В соответствии с фактическими обстоятельствами дела, установленными судом, в приговоре дана верная юридическая оценка действиям Шевцова В.С. по ч. 4 ст. 111 УК РФ.
Наказание осужденному Шевцову В.С. назначено в соответствии с требованиями статей 6, 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления, данных о личности виновного, наличия смягчающих и отягчающих наказание обстоятельства, а также влияния назначенного наказания на исправление осужденного и условия жизни его семьи.
Судом обоснованно признаны в качестве обстоятельств, смягчающих наказание осужденного, наличие малолетних детей у Шевцова В.С., аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для совершения преступления, активное способствование раскрытию и расследованию преступления (п. «и» ч. 1 ст. 61 УК РФ), иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему, выразившиеся в принесении извинений в зале суда.
Поскольку заявление Шевцова В.С., в котором он указывает о совершенном преступлении, составлено им после его задержания по подозрению в совершении преступления и при наличии у сотрудников полиции сведений о его причастности к преступлению, суд обоснованно не признал это заявление как явку с повинной и смягчающим его наказание обстоятельством.
Судом в качестве отягчающих наказание обстоятельств учтены рецидив преступлений и состояние опьянения, вызванное употреблением алкоголя.
Факт совершения преступления в состоянии опьянения, вызванном употреблением алкоголя, нашел свое подтверждение исследованными доказательствами. Суд обоснованно признал его обстоятельством, отягчающим наказание, поскольку состояние опьянения способствовало совершению преступления.
Вопреки доводам апелляционной жалобы и дополнения к ней назначенное Шевцову В.С. наказание является справедливым и соразмерным содеянному, отвечает принципам и целям, предусмотренным статьями 6, 43 УК РФ, признать его чрезмерно суровым нельзя. При этом суду были известны указанные в апелляционных жалобах обстоятельства, и они учитывались при постановлении приговора.
Мнение потерпевшей по виду и размеру наказания, воспитание осужденного в школе–интернате учитывались судом при постановлении приговора. Вместе с тем они не являются обязательными условиями, которые суд, в соответствии с законом, обязан учитывать в качестве смягчающих наказание обстоятельств.
Исключительных обстоятельств, существенно уменьшающих степень общественной опасности совершенного преступления в соответствии
со ст. 64 УК РФ, оснований для применения положений ст. 53.1, ч. 3 ст. 68,
ст. 73 УК РФ суд первой инстанции обоснованно не усмотрел, и судебная коллегия таковых не усматривает, учитывая характер и степень общественной опасности совершенного Шевцовым В.С. преступления и установленные судом сведения о личности осужденного.
По делу установлены отягчающие наказание обстоятельства, что исключает возможность применения при назначении наказания положений ч. 6 ст. 15 УК РФ.
По своему виду и размеру назначенное Шевцову В.С. наказание соответствует содеянному, личности виновного, отвечает целям восстановления социальной справедливости, исправления осужденного и предупреждения совершения им новых преступлений.
Вывод суда о невозможности исправления осужденного без изоляции от общества надлежащим образом мотивирован. Назначенное наказание является справедливым и соразмерным содеянному, признать его чрезмерно суровым или чрезмерно мягким нельзя.
Вид исправительного учреждения назначен в соответствии с
п. «в» ч. 1 ст. 58 УК РФ.
Нарушений уголовно-процессуального закона, влекущих отмену или изменение приговора, не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 389.20, 389.26, 389.28 УПК РФ, судебная коллегия
определила:
приговор Ленинского районного суда г. Саратова от 2 октября 2019 года в отношении Шевцова Виктора Сергеевича оставить без изменения, а апелляционные жалобы осужденного и его защитника – без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи