Дело 2-1571/2015
Р Е Ш Е Н И Е
И М Е Н Е М Р О С С И Й С К О Й Ф Е Д Е Р А Ц И И
р.п. Иловля 09 ноября 2015 года
Иловлинский районный суд Волгоградской области
в составе председательствующего судьи Горкушенко Т.А.,
при секретаре Кузнецовой А.П.,
с участием помощника прокурора Иловлинского района Волгоградской области Ведякиной Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Иловлинского района Волгоградской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным и понуждении к соблюдению требований законодательства о безопасности дорожного движения,
У С Т А Н О В И Л:
Прокурор Иловлинского района Волгоградской области в интересах неопределенного круга лиц в порядке ст.45 ГПК РФ обратился в суд с иском к администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области о признании бездействия незаконным, выразившегося в непринятии мер по организации искусственного освещения по улице <адрес> на территории хутора Озерки Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, и возложении обязанности на администрацию Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области организовать искусственное освещение улицы <адрес> на территории хутора Озерки Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В обоснование своих доводов прокурором указано, что прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области проведена проверка соблюдения требований законодательств о благоустройстве населенных пунктов, о безопасности дорожного движения, а также о противодействии терроризму на территории Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Проведённой проверкой установлено, что в состав Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области входят три населенных пункта: х.Озерки, х.Белужино-Колдаиров, х.Стародонской. При этом, уличное освещение по улице <адрес> на территории х. Озерки отсутствует.
Администрация Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, являясь органом местного самоуправления, обязана принять необходимые меры для организации благоустройства территории поселения, безопасности дорожного движения, в том числе для обеспечения уличного освещения. В нарушение требований федерального законодательства, администрация Озерского сельского поселения до настоящего времени не организовала наружное освещение, чем допустила бездействие, которое повлекло нарушение прав неопределенного круга лиц.
Отсутствие уличного освещения способствует совершению террористических актов, создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц, в связи с чем, прокурор вынужден обратиться в суд с данным иском.
В судебном заседании прокурор требования поддержала по основаниям, изложенным в исковом заявлении, просила удовлетворить в полном объеме.
Представитель ответчика - администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, будучи надлежащим образом извещенным о месте и времени рассмотрении дела, в судебное заседание не явился, просил рассмотреть дело в его отсутствие.
На основании ст.167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело в отсутствие представителя ответчика.
Выслушав прокурора, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу, что заявленные исковые требования прокурора подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно п.1 ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.
На основании пп. 19 п. 1 и п. 3 ст. 14 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения сельского поселения относится, в том числе, организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц).
В соответствии с абз. 1 п. 4 ст. 6 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
На основании п. 5 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее по тексту – Федеральный Закон № 257-ФЗ) элементы обустройства автомобильных дорог - это сооружения, к которым относятся дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры и другие устройства для регулирования дорожного движения, места отдыха, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, пункты весового и габаритного контроля транспортных средств, пункты взимания платы, стоянки (парковки) транспортных средств, сооружения, предназначенные для охраны автомобильных дорог и искусственных дорожных сооружений, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса.
Пункт 1 статьи 5 Федерального Закона № 257-ФЗ подразделяет автомобильные дороги в зависимости от их значения на: автомобильные дороги федерального значения; автомобильные дороги регионального или межмуниципального значения; автомобильные дороги местного значения; частные автомобильные дороги.
Автомобильными дорогами общего пользования местного значения поселения являются автомобильные дороги общего пользования в границах населенных пунктов поселения, за исключением автомобильных дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения, частных автомобильных дорог. Перечень автомобильных дорог общего пользования местного значения поселения может утверждаться органом местного самоуправления поселения (п. 9 ст. 5 Федерального Закона № 257-ФЗ).
Пунктом 6 ст. 13 Федерального Закона № 257-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности относится осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляется за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством Российской Федерации источников финансирования, а также средств физических или юридических лиц, в том числе средств, привлеченных в порядке и на условиях, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях (п. 1 ст. 34 Федерального Закона № 257-ФЗ).
Согласно п. 8.8.1 Методических рекомендаций по разработке норм и правил по благоустройству территорий муниципальных образований, утвержденных Приказом Минрегиона России от 27.12.2011 № 613, улицы, дороги, площади, набережные, мосты, бульвары и пешеходные аллеи, общественные и рекреационные территории, территории жилых кварталов, микрорайонов, жилых домов, территории промышленных и коммунальных организаций, а также арки входов, дорожные знаки и указатели, элементы информации о населенных пунктах рекомендуется освещать в темное время суток по расписанию, утвержденному администрацией муниципального образования. Обязанность по освещению данных объектов следует возлагать на их собственников или уполномоченных собственником лиц.
Законом Волгоградской области от 07.12.2006 № 1379-ОД разграничено имущество, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Иловлинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями, утверждены перечни безвозмездно передаваемого имущества, находящегося в муниципальной собственности Иловлинского муниципального района, в муниципальную собственность вновь образованных в его составе муниципальных образований. Согласно приложению № 11 в муниципальную собственность Озерского сельского поселения были переданы, в том числе, автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания.
В соответствии с п. 4.6.1.1 ГОСТ Р 52766-2007 «Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования», утвержденным Приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 23 октября 2007 года N 270-ст, стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах предусматривают на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 м по СП 52.13330.2011, актуализированной редакции СНиПа 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», утвержденной Приказом Минрегиона России от 27 декабря 2010 года № 783.
Требованиями СНиП 23-05-95 «Естественное и искусственное освещение», предусмотрено, что в городских и сельских поселениях должно быть организовано искусственное освещение улиц, дорог, проездов и площадей в вечернее и ночное время, на улицах и дорогах сельских поселений частичное или полное отключение освещения в ночное время не допускается. (пункт 7.44 СНиП 23-05-95)
Постановлением Госстандарта России от 11.10.1993 № 221 утвержден «ГОСТ Р 50597-93. Государственный стандарт Российской Федерации. Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения», который устанавливает перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов, а также требования к эксплуатационному состоянию технических средств организации дорожного движения.
Все требования стандарта являются обязательными и направлены на обеспечение безопасности дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения, охрану окружающей среды.
Пунктом 4.6 ГОСТа Р 50597-93 установлены требования к наружному освещению:
включение наружных осветительных установок следует проводить в вечерние сумерки при снижении естественной освещенности до 20 лк, а отключение - в утренние сумерки при естественной освещенности до 10 лк;
переключение освещения транспортных тоннелей с дневного на ночной режим и обратно следует проводить при достижении естественной освещенности 100 лк;
доля действующих светильников, работающих в вечернем и ночном режимах, должна составлять не менее 95%. При этом не допускается расположение неработающих светильников подряд, один за другим;
допускается частичное ( до 50%) отключение наружного освещения в ночное время в случае, когда интенсивность движения пешеходов менее 40 чел./ч. и транспортных средств в обоих направлениях - менее 50 ед./ч.;
отказы в работе наружных осветительных установок, связанные с обрывом электрических проводов или повреждением опор, следует устранять немедленно после обнаружения.
Согласно п.4 ст.3 Федерального закона № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также физических и юридических лиц по предупреждению терроризма, в том числе по выявлению и последующему устранению причин и условий, способствующих совершению террористических актов (профилактика терроризма); выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта (борьба с терроризмом); минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.
Как усматривается из материалов дела, прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области ДД.ММ.ГГГГ проведена проверка соблюдения требований законодательств о благоустройстве населенных пунктов, о безопасности дорожного движения, а также о противодействии терроризму на территории Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
В ходе проведенной проверки выявлены нарушения соблюдения требований законодательств о благоустройстве населенных пунктов, о безопасности дорожного движения, а также о противодействии терроризму на территории Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Данные обстоятельства подтверждаются актом проверки от ДД.ММ.ГГГГ, проведенной прокуратурой Иловлинского района Волгоградской области совместно с главой Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, из которого следует, что уличное освещение по улице <адрес> на территории х. Озерки Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области отсутствует (л.д. 7).
Как следует из ч.3 ст. 1 Устава Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области х. Озерки является административным центром Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области. (л.д. 8-15)
Согласно п.9 ч.1 ст.6 Устава, к вопросам местного значения Озерского сельского поселения относятся, в том числе, организация благоустройства территории Озерского сельского поселения (включая освещение улиц, озеленение территории и т.д.).
Автомобильные дороги общего пользования, мосты и иные транспортные инженерные сооружения в границах населенных пунктов поселения, а также имущество, предназначенное для их обслуживания, было передано в муниципальную собственность Озерского сельского поселения в соответствии с Законом Волгоградской области от 07.12.2006 № 1379-ОД «О разграничении имущества, находящегося в муниципальной собственности, между муниципальным образованием Иловлинский муниципальный район и вновь образованными в его составе муниципальными образованиями».
Таким образом, участок дороги, об освещении которой ставит вопрос прокурор, относится к автомобильным дорогам местного значения и в силу вышеприведенных требований государственных стандартов, должен быть освещен, выполнение указанных стандартов является обязательным.
Из системного толкования вышеприведенных норм закона следует, что обязанность по освещению спорного участка дороги возложена на органы местного самоуправления поселения, которым является администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Бездействие администрации Озерского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, выразившееся в непринятии мер по организации искусственного освещения по улице <адрес> на территории хутора Озерки, и не соблюдение требований законодательства о безопасности дорожного движения способствует совершению террористических актов, создает условия для распространения терроризма, последствиями которого могут стать массовая гибель людей, уничтожение имущества, а также нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц – жителей х. Озерки Иловлинского муниципального района Волгоградской области.
Учитывая установленные обстоятельства, суд приходит к выводу, что, требования прокурора, действующего в защиту интересов неопределённого круга лиц, являются законными, обоснованными и подлежат удовлетворению в полном объёме.
Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░, ░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ <░░░░░> ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░.
░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░ 13 ░░░░░░ 2015 ░░░░.
░░░░░ ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░