Номер дела в суде первой инстанции № 2-556/2023
УИД 37RS0016-01-2023-000673-08
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
25 декабря 2023 года город Иваново
Судебная коллегия по гражданским делам Ивановского областного суда в составе:
председательствующего судьи Хрящевой А.А.,
судей Копнышевой И.Ю., Артёменко Е.А.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Масюк С.М.,
рассмотрев в открытом судебном заседании по докладу судьи Хрящевой А.А.
дело по апелляционному представлению прокурора Пучежского района Ивановской области на решение Пучежского районного суда Ивановской области от 25 сентября 2023 года по иску прокурора Пучежского района Ивановской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности организовать работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов,
УСТАНОВИЛА:
Прокурор Пучежского района Ивановской области обратился в суд с иском в интересах неопределенного круга лиц к администрации Пучежского муниципального района Ивановской области о возложении обязанности организовать работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов. Исковые требования мотивированы тем, что в ходе проведенной проверки соблюдения законодательства при переселении граждан из аварийного жилищного фонда прокуратурой района установлено, что в соответствии с постановлением администрации Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п «О признании многоквартирных домов аварийными» многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу. Постановлением администрации Пучежского муниципального района Ивановской области от ДД.ММ.ГГГГ №-п утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области на 2019-2023 годы». В рамках реализации мероприятий данной муниципальной программы вышеуказанные многоквартирные дома расселены в период с 14.07.2022 года по 26.09.2022 года, однако, работы по их сносу не произведены, при этом многоквартирные жилые дома находятся в аварийном состоянии, создают опасность для возникновения пожаров и являются потенциально опасными с точки зрения антитеррористической защищенности, общественной безопасности, создают реальную угрозу жизни и здоровью граждан, в том числе детей, так как они в силу своего возраста и особенностей психики не могут осознавать опасность, исходящую от данных объектов. Истец просит возложить на ответчика обязанность в срок до 20 декабря 2023 года организовать работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, в рамках муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья.
Решением Пучежского районного суда Ивановской области от 25 сентября 2023 года исковые требования прокурора Пучежского района Ивановской области удовлетворены частично, на администрацию Пучежского муниципального района Ивановской области возложена обязанность организовать работы по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов в рамках муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья, расположенных в <адрес>, в срок до 1 июля 2024 года. В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
С принятым по делу решением не согласен прокурор Пучежского района Ивановской области, в апелляционном представлении с учетом дополнений к нему, ссылаясь на неправильное определение судом обстоятельств, имеющих значение для дела, нарушение норм материального и процессуального права, просит решение суда изменить в части установленного судом срока выполнения работ по организации сноса расселенных аварийных многоквартирных домов, установив срок их выполнения до ДД.ММ.ГГГГ.
В судебное заседание представитель ответчика администрации Пучежского муниципального района Ивановской области не явился, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в порядке главы 10 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Руководствуясь частью 3 статьи 167, частью 1 статьи 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившегося представителя ответчика.
Заслушав объяснения прокурора ФИО1, поддержавшей доводы апелляционного представления, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и возражений на него, судебная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии со статьей 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность судебного постановления суда первой инстанции только в обжалуемой части исходя из доводов, изложенных в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно них.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что постановлением администрации Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ многоквартирные жилые дома по следующим адресам: <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу по окончании переселения граждан из данных аварийных домов.
Постановлением администрации Пучежского муниципального района Ивановской области №-п от ДД.ММ.ГГГГ утверждена муниципальная адресная программа «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда на территории Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области на 2019-2023 годы», одной из задач которой является переселение граждан из многоквартирных домов, признанных до 01.01.2017 года в установленном порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции в связи с физическим износом в процессе эксплуатации, срок реализации программы – 2019-2023 годы.
Согласно письму администрации Пучежского муниципального района Ивановской области в адрес прокурора Пучежского района Ивановской области от 03.08.2023 года вышеуказанные аварийные многоквартирные дома расселены, даты окончания переселения многоквартирных домов: <адрес>, – ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, – ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, – ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, – ДД.ММ.ГГГГ, <адрес>, – ДД.ММ.ГГГГ, снос домов запланирован на 2024 год по причине отсутствия денежных средств в бюджете Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области в 2023 году.
Согласно муниципальному контракту № от ДД.ММ.ГГГГ, заключенному между <данные изъяты> (заказчик) и <данные изъяты> (подрядчик) подрядчик в соответствии с техническим заданием обязан выполнить работы по проектированию организации демонтажа (сноса) аварийных расселенных многоквартирных домов, расположенных по адресам: <адрес>, срок выполнения работ составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта.
Согласно представленной администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области по запросу суда информации на организацию конкурсных процедур, связанных с определением подрядчика на выполнение работ по сносу указанных в иске многоквартирных домов, ориентировочно потребуется до двух месяцев, предварительная стоимость сноса составляет около 10000000 рублей. В бюджете Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области на 2023 год денежные средства в данной сумме отсутствуют. Кроме того, выполнение работ по сносу домов нецелесообразно осуществлять в зимнее время по причине промерзания грунта.
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями статей 14, 15, 32 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьями 16, 51 Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», статьей 37 Федерального закона от 30.12.2009 года № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений», постановлением Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 года № 47 об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, пришел к выводу об удовлетворении заявленных прокурором требований о сносе признанных аварийными и расселенных многоквартирных домов, поскольку непринятие указанных мер создает угрозу жизни и здоровью неопределенного круга лиц. Устанавливая срок исполнения работ по сносу расселенных домов до 1 июля 2024 года, суд принял во внимание возражения ответчика о длительности срока проведения конкурсных процедур, отсутствии в бюджете поселения достаточного объема финансирования для реализации задач муниципальной программы по переселению граждан из аварийного жилья, а также нецелесообразности проведения работ по сносу в зимний период.
В апелляционном представлении и дополнениях к апелляционному представлению прокурор выражает несогласие с выводами суда в части, касающейся установленного срока организации работ по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов, который определен судом исключительно на основании выраженного ответчиком мнения, вместе с тем, указанный срок не соразмерен потенциально существующей угрозе причинения вреда жизни и здоровью граждан ввиду аварийного состояния многоквартирных домов. Указанные доводы жалобы заслуживают внимания.
Как установлено судом и следует из материалов дела, многоквартирные дома, расположенные по адресам: <адрес>, признаны аварийными и подлежащими сносу в 2015 году.
Утвержденная в 2019 году муниципальная адресная программа, в рамках которой осуществлено расселение вышеуказанных многоквартирных домов, предусматривает срок реализации целей и задач программы, в числе которых и снос многоквартирных домов, до 31.12.2023 года, а также устанавливает объемы и источники финансирования программы – средства Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства, средства областного бюджета, средства местного бюджета. До настоящего времени работы по сносу вышеуказанных расселенных аварийных многоквартирных домов администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области не произведены.
Ссылаясь в суде первой инстанции на необходимость установления срока проведения работ по сносу до 1 июля 2024 года, ответчик указывал на длительность сроков составления проектно-сметной документации для выполнения работ по демонтажу (сносу) многоквартирных домов в соответствии с заключенным 18.09.2023 года муниципальным контрактом, длительность организации и проведения конкурсных процедур, связанных с определением подрядчика на выполнение работ, а также на отсутствие в бюджете поселения денежных средств на оплату данных работ.
Между тем, согласно представленному в материалы дела муниципальному контракту от 18.09.2023 года, заключенному между <данные изъяты> и <данные изъяты> срок выполнения работ по проектированию организации демонтажа (сноса) аварийных расселенных многоквартирных домов составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта, т.е. до 16.11.2023 года. Из представленного ответчиком отзыва на исковое заявление следует, что на организацию процедур, связанных с проведением конкурса и определением подрядчика для выполнения работ по сносу, администрации Пучежского муниципального района Ивановской области ориентировочно потребуется два месяца.
Согласно представленной ответчиком в ходе судебного разбирательства по делу в суде апелляционной инстанции информации в настоящее время работы по составлению проектно-сметной документации завершены, стоимость работ по сносу аварийных домов определена в размере 5000000 рублей. Поскольку в бюджете Пучежского городского поселения Пучежского муниципального района Ивановской области денежные средства в необходимом размере отсутствуют, 05.12.2023 года администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области в адрес Губернатора Ивановской области направлено письмо с просьбой оказать финансовую помощь бюджету поселения в решении вопроса о сносе аварийных расселенных многоквартирных домов за счет средств областного бюджета.
Вместе с тем, отсутствие в бюджете поселения денежных средств на цели сноса признанных аварийными и расселенных многоквартирных домов о разумности установленного судом срока исполнения решения суда не свидетельствует, учитывая, что срок реализации утвержденной администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области муниципальной адресной программы по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, в рамках которой произведено расселение граждан, проживающих в данных аварийных многоквартирных домах, ограничен 31.12.2023 года, программа предусматривает в числе прочих задач поэтапную ликвидацию аварийного жилищного фонда, а также размер денежных средств, необходимый для реализации указанной задачи, их источник.
Вопреки доводам ответчика о принятии совокупности мер, направленных на обеспечение безопасности граждан, исключающих доступ в многоквартирные дома, признанные подлежащими сносу, свободный доступ к расселенным аварийным многоквартирным домам администрацией Пучежского муниципального района Ивановской области в полной мере не ограничен, о чем свидетельствуют представленные прокурором суду апелляционной инстанции и принятые в качестве новых доказательств по делу акт осмотра от 15.12.2023 года, а также фотоматериалы, на которых отражено состояние вышеуказанных многоквартирных домов. Из акта осмотра и фототаблицы к нему следует, что входные двери в подъезды многоквартирных домов по адресам: <адрес>, не заколочены, в окнах вторых этажей отсутствует остекление, окна первого этажа многоквартирного дома по адресу: <адрес>, заколочены досками, в некоторых окнах первого этажа, в окнах второго этажа отсутствует остекление, входная дверь многоквартирного дома по адресу: <адрес>, не заколочена, нижняя часть двери отсутствует, в окнах второго этажа отсутствует остекление.
Таким образом, принятые ответчиком отдельные меры, предупреждающие причинение вреда населению, а также препятствующие несанкционированному доступу граждан в признанные аварийными и расселенные многоквартирные дома, не исключают возможности проникновения в них посторонних лиц, в том числе несовершеннолетних, не обеспечивают в полном объеме исполнение действующего законодательства в части принятия органами местного самоуправления до момента сноса признанных аварийными многоквартирных домов мер, исключающих причинение вреда жизни, здоровью и имуществу граждан, а также обеспечивающих антитеррористическую защищенность и поддержание общественной безопасности.
Содержащиеся в возражениях ответчика на апелляционное представление сведения об использовании на территории района системы <данные изъяты> проведении разъяснительной работы с населением, невозможности проведения работ по сносу домов в зимний период, а также приведенные в возражениях данные о существующей криминогенной обстановке на территории муниципального образования надлежащими доказательствами в нарушение положений статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации не подтверждены и не свидетельствуют о разумности установленного судом срока сноса аварийных многоквартирных домов.
При вышеприведенных обстоятельствах судебная коллегия приходит к выводу, что обжалуемое решение в части установленного судом срока организации работ по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов, представляющих потенциальную опасность для жизни и здоровья граждан, подлежит изменению в связи с несоответствием выводов суда обстоятельствам дела с принятием в измененной части нового решения и установлением ответчику срока организации работ по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов до 30 марта 2024 года. Указанный срок с учетом предмета заявленных исковых требований, направленного на обеспечение безопасности граждан, существа защищаемого прокурором интереса, его общественной значимости, является разумным и обоснованным.
С учетом изложенного, руководствуясь статьей 328 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пучежского районного суда Ивановской области от 25 сентября 2023 года изменить в части срока организации работ по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов, установив срок организации работ по сносу расселенных аварийных многоквартирных домов до 30 марта 2024 года.
В остальной части решение Пучежского районного суда Ивановской области от 25 сентября 2023 года оставить без изменения.
Председательствующий
Судьи