Дело № 2а-1525/2017
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
17 июля 2017 года город Омск
Судья Омского районного суда Омской области Бессчетнова Е.Л. при секретаре судебного заседания Теребило И.А., рассмотрев административное исковое заявление прокурора Омского района Омской области в интересах неопределенного круга лиц к администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области о признании незаконным бездействия, обязании совершить действия,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Омского района Омской области обратился в Омский районный суд Омской области с административным исковым заявлением с названными исковыми требованиями к администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, указав, что прокуратурой района проведена проверка соблюдения администрацией Омского сельского поселения требований Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления». В соответствии с частью 1 статьи 2 ФЗ № 8-ФЗ действие настоящего закона распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления. Одним из способов обеспечения доступа к информации о деятельности органов местного самоуправления является размещение органами местного самоуправления информации о своей деятельности в сети «Интернет». Официальный сайт Омского сельского поселения в сети «Интернет» не в полной мере соответствует вышеуказанным положениям закона. На указанных сайтах в сети «Интернет» отсутствует следующая информация: сведения о полномочиях органа местного самоуправления, перечень законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органа местного самоуправления; информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления. В ходе проверки установлено, что по состоянию на 20 июня 2017 года на сайте www.омское поселение.рф размещены следующие муниципальные правовые акты: постановление главы Омского сельского поселения от 27.01.2017 «Об установлении предельного уровня соотношения среднемесячной заработной платы руководителей, их заместителей и главных бухгалтеров и среднемесячной заработной платы работников муниципальных учреждений Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», постановление главы Омского сельского поселения от 27.01.2017 № 11 «Об утверждении порядка размещения информации о рассчитываемой за календарный год заработной плате руководителей, их заместителей, главных бухгалтеров муниципальных учреждений Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», постановление главы Омского сельского поселения от 21.04.2017 № 68 «О внесении изменений в Положение о постоянно действующей комиссии по оценке технического состояния дорог общего пользования местного значения Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области», постановление главы Омского сельского поселения от 21.04.2017 № 70 «О внесении изменений в постановление администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области от 02.06.2014 № 135 «О назначении контрактного управляющего администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района». Вместе с тем, в истекший период 2017 года администрацией Омского сельского поселения приняты, в том числе следующие нормативно-правовые акты, которые отсутствуют на сайте поселения: постановление главы Омского сельского поселения от 27.01.2017 № 8 «Об утверждении стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению», постановление главы Омского сельского поселения от 27.01.2017 № 14 «Об обеспечении проведения мероприятий по оповещению и постановке граждан, пребывающих в запасе на территории Омского сельского поселения», постановление главы Омского сельского поселения от 28.02.2017 № 27 «Об утверждении порядка транспортировки трупов граждан, без явных признаков насильственной смерти, с мест их обнаружения в медицинские учреждения для производства судебно-медицинской экспертизы, паталогоанатомического вскрытия» и другие. Также на момент проверки не были размещены сведения об использовании органом местного самоуправления выделяемых бюджетных средств, информация о закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и другое. Отсутствие на официальном сайте Омского сельского поселения указанных сведений, подлежащих обязательному размещению, свидетельствует о нарушении администрацией Омского сельского поселения одного из основных принципов противодействия коррупции. Выявленные прокурорской проверкой нарушения закона создают препятствия для реализации прав неопределенного круга граждан, предусмотренные статьей 29 Конституции РФ статьям 4, 8 ФЗ № 8-ФЗ. 27 апреля 2017 года на имя главы Омского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений законодательства. Просят признать незаконным бездействие администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по факту размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» обязательной для размещения информации. Обязать администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обеспечить размещении на официальном сайте поселения в сети «Интернет» информацию о деятельности администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в объеме, определенном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ.
Определение Омского районного суда Омской области от 13 июля 2017 года производство по административному делу в части обязания администрацию Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области обеспечить размещение на официальном сайте поселения в сети «Интернет» информации о деятельности администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в объеме, определенном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» прекращено в связи с отказом прокурора Омского района Омской области от исковых требований.
В судебном заседании старший помощник прокурора Омского района Омской области ФИО1 уточненные исковые требования в части признания незаконным бездействие администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области по факту не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» обязательной для размещения информации поддержала в полном объеме.
Представитель ответчика администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в судебном заседании участия не принимал, в материалы настоящего дела представили ходатайство, в котором просили рассмотреть дело в отсутствие представителя администрации.
Выслушав истца, изучив представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
При реализации названных полномочий прокурор вправе проверять исполнение законов органами и должностными лицами, перечисленными в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», а также вносить представления об устранении выявленных нарушений закона (статья 22).
Согласно пункту 1 статьи 24 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» представление вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению. В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме.
Статьей 29 Конституции РФ предусмотрено право граждан Российской Федерации на свободу поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом.
В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» основными направлениями деятельности государственных органов по повышению эффективности противодействия коррупции являются, в том числе обеспечение доступа граждан к информации о деятельности федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
В рамках исполнения указанных положений федерального законодательства был принят Федеральный закон от 09.02.2009 № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления», действие которого распространяется на отношения, связанные с обеспечением доступа пользователей информацией к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления.
Статья 4 указанного Федерального закона устанавливает одним из принципов обеспечения доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления свободу поиска, получения, передачи и распространения информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления любым законным способом. Одним из способов обеспечения доступа к данной информации, установленного статьей 6 указанного Федерального закона, является размещение государственными органами и органами местного самоуправления в сети Интернет.
При этом из императивных положений статьи 10 указанного Федерального закона следует, что органы местного самоуправления для размещения информации о своей деятельности используют сеть Интернет, в которой создают официальные сайты с указанием адресов электронной почты, по которым пользователем информацией может быть направлен запрос и получена запрашиваемая информация.
В случае если орган местного самоуправления не имеет возможности размещать информацию о своей деятельности в сети Интернет, указанная информация может размещаться на официальном сайте субъекта Российской Федерации, в границах которого находится соответствующее муниципальное образование. Информация о деятельности органов местного самоуправления поселений, входящих в муниципальный район, может размещаться на официальном сайте этого муниципального района.
Статьей 13 Федерального закона № 8-ФЗ утвержден перечень информации, подлежащей размещению на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет».
Установлено, что на сайте администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области www.омскоепоселение.рф и www.omskportal.ru, предусмотренная законом информация размещена не в полном объеме. Так, не размещена следующая информация: сведения о полномочиях органа местного самоуправления, перечне законов и иных нормативных правовых актов, определяющих полномочия, задачи и функции органа местного самоуправления, информация о нормотворческой деятельности органа местного самоуправления, в том числе муниципальные правовые акты, изданные органом местного самоуправления, сведения об использовании органом местного самоуправления о выделяемых бюджетных средств, информация о закупка товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в соответствии с законодательством Российской Федерации в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, информация о результатах проверок, проведенных органом местного самоуправления, а также информация о результатах проверок, проведенных в органе местного самоуправления, подведомственных организациях, статистическая информация о деятельности государственного органа местного самоуправления.
Кроме того, в нарушение пункта 4.3 статьи 12.1 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», которым установлено, что сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, представленные лицами, замещающими муниципальные должности, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальных сайтах органов местного самоуправления и (или) предоставляются для опубликования средствам массовой информации в порядке, определяемом муниципальными правовыми актами, на официальном сайте Омского сельского поселения отсутствовали сведения о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальных служащих Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей.
Данные нарушения напрямую затрагивают права сельского поселения – Омское сельское поселение Омского муниципального района Омской области.
27 апреля 2017 года в адрес главы Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области направлено представление об устранении нарушений законодательства о муниципальной собственности.
Указанные обстоятельства подтверждаются представленными истцом доказательствами, и не оспаривались в ходе судебного разбирательства.
В судебном заседании установлено, что на момент рассмотрения в суде искового заявления прокурора, нарушения администрацией Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области устранены.
Таким образом, суд считает установленным факт нарушения органом местного самоуправления - администрацией Омского сельского поселения Омского района Омской области требований законодательства об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления, одного из принципов противодействия коррупции, закрепленного в пункте 3 статьи 3 Федерального закона от 25.12.2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», соответственно бездействие администрации Ключевского сельского поселения, противоречит действующему законодательству, нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц.
В силу части 1 статьи 39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Таким образом, заявленные прокурором требования являются законными и обоснованными, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 175-180 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Признать незаконным бездействие администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района Омской области в части не размещения на официальном сайте органа местного самоуправления в сети «Интернет» информации о деятельности администрации Омского сельского поселения Омского муниципального района в объеме, определенном статьей 13 Федерального закона от 09.02.2009 года №8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления».
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Омский областной суд через Омский районный суд Омской области в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Судья Е.Л. Бессчетнова
Мотивированное решение изготовлено 18 июля 2017 года.