Решение по делу № 11-435/2024 (11-16221/2023;) от 24.11.2023

Судья Федькаева М.А.

Дело № 2-1463/2023

     74RS0004-01-2023-001266-74

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

дело № 11-435/2024

18 января 2024 года г. Челябинск

Судебная коллегия по гражданским делам Челябинского областного суда в составе:

председательствующего        Доевой И.Б.,

судей Федосеевой Л.В., Клыгач И.-Е.В.

при секретаре судебного заседания     Алёшиной К.А.

рассмотрела в открытом судебном заседании в зале суда гражданское дело по иску Черепанова Александра Николаевича к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области о взыскании суммы недополученной пенсии,

по апелляционной жалобе Отделении Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области на решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 02 августа 2023 года

Заслушав доклад судьи Федосеевой Л.В. об обстоятельствах дела, доводах апелляционных жалоб, объяснения представителя ответчика Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области Иванова А.Н., действующего на основании доверенности, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Истец Черепанов А.Н. обратился в суд с иском Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области с требованиями о взыскании суммы недополученной пенсии в размере 51189,01 рублей (с учетом уточнений исковых требований).

В обоснование иска истец указал, что является пенсионером, с 20 мая 2022г. был госпитализирован с работы с диагнозом «<данные изъяты>». С января 2023г. ему стали выплачивать пенсию в меньшем размере, поскольку он был зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя. Статус в качестве ИП был прекращен с 02 февраля 2023г. Поскольку он болел, по его мнению, он не дополучил пенсию за период с 01 июня 2022г. по 01 февраля 2023г. в сумме 86688 рублей. Так как истец был трудоустроен до сентября 2022г., он уточнил требования, обозначив период невыплаты с октября 2022г. по февраль 2023г., размер недоплаты – 51189,01 рублей.

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца Черепанова Т.В., действующая на основании доверенности, поддержала заявленные требования, просила их удовлетворить с учетом уточнений иска.

Представитель ответчика Иванов А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании суда первой инстанции исковые требования не признал, просил отказать в удовлетворении иска по основаниям, изложенным в письменном отзыве.

Истец Черепанов А.Н. в суд первой инстанции не явился, извещался надлежащим образом, в связи с чем, дело рассмотрено судом в его отсутствие на основании ст.167 ГПК РФ.

Решением суда исковые требования удовлетворены. С ОСФР по Челябинской области в пользу Черепанова А.Н. взыскана сумма недополученной пенсии в размере 51189,01 рублей.

В апелляционной жалобе представитель ответчика просит решение суда отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении исковых требований.

В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает, что судом нарушены нормы материального права, выводы суда не имеют под собой правового обоснования. Указывает, что согласно уведомлению о снятии с учета физического лица в налоговом органе от 02.02.2023 г. Черепанов А.Н. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя 02.02.2023 г., в связи с чем, в силу части 3 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее Федерального закона № 400-ФЗ) право на выплату сумм страховой пенсии с учетом индексации и корректировки возникает у истца только с 01.03.2023 г.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции истец Черепанов А.Н. не явился, извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, об уважительных причинах неявки не сообщил, в связи с чем, судебная коллегия в соответствии со ст. 167, 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации признала возможным рассмотрение дела в отсутствии неявившихся лиц.

Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив в соответствии с частью 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность решения, исходя из доводов, изложенных в жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены или изменения решения суда.

Конституция Российской Федерации в соответствии с целями социального государства (статья 7, часть 1) гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (статья 39, часть 1). Важнейшим элементом социального обеспечения, основное содержание которого - предоставление человеку средств к существованию, является пенсионное обеспечение. Государственные пенсии в соответствии со статьей 39 (часть 2) Конституции Российской Федерации устанавливаются законом. Определяя правовые основания, условия назначения, порядок исчисления пенсий и их размеры, законодатель - исходя из экономических возможностей общества на данном этапе его развития - должен стремиться к тому, чтобы постепенно повышать уровень пенсионного обеспечения, в первую очередь для тех, у кого пенсии ниже прожиточного минимума, с целью удовлетворения их основных жизненных потребностей, учитывая при этом, что установленные ранее меры социального обеспечения пенсионеров не могут быть отменены без равноценной замены.

Принципы правовой справедливости и равенства, на которых основано осуществление прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации как правовом и социальном государстве, в том числе права на социальное обеспечение (в частности, пенсионное обеспечение), по смыслу статей 1, 2, 6 (часть 2), 15 (часть 4), 17 (часть 1), 18, 19 и 55 (часть 1) Конституции Российской Федерации, предполагают правовую определенность и связанную с ней предсказуемость законодательной политики в сфере пенсионного обеспечения.

Важнейшим элементом социального обеспечения является пенсионное обеспечение, основное содержание которого заключается в предоставлении человеку средств к существованию, удовлетворении его основных жизненных потребностей. Поскольку, таким образом, пенсия имеет особое значение для поддержания материальной обеспеченности пенсионеров, стабильность их правового положения, сохранение за ними признанных государством в установленной законом процедуре пенсионных прав должны гарантироваться на законодательном уровне в рамках реализации предписаний Конституции Российской Федерации, ее статей 7 и 21 (часть 1), о целях социальной политики Российской Федерации, направленной на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, заботу о социальной защищенности своих граждан, охрану достоинства личности (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 16 октября 1995 года N 11-П, от 15 июня 1998 года N 18-П, от 29 января 2004 года N 2-П, от 3 июня 2004 года N 11-П, от 10 июля 2007 года N 9-П и от 14 января 2016 года N 1-П).

Соответственно, правовое регулирование в сфере пенсионного обеспечения, в том числе в силу вытекающих из взаимосвязанных положений статей 1 (часть 1), 2, 15 (часть 2), 17 (часть 1), 18, 19 (часть 1) и 55 (части 2 и 3) Конституции Российской Федерации принципов правовой определенности и поддержания доверия граждан к закону и действиям государства, должно гарантировать лицам, пенсии которым были назначены уполномоченными российским государством органами на основе законодательных предписаний, что решения о назначении этих пенсий в дальнейшем будут учитываться при определении объема пенсионных прав таких лиц в случае изменения их правового положения в связи с прохождением государственной службы в Российской Федерации.

В сфере пенсионного обеспечения применяются общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации. В случае, если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ, применяются правила международного договора Российской Федерации (часть 3 статьи 2 Федерального закона от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ).

Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, Черепанов А.Н. с 04 января 2014г. является получателем страховой пенсии по старости в соответствии со ст.8 Федерального закона № 400-ФЗ. Как следует из его заявления от 04 декабря 2013г. он на момент подачи заявления работал (л.д. 56, 66).

Согласно сведениям в трудовой книжке, истец работал до 19 сентября 2022г. в должности <данные изъяты> у ИП ФИО5, уволен 19 сентября 2022г. по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ (л.д. 52-54).

В соответствии со сведениями ЕГРИП, с 02 февраля 2023г. Черепанов А.Н. снят с учета в качестве индивидуального предпринимателя, в статусе которого был зарегистрирован с ДД.ММ.ГГГГг. (л.д. 12. 14-15).

Согласно материалам дела МСЭ, с ДД.ММ.ГГГГг. Черепанову А.Н. установлена <данные изъяты> на срок до 01 октября 2024г., что также подтверждается справкой серии от 12 сентября 2022г. (л.д.110).

Как следует из медицинских документов, материалов дела МСЭ, истец Черепанов А.Н. болен с 20 мая 2022г., не ходит, самостоятельно себя не обслуживает (л.д.24-30, 137-162).

Разрешая спор по существу, суд первой инстанции руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», указал, что при поступления в ОСФР по Челябинской области сведений индивидуального (персонифицированного) учета о прекращении трудовой и (или) иной деятельности Черепановым А.Н. 02 февраля 2023г., выплата сумм пенсий была осуществлена в полном размере с учетом индексации (увеличения) и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, с 01 марта 2023.

Учитывая, что пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, суммы страховой пенсии выплачиваются без учета индексации и корректировки, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, учитывая, что под работающими гражданами понимаются лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели), тогда как Черепанов А.Н. с 08 сентября 2022г. является <данные изъяты>, не ходит, самостоятельно себя не обслуживает, то есть обеспечивать себя работой в этом период он был не в состоянии, равно как и подать самостоятельно заявление о прекращении его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в силу состояния своего здоровья, учитывая, что от ИП ФИО5 он уволен 19 сентября 2022г. по собственному желанию на основании п.3 ч.1 ст.77 Трудового кодекса РФ, суд первой инстанции пришел к выводу о том, что Черепанов А.Н. имеет право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающий пенсионер, начиная с октября 2022г., то есть, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности и установления инвалидность 1 группы.

Оснований не согласиться с указанным выводом суда первой инстанции судебная коллегия не находит, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и представленным доказательствам, основан на правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения.

В соответствии с ч. 1 статьи 26.1 Федерального закона №400-ФЗ пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, суммы страховой пенсии выплачиваются без учета индексации и корректировки, имеющих место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Под работающими гражданами понимаются лица, указанные в статье 7 Федерального закона от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (далее — Закон №167-ФЗ) самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, арбитражные управляющие, нотариусы, занимающиеся частной практикой, и иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями).

Индивидуальные предприниматели – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (пункт 3 статьи 2 Федерального закона от 24.07.2009 №212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации. Федеральный фонд обязательного медицинского страхования», с 1 января 2019 года в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации).

Как следует из положений вышеуказанных нормативных документов, с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя указанные лица считаются работающими, независимо от отсутствия дохода от предпринимательской деятельности.

Уточнение факта осуществления (прекращения) пенсионерами работы и (или) иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Законом №167-ФЗ, в целях выплаты суммы страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) с учетом индексации (увеличения) и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности, производится органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, ежемесячно на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.

Решение о выплате сумм страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии (с учетом повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии) выносится в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения, представленные страхователем в соответствии с пунктами 5 и 6 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 года № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования».

В соответствии со статьей 11.1 данного закона необходимые сведения для ведения индивидуального (персонифицированного) учета федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства Российской Федерации о налогах и сборах, представляет в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.

Суммы страховой пенсии выплачиваются с месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено решение. При этом, порядок выплаты пенсии, закрепленный частью 3 статьи 26.1 Закона №400-ФЗ, процессуально реализуется посредством осуществления пенсионеру доплаты за период с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором пенсионер прекратил осуществление работы, после вынесения территориальным органом ПФР решения о выплате сумм страховой пенсии.

В соответствии с частью 3 статьи 26.1. Закона №400-ФЗ пенсионерам, прекратившим осуществление работы и (или) иной деятельности, суммы страховой пенсии с учетом индексации и корректировки выплачиваются за период, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращение работы и (или) иной деятельности (в том числе месяца государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя).

Указанное право пенсионера реализуется на основании решения о выплате сумм страховой пенсии, которое выносится территориальным органом ПФР в месяце, следующем за месяцем, в котором органом, осуществляющим пенсионное обеспечение, получены сведения представленные страхователем.

Согласно решению ОСФР по Челябинской области от 23 мая 2023г. / с 01 марта 2023г. принято решение осуществлять выплату в соответствии с ч.3 ст.26.1 Закона №400-ФЗ (л.д. 41-42).

Судом первой инстанции учтено, что при поступлении 02 февраля 2023 года в ОСФР по Челябинской области сведений индивидуального (персонифицированного) учета о прекращении трудовой и (или) иной деятельности Черепановым А.Н., выплата сумм пенсий была осуществлена в полном размере с 01 марта 2023 года с учетом индексации (увеличения) и корректировки размера страховой пенсии, имевших место в период осуществления работы и (или) иной деятельности.

Согласно части 1 статьи 26.1 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» лицам, являющимся инвалидами 1 группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по
инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью статьи 16 настоящего Федерального закона.

Черепанову А.Н. <данные изъяты> установлена 08 сентября 2022г. (л.д. 11). До установления <данные изъяты> размер пенсии составлял 10544,27 рублей, из них страховая пенсия 6160,68 рублей, фиксированная выплата к страховой пенсии 4383,59 рублей (л.д. 128-129).

В соответствии с частью 2 статьи 26.1 Закона № 400-ФЗ, пенсионерам, осуществляющим работу и (или) иную деятельность, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», при возникновении права на повышение (повышения) фиксированной выплаты к страховой пенсии такое повышение (повышения) выплачивается исходя из выплачиваемой на день его (их) установления суммы фиксированной выплаты к страховой пенсии.

Со дня установления <данные изъяты> и по май 2023 года Черепанову А.Н. выплачивается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии размере 4383,59 рублей. Общий размер пенсии составил: 8767,18 рублей — страхования пенсия; 4383,59 рублей — фиксированная выплата к страховой пенсии; 4383,59 — повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности 1 группы (л.д. 48-49).

С учетом поступления сведений о прекращении осуществления работы и (или) иной деятельности Черепановым А.Н. 23 мая 2023г. вынесение решение о выплате с 01.03.2023 г. пенсий с учетом индексации и корректировки в размере 25970,60 рублей, их них: страховая пенсия 10835,94 рублей; фиксированная выплата к страховой пенсии 7567,33 рублей; повышение за инвалидность к фиксированной выплате к страховой пенсии 7567,33 рублей ( л.д. 50).

Доплата за период с марта 2023 г. по май 2023 г. произведена в июне 2023 в размере 32854,65 рублей (л.д. 50).

Проанализировав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, судом первой инстанции сделан верный вывод о том, что Черепанов А.Н. имеет право на получение фиксированной выплаты к страховой пенсии как неработающий пенсионер, начиная с октября 2022г., то есть, начиная с 1-го числа месяца, следующего за месяцем прекращения работы и (или) иной деятельности, то есть периода, когда ему была установлена <данные изъяты>.

Довод представителя ответчика о том, что указанный вывод суда первой инстанции не имеет под собой правового основания, отклоняется судом апелляционной инстанции, поскольку

Часть 4 статьи 23 Федерального закона от 28.12.2013 №400-ФЗ «О страховых пенсиях» определяет порядок перерасчета размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в случае установления инвалидности.

В соответствии с пунктом 4 статьи 23 Федерального закона №400-ФЗ при установлении группы инвалидности, дающей право на более высокий размер фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности, осуществляется со дня установления федеральным учреждением медико-социальной экспертизы соответствующей группы инвалидности без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости или к страховой пенсии по инвалидности на основании сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов, или документов, поступивших от федеральных учреждений медико-социальной экспертизы.

Согласно п. 10 Порядка осуществления ежемесячной денежной выплаты отдельным категориям граждан в Российской Федерации, утв. Приказом Минтруда от 22.01.2015 N 35н, перерасчет размера установленной ежемесячной денежной выплаты производится в случаях установления инвалиду более высокой или низкой группы инвалидности.

Перерасчет размера фиксированной выплаты к страховой пенсии в случаях, предусмотренных частью 7 статьи 18, частью 7.2 статьи 22, пунктом 1 части 4 и частью 5 статьи 23 Федерального закона "О страховых пенсиях" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 52, ст. 6965; 2021, N 22, ст. 3688), пенсии по государственному пенсионному обеспечению в случаях, предусмотренных пунктами 2.1, 2.2 статьи 23 Федерального закона "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации", производится территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, осуществляющим выплату пенсии, без истребования от пенсионера заявления о перерасчете размера пенсии на основании данных, имеющихся в распоряжении территориального органа Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации, в том числе сведений, содержащихся в федеральном реестре инвалидов.

Часть 4 статьи 22 Федерального закона № 400- ФЗ обязывает ПФР давать заявителю разъяснения о том, какие документы, находящиеся в распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных им организаций, он вправе представить по собственной инициативе.

Из анализа вышеуказанных положений действующего законодательства следует, что обязанности лица, претендующего на назначение пенсии, представить документы о трудовой деятельности корреспондирует обязанность ПФР разъяснить ему необходимость предоставления таких документов, возможность истребования таких документов через территориальные органы пенсионного фонда, а также негативные последствия непредставления таких документов. Лишь при соблюдении обязанности государственного учреждения дать соответствующее разъяснение у лица, претендующего на назначение пенсии, при непредставлении им необходимых документов могут наступать негативные последствия.

Таким образом, с учетом поступления сведений в ОСФР по Челябинской области о присвоении <данные изъяты> Черепанову А.Н., наличии информации о регистрации истца в качестве индивидуального предпринимателя, ответчик должен был разъяснить истцу о невозможности осуществить перерасчет пенсии в полном объеме, в связи с наличием его регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

Иных доводов, которые бы имели правовое значение для разрешения спора и нуждались в проверке, могли повлиять на оценку законности и обоснованности обжалуемого решения, апелляционная жалоба не содержит.

Нарушений норм процессуального права, являющихся в соответствии с ч. 4 ст. 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации безусловным основанием для отмены решения суда первой инстанции, судебная коллегия по материалам дела не усматривает.

Руководствуясь статьями 328-330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

Решение Ленинского районного суда г.Челябинска от 02 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Челябинской области – без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи:

Мотивированное апелляционное определение изготовлено 25 января 2024 года.

11-435/2024 (11-16221/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Черепанов Александр Николаевич
Ответчики
ОСФР по Челябинской области
Другие
Черепанова Татьяна Владимировна
Суд
Челябинский областной суд
Дело на странице суда
oblsud.chel.sudrf.ru
24.11.2023Передача дела судье
18.01.2024Судебное заседание
30.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.02.2024Передано в экспедицию
18.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее