Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
24 октября 2018г. г. Иркутск
Кировский районный суд г.Иркутска в составе
председательствующего судьи Исаковой Н.Н.,
при секретаре судебного заседания Лукьяновой А.Е.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3644/2018 по административному исковому заявлению Сердюка Д.А. к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным необоснованным и отмене решения об отказе в предоставлении в собственность земельного участка,
У С Т А Н О В И Л :
Сердюк Д.А. обратился в Кировский районный суд г. Иркутска с административным исковым заявлением к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области, в котором, с учетом уточнения формулировки требований, просил признать незаконным, необоснованным и отменить решение Министерства имущественных отношений Иркутской области от 17.08.2018г. за № отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
В обоснование требований административный истец указал, что Сердюк Д.А. является собственником земельного участка <адрес>, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от № им был приобретен смежный с №-А земельный участок площадью 410 кв.м., под №-Г, о чем свидетельствует членская книжка ДНТ «<данные изъяты>». В июле 2018г. он обратился с заявлением в Министерство имущественных отношений <адрес> об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: <адрес>. В ответе от 17.08.2018г. за № сказано: «Согласно информации Управления Росреестра по Иркутской области в государственном фонде данных, полученных результате проведения землеустройства, имеется межевое дело по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного в пользование ОПК «<данные изъяты>» Совета Ветеранов войны и труда Свердловского административного округа г. Иркутска (инв. №). Учитывая изложенное, министерство от имени правительства Иркутской области отказало в предоставлении собственность бесплатно земельного участка, расположенного по вышеназванному адресу. Согласно сведениям публичной кадастровой карты граница земельного участка, составляющего территорию ДНТ «Полюшко» не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, что также не позволяет определить расположение земельного участка под №-Г относительно ДНТ <данные изъяты>». Учитывая изложенное, министерство от имени <адрес> отказало в утверждении схемы расположения земельного участка №-Г относительно территории ДНТ «<данные изъяты>». В соответствии с заключением кадастрового инженера от 19.01.2018г. №: «проведены работы на местности и в результате установлено следующее, земельной участок имеет ровную конфигурацию, пересечения со смежными земельными участками, сведения о которых имеются в Едином государственном реестре недвижимости, отсутствуют. Площадь земельного участка составляет 410 кв.м., что соответствует установленным предельным минимальным (400 кв.м.) и максимальным (2000 кв.м.) значениям для данного вида использования земельного участка, (кадастровый инженер С.М.). Полагает, что земельный участок площадью 410 кв.м., под №-Г, полностью соответствует требованиям и нормам, установленным Федеральному закону от 25 октября 2001г. № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации». Административный истец указывает, что нарушено его право как лица осуществляющего право пользования земельным участком. В связи с тем, что ему не установлены границы названного земельного участка, он лишен права пользования данным земельным участком. В результате чего для него это может повлечь невозможность регистрации права пользования земельным участком в государственном кадастре недвижимости.
В судебном заседании административный истец Сердюк Д.А. заявленные требования поддержал в полном объеме.
Представитель административного ответчика Министерства имущественных отношений Иркутской области Шубина И.А. возражала против заявленных требований по основаниям и доводам, изложенным в письменных возражениях.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы административного дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В силу ч. 8 ст. 226 КАС РФ при проверке законности решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме.
В соответствии со статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации предоставление гражданам и юридическим лицам земельных участков из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решения исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, обладающих правом предоставления соответствующих земельных участков в пределах их компетенции.
Как следует из материалов дела, Сердюк Д.А. является членом Дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>» и собственником земельного участка №-А, общей площадью 800 кв.м., кадастровый №, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от 06.02.2006г. и членской книжкой.
Согласно выписке из протокола общего собрания членов ДНТ «<данные изъяты>» то 02.06.2004г., Сердюк Д.А. выделен земельный участок площадью 410 кв. м., находящийся по адресу: <адрес>, прилегающий к его уже существующему земельному участку по адресу: <адрес>, в пользование.
ДД.ММ.ГГГГ за №Ф/18 Сердюк Д.А. обратился в Министерство имущественных отношений Иркутской области с заявлением о предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>.
Из письма Министерства имущественных отношений Иркутской области от 17.08.2018г. за № на заявление Сердюка Д.А. следует, что в соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена. Согласно подпункту 7 статьи 39.5 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - Земельный кодекс) предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или некоммерческой организации, созданной гражданами, в собственность бесплатно осуществляется уполномоченным органом в случаях, предусмотренных федеральными законами. В соответствии с пунктом 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 137-ФЗ) предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления. В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона № 137-ФЗ до ДД.ММ.ГГГГ члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу Федерального закона № 137-ФЗ для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение. Решение о предоставлении земельного участка принимается, в том числе на основании сведений о правоустанавливающих документах на земельный участок, составляющий территорию этого объединения. Согласно постановлению главы Иркутского района от ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельного участка огородническому потребительскому кооперативу «<данные изъяты>» Совета Ветеранов войны и труда Свердловского административного округа г. Иркутска» ОПК «<данные изъяты>» Совета Ветеранов войны и труда Свердловского административного округа г. Иркутска передан земельный участок общей площадью 20 га для огородничества. Постановлением главы Иркутского района от 14.09.1998 № 745 внесены изменения в вышеуказанное постановление - ОПК «<данные изъяты>» передан земельный участок площадью 17,34 га (далее - постановления главы Иркутского района). В соответствии с материалами государственного фонда данных, полученных в результате проведения землеустройства, а именно Межевым делом по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного в пользование огородническому потребительскому кооперативу «Полюшко» Совета Ветеранов войны и труда Свердловского административного округа г. Иркутска, расположенного <адрес>), испрашиваемый земельный участок расположен за границами земельного участка, составляющего территорию дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>», и не является образованным из данного участка. В соответствии с пунктом 1 статьи 39.16 Земельного кодекса уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов. Учитывая изложенное, министерство от имени Правительства Иркутской области отказало в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>
Полагая, что отказ не законен и нарушает его права, административный истец обратился в суд.
Согласно статье 9 Конституции Российской Федерации земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. При этом частная форма собственности указана на первом месте среди всех иных форм.
В соответствии с пунктом 10.1 статьи 4 Закона Иркутской области от 21.12.2006 № 99-оз «Об отдельных вопросах использования и охраны земель в Иркутской области» к полномочиям Правительства Иркутской области в сфере использования и охраны земель относится предоставление земельных участков, находящихся на территории Иркутского районного муниципального образования, городских и сельских поселений Иркутского района Иркутской области, государственная собственность на которые не разграничена.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 7 Положения о министерстве имущественных отношений Иркутской области, утвержденного постановлением Правительства Иркутской области от 30 сентября 2009 года № 264/43-пп, министерство имущественных отношений Иркутской области (далее - министерство) в соответствии с возложенными на него задачами в установленном порядке осуществляет от имени Правительства Иркутской области в соответствии с законодательством необходимые действия, связанные с распоряжением земельными участками, находящимися на территории муниципального образования город Иркутск, государственная собственность на которые не разграничена, в том числе:
принятие решений о предварительном согласовании предоставления земельных участков при предоставлении земельных участков в случаях, указанных в подпунктах 3, 5, 6 пункта 2 статьи 39.3, подпункте 3 статьи 39.5, подпунктах 7, 9 пункта 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, решений о предоставлении в собственность земельного участка в соответствии с пунктом 2.10 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, об отказе в предоставлении земельных участков, об отказе в проведении аукциона, об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка, об отказе в установлении сервитута, об отказе в заключении соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, о приостановлении рассмотрения заявления в случаях, указанных в подпункте 3 пункта 4 статьи 39.11, пункте 6 статьи 39.15 Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, решение, выраженное в письме министерства имущественных отношений Иркутской области 17.08.2018г. за № принято уполномоченным органом и осуществлено в пределах предоставленных полномочий, в установленном законом порядке.
Пункт 2.8 Федерального закона «О введении в действие Земельного кодекса РФ» от 25.10.2001 г. № 137-ФЗ предусматривает, что в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса РФ, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденного проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческого объединения граждан либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в государственном кадастре недвижимости;
протокол общего собрания членов садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения, иной устанавливающий распределение земельных участков в этом объединении документ или выписка из указанного протокола или указанного документа.
Порядок рассмотрения заявления о предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов определен статьей 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации.
В обосновании оспариваемого решения государственным органом указан п. 1 ст. 39.16 Земельного кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым, уполномоченный орган принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в случае, если с заявлением о предоставлении земельного участка обратилось лицо, которое в соответствии с земельным законодательством не имеет права на приобретение земельного участка без проведения торгов.
В соответствии с пп. 7 ст. 39.5 ЗК РФ предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, гражданину или юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае предоставления земельного участка иным отдельным категориям граждан и (или) некоммерческим организациям, созданным гражданами, в случаях, предусмотренных федеральными законами, отдельным категориям граждан, в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации.
Согласно пункту 1 статьи 11.3 главы 1.1 Земельного кодекса Российской Федерации указано, что образование земельных участков из земель или земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с одним из следующих документов:
- проект межевания территории, утвержденный в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации;
-проектная документация о местоположении, границах, площади и об иных количественных и качественных характеристиках лесных участков;
-утвержденная схема расположения земельного участка или земельных участков на кадастровом плане территории.
Пунктом 2.7. Федерального закона от 25.10.2001 № 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» указано, что до 31 декабря 2020 года члены садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан имеют право независимо от даты вступления в члены указанного объединения приобрести земельный участок, предназначенный для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства, без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона для ведения садоводства, огородничества или дачного хозяйства указанному объединению либо иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение;
по решению общего собрания членов указанного объединения (собрания уполномоченных) о распределении земельных участков между членами указанного объединения либо на основании другого устанавливающего распределение земельных участков в указанном объединении документа земельный участок распределен данному члену указанного объединения;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Земельный участок, который образован из указанного в абзаце втором настоящего пункта земельного участка и относится к имуществу общего пользования, предоставляется в собственность садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан бесплатно.
В случае, если указанные в абзаце втором или пятом настоящего пункта земельные участки являются зарезервированными для государственных или муниципальных нужд либо ограниченными в обороте, они предоставляются члену садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения граждан или этому объединению в аренду без проведения торгов. При этом размер арендной платы за земельный участок определяется в размере, не превышающем размера земельного налога, установленного в отношении такого земельного участка.
Таким образом, законодателем установлен исчерпывающий перечень требований, согласно которым земельный участок, находящийся в садоводческом некоммерческом товариществе может быть предоставлен гражданину бесплатно в собственность.
Как разъяснено Верховным Судом Российской Федерации в пункте 2.8 Обзора судебной практики по вопросам, возникающим при рассмотрении дел, связанных с садоводческими, огородническими и дачными некоммерческими объединениями, за 2010 - 2013 год, утвержденном Президиумом Верховного Суда РФ 02.07.2014г., для безвозмездной передачи земельного участка в собственность необходимо, чтобы участок находился на территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, выделенной до введения в действие Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», и заинтересованное лицо, испрашивающее участок в собственность, являлось членом такого объединения.
В соответствии с пунктом 4 статьи 28 названного федерального закона в случае, если земельный участок, составляющий территорию садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения, предоставлен данному некоммерческому объединению либо иной организации, при которой до вступления в силу указанного федерального закона было создано (организовано) данное некоммерческое объединение, гражданин, являющийся членом данного некоммерческого объединения, имеет право бесплатно приобрести в собственность земельный участок, предоставленный ему в соответствии с проектом организации и застройки территории данного некоммерческого объединения либо другим устанавливающим распределение земельных участков в данном некоммерческом объединении документом.
Существенное правовое значение при разрешении заявленных требований имеют три обстоятельства:
- испрашиваемый гражданином участок должен входить в состав территории садоводческого, огороднического или дачного некоммерческого объединения;
- данное некоммерческое объединение должно быть создано до вступления в силу Федерального закона от 15 апреля 1998 года № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан», то есть до 23 апреля 1998 года;
- гражданин, испрашивающий земельный участок в собственность бесплатно, должен являться членом данного некоммерческого объединения (партнерства) и пользоваться этим участком на законных основаниях.
Предоставление земельного участка, в силу закона, носит заявительный характер, в связи с чем, предоставление документов, свидетельствующих о наличии у заявителя права на приобретение испрашиваемого земельного участка, лежит на заявителе.
Согласно постановлению главы Иркутского района ДД.ММ.ГГГГ № «Об отводе земельного участка огородническому потребительскому кооперативу «<данные изъяты>» Совета Ветеранов войны и труда Свердловского административного округа г. Иркутска» (далее - ОПК «<данные изъяты>») передан земельный участок общей площадью 20 га для огородничества. Постановлением главы Иркутского района от ДД.ММ.ГГГГ № внесены изменения в вышеуказанное постановление - ОПК «<данные изъяты>» передан земельный участок площадью 17,34 га.
Сердюк Д.А. является членом ДНТ «Полюшко», испрашиваемый земельный участок предоставлен ему на основании решения общего собрания ДНТ от 02.06.2004г.
Из Межевого дела по установлению в натуре границ земельного участка, предоставленного в пользование ОПК «<данные изъяты>», расположенного <адрес>), испрашиваемый земельный участок расположен за границами земельного участка, составляющего территорию ДНТ «<данные изъяты>», и не является образованным из данного участка.
Аналогичные сведения представлены в выкипировке из системы координат «Геополис»:10942 как по состоянию на 2009 г. так и на 2018 г.
Согласно выписке из единого государственного реестра недвижимости об объекте недвижимости от ДД.ММ.ГГГГ № КУВИ-001/2018-10938302, полученной министерством в порядке межведомственного взаимодействия, земельный участок с кадастровым № (Единое землепользование), местоположение установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка: <адрес> предоставлен в постоянное бессрочное пользование на основании постановлений Главы Иркутского района от ДД.ММ.ГГГГ №; от ДД.ММ.ГГГГ № огородническому потребительскому кооперативу «<данные изъяты>» Совета ветеранов войны и труда Свердловского административного округа г. Иркутска. Граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства
В материалы дела административным истцом представлена пояснительная записка председателя ДНТ «<данные изъяты>» П.А. о принятии решения о перераспределении земельных участков, расположенных в охранной зоне ЛЭП, рассмотренного на общем собрании ДНТ в 2004 году.
В соответствии с пунктом 1 статьи 39.29 ЗК РФ, в целях заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, гражданин или юридическое лицо - собственники таких земельных участков обращаются с заявлением о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности (далее - заявление о перераспределении земельных участков), в уполномоченный орган.
Таким образом, в силу пункта 1 статьи 39.29 ЗК РФ, решение о перераспределения земельных участков, расположенных в охранной зоне ЛЭП, членам ДНТ «<данные изъяты>» должно приниматься государственным либо муниципальным органом.
Представленные суду доказательства свидетельствует о том, что у государственного органа имелись основания для вывода о расположении спорного земельного участка за границами земельного участка, составляющего территорию дачного некоммерческого товарищества «<данные изъяты>», о том, что испрашиваемый земельный участок не является образованным из земельного участка ДНТ «<данные изъяты>».
При этом ссылка административного истца на заключение кадастрового инженера не свидетельствует об обратном, учитывая, что границы земельного участка ДНТ «Полюшко» не определены в соответствии с действующим законодательством.
При таких обстоятельствах оспариваемое решение соответствует закону.
Из содержания ст. 227 КАС РФ следует, что для признания оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие решений, действий (бездействия) нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Само по себе право граждан на приобретение конкретного земельного участка не является безусловным, а зависит от законодательной возможности представления его в частную собственность.
В силу ст. 4 КАС РФ судебной защите подлежат нарушенные либо оспариваемые права.
Указывая на нарушение своих прав на приобретение земельного участка в собственность, именно административный истец должен доказать наличие такого права и его нарушение.
Таких доказательств суду не представлено.
Доводы административного истца о том, что на испрашиваемом земельном участке им проводятся противопожарные работы и данный участок необходим для выращивания овощей, правового значения не имеют, поскольку не порождают прав на земельный участок.
При указанных обстоятельствах правовых оснований, для удовлетворения административного иска нет.
В силу ч. 1 ст. 219 КАС РФ административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемое решение Министерства имущественных отношений Иркутской области № датировано 17.08.2018г., административное исковое заявление подано в суд 17.09.2018г., о чем свидетельствует штамп суда о приеме, в связи с чем, суд полагает, что срок обращения административным истцом не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 175-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Требования Сердюка Д.А. к Правительству Иркутской области в лице Министерства имущественных отношений Иркутской области о признании незаконным, необоснованным и отмене решения Министерства имущественных отношений Иркутской области от 17.08.2018г. за № об отказе в предоставлении в собственность бесплатно земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> – оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в Иркутский областной суд через Кировский районный суд г.Иркутска в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Н.Н. Исакова
Мотивированный текст решения изготовлен 26.10.2018г. Н.Н. Исакова