Решение по делу № 22-5175/2019 от 26.06.2019

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОРОДСКОЙ СУД

Рег. № 22-5175/2019

Дело № 1-486/2019 Судья Овчинникова Л.И.

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ПОСТАНОВЛЕНИЕ

Санкт-Петербург 09 августа 2019 года

Судья судебной коллегии по уголовным делам Санкт-Петербургского городского суда Третьякова Я.Ю.

с участием прокурора апелляционного отдела уголовно-судебного управления прокуратуры Санкт-Петербурга Карасева И.В.

обвиняемых Лисицкого А.Н. и Корнева Г.Б., участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, а также Кудрявцевой М.А. и Мифтаховой Д.Н.

адвокатов Сафронова Р.С., представившего ордер №... и удостоверение №... (в интересах Корнева Г.Б.), Черняк Е.В., представившей ордер №... и удостоверение №... (в интересах Лисицкого А.Н.), Газалова А.Г., представившего ордер №... и удостоверение №... (в интересах Мифтаховой Д.Н.), Иванова А.И., представившего ордер №... и удостоверение №... ( в интересах Кудрявцевой М.А.)

при секретаре Курзяковой М.С.

рассмотрела в судебном заседании 09 августа 2019 года апелляционное представление И.о. прокурора Московского района Санкт-Петербурга Малиновой В.В. и апелляционную жалобу представителя потерпевшего ООО «<...> СМ на постановление Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2019 года, которым

уголовное дело в отношении Лисицкого Андрея Николаевича, <...>, обвиняемого в совершении преступлений, предусмотренных ст.ст. 159 ч.4, 159 ч. 4 УК РФ; Кудрявцевой Марины Александровны, <...>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 ч.4 УК РФ; Корнева Георгия Борисовича, <...> обвиняемого в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 ч.4 УК РФ и Мифтаховой Дарьи Наиловны, <...>, обвиняемой в совершении преступления, предусмотренного ст. 159 ч.4 УК РФ, возвращено прокурору Московского района Санкт-Петербурга на основании ст. 237 ч. 1 п. 1 УПК РФ

Выслушав доклад судьи Третьяковой Я.Ю., мнение прокурора Карасева И.В. в поддержку доводов, как апелляционного представления, так и апелляционной жалобы представителя потерпевшего об отмене постановления суда; обвиняемых Лисицкого А.Н., Кудрявцевой М.А., Корнева Г.Б., Мифтаховой Д.Н., а также их защитников, оставивших разрешение данного вопроса на усмотрение суда, суд апелляционной инстанции

УСТАНОВИЛ:

Постановлением от 29 апреля 2019 года уголовное дело по обвинению Лисицкого А.Н., Кудрявцевой М.А., Корнева Г.Б. и Мифтаховой Д.Н., возвращено прокурору Московского района Санкт-Петербурга для устранения препятствий его рассмотрения судом, поскольку обвинительное заключение составлено с нарушением ст. 220 УПК РФ.

Принимая обжалуемое решение, суд сослался на то, что обвинительное заключение не полно и не точно отражает фактическую сторону предъявленного Лисицкому А.Н. обвинения.

При описании действий соучастников преступления, действия Лисицкого А.Н., которые он фактически совершил в целях хищения денежных средств ООО «<...>» согласно отведенной ему преступной роли, указанной в обвинении, не описаны, как не описаны и время, место и способ совершения Лисицким А.Н. преступления от <дата>, последствия его действий. Указанные нарушения требований уголовно-процессуального закона не могут быть устранены в ходе судебного разбирательства, поскольку влекут за собой увеличение объема обвинения и, как следствие, ухудшение положения Лисицкого А.Н.

В апелляционном представлении И.о. прокурора Московского района Санкт-Петербурга Малинова В.В. просит постановление суда отменить, уголовное дело вернуть во Фрунзенский районный суд Санкт-Петербурга со стадии судебного разбирательства.

В обоснование своих требований указывает, что вывод суда о недостаточности описания действий Лисицкого А.Н. не соответствует исследованным материалам дела и свидетельствует о том, что судом дана оценка собранных следствием доказательств, что не допустимо. Полагает, что судом нарушен уголовно-процессуальный закон.

Ссылается на то, что при описании существа обвинения в преступлении, которое было совершено в соучастии с распределением ролей каждого участника, следователем указаны время, место, способ совершения преступления, корыстный мотив каждого из соучастников, в том числе Лисицкого А.Н., роль которого заключалась в координации и общем руководстве действиями соучастников. Обвинительное заключение, по мнению автора апелляционного представления, соответствует требованиям УПК РФ и у суда имелась возможность постановления приговора или вынесения иного решения на основе данного обвинительного заключения.

В апелляционной жалобе представитель потерпевшего ООО «<...>» СМ также просит постановление суда отменить как незаконное и необоснованное и направить уголовное дело на новое судебное рассмотрение в ином составе суда.

Мотивируя свои требования, указывает, что в обвинительном заключении указано место, время и способ совершения преступления Лисицким А.Н. в отношении ООО «<...>», подробно раскрыто, в чем заключалось фактическое участие Лисицкого А.Н. в инкриминируемом ему преступлении от <дата>.

Указывает, что судебное решение принято в отсутствие потерпевшего. Он, как его представитель не был извещен о месте и времени проведения судебного заседания.

Ссылается на то, что ранее <дата> уголовное дело в отношении ЕЕ обвиняемой в совершении преступления в соучастии с Лисицким А.Н., Корневым Г.Б. и Мифтаховой Д.Н., выделенное в отдельное производство на стадии предварительного следствия, было возвращено судом прокурору. Обжалуемое в настоящее время постановление суда является идентичным в части доводов постановлению от <дата>, что, по мнению представителя потерпевшего, свидетельствует о предвзятом отношении суда к рассмотрению уголовного дела.

Суд апелляционной инстанции, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционного представления и апелляционной жалобы, находит постановление суда отмене не подлежащим.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 237 УПК РФ судья по ходатайству стороны или по своей инициативе возвращает уголовное дело прокурору для устранения препятствий его рассмотрения судом в случае, если обвинительное заключение, составлено с нарушением требований уголовно-процессуального Кодекса, что исключает возможность постановления судом приговора или вынесения иного решения на основе данного заключения.

Таким образом, возвращение дела прокурору может иметь место в случае допущенных в досудебном производстве по уголовному делу существенных нарушений, которые невозможно устранить в ходе судебного разбирательства, и, соответственно, имеет целью приведение процедуры предварительного расследования в соответствие с требованиями, установленными в уголовно-процессуальном законе.

Согласно ст. 220 УПК РФ в обвинительном заключении, наряду с иными обязательными сведениями, указываются существо обвинения, место и время совершения преступления, его способы, мотивы, цели, последствия и другие обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, подлежащие доказыванию в соответствии с положениями ст. 73 УПК РФ.

Из материалов дела усматривается, что указанные требования органом следствия выполнены не были.

Как правильно указано судом в обжалуемом постановлении, предъявленное обвинение Лисицкому А.Н. является неполным и неконкретным, из которого невозможно установить способ и последствия уголовно-наказуемого деяния, а также какие конкретно действия, направленные на хищение денежных средств ООО «<...>» в составе группы по предварительному сговору, совершил лично Лисицкий А.Н. по инкриминируемому ему преступлению от <дата>.

Поскольку указанные обстоятельства, подлежащие доказыванию, имеют существенное значение для дела, выводы суда об отсутствии возможности постановить приговор или принять иное решение на основе поступившего с материалами дела обвинительного заключения, суд апелляционной инстанции считает правильными и основанными на законе.

Доводы апелляционных представления и жалобы несостоятельны, поскольку установление указанных выше обстоятельств прежде всего отнесено к компетенции органов предварительного расследования.

Приведенные выше основания для возвращения уголовного дела прокурору имеют существенное значение и не могут быть устранены судом самостоятельно, поскольку в соответствии с положениями ч. 1 ст. 252 УПК РФ, определяющей пределы судебного разбирательства, суд не вправе выйти за рамки сформулированного в обвинительном заключении обвинения.

Кроме того, приведенные нарушения создали неопределенность в обвинении, грубо нарушили право обвиняемого на судебную защиту, в связи с чем, имеющееся в материалах дела обвинительное заключение препятствует постановлению судом приговора или вынесению иного решения, отвечающего принципу законности и справедливости, т.е. составлено с нарушениями требований уголовно-процессуального закона, которые могут быть исправлены лишь органом предварительного расследования.

Поэтому, признавая судебное решение от 29 апреля 2019 года о возвращении уголовного дела прокурора законным и обоснованным, суд апелляционной инстанции приходит к выводу о несостоятельности доводов апелляционных представления и жалобы.

Доводы представителя потерпевшего ООО «<...>» СМ о проведении судебного заседания в его отсутствие не влияют в целом на принятое судом решение о возвращении уголовного дела прокурору по основаниям, предусмотренным ст. 237 ч. 1 п. 1 УПК РФ.

Нарушений уголовно-процессуального закона при вынесении постановления, влекущих за собой отмену принятого решения, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены постановления по доводам апелляционных представления и жалобы суд апелляционной инстанции не находит.

Суд апелляционной инстанции не находит оснований для изменения Лисицкому А.Н. и Корневу Г.Б. меры пресечения в виде заключения под стражу, а Кудрявцевой М.А. в виде домашнего ареста на иную меру пресечения, принимая во внимание характер и степень общественной опасности преступления, в которых органами следствия они обвиняются, данные о личности подсудимых, а также, что основания для применения данной меры пресечения в отношении указанных лиц не отпали, не изменились и новых обстоятельств, свидетельствующих о необходимости применения к ним иной, более мягкой, меры пресечения не возникло.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 389.13, 389.20, 389.28, 389.33 УПК РФ, суд апелляционной инстанции

ПОСТАНОВИЛ:

Постановление Фрунзенского районного суда Санкт-Петербурга от 29 апреля 2019 года, которым уголовное дело в отношении Лисицкого А.Н., Кудрявцевой М.А., Корнева Г.Б., Мифтаховой Д.Н. возвращено прокурору Московского района Санкт-Петербурга для устранения препятствий его рассмотрения судом – оставить без изменения.

Меру пресечения Лисицкому Андрею Николаевичу и Корневу Георгию Борисовичу в виде заключения под стражу оставить без изменения, продлив срок содержания под стражей Лисицкого А.Н. и Корнева Г.Б. на 02 месяца, то есть по 09 октября 2019 года для выполнения следственных и иных действий.

Меру пресечения Кудрявцевой Марине Александровне в виде домашнего ареста оставить прежней, продлив срок домашнего ареста на 2 месяца, то есть по 09 октября 2019 года для выполнения следственных и иных действий.

Апелляционное представление И.О. прокурора Московского района Санкт-Петербурга Малиновой В.В. и апелляционную жалобу представителя потерпевшего ООО «<...>» СМ оставить без удовлетворения.

Судья:

22-5175/2019

Категория:
Уголовные
Другие
Кудрявцева Марина Александровна
Лисицкий Андрей Николаевич
Григорян С.М. пр.потерпевшего ООО "СЗТК"
Корнев Георгий Борисович
Мифтахова (Бондаренко) Дарья Наиловна
Суд
Санкт-Петербургский городской суд
Статьи

159

Дело на сайте суда
sankt-peterburgsky.spb.sudrf.ru
09.08.2019
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее