Дело № 2а-1095/2020
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«01» декабря 2020 года г. Карталы
Карталинский городской суд Челябинской области в составе:
председательствующего судьи Крафт Г.В.,
при секретаре Кошарной Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №15 по Челябинской области к Коробейников В.А. о взыскании налоговых платежей, санкций,
У С Т А Н О В И Л :
Межрайонная инспекция Федеральной налоговой службы № по Челябинской области (далее МИФНС № 15 по Челябинской области) обратилась в суд с административным иском к Коробейников В.А. о восстановлении срока обращения в суд с требованием о взыскании налога, пени, взыскании недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 7800 рублей.
В обоснование требований указано, что по данным налоговой инспекции Коробейников В.А. является собственником транспортного средства: Тойота Марк II гос.номер №. Налоговым органом ответчику исчислен транспортный налог за 2014 год в размере 7800 рублей, направлено уведомление и выставлено требование об уплате налога. До настоящего времени указанная сумма недоимки в бюджет не поступила. В связи с пропуском срока обращения и требованиями о принудительном взыскании недоимки, просили восстановить данный срок.
В судебном заседании представитель административного истца не присутствовал, просил рассмотреть дело в его отсутствие, на удовлетворении иска настаивают.
Административный ответчик Коробейников В.А.в судебное заседание не явился, о слушании дела извещен, просил рассмотреть дело в его отсутствие. В заявлении указал, что не согласен с иском, поскольку административным истцом пропущен срок для обращения с иском в суд.
Исследовав материалы дела, суд находит административный иск не обоснованным и не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 57 Конституции РФ каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии со статьей 3, пунктом 1 статьи 23 Налогового Кодекса РФ, статьей 57 Конституции Российской Федерации каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. Налоговое законодательство определяет, кто является плательщиком того или иного вида налога.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
Возникновение обязанности по уплате налога законодательство о налогах и сборах связывает с наличием у налогоплательщика объекта налогообложения (пункт 1 статьи 38 НК РФ). Каждый налог имеет самостоятельный объект налогообложения, определяемый в соответствии с частью второй названного Кодекса и с учетом положений этой статьи.
Согласно статье 44 НК РФ обязанность по уплате налога возникает, изменяется при наличии оснований, установленных названным Кодексом или иным актом законодательства о налогах и сборах. Обязанность по уплате конкретного налога возлагается на налогоплательщика с момента возникновения установленных законодательством о налогах и сборах обстоятельств, предусматривающих уплату данного налога.
Согласно ст. 356 НК РФ транспортный налог устанавливается настоящим Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налоге, вводится в действие в соответствии с настоящим Кодексом законами субъектов Российской Федерации о налоге и обязателен к уплате на территории соответствующего субъекта Российской Федерации.
В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых зарегистрированы транспортные средства.
Объектом налогообложения признаются автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снегоходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства (далее в настоящей главе - транспортные средства), зарегистрированные в установленном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации (пункт 1 статьи 358 Налогового Кодекса РФ).
Налоговые ставки по правилам пункта 1 статьи 361 Налогового Кодекса РФ устанавливаются законами субъектов Российской Федерации соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства.
Согласно абзацу 3 пункта 1 статьи 363 Налогового кодекса РФ срок уплаты налога для налогоплательщиков, являющихся физическими лицами, не может быть установлен ранее 1 ноября года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах (пункт 1 статьи 45 НК РФ).
Согласно пункту 4 статьи 57 Налогового кодекса Российской Федерации в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления.
Несвоевременное исполнение обязанности по уплате налогов и сборов обеспечивается пеней.
Согласно п. 3 ст. 363 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики, являющиеся физическими лицами, уплачивают транспортный налог на основании налогового уведомления, направляемого налоговым органом.
В соответствии с п. 1 ст. 360 НК РФ налоговым периодом признается календарный год.
В силу п. п. 1 п. 1 ст. 359 НК РФ налоговая база определяется в отношении транспортных средств, имеющих двигатели (за исключением транспортных средств, указанных в подпункте 1.1 настоящего пункта), - как мощность двигателя транспортного средства в лошадиных силах.
Согласно ст.2 Закона Челябинской области от ДД.ММ.ГГГГ. №-ЗО «О транспортном налоге» налоговые ставки устанавливаются соответственно в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортных средств, категории транспортных средств в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или единицу транспортного средства в следующих размерах: автомобили легковые с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. с 1 января 2011 года налоговая ставка составляла 7,7, свыше 100 л.с. до 150 л.с. с ДД.ММ.ГГГГ налоговая ставка составляла 20,0., свыше 150л.с. до 200л.с. налоговая ставка составляла 50; свыше 250 л.с.. с ДД.ММ.ГГГГ налоговая ставка составляла 85,0.
- для грузовых машин с мощностью двигателя (с каждой лошадиной силы) до 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно налоговая ставка составляет 25,0; свыше 100 л.с. до 150 л.с. (свыше 73,55 кВт до 110,33 кВт) включительно -40,0; свыше 150 л.с. до 200 л.с. (свыше 110,33 кВт до 147,1 кВт) включительно – 50; свыше 200 л.с. до 250 л.с. (свыше 147,1 кВт до 183,9 кВт) включительно -65,0; свыше 250 л.с. (свыше 183,9 кВт) - 85,0.
В судебном заседании установлено, что Коробейников В.А. в указанный в иске налоговый период- 2014г. являлся собственником транспортного средства: марки Тойота МаркII, гос.номер №.Дата регистрации права ДД.ММ.ГГГГ., что подтверждено карточкой учета транспортного средства.
Принимая во внимание, что Коробейников В.А. является собственником транспортного средства, соответственно он является плательщиком транспортного налогов, в связи с чем, обязан производить оплату налога в установленные законом сроки, на основании налогового уведомления, направленного налоговым органом.
В административном исковом заявлении ставится вопрос о взыскании с Коробейников В.А. недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 7800 рублей.
В соответствии с п. 2 статьи 58 НК РФ подлежащая уплате сумма налога уплачивается налогоплательщиком в установленные сроки. В соответствии с п. 4 ст. 57 НК РФ в случаях, когда расчет налоговой базы производится налоговым органом, обязанность по уплате налога возникает не ранее даты получения налогового уведомления.
Из материалов дела усматривается, что Коробейников В.А. выставлялось налоговое уведомление № от ДД.ММ.ГГГГ со сроком уплаты до ДД.ММ.ГГГГ об оплате транспортного налога на сумму 7800 рублей.
Доказательств направления указанного уведомления Коробейников В.А. административным истцом не представлено.
Проверяя расчет налога, указанный в уведомлении, суд находит его верным, рассчитанным исходя из объекта налогообложения, налоговой базы, ставки, и количества месяцев владения.
Контрасчета административным ответчиком не представлено.
В соответствии с п. 1 ст. 69 Кодекса требованием об уплате налога признается извещение налогоплательщика о неуплаченной сумме налога, а также об обязанности уплатить в установленный срок неуплаченную сумму налога.
В соответствие со ст. 70 НК РФ, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей. В случае, если сумма недоимки и задолженности по пеням и штрафам, относящейся к этой недоимке, составляет менее 500 рублей, требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее одного года со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено пунктом 2 настоящей статьи.
Административным истцом, в соответствии со ст.69 НК РФ, административному ответчику направлялось требование:
- № по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ об уплате задолженности, в том числе по транспортному налогу за 2014г. в размере 7800 рублей. Срок уплаты ДД.ММ.ГГГГ.
Доказательств направления Коробейников В.А. указанного выше требования, административным истцом не представлено.
Из существа требований видно, что налоговые обязательства по транспортному налогу за 2014 год, на дату подачи административного иска в суд, не исполнены.
Доказательств обратного административным ответчиком в суд не представлено.
Требований о взыскании пени по имущественному налогу административным истцом не ставится.
Более того, административным истцом пропущен срок, предусмотренный для обращения в суд с требованиями о взыскании налога, что является самостоятельным основанием для отказа в заявленных требованиях.
Так, в соответствии со ст. 48 Налогового кодекса РФ, в случае неисполнения налогоплательщиком (плательщиком сбора, плательщиком страховых взносов) - физическим лицом, не являющимся индивидуальным предпринимателем (далее в настоящей статье - физическое лицо), в установленный срок обязанности по уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов налоговый орган (таможенный орган), направивший требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов (налоговый орган по месту жительства физического лица в случае снятия этого лица с учета в налоговом органе, направившем требование об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов), вправе обратиться в суд с заявлением о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества, в том числе денежных средств на счетах в банке, электронных денежных средств, переводы которых осуществляются с использованием персонифицированных электронных средств платежа, и наличных денежных средств, этого физического лица в пределах сумм, указанных в требовании об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.
Заявление о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, за счет имущества физического лица (далее в настоящей статье - заявление о взыскании) подается в отношении всех требований об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, по которым истек срок исполнения и которые не исполнены этим физическим лицом на дату подачи налоговым органом (таможенным органом) заявления о взыскании в суд.
Заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом (таможенным органом) в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Если в течение трех лет со дня истечения срока исполнения самого раннего требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, учитываемого налоговым органом (таможенным органом) при расчете общей суммы налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, подлежащей взысканию с физического лица, такая сумма налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов не превысила 3 000 рублей, налоговый орган (таможенный орган) обращается в суд с заявлением о взыскании в течение шести месяцев со дня истечения указанного трехлетнего срока.
Требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом (таможенным органом) в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления о взыскании может быть восстановлен судом.
Сумма неисполненного налогового обязательства по требованию № от ДД.ММ.ГГГГ, превысила 3000 рублей, срок исполнения обязательства установлен до ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, крайний срок обращения с требованиями в суд до ДД.ММ.ГГГГ. Доказательств того, что налоговая инспекция в сроки, установленные законодательством обращалась в суд (мировому судье) с требованиями о принудительном взыскании недоимки, не представлено.
С настоящим административным иском налоговая инспекция обратилась ДД.ММ.ГГГГ, что следует из штампа входящей корреспонденции, было направлено в суд ДД.ММ.ГГГГ, что следует из почтового конверта.
Таким образом, срок обращения в суд пропущен.
Административный ответчик возражал по поводу восстановления срока обращения в суд.
Суд не находит оснований для удовлетворения ходатайства налоговой службы о восстановлении срока обращения в суд с требованием о взыскании налоговых платежей, санкций с Коробейников В.А..
Как указал Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 08 февраля 2007 года N 381-О-П, установление в качестве одного из элементов налогообложения срока уплаты налога (пункт 1 статьи 17 НК РФ) предполагает его обязательность для обеих сторон налогового правоотношения (публично-правового образования и налогоплательщика), направлено на обеспечение справедливого баланса публичных и частных интересов. Поэтому допущение не ограниченного временными рамками принудительного погашения задолженности по налогам и сборам вступает в противоречие с конституционными принципами, лежащими в основе правового регулирования отношений в области государственного принуждения и исполнения имущественных обязанностей.
Несоблюдение налоговой инспекцией установленных налоговым законодательством сроков является основанием для отказа в удовлетворении искового заявления.
Объективных причин, препятствующих своевременному обращению административного истца за судебной защитой, не установлено.
Возможность восстановления пропущенного срока подачи заявления о выдаче судебного приказа процессуальный закон ставит в зависимость от наличия уважительных причин его пропуска, а не от длительности периода просрочки. Однако никаких обстоятельств уважительности причин пропуска срока налоговым органом не приведено.
Следует учитывать, что своевременность подачи заявления зависела исключительно от волеизъявления административного истца, наличия у него реальной возможности действий и не была обусловлена причинами объективного характера, препятствовавшими или исключавшими реализацию им права на судебную защиту в срок, установленный законом.
Доказательств, свидетельствующих о наличии обстоятельств, препятствующих своевременному обращению в суд за защитой нарушенного права, налоговым органом не представлено, в связи, с чем не имеется оснований полагать, что срок пропущен по уважительной причине.
В соответствии с частью 8 статьи 219 КАС РФ пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении административного иска.
Руководствуясь ст. 175-180 КАС РФ, суд –
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления о взыскании с Коробейников В.А., проживающего по адресу: <адрес> пользу Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 15 по Челябинской области, недоимки по транспортному налогу за 2014 год в размере 7800 рублей, отказать.
Решение может быть обжаловано в Челябинский областной суд через Карталинский городской суд путем подачи апелляционной жалобы в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Председательствующий : Г.В. Крафт
Мотивированное решение составлено 07 декабря 2020 года.
Судья : Г.В. Крафт