Решение по делу № 2-609/2023 от 03.02.2023

УИД 42RS0033-01-2023-000294-22 (№ 2-609/2023)

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суда города Прокопьевска Кемеровской области

в составе судьи Тихоновой Л.Г.,

при секретаре Давлетшиной Ю.В.,

с участием ст. помощника прокурора города Прокопьевска Покровского Е.А.,

представителя ответчика МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» - Кондрашовой Е.В., действующей на основании Устава,

представителя третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации по Кемеровской области-Кузбассу» Демидовой М.С., действующей на основании доверенности,

рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Прокопьевске

18 мая 2023 года

гражданское дело по иску прокурора города Прокопьевска в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 63 «Золотой ключик», Управлению образования администрации города Прокопьевска о понуждении к совершению действий,

УСТАНОВИЛ:

Прокурор города Прокопьевска обратился в суд с иском к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 63 «Золотой ключик», (далее МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик»), Управлению образования администрации города Прокопьевска (далее Управление образования) о возложении обязанности обеспечения антитеррористической защищенности организации, мотивируя свои требования тем, что прокуратурой города Прокопьевска проведена проверка в сфере соблюдения образовательными организациями требований к антитеррористической защищенности объектов, в ходе которой выявлены нарушения в части создания безопасных условий обучения и воспитания обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее Требования). На объекте имеется действующие акты категорирования и паспорта безопасности, разработанные и утвержденные в соответствии с Требованиями. Вместе с тем, в данной организации отсутствует охранная сигнализация в помещениях с хранением документов ограниченного распространения и в помещениях размещения дорогостоящего оборудования, отсутствует помещение для охраны с установкой в них системы видеонаблюдения, что не соответствует п.п. «а», «в» п. 25 Требований. Просит обязать Управление образования администрации города Прокопьевска выделить денежные средства на проектирование и установку охранной сигнализации, оборудование помещения для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик». На МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» возложить обязанность в течение месяца с момента перечисления денежных средств осуществить проектирование и установку охранной сигнализации, оборудовать помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения.

Представитель ответчика Управление образования в судебное заседание не явился. О дне, месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом.

Суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

В судебном заседании представитель истца – ст. помощник прокурора города Прокопьевска Покровский Е.А. заявленные прокурором города Прокопьевска требования поддержал в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил установить срок для Управления образования профинансировать мероприятия до 1 августа 2023 года.

Представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» - Кондрашова Е.В. исковые требования признала полностью.

Представитель третьего лица ФГКУ «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской федерации по Кемеровской области-Кузбассу» Демидова М.С. считает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Выслушав явившихся лиц, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.

В соответствии со ст. 11 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009, основными задачами противодействия терроризму являются выявление и устранение причин и условий, способствующих возникновению и распространению терроризма; обеспечение безопасности граждан и антитеррористической защищенности потенциальных объектов террористических посягательств, в том числе критически важных объектов инфраструктуры и жизнеобеспечения, а также мест массового пребывания людей.

Федеральным законом от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» определены основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, поставлены задачи минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В силу ст. 2 вышеуказанного Закона одним из принципов противодействия терроризму в Российской Федерации является приоритет мер предупреждения терроризма и минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

В соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 9 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее Закон об образовании) к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Статьей 28 Закона об образовании предусмотрено, что образовательная организация обязана осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством об образовании, создавать безопасные условия обучения, воспитания обучающихся, присмотра и ухода за обучающимися, их содержания в соответствии с установленными нормами, обеспечивающими жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации. К компетенции образовательной организации в установленной сфере деятельности относятся создание необходимых условий для охраны и укрепления здоровья, организации питания обучающихся и работников образовательной организации, создание условий для занятия обучающимися физической культурой и спортом.

Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, отнесенных к ее компетенции, за реализацию не в полном объеме образовательных программ в соответствии с учебным планом, качество образования своих выпускников, а также за жизнь и здоровье обучающихся и работников образовательной организации.

На основании ч. 8 ст. 41 Закона об образовании охрана здоровья обучающихся включает в себя, обеспечение безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность.

В соответствии с пп. 5 п. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относятся, в том числе обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Кроме того, в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» органы местного самоуправления обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений в случаях, когда речь идет о решении вопросов местного значения.

Исполнение требований нормативно-правовых актов по обеспечению антитеррористической защищенности образовательных организаций является и обязанностью органов местного самоуправления, а в силу ст. ст. 139, 140 Бюджетного кодекса Российской Федерации органы местного самоуправления имеют правовые полномочия на выделение денежных средств для обустройства территорий образовательных организация.

В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму», постановлением Правительства Российской Федерации от 02.08.2019 № 1006 утверждены Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства просвещения Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства просвещения Российской Федерации, и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).

Судом установлено, что в 2022 году прокуратурой города Прокопьевска проводилась проверка исполнения законодательства в сфере антитеррористической защищенности объектов, в которых располагаются образовательные учреждения. По результатам проверки прокурором города Прокопьевска в адрес Главы города Прокопьевска было вынесено представление об устранении нарушений федерального законодательства, направленного на обеспечение безопасности учащихся, работников и иных лиц в образовательных организациях. В представлении наряду с прочими выявленными нарушениями указано на то, что почти все объекты 3 категории опасности, принадлежащие дошкольным и школьным образовательным организациям, в нарушение п. 25 Требований, не оборудованы системой охранной сигнализации, в них отсутствуют помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения.

МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» на основании договора № 144 о закреплении за учреждением муниципального имущества на праве оперативного управления от 09.01.2018 закреплено на праве оперативного управления муниципальное недвижимое имущество - здание детского сада по адресу: гор. Прокопьевск, ул. Кучина, 36, которому в соответствии с пунктом 13 Требований присвоена третья категория опасности, что подтверждается паспортом безопасности МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик».

В ходе проведенной прокуратурой города Прокопьевска проверки в сфере соблюдения образовательными организациями требований к антитеррористической защищенности объектов установлено, что объект (здание детского сада) не оборудован системой охранной сигнализации, что противоречит подпункту «а» пункта 25 Требований, не оборудовано помещение для охраны с установкой в нем видеонаблюдения, охранной сигнализации, и средств передачи тревожных сообщений в подразделения войск национальной гвардии Российской Федерации, что противоречит подпункту «в» пункта 25 Требований.

В судебном заседании представитель ответчика МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» подтвердил, что в здании детского сада отсутствует система охранной сигнализации, не оборудовано помещение для охраны.

Таким образом, удовлетворяя исковые требования, суд исходит из того, что охрана МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» не соответствует предъявляемым требованиям, тогда как принятие мер безопасности является необходимым условием реализации содержания конституционных и иных прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, в том числе права на личную безопасность. Особое значение данные меры приобретают в условиях пребывания несовершеннолетних, а также работников учреждения в период их нахождения в образовательной организации.

В силу п. 5 Требований ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территорий). Однако, ответчиком возложенная на данное учреждение обязанность обеспечить антитеррористическую защищенность принадлежащих ему объектов (территорий) не выполнена. Невыполнение организацией п. 25 Требований связано, в том числе, с отсутствием надлежащего финансирования Управлением образования подведомственного ему бюджетного учреждения.

В соответствии с частями 3, 3.1 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» на органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления возложена обязанность по принятию надлежащих мер по противодействию терроризму в пределах своих полномочий, а на юридические лица выполнение требований к антитеррористической защищенности объектов. Невыполнение требований названного закона свидетельствует о бездействии указанных органов.

Противодействие терроризму - деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма (п. 4 ст. 3 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму»).

Согласно пункту 3 статьи 5 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» органы местного самоуправления обязаны принимать меры по профилактике и борьбе с терроризмом, а также минимизации и (или) ликвидации последствий его проявления. Участие в профилактике терроризма выражается в обеспечении антитеррористической защищенности зданий и сооружений, в которых размещены муниципальные учреждения, в частности, учреждения образования.

В силу пункта 42 Концепции противодействия терроризму в Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 05.10.2009 расходы на финансирование мероприятий в области противодействия терроризму определяются каждым субъектом Российской Федерации и органом местного самоуправления самостоятельно за счет средств своих бюджетов.

При этом действующее законодательство не связывает выполнение органами местного самоуправления, в структуру которых входят, в том числе управления образования, требований по обеспечению антитеррористической безопасности с их финансовыми возможностями.

В силу статьи 1 Закона Российской Федерации от 28.12.2010 № 390-ФЗ «О безопасности» под безопасностью понимается состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз.

Обеспечение системой охранной сигнализации здания детского сада является одним из комплекса мероприятий, направленных на повышение уровня безопасности в общеобразовательном учреждении.

Согласно пункту 1 части 13 статьи 30 Федерального закона от 30.12.2009         № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований: в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий.

В силу пункта 6.48 СП 118.13330.2012. Свод правил. Общественные здания и сооружения. Актуализированная редакция СНиП 31-06-2009, утвержденного приказом Минрегиона России от 29.12.2011 № 635/10, для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Исходя из пункта 1.3 Устава образовательного учреждения, утвержденного Управлением образования администрации города Прокопьевска учредителем Детского сада является муниципальное образование «Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса», функции и полномочия учредителя Детского сада осуществляет Управление образования администрации города Прокопьевска.

Положением Управления образования администрации города Прокопьевска, утвержденным решением Прокопьевского городского Совета народных депутатов от 25.11.2011 № 761 «Об утверждении Положения Управления образования администрации города Прокопьевска» предусмотрено, что Управление образования администрации города Прокопьевска является отраслевым органом администрации города Прокопьевска, осуществляет функции по реализации вопросов местного значения в сфере образования и выполняет полномочия учредителя образовательных организаций. Управление наделяется полномочиями учредителя в отношении муниципальных общеобразовательных учреждений. Предметом деятельности Управления образования является в числе прочего решение вопросов местного значения в сфере образования, отнесенных к его компетенции федеральными, региональными, муниципальными правовыми актами (п. 1.1., 1.7., 2.1. Положения).

Управление образования исполняет функции главного распорядителя бюджетных средств муниципального образования «Прокопьевский городской округ Кемеровской области-Кузбасса» для реализации целей осуществления муниципальной и государственной политики в области образования, а также исполняет бюджетные полномочия, определенные бюджетным законодательством (п. 3.1.24.), формирует предложения о распределении средств субсидий и субвенций по муниципальным образовательным учреждениям после получения уведомления о выделении сумм субсидий и субвенций, формирует и направляет в орган исполнительной власти Кемеровской области-Кузбасса, осуществляющий управление в сфере образования, предложения об увеличении или сокращении средств субсидий и субвенций в соответствии с заявками подведомственных муниципальных учреждений, а также отчет об использовании этих средств (п. 3.1.32. Положения).

Таким образом, как главный распорядитель бюджетных средств Управление образования администрации города Прокопьевска не лишен возможности запросить дополнительное финансирование на выполнение мероприятий по антитеррористической защищенности подведомственного образовательного учреждения в рамках бюджетных полномочий.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что на ответчиков в силу закона возложена обязанность обеспечить образовательное учреждение средствами антитеррористической защищенности, в связи с чем требования прокурора города Прокопьевска подлежат удовлетворению в полном объеме.

Разрешая вопрос о сроке, необходимом для исполнения решения суда, суд учитывает следующее.

В соответствии со статьей 206 ГПК РФ при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определенные действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счет ответчика с взысканием с него необходимых расходов.

В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Учитывая характер выявленных нарушений, часть из которых ставят под угрозу жизнь и здоровье воспитанников и сотрудников МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик», требования разумности, длительность и сложность подлежащих выполнению работ, планирование муниципального бюджета, а также соблюдение требований Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», суд полагает правильным установить срок исполнения Управлением образования администрации города Прокопьевска обязанности по финансированию данных мероприятий – до 01.08.2023, а МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» указанных в решении суда мероприятий - в течение месяца с момента перечисления денежных средств Управлением образования администрации города Прокопьевска.

На основании изложенного и руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

Исковые требования прокурора города Прокопьевска в защиту прав неопределенного круга лиц к муниципальному бюджетному дошкольному образовательному учреждению «Детский сад № 63 «Золотой ключик», Управлению образования администрации города Прокопьевска о понуждении к совершению действий, удовлетворить.

Обязать Управление образования администрации города Прокопьевска в срок до 01.08.2023 года выделить денежные средства на проектирование и установку охранной сигнализации, оборудование помещения для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения в МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик».

Обязать МБДОУ «Детский сад № 63 «Золотой ключик» в течение месяца с момента перечисления денежных средств осуществить проектирование и установку охранной сигнализации, оборудовать помещение для охраны с установкой в ней системы видеонаблюдения.

Решение может быть обжаловано сторонами в апелляционном порядке в Кемеровский областной суд в течение месяца со дня составления решения в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через суд, принявший решение, т.е. Центральный районный суд гор. Прокопьевска Кемеровской области.

Судья             (подпись)                                                                               Л.Г. Тихонова

В окончательной форме решение изготовлено 23 мая 2023 года.

Судья             (подпись)                                                                             Л.Г. Тихонова

2-609/2023

Категория:
Гражданские
Истцы
прокурор города Прокопьевска
Ответчики
МБДОУ "Детский сад №63"
Управление образования города Прокопьевска
Другие
Отдел вневедомственной охраны по г. Прокопьевску - филиал федерального государственного казенного учреждения «Управление вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по Кемеровской области-Кузбассу»
Суд
Центральный районный суд г. Прокопьевск Кемеровской области
Дело на сайте суда
centr.kmr.sudrf.ru
03.02.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
03.02.2023Передача материалов судье
06.02.2023Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
06.02.2023Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
22.02.2023Подготовка дела (собеседование)
22.03.2023Подготовка дела (собеседование)
19.04.2023Подготовка дела (собеседование)
19.04.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
15.05.2023Судебное заседание
18.05.2023Судебное заседание
23.05.2023Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.05.2023Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
03.07.2023Дело оформлено
04.07.2023Дело передано в архив
18.05.2023
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее