Дело № – 1077 / 2024 Мотивированное решение
УИД: 25RS0№-88 изготовлено 23 июля 2024 г.
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
г. Большой Камень 16 июля 2024 г.
Шкотовский районный суд Приморского края в составе:
председательствующего судьи Аркадьевой Е.П.,
при помощнике судьи ФИО3,
с участием истца ФИО2,
представителя ответчика МО МВД России «Большекаменский» ФИО5,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО2 к УМВД России по Приморскому краю, МО МВД России «Большекаменский» о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, взыскании компенсации морального вреда,
УСТАНОВИЛ:
ФИО2 обратилась в суд с иском к УМВД России по Приморскому краю, указав, что с 2002 года по 2014 она проходила службу в органах внутренних дел, за время которой была награждена рядом ведомственных наград и знаков отличия МВД России, и с которой уволилась по собственной инициативе в звании «майор юстиции». В октябре 2023 года она узнала, что в Межмуниципальном отделе Министерства внутренних дел «Большекаменский» (далее - МО МВД России «Большекаменский») вакантна должность заместителя начальника - начальника отделения по работе с личным составом. Она приняла решение о восстановлении на службе в органах внутренних дел (далее - ОВД). После успешного прохождения собеседования с начальником МО МВД России «Большекаменский» и предоставления требуемых документов (копии паспорта, свидетельства о браке, свидетельства о рождении детей, справке об отсутствии недвижимости, фотографий, положительной характеристики с предыдущего места службы и др.) её направили на собеседование в УМВД России по Приморскому краю <адрес> которое также было ею успешно пройдено ДД.ММ.ГГГГ. Ожидая направления на прохождение предусмотренного законом комплексного обследования в комиссию по профессиональному отбору для определения профессиональной психологической пригодности, она получила от ответчика посредством телефонной связи устное уведомление об отказе в приеме на службу без указания причин. ДД.ММ.ГГГГ она направила письменное обращение в УМВД России по <адрес> с целью указания причин отказа. ДД.ММ.ГГГГ ею был получен ответ из УМВД России по Приморскому краю о том, что по результатам рассмотрения её кандидатуры на должность заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» - начальника отделения по работе с личным составом, возможен факт возникновения личной заинтересованности, которая совместна с лейтенантом полиции ФИО1, заместителем начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Большекаменский». Также было указано на недопущение нахождения на службе сотрудника в случае близкого родства или свойства. ФИО1 является её двоюродной сестрой. Согласно статьи 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - Ф3-342), сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому. Однако, двоюродные братья и сестры не входят в состав близких родственников, а также свойственников. Более того, должность заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Большекаменский», которую занимает ФИО1, не находится в непосредственной подчиненности и подконтрольности заместителя начальника МО МВД «Большекаменский» - начальника отделения по работе с личным составом, на которую претендовала истец. Из ответа на её обращение также следует вывод, что между лицами, которые состоят в иных близких отношениях, может присутствовать конфликт интересов, даже если ими не нарушается запрет, связанный с непосредственной подчиненностью и подконтрольностью. Считает данный вывод преждевременным и необоснованным в связи с тем, что с ФИО1 они не ведут совместного хозяйства, не проживают и не прописаны в одном помещении, не поддерживают близких отношений, не участвуют в расходах друг друга, не проводят совместный досуг. Считает, что решение ответчика об отказе в приеме её на службу является немотивированным и необоснованным, что противоречит требованиям Трудового кодекса Российской Федерации и ст.ст. 14, 17 Федерального закона № 342-ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Просит признать незаконным отказ УМВД России по Приморскому краю в приеме её на службу в органы внутренних дел Российской Федерации на должность заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» - начальника отделения по работе с личным составом; взыскать с УМВД России по Приморскому краю компенсацию морального вреда в размере 100 000, 00 руб.
Определением суда от ДД.ММ.ГГГГ к участию в деле в качестве соответчика привлечен МО МВД России «Большекаменский».
В судебном заседании истец ФИО2 на удовлетворении иска настаивала по изложенным в нем основаниям.
Представитель ответчика УМВД России по Приморскому краю в судебное заседание не явился, о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие, предоставил письменные возражения, в которых, ссылаясь на Закон от ДД.ММ.ГГГГ № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон о службе), Федеральный закон от ДД.ММ.ГГГГ № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (далее – Закон о противодействии коррупции), в удовлетворении иска просил отказать по следующим основаниям. Так, в декабре 2024 года ФИО2, ранее проходившая службу в органах внутренних дел, обратилась к руководству МО МВД России «Большекаменский» с просьбой о приёме на службу в органы внутренних дел и рассмотрении её кандидатуры на должность заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» - начальника отделения (отделение по работе с личным составом). По результатам предварительного собеседования кандидатура ФИО2 была одобрена и ей даны рекомендации о предоставлении необходимых документов для поступления на службу в органы внутренних дел. В ходе проверки кандидатуры ФИО2 установлено, что последняя состоит в родстве с действующим сотрудником МО МВД России «Большекаменский» - заместителем начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ФИО1 (двоюродной сестрой). На основании части 4 статьи 19 Закона о службе, ФИО2 отказано в приёме на службу органы внутренних дел, о чём ФИО2 уведомлена руководителем МО МВД России «Большекаменский» (исх. 14/296 от ДД.ММ.ГГГГ). Ввиду того, что действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми могут повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у сотрудника органов внутренних дел может возникнуть конфликт интересов с этими лицами, довод истца о том, что заместитель начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Большекаменский» ФИО4 не является близким родственником, а законом определен круг лиц, родственные отношения с которыми квалифицируются как конфликт интересов, является несостоятельным. Истец, в случае нахождения в должности заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» - начальника отделения (отделение по работе с личным составом), обладала бы властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций по принятию кадровых решений в порядке подчиненности в отношении заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Большекаменский» ФИО4, приходящейся ей двоюродной сестрой. Кроме того, в соответствии с пунктом 16 Положения о МО МВД России «Большекаменский», утвержденным приказом УМВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, начальник отдела распределяет обязанности между своими заместителями и вправе делегировать в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям. В дополнительных возражениях представитель указал, что УМВД России по <адрес> является ненадлежащим ответчиком, кроме того, истцом пропущен трехмесячный срок на обращение в суд, поскольку об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел ФИО2 стало известно в январе 2024 г., однако исковое заявление подано в суд только ДД.ММ.ГГГГ.
Представитель ответчика МО МВД России «Большекаменский» ФИО5 в судебном заседании против удовлетворения иска возражала по основаниям, изложенным в письменных возражениях, которые содержат доводы, аналогичные возражениям представителя ответчика УМВД России по Приморскому краю.
Оценив доводы сторон, исследовав представленные доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В ноябре 2023 г. ФИО2 обратилась к руководству МО МВД России «Большекаменский» с просьбой о приёме на службу в органы внутренних дел и рассмотрении её кандидатуры на должность заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» - начальника отделения (отделение по работе с личным составом). После успешного прохождения собеседования с начальником МО МВД России «Большекаменский» и предоставления требуемых документов ФИО2 была направлена на собеседование в УМВД России по Приморскому краю, которое также было ею успешно пройдено ДД.ММ.ГГГГ. Однако, в ходе проверки кандидатуры ФИО2 было установлено, что она состоит в родстве с действующим сотрудником МО МВД России «Большекаменский» - заместителем начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых ФИО1, которая приходится ей двоюродной сестрой, в связи с чем ФИО2 было отказано в приёме на службу органы внутренних дел.
Правоотношения, связанные с поступлением на службу в органы внутренних дел, ее прохождением и прекращением, а также с определением правового положения (статуса) сотрудника органов внутренних дел, регулируются Федеральным законом от 30.11.2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
В силу п. 6 ч. 1 ст. 14 Закона о службе сотрудник органов внутренних дел не может находиться на службе в органах внутренних дел в случае наличия близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с сотрудником органов внутренних дел, если замещение должности связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому.
В соответствии с ч. 5 ст. 17 Закона о службе, гражданин не может быть принят на службу в органы внутренних дел в случае, предусмотренном п. 6 ч. 1 ст. 14 указанного Федерального закона.
Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» устанавливает, как следует из его преамбулы, основные принципы противодействия коррупции, правовые и организационные основы предупреждения коррупции и борьбы с ней, минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений.
Исходя из п. 2 ст. 1 Закона о противодействии коррупции, противодействие коррупции - деятельность федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, институтов гражданского общества, организаций и физических лиц в пределах их полномочий: по предупреждению коррупции, в том числе по выявлению и последующему устранению причин коррупции (профилактика коррупции) (подпункт «а»); по выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию коррупционных правонарушений (борьба с коррупцией) (подпункт «б»); по минимизации и (или) ликвидации последствий коррупционных правонарушений (подпункт «в»).
Частью 1 ст. 10 Закона о противодействии коррупции установлено, что под конфликтом интересов в настоящем Федеральном законе понимается ситуация, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий).
Под личной заинтересованностью понимается возможность получения доходов в виде денег, иного имущества, в том числе имущественных прав, услуг имущественного характера, результатов выполненных работ или каких-либо выгод (преимуществ) лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, и (или) состоящими с ним в близком родстве или свойстве лицами (родителями, супругами, детьми, братьями, сестрами, а также братьями, сестрами, родителями, детьми супругов и супругами детей), гражданами или организациями, с которыми лицо, указанное в части 1 настоящей статьи, и (или) лица, состоящие с ним в близком родстве или свойстве, связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями (ч. 2 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).
Обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов возлагается на государственных и муниципальных служащих (п. 1 ч. 3 ст. 10 Закона о противодействии коррупции).
В соответствии с ч. 1 ст. Закона о противодействии коррупции, лицо, указанное в ч. 1 ст. 10 этого закона, обязано принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта интересов.
Таким образом, Закон о противодействии коррупции устанавливает правила предотвращения и урегулирования конфликта интересов - ситуации, при которой личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), и возлагает обязанность принимать меры по недопущению любой возможности возникновения конфликта.
Конституционным Судом Российской Федерации в постановлении от 6.06.1995 № 7-П разъяснено, что служба в органах внутренних дел является особым видом государственной службы, направлена на реализацию публичных интересов, что предопределяет наличие у сотрудников, проходящих службу в этих органах, специального правового статуса, обусловленного выполнением конституционно значимых функций по обеспечению правопорядка и общественной безопасности. Законодатель, определяя правовой статус сотрудников, проходящих службу в органах внутренних дел, вправе устанавливать для этой категории граждан особые требования, в том числе к их личным и деловым качествам, и особые обязанности, обусловленные задачами, принципами организации и функционирования органов внутренних дел, а также специфическим характером деятельности указанных лиц.
На сотрудника распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Законом о противодействии коррупции.
Во исполнение Национального плана противодействия коррупции на 2016 - 2017 годы и Национального плана противодействия коррупции на 2018 - 2020 годы, утвержденных Указами Президента Российской Федерации, соответственно, от ДД.ММ.ГГГГ №, от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации подготовлены Методические рекомендации по вопросам привлечения к ответственности должностных лиц за непринятие мер по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов (письмо от ДД.ММ.ГГГГ №/П-5146) (далее - Рекомендации).
В разделе 4 Рекомендаций определены условия, при наличии которых имеются основания для применения к государственному служащему взыскания за несоблюдение требований по предотвращению и (или) урегулированию конфликта интересов.
Так, для подтверждения того, что конкретная ситуация является конфликтом интересов, первоначально необходимо достоверно установить наличие следующих обстоятельств: наличие личной заинтересованности; фактическое наличие у должностного лица полномочий для реализации личной заинтересованности; наличие связи между получением (возможностью получения) доходов или выгод должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана его личная заинтересованность, и реализацией (возможной реализацией) должностным лицом своих полномочий.
При этом личной заинтересованностью является возможность получения дохода или выгоды должностным лицом и (или) лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, к которым в том числе относятся: его близкие родственники или свойственники (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей); граждане или организации, с которыми должностное лицо и (или) его близкие родственники или свойственники связаны имущественными, корпоративными или иными близкими отношениями.
Личная заинтересованность должностного лица обусловлена возможностью получения доходов (включая доходы, полученные в виде имущественной выгоды), а также иных выгод. К иным выгодам, в частности, относятся: получение выгод (преимуществ), обусловленных такими побуждениями, как карьеризм, семейственность, желание получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса и т.п.; продвижение на вышестоящую должность или предоставление более престижного места службы (работы), содействие в получении поощрений и наград, научной степени и т.д.
При определении наличия личной заинтересованности, которая реализуется посредством получения выгод не самим должностным лицом, а лицами, с которыми связана личная заинтересованность должностного лица, дополнительно также необходимо установить: наличие отношений близкого родства или свойства граждан - получателей выгод с должностным лицом; наличие иных близких отношений между должностным лицом (его близкими родственниками или свойственниками) с гражданами получателями выгод. При этом такие отношения должны носить особый доверительный характер.
Из изложенного следует, что перечень ситуаций, при которых личная заинтересованность (прямая или косвенная) лица, замещающего должность государственной службы, замещение которой предусматривает обязанность принимать меры по предотвращению и урегулированию конфликта интересов, влияет или может повлиять на надлежащее, объективное и беспристрастное исполнение им должностных (служебных) обязанностей (осуществление полномочий), не является исчерпывающим. К субъектам, взаимодействие которых может привести к возникновению конфликта интересов, отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица, отношения между которыми так или иначе могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у государственного служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами. При этом личная заинтересованность должностного лица может быть обусловлена такими побуждениями как карьеризм, семейственность, а также оказание содействия в трудоустройстве, продвижении по службе, поощрении подчиненного сотрудника, а также иное покровительство по службе, совершенное из личной заинтересованности.
Ввиду того, что действующим правовым регулированием к субъектам возникновения конфликта интересов отнесены не только лица, обладающие признаками близкого родства или свойства, но и иные лица (а к ним могут быть отнесены двоюродные братья и сестры) отношения между которыми могли повлечь за собой возникновение ситуации, при которой у государственного служащего мог возникнуть конфликт интересов с этими лицами, суждение истца ФИО2 о том, что заместитель начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Большекаменский» ФИО1 не является её близким родственником, а законом определен круг лиц, родственные отношения с которыми квалифицируются как конфликт интересов, является неправомерным.
Судом была истребована у ответчика МО МВД России «Большекаменский» должностная инструкция по должности заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» – начальника отделения (по работе с личным составом).
На указанный запрос был предоставлен должностной регламент (должностная инструкция) по должности помощника начальника отдела МВД России (по работе с личным составом) – начальника отделения МО МВД России «Большекаменский».
Из пояснений представителя МО МВД России «Большекаменский» ФИО5 в зале суда следует, что должностная инструкция по должности заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» – начальника отделения (по работе с личным составом) будет разработана только при приеме сотрудника на службу на указанную должность, при этом указанная должностная инструкция будет аналогичной должностному регламенту (должностной инструкции) по должности помощника начальника отдела МВД России (по работе с личным составом) – начальника отделения МО МВД России «Большекаменский».
Из анализа должностного регламента (должностной инструкции) по должности помощника начальника отдела МВД России (по работе с личным составом) – начальника отделения МО МВД России «Большекаменский», являющейся аналогичной должности заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» – начальника отделения (по работе с личным составом), следует, что при нахождении в должности заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» - начальника отделения (по работе с личным составом) ФИО2 обладала бы властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций по принятию кадровых решений в порядке подчиненности в отношении заместителя начальника изолятора временного содержания подозреваемых и обвиняемых МО МВД России «Большекаменский» ФИО4, приходящейся ей двоюродной сестрой.
Так, из указанного должностного регламента (должностной инструкции) следует, что данная должность относится к категории руководителей (п. 1), при этом помощник начальника отдела МВД России (по работе с личным составом) – начальник отделения МО МВД России «Большекаменский» вправе: вносить предложения руководству МОМВД о поощрении и наложении дисциплинарных взысканий на сотрудников МОМВД, об установлении размеров денежных выплат (п. 14); вносить предложения руководству МОМВД о перемещении и выдвижении сотрудников на вышестоящую должность (п. 15); поручать подготовку необходимых материалов и (или) выполнение соответствующих мероприятий начальникам подразделений МОМВД (п. 19); обязан: принимать предусмотренные законодательством Российской Федерации меры по недопущению возникновения конфликтов интересов и урегулированию возникших конфликтов интересов (п. 89); изучать состояние служебной дисциплины и соблюдение законности сотрудниками, анализировать причины правонарушений и чрезвычайных происшествий, организовывать и принимать непосредственное участие в проведении мероприятий, направленных на укрепление служебной дисциплины и законности (п. 109); организовывать работу комиссий по служебной дисциплине и профессиональной этике, комиссий по социальным вопросам, руководить работой актива служебных коллективов (п. 110); осуществлять профилактику коррупционных и иных правонарушений в федеральном государственном органе, а также обеспечение деятельности федерального государственного органа по соблюдению государственными служащими запретов, ограничений, обязательств и правил служебного поведения (п. 112); несет ответственность: за соблюдение дисциплины и законности сотрудниками МОМВД (п. 133).
Кроме того, как следует из письменных возражений представителей ответчиков, в соответствии с пунктом 16 Положения о МО МВД России «Большекаменский», утвержденного приказом УМВД России по Приморскому краю от ДД.ММ.ГГГГ №, начальник отдела распределяет обязанности между своими заместителями и вправе делегировать в установленном порядке часть предоставленных ему организационно-распорядительных полномочий своим заместителям, что также предусматривает обладание властными и управленческими полномочиями, предусматривающими осуществление организационно-распорядительных функций в порядке подчиненности в отношении сотрудника полиции ФИО4, являющейся двоюродной сестрой истца.
При изложенных обстоятельствах, отказ ФИО2 в приеме на службу в МО МВД России «Большекаменский» на должность заместителя начальника МО МВД России «Большекаменский» – начальника отделения (по работе с личным составом) является правомерным.
Трехмесячный срок на обращение ФИО2 в суд об оспаривании отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, предусмотренный ч. 4 ст. 72 Закона о службе, истцом не пропущен, поскольку в январе 2024 г. ФИО2 узнала об отказе в приеме на службу в органы внутренних дел по телефону, мотивированное решение, с указанием причин отказа, от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 было направлено ДД.ММ.ГГГГ, получено ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте и ДД.ММ.ГГГГ почтовой связью, что следует из пояснений ФИО2 в пояснениях на дополнительные возражения ответчика.
Доказательств, опровергающих данное обстоятельство, ответчиками не предоставлено, равно как и доказательств направления в адрес ФИО2 уведомления начальника МО МВД России «Большекаменский» от ДД.ММ.ГГГГ, уведомления от ДД.ММ.ГГГГ ранее даты ДД.ММ.ГГГГ. Более того, уведомление начальника МО МВД России «Большекаменский» от ДД.ММ.ГГГГ является немотивированным, без указания причин и оснований отказа в приеме на службу. С иском ФИО2 обратилась в суд ДД.ММ.ГГГГ, то есть в установленный законом срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст.197, 198, 199 Гражданского процессуального кодекса РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований ФИО2 (№) к УМВД России по Приморскому краю (№ МО МВД России «Большекаменский» (№ о признании незаконным отказа в приеме на службу в органы внутренних дел, взыскании компенсации морального вреда, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Приморский краевой суд в течение месяца со дня принятия его судом в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Шкотовский районный суд.
Судья Е.П. Аркадьева