25RS0№-58 Дело №
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДД.ММ.ГГГГ. <адрес>
Первомайский районный суд в составе:
председательствующего судьи Сахно С.Я.
при секретаре Якимовской М.А.
с участием:
представителя ответчика Кузина А.Н.,
по доверенности
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску АО «ДОМ.РФ» к Чернову Сергею Анатольевичу о прекращении права собственности, возложении обязанности
УСТАНОВИЛ
В Едином государственном реестре недвижимости (далее по тексту – ЕГРН) зарегистрировано право собственности Чернова С.А. на объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым № площадью 643,8 кв. м, расположенное по адресу <адрес>, б. Патрокл, на земельных участках с кадастровыми №№, 25:28:030014:1392, 25:28:030014:1393.
АО «Дом.РФ» обратилось в суд с иском к Чернову С.А., указывая, что согласно сведениям ЕГРН нежилое здание разрушено в результате физического износа, по результатам осмотра названных земельных участков было установлено, что на их территории даже фундамента разрушенного объекта не обнаружено, следовательно, объект недвижимости на земельных участках отсутствует. Просит признать отсутствующим право собственности Чернова С.А. в отношении указанного здания, обязать управление Росреестра внести в ЕГРН сведения о снятии с кадастрового учета указанного объекта недвижимости и исключении записи о регистрации права собственности Чернова С.А. на спорный объект.
Стороны и третьи лица Управление Росреестра по <адрес> и ТУ «Росимущества» в судебное заседание не явились, истец и третьи лица о дне слушания дела извещены надлежащим образом, причины неявки представителей суду не сообщили; судебное извещение, направленное заказной почтой по месту жительства ответчика Чернова С.А., возвращено оператором связи в суд за истечением срока хранения и неявкой адресата. При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу о злоупотреблении ответчиком своими процессуальными правами в виде отказа от получения судебного извещения, в связи с чем, с учётом требований ст.ст. 117, 167 ГПК РФ, полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Представитель ответчика в судебном заседании исковые требования не признал, указал, что у истца отсутствует материальное и процессуальное право на предъявление исковых требований, при этом ответчик при приобретении права собственности на объект недвижимости приобрёл и соответствующие права на земельные участки, на которых он расположен. Поставил под сомнение выводы строительно-технической и землеустроительной экспертизы, полагает названные выводы противоречивыми и непоследовательными. Просит суд в иске отказать.
Выслушав представителя ответчика, исследовав материалы дела, суд полагает исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению по следующим основаниям:
В судебном заседании установлено, что в собственности Российской Федерации находятся земельные участки: с кадастровым номером 25:28:030014:1391, площадью 1247 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 40 м по направлению на запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>; с кадастровым номером 25:28:030014:1392, площадью 2281 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 66 м по направлению на юго-запад от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>; с кадастровым номером 25:28:030014:1393, площадью 256 кв.м, расположенный по адресу: установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка, ориентир жилой дом, участок находится примерно в 55 м по направлению на юг от ориентира, почтовый адрес ориентира: <адрес>.
При этом в ЕГРН зарегистрировано право собственности Чернова С.А. на объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым № площадью 643,8 кв. м, расположенное по адресу <адрес>, б. Патрокл, на указанных земельных участках.
Суд находит несостоятельными доводы представителя ответчика об отсутствии у истца материального и процессуального права на предъявление исковых требований, поскольку из материалов дела следует, что земельные участки с кадастровыми номерами 25:28:030014:1391, 25:28:030014:1392, 25:28:030014:1393 принадлежат на праве аренды Фонду «РЖС» в качестве агента Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ № 161-ФЗ «О содействии развитию жилищного строительства», в настоящее время полномочия Фонда «РЖС» переданы Единому институту развития в жилищной сфере, полномочия которого осуществлялись ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», в настоящее время переименованному в АО «Дом.РФ».
Исходя из ст. 2 ГПК РФ судебной защите подлежат нарушенные или оспариваемые права, свободы и законные интересы граждан, организаций, права и интересы Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, других лиц, являющихся субъектами гражданских, трудовых или иных правоотношений.
В соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней.
Согласно п. 1 ст. 235 ГК РФ одним из оснований прекращения права собственности на вещь, в том числе недвижимую, является ее гибель.
Как указывает Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в постановлении от ДД.ММ.ГГГГ №, из системного толкования ст.ст. 131, 235 ГК РФ следует, что в случае утраты недвижимостью свойств объекта гражданских прав, исключающей возможность его использования в соответствии с первоначальным назначением, запись о праве собственности на это имущество не может быть сохранена в реестре по причине ее недостоверности. Противоречия между правами на недвижимость и сведениями о них, содержащимися в реестре, в случае гибели или уничтожения такого объекта могут быть устранены как самим правообладателем, так и судом по иску лица, чьи права и законные интересы нарушаются сохранением записи о праве собственности на это недвижимое имущество при условии отсутствия у последнего иных законных способов защиты своих прав.
В абз. 4 п. 52 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации №, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» разъяснено, что в случаях, когда запись в ЕГРП нарушает право истца, которое не может быть защищено путем признания права или истребования имущества из чужого незаконного владения (право собственности на один и тот же объект недвижимости зарегистрировано за разными лицами, право собственности на движимое имущество зарегистрировано как на недвижимое имущество, ипотека или иное обременение прекратились), оспаривание зарегистрированного права или обременения может быть осуществлено путем предъявления иска о признании права или обременения отсутствующими.
Как указано в Письме Министерства экономического развития РФ № <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ, под гибелью или уничтожением в соответствии с гражданским законодательством понимается необратимое физическое прекращение существования вещи в первоначальном виде, которое делает невозможным удовлетворение исходных потребностей собственника. При этом прекращение существования вещи при ее гибели или уничтожении должно быть действительно необратимым.
В соответствии с заключением судебной комплексной строительно-технической и землеустроительной экспертизы ООО «Приморский экспертно-правовой центр» № от ДД.ММ.ГГГГ, проведённой по определению суда, в ходе обследования в границах земельных участков с кадастровыми номерами 25:28:030014:1391, 25:28:030014:1392, 25:28:030014:1393 какие-либо сохранившиеся остатки здания с кадастровым номером 25:28:000000:20935 не обнаружены, что свидетельствует о том, что остатки здания утрачены, процент сохранности здания равен 0 %.
У суда отсутствуют основания сомневаться в приведённых в названном заключении экспертизы выводах и в компетентности специалистов, подготовивших заключение, при этом заключение, вопреки утверждению представителя ответчика, не содержит противоречий, выводы экспертов основаны на обстоятельствах, изложенных в исследовательской части заключения. Суд принимает указанное заключение в качестве допустимого доказательства по делу, поскольку ответчиком в нарушение требований ст. 56 ГПК РФ не представлено достоверных, допустимых и достаточных доказательств, опровергающих содержащиеся в нём выводы.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что в настоящее время объект недвижимости - нежилое здание с кадастровым номером 25:28:000000:20935, расположенное по адресу: <адрес>, б. Патрокл прекратил свое существование, в связи с чем исковые требования о признании отсутствующим права собственности Чернова С.А. на спорный объект недвижимости подлежат удовлетворению.
Обсуждая исковые требования о внесении в ЕГРН сведений о снятии с кадастрового учета спорного объекта недвижимости и исключении записи о регистрации права собственности Чернова С.А. на спорный объект, суд учитывает, что названные требования по существу предъявлены истцом к органу регистрационного учёта – Управлению Росреестра по <адрес>, на которого истец просит возложить соответствующие обязанности.
Между тем, названное юридическое лицо не привлечено истцом к участию в деле в качестве ответчика, ходатайство о привлечении его к участию в деле истцом заявлено не было, рассмотрение исковых требований к лицу, не являющемуся ответчиком, невозможно, в связи с чем в иске к Управлению Росреестра по <адрес> необходимо отказать.
Вместе с тем, в соответствии с п. 5 ч. 2 ст. 14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав является вступивший в законную силу судебный акт.
Поскольку п. 3 ч. 3 статьи указанной нормы закона предусмотрено, что государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав осуществляются одновременно в связи с прекращением существования объекта недвижимости, права на который зарегистрированы в Едином государственном реестре недвижимости, установление отсутствия оснований для осуществления кадастрового учета ввиду признания вещи движимой влечет прекращение на нее прав как на недвижимость.
Таким образом, факт разрешения спора о праве, в том числе признание права отсутствующим, является основанием для внесения соответствующих сведений в Единый государственный реестр недвижимости о прекращении права собственности на спорный объект, а также о снятии его с кадастрового учета.
При указанных обстоятельствах суд полагает возможным снять с кадастрового учета спорный объект недвижимости и исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись о регистрации права собственности ответчика на указанный объект недвижимости.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ
Признать отсутствующим зарегистрированное право собственности Чернова Сергея Анатольевича на объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером 25:28:000000:20935 по адресу: <адрес>, б. Патрокл.
Снять с государственного кадастрового учета объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером 25:28:000000:20935 по адресу: <адрес>, б. Патрокл
Исключить из Единого государственного реестра недвижимости регистрационную запись №.2018-3 от ДД.ММ.ГГГГ о регистрации права собственности Чернова Сергея Анатольевича на объект недвижимости – нежилое здание с кадастровым номером 25:28:000000:20935 по адресу: <адрес>, б. Патрокл.
В иске о возложении обязанности на Управление Росреестра по <адрес> отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в <адрес>вой суд через Первомайский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ.
Судья :