Дело № 5-94/2019
Большереченский районный суд Омской области
646670, р.п. Большеречье, ул. Советов, 65
Постановление
по делу об административном правонарушении
р.п. Большеречье 04 декабря 2019 года
Судья Большереченского районного суда Омской области Страшко Т.В., при секретаре Майер И.М., рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела об административном правонарушении в отношении муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большереченская основная общеобразовательная школа», <данные изъяты>, сведения о привлечении к административной ответственности в материалах дела отсутствуют, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, предусмотренном ст. 19.20 ч.3 КоАП РФ,
УСТАНОВИЛ:
Как следует из протокола об административном правонарушении № от ДД.ММ.ГГГГ., составленным главным специалистом отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования Министерства образования Омской области С.Б. Шевченко, ДД.ММ.ГГГГг. около 14-00 часов в ходе плановой выездной проверки Министерства образования Омской области в МБОУ «Большереченская основная общеобразовательная школа» (далее – Учреждение), осуществляющей деятельность, не связанную с извлечением прибыли, выявлены следующие нарушения лицензионных требований.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность на основании лицензии на право осуществления образовательной деятельности от ДД.ММ.ГГГГ. № серии №, выданной Министерством образования Омской области для осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам дошкольного, начального общего, основного общего и дополнительного образования по адресу: <адрес>.
Учреждение осуществляет образовательную деятельность без специального оборудования, необходимого для выполнения в полном объеме требований ФГОС ООО по учебным предметам «Физическая культура», «Биология», «Химия», «Технология». У Учреждения отсутствует необходимое оборудование по вышеуказанным предметам для реализации предусмотренной в программе ФГОС практической части: демонстрации опытов, проведения лабораторных работ, проведения практических работ, практикумов. Для осуществления образовательной деятельности по предмету «Физическая подготовка» требуются: лыжи 150-160см, лыжные ботинки 31-32 размера, снаряд «Гимнастический мостик», мячи баскетбольные, волейбольные, на спортивной площадке отсутствуют спортивные сооружения: беговая дорожка, яма для прыжков в длину, турники и малые спортивные формы. Для проведения работ по предмету «Химия» у Учреждения отсутствует специальное оснащение кабинета, в том числе вытяжной шкаф, химические реактивы, лабораторное оборудование. Для проведения работ по предмету «Биология» требуется оборудование: гербарные экземпляры растений, натуральные объекты, влажные препараты животных, скелеты животных, скелет и муляжи торса человека, модели по разделу биологии «Человек». В кабинете технологии полностью отсутствует оснащение необходимого для проведения лабораторно-практических работ для девочек. Практические работы Учреждением не проводятся, материал изучается только теоретически.
Таким образом, вменяется в вину Учреждению нарушение п.п. «б» п.6 Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. №966, п.24, п.26 ФГОС ООО.
Кроме того, в помещениях, предназначенных для образовательной деятельности дошкольной группы, Учреждение не обеспечивает максимальную реализацию образовательного потенциала пространства группы, а также территории Учреждения: в дошкольной группе пространство предметно-развивающей среды не распределено по зонам, а на прилегающей к Учреждению территории отсутствует оборудованная площадка для прогулок дошкольников,
что квалифицировано нарушением п.3.3 и п.3.5 ФГОС ДО. Также указано на нарушение п.1 ч.6 и п.2 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ», материально-техническим необеспечением Учреждением реализуемых образовательных программ.
Также в ходе проверки установлено, что педагог Учреждения Б..., работающая с обучающимся с умственной отсталостью, не имеет дополнительного профессионального образования по направлению «Олигофренопедагогика».
С ДД.ММ.ГГГГ. на должность учителя математики принята С... (трудовой договор от ДД.ММ.ГГГГ. №), не имеющая среднего или высшего профессионального образования по направлению подготовки «Образование и педагогика». Фактически С... ведет предметы «Математика», «Физика», «Информатика».
На момент проверки С... обучается в ФГБОУ ВО «Омский государственный педагогический университет» по заочной форме обучения на 1 курсе по направлению подготовки 44.03.01 «Педагогическое образование».
Указанное является нарушением п.п. «д» п.6 Положения о лицензировании, п.1 ст.46 ФЗ «Об образовании», п.3.4 ФГОС образования с умственной отсталостью, п.22 ФГОС ООО.
Должностное лицо, составившее административный протокол, считает, что в силу п.п. «а» п.9 Положения о лицензировании, нарушения лицензионных требований, предусмотренных п.п. «б», «д» п.6 Положения о лицензировании, являются грубыми. Следовательно, в Учреждении осуществляется образовательная деятельность по реализации общеобразовательных программ с грубым нарушением лицензионных требований, за что предусмотрена ответственность по ст.19.20 ч.3 КоАП РФ.
Лицо, составившее административный протокол – главный специалист отдела лицензирования и государственной аккредитации департамента по надзору и контролю в сфере образования министерства образования Омской области Шевченко С.Б., будучи надлежащим образом уведомленной о дне рассмотрения дела, в судебном заседании не участвовала.
Законный представитель юридического лица МБОУ «Большереченская ООШ» директор Киселева О.П. в судебном заседании пояснила, что формально все указанные в протоколе об административном правонарушении факты имеют место быть. Однако вины учреждения в совершенном правонарушении нет. Учреждение является бюджетным, деятельности по получению прибыли не ведет, закупка необходимого оборудования и проч. осуществляется строго в рамках предоставленного финансирования, и в минимальном количестве - за счет спонсорской помощи. Однако этого финансирования на обеспечение деятельности учреждения недостаточно, в связи с чем руководителем Учреждения ежегодно подаются заявки на обеспечение школы необходимым инвентарем, оборудованием, однако выделяемое финансирование не покрывает потребности. При лицензировании школы в ДД.ММ.ГГГГ обучалось всего 50 детей, а сейчас количество обучающихся увеличилось до 100, плюс увеличилось вдвое детей в дошкольной группе. Денег на приобретение лыж, лыжных ботинок, мячей нет. Гимнастический мостик есть, но он приобретался давно, как и используемые 10 пар лыж. Стадиона, спортивной площадки при школе никогда не было. На пришкольном участке никогда не было беговой дорожки, ямы для прыжков в длину, турников, в том числе при получении лицензии в ДД.ММ.ГГГГ
По химии в школе нет педагога, дети обучаются дистанционно в Красноярской школе Большереченского района, туда же выезжают на практические занятия. В школе реактивы есть, но в небольшом количестве. В связи с тем, что химия непосредственно в школе не преподается, имеющийся вытяжной шкаф с кабинета перенесли в лабораторию для сохранности.
По предмету биология - оборудование, наглядные материалы есть, но в недостаточном количестве, однако недостающее с успехом замещается плакатами, демонстрационным материалом с использованием проектора и современных компьютерных технологий.
По предмету технология для мальчиков кабинет полностью оборудован для практических занятий. Практические занятия с девочками не проводятся, оборудование устарело или пришло в негодность.
Заявки о приобретении необходимого инвентаря она ежегодно направляет в комитет образования и Министерство образования области.
Но поскольку в школе имеются и другие недочеты по обеспечению всем необходимым, финансирование недостаточное, получаемые средства расходуются из приоритетности: так, в 2019г. поменяли стояки, в раздевалке у девочек поставили батарею, для дистанционного обучения приобрели 4 моноблока, проектор. Кроме того, требуется замена электропроводки, необходимо менять систему водоснабжения, канализации, приобретать технику, однако заявки школы на увеличение финансирования не удовлетворяются. О том, что школа из-за отсутствия педагога по химии, а в 2018г. и по биологии была вынуждена пойти на дистанционное обучение, Министерство образования области знало, оно им и было организовано. Учитель математики уволился на пенсию в 2018г., ее было некем заменить, учебный год заканчивали с привлечением учителей по совмещению с других Большереченских школ, которые после мая 2019г. отказались из-за большой нагрузки на основной работе продолжать работу по совмещению в их школе. Она обращалась в службу занятости, комитет по образованию, ездила в Вузы, но безрезультатно. С целью обеспечения реализации программ по математике, физике, информатике и была принята на работу С..., которая в 2010г. успешно закончила 4 курса Омского педагогического университета, но из-за семейных проблем не доучилась. Только с ДД.ММ.ГГГГ. она поступила вновь на 1 курс педагогического университета, получает таким образом высшее образование. Ее взяли с испытательным сроком в связи со сложившейся ситуацией по нехватке кадров. С... показала себя грамотным учителем, хорошо ладит с учениками, родителями, ее ученики добиваются побед в олимпиадах. Б... работает в школе с ДД.ММ.ГГГГ., имеет среднее педагогическое образование, получает высшее. Один ребенок у нее на домашнем обучении с умственной отсталостью. Других педагогов в школе с дополнительным профессиональным образованием «Олигофренопедагогика» нет. Для получения такого образования требуется минимум 3 месяца. Такое образование учитель должен получить самостоятельно, в частных образовательных организациях, за счет своих личных денежных средств, поскольку финансирование на такую подготовку не обеспечивается. В настоящее время Б..., изыскав 9000 руб., с ДД.ММ.ГГГГ. проходит соответствующее обучение.
Несмотря на указанные вынужденные нарушения несоответствия уровня образования педагогов С... и Б..., нареканий на их работу не имеется. При этом проверяющие из Министерства образования не присутствовали на уроках, которые ведут указанные учителя, претензий по качеству обучения не высказывали.
Что касается помещений дошкольной группы, там занимаются дети по 3,5 часа в день. Для этих целей предусмотрен 1 класс, в котором при увеличившемся количестве детей (раньше было 10, сейчас 18) затруднительно в одном помещении разместить 5 зон. Оборудованная площадка для прогулки дошкольников отсутствует и не предусматривалась. Ее не было и в 2015г. при лицензировании. Ранее при проверках Министерство образования области по этому поводу замечаний не делало. Сейчас они решают вопрос, чтобы в небольшом дворе школы убрать насаждения и при наличии финансовых средств оборудуют место для прогулок дошкольников. Вместе с тем такой необходимости в этом нет, поскольку дошкольники пребывают в школе кратковременно и все это время находятся в классе.
Заслушав директора школы Киселеву О.П., изучив представленные ею доказательства, материалы дела об административном правонарушении, суд приходит к следующему.
П. 6 п.п. «б» Положения о лицензировании образовательной деятельности, утв. Постановлением Правительства РФ от 28.10.2013г. №966 (в дальнейшем – Положение о лицензировании), установлены лицензионные требования к лицензиату при осуществлении образовательной деятельности: наличие материально-технического обеспечения образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов, федеральными государственными требованиями и (или) образовательными стандартами.
П.24 Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утв. Приказом Минобрнауки России 17.12.2010г. №1897 (далее – ФГОС ООО) определено, что материально-технические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны обеспечивать, в том числе возможность достижения обучающимися установленных Стандартом требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования.
Организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующая основную образовательную программу основного общего образования, должно иметь необходимые для обеспечения образовательной деятельности:
учебные кабинеты с автоматизированными рабочими местами обучающихся и педагогических работников, лекционные аудитории; помещения для занятий учебно-исследовательской и проектной деятельностью, моделированием и техническим творчеством (лаборатории и мастерские), спортивные сооружения (комплексы, залы, бассейны, стадионы, спортивные площадки, тиры, оснащенные игровым, спортивным оборудованием и инвентарем); участок (территорию) с необходимым набором оборудованных зон; полные комплекты технического оснащения и оборудования всех предметных областей и внеурочной деятельности, включая расходные материалы и канцелярские принадлежности (бумага для ручного и машинного письма, картриджи, инструменты письма (в тетрадях и на доске), изобразительного искусства, технологической обработки и конструирования, химические реактивы, носители цифровой информации).
Организации, осуществляющие образовательную деятельность, самостоятельно за счет выделяемых бюджетных средств и привлеченных в установленном порядке дополнительных финансовых средств должны обеспечивать оснащение образовательной деятельности при получении основного общего образования.
Между тем, достоверно установлено, что Учреждение осуществляет образовательную деятельность при недостаточности специального оборудования, необходимого для выполнения в полном объеме требований ФГОС ООО по учебным предметам «Физическая культура», «Биология», «Химия», «Технология». Указанный факт подтверждается актом проверки от 11.11.2019г., заключением, что отражено в протоколе об административном правонарушении.
Согласно п.3.3 ФГОС дошкольного образования, утв. Приказом Минобрнауки России 17.10.2013г. №1155 (далее - ФГОС ДО) установлены требования к развивающей предметно-пространственной среде: развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать максимальную реализацию образовательного потенциала пространства Организации, Группы, а также территории, прилегающей к Организации или находящейся на небольшом удалении, приспособленной для реализации Программы, материалов, оборудования и инвентаря для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать возможность общения и совместной деятельности детей (в том числе детей разного возраста) и взрослых, двигательной активности детей, а также возможности для уединения. Развивающая предметно-пространственная среда должна обеспечивать: реализацию различных образовательных программ. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы). Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях.
В соответствии с п. 3.3.5 ФГОС ДО организация самостоятельно определяет средства обучения, в том числе технические, соответствующие материалы (в том числе расходные), игровое, спортивное, оздоровительное оборудование, инвентарь, необходимые для реализации Программы.
П. 3.5 ФГОС ДО установлено, что требования к материально-техническим условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования включают, в том числе: требования к средствам обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой; требования к материально-техническому обеспечению программы (учебно-методический комплект, оборудование, оснащение (предметы).
При поверке выявлено, что в дошкольной группе учебное пространство не распределено по зонам, а также отсутствует оборудованная площадка для прогулок.
Однако из приведенных норм ФГОС ДО не следует, что отсутствие деления помещения в группе по зонам и отсутствие оборудованной площадки для прогулок, является нарушением обязательных требований.
В связи с этим, суд полагает о необоснованности вменения данного пункта в вину Учреждению (невыполнение требований п.3.3 и 3.5 ФГОС ДО как нарушение п.6 Положения о лицензировании).
Далее, п.3.4 ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), утв. Приказом Минобрнауки РФ от 19.12.2014г. №1599, установлены требования к кадровым условиям. В реализации адаптированных основных общеобразовательных программ участвуют руководящие, педагогические и иные работники, имеющие необходимый уровень образования и квалификации для каждой занимаемой должности, который должен соответствовать квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках и (или) профессиональных стандартах, с учетом особых образовательных потребностей разных групп обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Однако при проверке установлено, что педагог Б..., имеющая необходимый уровень образования, работающая с учеником с умственной отсталостью, не прошла повышение квалификации по направлению «Олигофренопедагогика».
Указанный факт подтверждается объяснениями директора школы, изученными в ходе проверки материалами личного дела педагога Б...
Кроме того, с ДД.ММ.ГГГГ. на должность учителя математики принята С..., не имеющая среднего или высшего профессионального педагогического образования, фактически ведет предметы «Математика», «Физика», «Информатика», учится на 1 курсе по заочной форме обучения в Омском педагогическом университете по направлению подготовки «Педагогическое образование».
В соответствии с п.1 ст.46 Федерального закона «Об образовании в РФ» от 29.12.2012г. №273-ФЗ право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам.
В силу п.22 ФГОС ООО организация, осуществляющая образовательную деятельность, реализующее основную образовательную программу основного общего образования, должно быть укомплектовано квалифицированными кадрами.
Уровень квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, для каждой занимаемой должности должен соответствовать квалификационным характеристикам по соответствующей должности, а для педагогических работников государственного или муниципального организации, осуществляющей образовательную деятельность - также квалификационной категории.Соответствие уровня квалификации работников организации, осуществляющей образовательную деятельность, реализующего основную образовательную программу основного общего образования, требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей), а также занимаемым ими должностям устанавливается при их аттестации.
Согласно раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010г. №761н (раздел 3 «Должности педагогических работников»), установлены требования к квалификации учитель: высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы.
В соответствии с п.п. «д» п.6 Положения о лицензировании, в качестве лицензионного требования предусмотрено наличие педагогических работников, заключивших с лицензиатом трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией, имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам.
В силу п.9 п.п. «а» Положения о лицензировании, к грубым нарушениям лицензионных требований и условий относятся нарушения, повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в том числе: нарушение лицензионных требований и условий, предусмотренных подпунктами "б", "д" пункта 6 указанного Положения.
Статьей 19 частью 11 Закона «О лицензировании отдельных видов деятельности» определено, что исчерпывающий перечень грубых нарушений лицензионных требований в отношении каждого лицензируемого вида деятельности устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. При этом к таким нарушениям лицензионных требований могут относиться нарушения, повлекшие за собой:
1) возникновение угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, а также угрозы чрезвычайных ситуаций техногенного характера;
2) человеческие жертвы или причинение тяжкого вреда здоровью граждан, причинение средней тяжести вреда здоровью двух и более граждан, причинение вреда животным, растениям, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, возникновение чрезвычайных ситуаций техногенного характера, нанесение ущерба правам, законным интересам граждан, обороне страны и безопасности государства.
Статьей 19.20 ч.3 КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление деятельности, не связанной с извлечением прибыли, с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), что влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц - от ста пятидесяти тысяч до двухсот пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечанием установлено, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности
Согласно ст.24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В силу ст.26.1 КоАП РФ по делу об административном правонарушении подлежат выяснению наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением, обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии с частью 2 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, считается невиновным, пока его вина не будет доказана в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, и установлена вступившим в законную силу постановлением судьи, органа, должностного лица, рассматривающих дело.
Частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях определено, что юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Исследуя вопрос о наличии вины Учреждения, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.2 ч.3 ст.28 ФЗ «Об образовании в РФ» к компетенции образовательной организации относится материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии с ФГОС.
В соответствии с п.1 ч.6 ст.28 Закона, образовательная организация обязана обеспечивать реализацию в полном объеме образовательных программ, соответствие качества подготовки обучающихся установленным требованиям.
Пунктом 23 ФГОС ООО финансово-экономические условия реализации основной образовательной программы основного общего образования должны не только обеспечивать государственные гарантии прав граждан на получение бесплатного общедоступного основного общего образования, но и обеспечивать организации, осуществляющей образовательную деятельность, возможность исполнения требований Стандарта.
Нормативы, определяемые органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 8 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", нормативные затраты на оказание государственной или муниципальной услуги в сфере образования определяются по каждому виду и направленности (профилю) образовательных программ с учетом форм обучения, сетевой формы реализации образовательных программ, образовательных технологий, специальных условий получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, обеспечения дополнительного профессионального образования педагогическим работникам, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья обучающихся, а также с учетом иных предусмотренных названным Федеральным законом особенностей организации и осуществления образовательной деятельности (для различных категорий обучающихся) в расчете на одного обучающегося.
ФГОС ДО п.3.6.1 также установлено, что финансовое обеспечение государственных гарантий на получение гражданами общедоступного и бесплатного дошкольного образования за счет средств соответствующих бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в государственных, муниципальных и частных организациях осуществляется на основе нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования, определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, обеспечивающих реализацию Программы в соответствии со Стандартом.
Согласно п. 3.6.2 ФГОС ДО финансовые условия реализации Программы должны обеспечивать возможность выполнения требований Стандарта к условиям реализации и структуре Программы.
Финансирование реализации образовательной программы дошкольного образования должно осуществляться в объеме определяемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативов обеспечения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования. Указанные нормативы определяются в соответствии со Стандартом, с учетом типа Организации, специальных условий получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья (специальные условия образования - специальные образовательные программы, методы и средства обучения, учебники, учебные пособия, дидактические и наглядные материалы, технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования (включая специальные), средства коммуникации и связи, сурдоперевод при реализации образовательных программ, адаптация образовательных учреждений и прилегающих к ним территорий для свободного доступа всех категорий лиц с ограниченными возможностями здоровья, а также педагогические, психолого-педагогические, медицинские, социальные и иные услуги, обеспечивающие адаптивную среду образования и безбарьерную среду жизнедеятельности, без которых освоение образовательных программ лицами с ограниченными возможностями здоровья затруднено), обеспечения дополнительного профессионального образования педагогических работников, обеспечения безопасных условий обучения и воспитания, охраны здоровья детей, направленности Программы, категории детей, форм обучения и иных особенностей образовательной деятельности, и должен быть достаточным и необходимым для осуществления Организацией, в том числе расходов на средства обучения и воспитания, соответствующие материалы, в том числе приобретение учебных изданий, дидактических материалов, аудио- и видеоматериалов, в том числе материалов, оборудования, спецодежды, игр и игрушек, электронных образовательных ресурсов, необходимых для организации всех видов учебной деятельности и создания развивающей предметно-пространственной среды, в том числе специальных для детей с ограниченными возможностями здоровья. Развивающая предметно-пространственная среда - часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством (помещениями, участком и т.п.), материалами, оборудованием и инвентарем для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учета особенностей и коррекции недостатков их развития, приобретение обновляемых образовательных ресурсов, в том числе расходных материалов, подписки на актуализацию электронных ресурсов, подписки на техническое сопровождение деятельности средств обучения и воспитания, спортивного, оздоровительного оборудования, инвентаря, оплату услуг связи, в том числе расходов, связанных с подключением к информационно-телекоммуникационной сети Интернет; расходов, связанных с дополнительным профессиональным образованием руководящих и педагогических работников по профилю их деятельности; иных расходов, связанных с реализацией и обеспечением реализации Программы (п.3.6.3).
Пунктом 22 ФГОС ООО установлено, что в системе образования должны быть созданы условия для комплексного взаимодействия организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обеспечивающего возможность восполнения недостающих кадровых ресурсов.
Из представленных Учреждением суду документов следует, что юридическое лицо-лицензиат предпринимает меры для обеспечения соблюдения лицензионных требований по обеспечению необходимым оборудованием, спортивным инвентарем, - в рамках выделяемых денежных средств, и по подбору квалифицированных кадров.
Так, ДД.ММ.ГГГГ. директор школы обращалась к депутату Законодательного собрания Омской области Бережному В.Г. об оказании содействия в приобретении спортивного уличного оборудования и строительстве школьного стадиона, обращая внимание на отсутствие в школе спортивной площадки, беговой дорожки пр.
ДД.ММ.ГГГГ. в комитет по образованию Администрации Большереченского района директором школы подана заявка о выделении денежных средств на ремонт кабинета химии, технологии и приобретении оборудования для этих кабинетов, в том числе наборы для проведения опытов по химии, электроинструменты, инструменты для ручного шитья, электродуховки, швейных машинок.
В заявке в комитет по образованию Администрации Большереченского района от ДД.ММ.ГГГГ. указано на потребность школы в проведении ремонтных работ и приобретении оборудования, в том числе спортивного оборудования (лыжи, мячи, маты), оборудования для кабинета технологии (девочки), компьютерное оборудование, уличное спортивное оборудование, и пр.
Также в соответствии с порядком заполняются формы потребностей в оборудовании, в которых на ДД.ММ.ГГГГ закладывалась стоимость на приобретение спортивного оборудования, спортивного инвентаря – лыжи, мячи, инструменты для кабинета технологии пр.
Из формы потребности в оборудовании МБОУ «Большереченская ООШ» на ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. указано на необходимость в материально-техническом оснащении: спортивном оборудовании, электроинструментов для кабинета технологии, приобретении наглядного материала в кабинеты, приобретение оборудования для кабинета физики и химии.
После проведения проверки ДД.ММ.ГГГГ. школой вновь подана заявка в Комитет по образованию о необходимости выделения материальных средств на приобретение необходимого оборудования по предметам «Физическая культура», «Химия», «Биология», «Технология», для обустройства школьной площадки.
Таким образом, Учреждением приняты меры для соблюдения правил и норм, за нарушения которых предусмотрена ответственность. Учитывая отсутствие надлежащего финансирования образовательной организации, Учреждение вынужденно осуществлять свою деятельность в таких условиях.
Доказательств того, что материальные средства выделены, но не использованы юридическим лицом, либо использованы ненадлежаще, административным органом не представлено.
Кроме того, из представленных выписок из приказов МБОУ «Большереченсая ООШ» следует, что в ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ. уволились учителя физики и математики. В связи с этим директор школы неоднократно (ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ., ДД.ММ.ГГГГ.) обращалась в Центр занятости населения с заявками о потребности в учителях физики, математики, биологии, химии, учителя начальных классов. Однако кандидаты с соответствующим педагогическим образованием на указанные вакансии к работодателю не обращались.
При заключении ДД.ММ.ГГГГ. трудового договора с учителем математики С... работодателем было учтено наличие пройденного ею обучения с ДД.ММ.ГГГГ. по ДД.ММ.ГГГГ. в государственном образовательном учреждении высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет» по программе высшего образования с направлением подготовки «Математика», успешное освоение образовательной программы в 5947 часов.
Кроме того, С..., согласно выданному Сертификату, прошла в ДД.ММ.ГГГГ. полный курс «Становимся преподавателями робототехники» (36 часов) в проектно-исследовательской среде ГлобалЛаб.
С... приказом от ДД.ММ.ГГГГ. зачислена с ДД.ММ.ГГГГ. на бюджетные места в ОМГПУ на бакалавриат, с направлением подготовки «Педагогическое образование», профиль – математическое образование, по заочной форме обучения, как успешно прошедшая вступительные испытания.
Таким образом, суд отмечает, что Учреждением были предприняты все меры для подбора кадров, поскольку специалист с соответствующим образованием не заявился, в сложившейся ситуации заключение договора с С... было разумно в целях обеспечения реализации учебного процесса, а Учреждение действовало добросовестно.
Доказательств того, что указанный работник не обладает компетентностью или не выполняет свои должностные обязанности, что вело бы к нарушению прав учеников на получение образования по предметам, не представлено.
Аналогична ситуация с учителем Б..., не прошедшей специальной подготовки «Олигофренопедагогика» - отсутствие претендентов на указанную должность с соответствующим специальным образованием.
При этом суд отмечает, что Б... за счет собственных средств с ДД.ММ.ГГГГ проходит профессиональную переподготовку «Олигофренопедагогика» трудоемкостью 320 часов (3 месяца) в частном учреждении организации дополнительного профессионального образования «Институт современного профессионального образования».
Сведений о том, что государством созданы условия для бесплатной переподготовки «Олигофренопедагогика», а Учреждение виновно не приняло мер к направлению на обучение работника, суду не представлено.
Также суд отмечает, что административный орган при выдаче лицензии замечаний относительно необходимости наличия оборудованной площадки для прогулок дошкольников, отсутствие спортивных сооружений (беговой дорожки, ямы для прыжков в длину, турников) выявлено не было.
Доказательств того, что МБОУ «Большереченская ООШ» осуществлены действия, повлекшие нанесение ущерба правам и законным интересам граждан (ученикам, родителям), в материалы дела не представлено.
Контролирующим органом не учтены принимаемые лицензиатом меры по соблюдению лицензионных требований.
При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии в действиях МБОУ «Большереченская ООШ» состава административного правонарушения, предусмотренного ч.3 ст.19.20 КоАП РФ, в соответствии со ст.24.5 ч.1 п.2 КоАП РФ.
На основании изложенного, руководствуясь п. 2 ч. 1 ст. 29.9 и ст. 29.10 КоАП РФ, судья
ПОСТАНОВИЛ:
Производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст.19.20 ч.3 КоАП РФ в отношении Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Большереченская основная общеобразовательная школа» прекратить ввиду отсутствия состава административного правонарушения.
Постановление может быть обжаловано в Омский областной суд через Большереченский районный суд в течение десяти суток со дня получения копии постановления.
Судья Т.В.Страшко