Дело № 2-1311/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
31 августа 2017 года г. Горно-Алтайск
Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай в составе:
председательствующего судьи Шнайдер О.А.,
при секретаре Чильчиновой Т.Л.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Шелякиной Е к Муниципальному образованию «города Горно-Алтайск» о взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов
УСТАНОВИЛ:
Шелякина Е.Г. обратилась в суд с исковым заявлением к Муниципальному образованию «город Горно-Алтайск» о взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов, требования мотивированы тем, что решением Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10.04.2017 года отменено постановление по делу об административном правонарушении, вынесенное в отношении Шелякиной Е.Г, производство по делу прекращено ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление. Неправомерными действиями ответчика истцу причинен моральный вред, выразившийся в переживаниях в связи с незаконным привлечением к административной ответственности, перенесенным стрессом, бессонницей, умалением деловой репутации, нравственными страданиями. На основании изложенного, истец просит взыскать с ответчика убытки в размере 15 000 руб., компенсацию причиненного морального вреда в размере 6 000 руб., государственную пошлину в размере 900 руб.
05.07.2017 года истец уточнила требования, просила взыскать убытки в размере 15 000 руб., компенсацию причиненного морального вреда в размере 6 000 руб., государственную пошлину в размере 900 руб. с Администрации города Горно-Алтайска в лице Муниципального учреждения «Финансового управления Администрации Муниципального Образования города Горно-Алтайска».
Определением суда от 05.07.2017 года к участию в деле в качестве соответчика привлечена Республика Алтай в лице Министерства финансов Республики Алтай.
В судебном заседании истец Шелякина Е.Г., ее представитель Малчинов Э.В. поддержали исковые требования, по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Представитель Малчинов Э.В. пояснил, что просят взыскать 10 000 руб. в качестве убытков, в связи несением истцом расходов на оплату услуг представителя при рассмотрении уголовного дела, 5 000 руб. судебные расходы при рассмотрении настоящего дела, 6 000 руб. в качестве возмещения морального вреда, 900 руб. в счет возмещения расходов по оплате государственной пошлины.
Ответчик администрация города Горно-Алтайска в судебное заседание представителя не направила, о времени и месте рассмотрения дела извещена надлежащим образом.
Представитель ответчика Министерства финансов Республики Алтай Арбанакова Д.Г. в судебном заседании с требованиями искового заявления не согласилась, пояснила, что Министерство финансов Республики Алтай является ненадлежащим ответчиком.
Выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, оценив представленные доказательства в совокупности, суд приходит к следующему выводу.
Статья 53 Конституции РФ гарантирует право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
Согласно ст. 1064 ГК РФ вред, причиненный личности или имуществу гражданина, а также вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред (п.1).
Лицо, причинившее вред, освобождается от возмещения вреда, если докажет, что вред причинен не по его вине. Законом может быть предусмотрено возмещение вреда и при отсутствии вины причинителя вреда (п.2).
Согласно ст.150 ГК РФ жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство, иные нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона, неотчуждаемы и непередаваемы иным способом (п.1).
Нематериальные блага защищаются в соответствии с названным кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения. В случаях, если того требуют интересы гражданина, принадлежащие ему нематериальные блага могут быть защищены, в частности, путем признания судом факта нарушения его личного неимущественного права, опубликования решения суда о допущенном нарушении, а также путем пресечения или запрещения действий, нарушающих или создающих угрозу нарушения личного неимущественного права либо посягающих или создающих угрозу посягательства на нематериальное благо (п.2).
Согласно п.1 ст.151 ГК РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ; вред причинен распространением сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию; в иных случаях, предусмотренных законом.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ № 10 от 20 декабря 1994 года "Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда", под моральным вредом понимаются нравственные или физические страдания, причиненные действиями (бездействием), посягающими на принадлежащие гражданину от рождения или в силу закона нематериальные блага (жизнь, здоровье, достоинство личности, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, личная и семейная тайна и т.п.), или нарушающими его личные неимущественные права (право на пользование своим именем, право авторства и другие неимущественные права в соответствии с законами об охране прав на результаты интеллектуальной деятельности) либо нарушающими имущественные права гражданина.
Согласно п.1 ст.1099 ГК РФ основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
В Постановлении Конституционного Суда РФ от 16 июня 2009 года N 9-П «По делу о проверке конституционности ряда положений статей 24.5, 27.1, 27.3, 27.5 и 30.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, пункта 1 статьи 1070 и абзаца третьего статьи 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации и статьи 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в связи с жалобами граждан М.Ю. Карелина, В.К. Рогожкина и М.В. Филандрова" указано, что прекращение дела не является преградой для установления в других процедурах ни виновности лица в качестве основания для его привлечения к гражданской ответственности или его невиновности, ни незаконности имевшего место в отношении лица административного преследования в случае причинения ему вреда: споры о возмещении административным преследованием имущественного ущерба и о компенсации морального вреда или, напротив, о взыскании имущественного и морального вреда в пользу потерпевшего от административного правонарушения разрешаются судом в порядке гражданского судопроизводства.
Лицо, привлекавшееся к административной ответственности, участвует в таком споре не как субъект публичного, а как субъект частного права и может доказывать в процедуре гражданского судопроизводства и свою невиновность, и причиненный ему ущерб. Таким образом, предъявление лицом соответствующих требований не в порядке административного судопроизводства, а в другой судебной процедуре может привести к признанию незаконными действий осуществлявших административное преследование органов, включая применение ими мер обеспечения производства по делу об административном правонарушении, и к вынесению решения о возмещении причиненного вреда.
Исходя из содержания вышеприведенных законоположений, допускается возможность компенсации морального вреда лицу, в отношении которого прекращено производство по делу об административном правонарушении, при наличии общих условий гражданской ответственности за вред, причиненный в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, либо должностных лиц этих органов.
Из материалов дела следует, что 27 января 2017 года начальником отдела по охране окружающей среды администрации г. Горно-Алтайска составлен протокол об административном правонарушении № 4 в отношении Шелякиной Е.Г. за совершение административного правонарушения, предусмотренного ст. 29 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», согласно которому 24 января 2017 года инженер по благоустройству жилищного фонда Шелякина Е.Г. допустила складирование собранного снега на детской игровой площадке по адресу: <адрес>, тем самым нарушены требования муниципальных правовых актов, касающихся обеспечения правил благоустройства.
01 февраля 2017 года постановлением Административной комиссии при Администрации города Горно-Алтайска должностное лицо инженер по благоустройству жилищного фонда ООО УК «Горно-Алтайская» Шелякина Е.Г. признана виновной в совершении указанного административного правонарушения, предусмотренного ст. 29 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», и привлечена к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 6 000 руб.
Решением судьи Горно-Алтайского городского суда Республики Алтай от 10.04.2017 года постановление по делу об административном правонарушении административной комиссии при Администрации г. Горно-Алтайска от 01 февраля 2017 года № 83, вынесенного в отношении Шелякиной Е.Г. по ст. 29 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай», отменено, производство по делу об административном правонарушении прекратить ввиду недоказанности обстоятельств, на основании которых было вынесено постановление.
При этом было установлено, что в материалах дела об административном правонарушении отсутствовали доказательства вины инженера по благоустройству жилищного фонда ООО УК «Горно-Алтайская» Шелякиной Е.Г. в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 29 Закона Республики Алтай от 10 ноября 2015 года № 69-РЗ «Об административных правонарушениях в Республике Алтай».
По своей сути административное преследование является обвинением в нарушении закона, в связи с чем, в период незаконного административного преследования гражданин претерпевает бремя наступления административной ответственности, осознавая свою невиновность.
Такое состояние непосредственно связано с нарушением личного неимущественного права гражданина на достоинство, как самооценку своей добросовестности, законопослушности.
Вина же должностного лица, осуществлявшего незаконное административное преследование, в данном случае презюмируется, и признается установленной, поскольку производство по делу было прекращено ввиду отсутствия события (факта) административного правонарушения.
В силу статьи 56 ГПК РФ бремя доказывания отсутствия вины должностного лица возлагается на ответчика, однако соответствующие доказательства суду не представлены.
При таких обстоятельствах требования истца о взыскании компенсации морального вреда подлежат удовлетворению.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает характер безосновательно вмененного административного правонарушения, длительность административного преследования, отсутствие особых негативных последствий (нарушение здоровья, ограничение свободы, и т.п.), принцип разумности, и присуждает истцу 1 000 руб. В удовлетворении требований истца о взыскании компенсации морального вреда в сумме 5 000 руб. суд полагает возможным отказать.
Определяя ответчиком по предъявленным требованиям Республику Алтай в лице - Министерства финансов по Республике Алтай, суд исходит из следующего.
Порядок создания, состав и полномочия административных комиссий в Республике Алтай регулируются Законом Республики Алтай от 24.06.2003 N 12-10 «Об административных комиссиях», в соответствии с которым правовую основу деятельности административных комиссий составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы, Конституция Республики Алтай, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Республики Алтай, а также муниципальные правовые акты.
Статьей 1 Закона Республики Алтай от 03.11.2010 N 57-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях», предусмотрено, что органы местного самоуправления в Республике Алтай (далее - органы местного самоуправления) наделяются отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях (далее - государственные полномочия), состоящими в:
1) создании административных комиссий в порядке, предусмотренном Законом Республики Алтай от 24 июня 2003 года N 12-10 "Об административных комиссиях" в целях привлечения к административной ответственности, предусмотренной Законом Республики Алтай от 10 ноября 2015 года N 69-РЗ "Об административных правонарушениях в Республике Алтай" (далее - Закон Республики Алтай "Об административных правонарушениях в Республике Алтай");
2) определении перечня должностных лиц, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, предусмотренных Законом Республики Алтай "Об административных правонарушениях в Республике Алтай".
Во исполнение указанного положения Закона Распоряжением Администрации города Горно-Алтайска от 29.04.2016 N 615-р «Об административной комиссии при Администрации города Горно-Алтайска» утвержден персональный состав административной комиссии при Администрации города Горно-Алтайска согласно приложению N 1.
Согласно ч. 13 Распоряжения Администрации города Горно-Алтайска от 29.04.2016 N 615-р материально-техническое обеспечение деятельности Административной комиссии осуществляется за счет средств, выделенных муниципальному образованию "Город Горно-Алтайск" в соответствии с Законом Республики Алтай от 03.11.2010 N 57-РЗ "О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях".
При этом, ст. 5 Закона Республики Алтай от 03.11.2010 N 57-РЗ «О наделении органов местного самоуправления в Республике Алтай отдельными государственными полномочиями Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях» предусмотрено, что Правительство Республики Алтай при осуществлении органами местного самоуправления государственных полномочий обязано:
1) обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых и материальных средств, необходимых для осуществления государственных полномочий;
2) осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий;
3) осуществлять через уполномоченные Правительством Республики Алтай исполнительные органы государственной власти Республики Алтай в сфере финансов и в сфере имущественных отношений контроль за использованием органами местного самоуправления при осуществлении государственных полномочий предоставленных на эти цели финансовых и материальных средств;
4) оказывать через уполномоченные исполнительные органы государственной власти Республики Алтай методическую помощь органам местного самоуправления по вопросам осуществления государственных полномочий.
Таким образом, названным Закона Республики Алтай предусмотрена корреспондирующая обязанность Правительства Республики Алтай обеспечивать передачу органам местного самоуправления финансовых средств и материальных ресурсов, необходимых для осуществления отдельных государственных полномочий.
Постановление Правительства Республики Алтай от 12.03.2012 N 46 «Об утверждении Положения об условиях и порядке осуществления органами местного самоуправления в Республике Алтай отдельных государственных полномочий Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях, а также предоставления и расходования субвенций из республиканского бюджета Республики Алтай» предусмотрено, что финансовое обеспечение расходов, связанных с осуществлением отдельных государственных полномочий Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях, осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Алтай, предусмотренных Министерству финансов Республики Алтай на соответствующий финансовый год и плановый период для дальнейшего предоставления субвенций бюджетам муниципальных образований в Республике Алтай (далее - субвенции).
Субвенции перечисляются Министерством финансов Республики Алтай в соответствии со сводной бюджетной росписью республиканского бюджета Республики Алтай на текущий финансовый год в бюджеты муниципальных образований в Республике Алтай на счета территориальных органов Федерального казначейства, открытые для кассового обслуживания бюджетов муниципальных образований в Республике Алтай.
Муниципальные образования в Республике Алтай используют субвенции на расходы, связанные с осуществлением отдельных государственных полномочий Республики Алтай в области законодательства об административных правонарушениях, которые включают в себя расходы на оплату аренды помещений, услуг связи, транспортных услуг, коммунальных услуг, командировочные расходы, обеспечение мебелью, инвентарем, средствами связи, расходными материалами.
Таким образом, системный анализ указанных норм права позволяет сделать вывод, что создание административных комиссий органами местного самоуправления и их функционирование осуществляется на основе и во исполнение законодательства субъектов Российской Федерации; административные комиссии выполняют государственные полномочия субъекта Российской Федерации по установлению административной ответственности. В связи с этим действующее законодательство, регулирующее названную сферу правоотношений, обоснованно возлагает обязанность по финансовому и материальному обеспечению административных комиссий именно на органы государственной власти Республики Алтай за счет бюджета Республики Алтай.
Следовательно, у суда не имеется оснований для удовлетворения требований истца за счет Администрации города Горно-Алтайска.
Также судом установлено, что при рассмотрении жалобы на постановление 23 марта 2017 года, 10 апреля 2017 года в качестве защитника Шелякиной Е.Г. участвовал Малчинов Э.В., за услуги которого Шелякиной Е.Г. было оплачено 10 000 руб., в подтверждение чему предоставлена копия договора оказания юридических услуг от 01.02.2017 года, расписка о получении денежных средств от 10.04.2017 года.
В силу статьи 24.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, издержки по делу об административном правонарушении состоят из: сумм, выплачиваемых свидетелям, потерпевшим, их законным представителям, понятым, специалистам, экспертам, переводчикам, в том числе выплачиваемых на покрытие расходов на проезд, наем жилого помещения и дополнительных расходов, связанных с проживанием вне места постоянного жительства (суточных); сумм, израсходованных на хранение, перевозку (пересылку) и исследование вещественных доказательств.
Следовательно, расходы на оплату труда адвоката или иного лица, участвующего в производстве по делу об административном правонарушении в качестве защитника, не отнесены к издержкам по делу об административном правонарушении и могут быть взысканы в порядке статей 15, 1069, 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации, что нашло свое отражение в Постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 (пункт 26).
В соответствии со статьей 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, вред, причиненный личности или имуществу гражданина подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.
При таких обстоятельствах, учитывая, что привлечение истца к административной ответственности было осуществлено с нарушением норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что подтверждено судебным решением, суд считает возможным удовлетворить исковые требования о взыскании убытков, понесенных в связи с оплатой услуг защитника.
Следовательно, при определении размера взыскания необходимо применить правила статьи 100 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, которые устанавливают, что стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Как указано выше, согласно расписке и договора Шелякина Е.Г. оплатила по договору от 01.02.2017 года юридические услуги по сопровождению дела об административном правонарушении по ст. 29 Закона Республики Алтай «Об административных правонарушениях в Республике Алтай» в размере 10 000 руб.
Обоснованность довода истца о том, что в целях защиты нарушенного права она была вынуждена обратиться к помощи представителя (защитника), у суда сомнения не вызывает, поскольку в соответствии с частью 1 статьи 48 Конституции Российской Федерации, лицо, привлекаемое к административной ответственности вправе рассчитывать на получение квалифицированной юридической помощи.
Таким образом, расходы, понесенные истцом для защиты своих прав, как лица, привлеченного к административной ответственности, по существу являются убытками и подлежат возмещению в разумных пределах в размере 6 000 рублей, исходя из объема и характера оказанной услуги. В удовлетворении требований истца о взыскании убытков в сумме 4 000 руб. суд полагает возможным отказать.
В соответствии со ст. 100 ГПК РФ стороне, в пользу которой состоялось решение суда, по ее письменному ходатайству суд присуждает с другой стороны расходы на оплату услуг представителя в разумных пределах.
Истец понес расходы, связанные с оплатой услуг представителя при рассмотрении настоящего искового заявления в сумме 5 000 рублей, подтвержденные материалами дела, а именно: договором об оказании юридических услуг от 02.06.2017 года, распиской от 02.07.2017 года, учитывая объем участия представителя Малчинова Э.В. при рассмотрении дела, количество и продолжительность судебных заседаний, категорию спора, суд взыскивает с ответчика Министерства финансов Республики Алтай в пользу истца Шелякиной Е.Г. судебные расходы в размере 5 000 рублей, считая указанную сумму разумной и справедливой платой за оказанные представителем услуги.
Кроме того в пользу истца подлежат взысканию расходы по уплате государственной пошлины в размере 700 руб., который определен судом в соответствии с положениями ст. 98 ГПК РФ, исходя из расчета: 400 руб. по требованию имущественного характера (убытки в размере 10 000 руб.) + 300 руб. по требованию о взыскании компенсации морального вреда.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Шелякиной Е о взыскании убытков, компенсации морального вреда, судебных расходов удовлетворить частично.
Взыскать с Республики Алтай в лице Министерства финансов Республика Алтай в пользу Шелякиной Е компенсацию морального вреда в размере 1 000 руб., ущерб в размере 6 000 руб., судебные расходы по оплате услуг представителя в размере 5 000 руб., судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 700 руб.
В удовлетворении исковых требований Шелякиной Е в оставшейся части отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в Судебную коллегию по гражданским делам Верховного Суда Республики Алтай в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы через Горно-Алтайский городской суд Республики Алтай.
Судья О.А. Шнайдер
Решение в окончательной форме изготовлено 01 сентября 2017 года