Решение по делу № 2-457/2024 (2-4738/2023;) от 15.12.2023

ОКТЯБРЬСКИЙ РАЙОННЫЙ СУД ГОРОДА КИРОВА

Р Е Ш Е Н И Е

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

от 17 января 2024 г. по делу 2-457/2024

(43RS0002-01-2023-001698-97)

Октябрьский районный суд г. Кирова в составе:

председательствующего судьи Минервиной А.В.,

при секретаре судебного заседания Колесниковой Л.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Морозова Александра Ивановича к Министерству Финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда за незаконное уголовное преследование,

УСТАНОВИЛ:

Морозов А.И. обратился в суд с иском к Министерству финансов Российской Федерации о взыскании компенсации морального вреда. В обоснование иска указал, что 02.06.2021 г. СУ УМВД России по Кировской области в отношении него возбуждено уголовное дело № 12101330025000101 по ч.4 ст. 160 УК РФ.

08.08.2021 ему предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 160 УК РФ, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

04.09.2023г. уголовное дело прекращено в отношении истца в связи с отсутствием в деянии состава преступления, за истцом признано право на реабилитацию.

В результате незаконного, преждевременного возбуждения уголовного дела по ч.4 ст. 160 УК РФ, предъявления обвинения в совершении тяжкого преступления, истцу причинен моральный вред. Истец длительное время (более 2-х лет) находился в статусе подозреваемого и обвиняемого в совершении преступления, которого не совершал, под мерами государственного принуждения, под подпиской о невыезде, что существенно ограничило реализацию конституционных прав истца. Незаконное информирование следственным органом широкого круга лиц о совершении Морозовым А.И. корыстного тяжкого преступления, подорвало деловую, личную репутацию истца. Следователем вносилось представление в Ассоциацию СРО «Регион-Проект», в котором указывалось, что Морозов А.И. совершил преступление, предусмотренное ч.4 ст. 160 УК РФ. Данная информация неоднократно использовалась различными лицами с целью придания Морозову А.И. характеристики, как лица недобросовестного, в целом как преступника, в том числе и в различных гражданских и арбитражных судебных спорах. По ходатайству следствия был наложен арест на имущество истца, который до настоящего времени не снят.

Незаконное возбуждение уголовного дела и незаконное уголовное преследование, незаконное и необоснованное подозрение и обвинение привело к созданию ряда негативных, в том числе и юридических, факторов, которые существенно подорвали его репутацию и здоровье. За весь период незаконного уголовного преследования от истца отвернулись друзья и коллеги, ушли контрагенты, с которыми он работал ранее, семья пережила тяжелейший период в своей жизни.

Для того чтобы доказать свою невиновность, ему пришлось написать более 200-х жалоб в различные инстанции, не менее 50-ти раз посетить различных чиновников, от сотрудников МВД до сотрудников прокуратуры.

Просит суд взыскать с Министерства финансов РФ за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 15 000 000 руб.

В судебном заседании истец Морозов А.И., представитель истца Пустаханов А.А. требования поддержали, дали суду пояснения, аналогичные указанному в иске.

Представитель ответчика УФК по Кировской области, действующий от имени Министерства финансов РФ по доверенности Иванов П.С. в судебное заседание не явился, извещен, просит рассмотреть дело без его участия, представил письменный отзыв в котором указал, что истцом не представлено медицинских справок, иных документов, свидетельствующих о психическом расстройстве, об ухудшении здоровья истца во время уголовного преследования, в чем выразились бы его глубокие нравственные переживания (страдания), то есть не представлено доказательств резкого ухудшения состояния его здоровья, связанного с незаконным уголовным преследованием. Истец не приводит никаких доказательств несения им физических страданий. Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, следует принять во внимание фактические обстоятельства дела, возраст и должностное положение истца, степень и глубину его нравственных переживаний, физических страданий, объем негативных последствий для него в связи с незаконным привлечением к уголовной ответственности, а также длительность уголовного преследования. Сам факт уголовного преследования, признанного позднее незаконным, не влечёт возмещение причинённого морального вреда, не доказывает перенесенные физические и нравственные страдания, не указывает на их степень и глубину, а тем более на размер компенсации. Просит суд в иске отказать.

Представитель третьего лица прокуратуры Кировской области, по доверенности Белорыбкин М.С. в судебном заседании с исковыми требованиями согласился частично, считает их обоснованными, суду пояснил, что указанная истцом сумма заявленных требований подлежит уменьшению, должна отвечать требованиям разумности и справедливости, быть соразмерной степени нравственных страданий истца, обусловленных незаконным привлечением его к уголовной ответственности.

Представитель третьего лица УМВД Россси по Кировской области по доверенности Мамаева О.А. в судебном заседании пояснила, что размер компенсации морального вреда является завышенным и подлежит снижению до разумных пределов с учетом обстоятельств привлечения истца к уголовной ответственности.

Выслушав объяснения сторон, изучив материалы дела, суд приходит к следующему:

В соответствии с пунктом 1 статьи 1070 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину в результате незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде, незаконного наложения административного взыскания в виде ареста или исправительных работ, возмещается за счет казны Российской Федерации, а в случаях, предусмотренных законом, за счет казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования в полном объеме независимо от вины должностных лиц органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда в порядке, установленном законом.

Согласно ст. 1100 ГК РФ компенсация морального вреда осуществляется независимо от вины причинителя вреда в случаях, когда вред причинен гражданину в результате его незаконного осуждения, незаконного привлечения к уголовной ответственности, незаконного применения в качестве меры пресечения заключения под стражу или подписки о невыезде.

Согласно части 1 статьи 151 Гражданского кодекса Российской Федерации, компенсации подлежит моральный вред (физические или нравственные страдания) причиненный действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом.

Согласно статье 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме (пункт 1). Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пункт 2).

Пунктом 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 ноября 2011 года N 17 "О практике применения судами норм главы 18 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, регламентирующих реабилитацию в уголовном судопроизводстве", разъяснено, что при определении размера денежной компенсации морального вреда реабилитированному судам необходимо учитывать степень и характер физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред, иные заслуживающие внимания обстоятельства, в том числе продолжительность судопроизводства, длительность и условия содержания под стражей, вид исправительного учреждения, в котором лицо отбывало наказание, и другие обстоятельства, имеющие значение при определении размера компенсации морального вреда, а также требования разумности и справедливости.

Поскольку моральный вред по своему характеру не предполагает возможности его точного выражения в денежной форме и полного возмещения, предусмотренная законом компенсация должна отвечать признакам справедливого вознаграждения потерпевшего за перенесенные страдания.

Судом установлено, что 02.06.2021 следователем отдела по расследованию преступлений в сфере экономики СУ УМВД России по г. Кирову возбуждено уголовное дело № 12101330025000101 в отношении Морозова А.И. по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 160 УК РФ, по факту присвоения денежных средств Ассоциации СРО «Регион-Проект» в размере 9 679 724 рубля 25 копеек.

Поводом для возбуждения уголовного дела послужили заявления о преступлении поступившие от генерального директора Ассоциации СРО «Регион-Проект» К.В.В., зарегистрированное в КУСП-4 №18422 от 27.03.2020 и генерального директора СРО «Регион-Проект» В.А. Прозорова, зарегистрированное в КУСП-4 от 26.04.2021.

08.08.2022 Морозову А.И. предъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 160 УК РФ, избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении.

22.12.2022 уголовное дело №12101330025000101 направлено прокурору г.Кирова для утверждения обвинительного заключения.

29.12.2022 заместителем прокурора г. Кирова уголовное дело №12101330025000101 возвращено в отдел по расследованию преступлений в сфере экономики СУ УМВД России по г.Кирову для пересоставления обвинительного заключения.

08.02.2023 Морозову А.И. перепредъявлено обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.4 ст. 160 УК РФ.

В ходе расследования уголовного дела № 12101330025000101 причастность Морозова в части хищения денежных средств Ассоциации СРО «РЕГИОН-ПРОЕКТ» в сумме 6 907 207 руб. не установлена.

20.02.2023 уголовное преследование Морозова А.И. в части присвоения денежных средств Ассоциации СРО «РЕГИОН-ПРОЕКТ» в размере 6 907 207 руб., прекращено по основанию, предусмотренному п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК связи с отсутствием в действиях Морозова А.И. состава преступления.

23.02.2023 Морозову А.И. перепредъявлено обвинение в совершении преступления, смотренного ч.4 ст. 160 УК РФ,

28.02.2023 уголовное дело №12101330025000101 направлено прокурору г.Кирова для утверждения обвинительного заключения.

10.03.2023 заместителем прокурора г. Кирова уголовное дело №12101330025000101 возвращено в отдел по расследованию преступлений в сфере экономики СУ УМВД России по г.Кирову для пересоставления обвинительного заключения.

19.05.2023 уголовное дело и уголовное преследование в отношении Морозова А.И. по признакам преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 160 УК РФ прекращено по основанию, предусмотренному п. 3 ч. 1 ст. 24, п. 2 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, то есть в связи с истечением сроков давности уголовного преследования.

01.06.2023 прокурором г. Кирова постановление следователя от 19.05.2023 о прекращении уголовного дела № 12101330025000101 и уголовного преследования отменено, в связи с тем, что против прекращения уголовного дела, в связи с истечением сроков давности уголовного преследования, Морозов А.И. возражает.

04.09.2023г. уголовное дело прекращено в отношении истца в связи с отсутствием в деянии состава преступления, за истцом признано право на реабилитацию.

Определяя размер компенсации причиненного Морозову А.И. морального вреда, суд принимает во внимание, что Морозов А.И. ранее не судим, обвинялся в совершении тяжкого преступления, предусмотренного ч.4 ст. 160 УК РФ, в отношении него была избрана мера пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении. Истец в порядке ст. 91 УПК РФ не задерживался.

С учетом конкретных обстоятельств дела, представленных доказательств, а также того обстоятельства, что уголовное дело в отношении Морозова А.И. прекращено по реабилитирующему основанию, суд считает, что истец был незаконно подвергнут уголовному преследованию, в связи с чем ему, как реабилитированному, причинены нравственные страдания, то есть моральный вред, в результате незаконного привлечения к уголовной ответственности.

    При определении размера компенсации морального вреда, суд принимает во внимание факт уголовного преследования в отношении истца, длительность незаконного уголовного преследования (более двух лет), возраст истца и его личность, его служебное положение, истец занимал руководящую должность, причиненный вред его профессиональной и личной репутации, тяжесть предъявленного обвинения, и возникшие в связи с этим переживания. Проведение следственных действий повлияло на душевное состояние истца, поскольку на протяжение длительного времени проводились его допросы.

Действительно, в период расследования уголовного дела, истец находился на стационарном лечении, вместе с тем, медицинские документы свидетельствующие об обращении истца к врачу, с достоверностью не свидетельствуют о том, что причиной обращения к врачу явилось именно возбуждение уголовного дела в отношении истца.

    В связи с изложенным, принимая во внимание конкретные обстоятельства дела, степень и характер нравственных страданий, причиненных в результате необоснованного привлечения к уголовной ответственности, принимая во внимание категорию преступления, вмененную органами предварительного следствия, по которой уголовное дело прекращено, а также то, что ранее истец судим не был, с учетом требований разумности и справедливости, суд определяет размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию с ответчика Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации в пользу истца в сумме 200 000 руб., считая данный размер компенсации морального вреда соразмерным причиненным истцу нравственным страданиям.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 – 198 ГПК РФ, суд,

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Морозова Александра Ивановича удовлетворить.

Взыскать с Министерства финансов Российской Федерации в пользу Морозова Александра Ивановича, <данные изъяты> за счет казны Российской Федерации компенсацию морального вреда в размере 200 000 руб.

На решение может быть подана апелляционная жалоба в Кировский областной суд через Октябрьский районный суд города Кирова в течение месяца с момента принятия решения суда в окончательной форме.

Судья                          А.В. Минервина

Резолютивная часть оглашена 17.01.2024г.

Мотивированное решение изготовлено 17.01.2024г.

2-457/2024 (2-4738/2023;)

Категория:
Гражданские
Истцы
Морозов Александр Иванович
Ответчики
Министерство Финансов Российской Федерации в лице УФК РФ по Кировской области
Другие
прокуратура Кировской области
УМВД России по Кировской области
Суд
Октябрьский районный суд г. Кирова
Дело на сайте суда
oktyabrsky.kir.sudrf.ru
15.12.2023Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
15.12.2023Передача материалов судье
15.12.2023Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
17.01.2024Судебное заседание
17.01.2024Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
18.01.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
05.04.2024Дело оформлено
05.04.2024Дело передано в архив
17.01.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее