Решение по делу № 33-12470/2024 от 20.06.2024

    Судьи Гадыршин Д.И.                                             УИД 16RS0046-01-2024-000391-96

    Дело ....

33-12470/2024

Учет 081г

А П Е Л Л Я Ц И О Н Н О Е       О П Р Е Д Е Л Е Н И Е

8 августа 2024 года                                                                                        город Казань

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Республики Татарстан в составе

председательствующего Мелихова А.В.,

судей Новосельцева С.В. и Прытковой Е.В.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Семеновой А.Е.

рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи                         Прытковой Е.В. гражданское дело по апелляционной жалобе представителя истца ФИО4ФИО3 на решение Вахитовского районного суда города Казани от <дата>, которым постановлено:

исковое заявление ФИО4 удовлетворить частично.

Признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан .... от <дата> частично незаконным.

Обязать Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан включить в специальный страховой стаж ФИО4, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, периоды нахождения в учебном отпуске с 25 февраля 2006 года по 4 марта 2006 года, а также период работы с 1 июля 2012 года по 15 августа 2012 года в должности учителя в МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>».

В удовлетворении остальной части иска отказать

        Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, выслушав объяснения представителя истца ФИО4ФИО3, поддержавшей доводы жалобы апелляционной жалобы истца, судебная коллегия

    У С Т А Н О В И Л А:

ФИО4 обратился в суд иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан о признании незаконным решения пенсионного органа, о возложении обязанности включить периоды работы в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, возложении обязанности назначить досрочную страховую пенсию по старости.

В обоснование своих требований истец указал, что в связи с наличием стажа педагогической деятельности продолжительностью более 25 лет ФИО4 подавал в территориальный орган пенсионного фонда заявления о назначении досрочной страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях». Однако в назначении пенсии на льготных основаниях решениями ответчика ему было отказано со ссылкой на отсутствие требуемого специального стажа.

С данным отказом истец не согласен, полагает, что ответчиком неверно осуществлен расчет его специального стажа, из которого необоснованно исключены периоды:

с 1 сентября1994 года по 28 июня 1996 года учебы в Тетюшском педагогическом училище;

с 25 февраля 2006 года по 4 марта 2006 года учебного отпуска в период работы в Чечеклинской средней школе <адрес> в качестве учителя;

21 октября 2011 года – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

с 1 июля 2012 года по 15 августа 2012 года – работа в качестве учителя в МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>»;

с 16 августа 2012 года по 11 февраля 2013 года - период нахождения в творческом отпуске в период работы в МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>» в качестве учителя.

По изложенным основаниям ФИО4 просил: признать решение Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Республике Татарстан .... от <дата> об отказе в установлении досрочной трудовой пенсии по старости незаконны; незаконным возложить на ответчика обязанность по включению приведенных выше периодов в стаж на соответствующих видах работ, возложив на ответчика обязанность по назначению ему пенсии с учетом спорных периодов.

Определением Вахитовского районного суда города Казани, вынесенным без удаления в совещательную комнату с занесением в протокол судебного заседания от <дата>, к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечено МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>».

В судебном заседании суда первой инстанции представитель истца ФИО4ФИО3 исковые требования поддержала, просил их удовлетворить.

Представитель ответчика ОСФР по РТ в судебное заседание суда первой инстанции не явился, представил письменные возражения на исковое заявление.

    Представитель третьего лица МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>» в судебное заседание не явился, извещен.

Судом вынесено решение о частичном удовлетворении иска в приведенной выше формулировке.

В апелляционной жалобе представитель истца ФИО4ФИО3, выражая несогласие с принятым судебным решением в части не включенных судом первой инстанции периодов и отказа в назначении пенсии, просит его отменить как незаконное и необоснованное. При этом в жалобе приводит доводы, аналогичные изложенным в иске, настаивает на своей правовой позиции по делу, в силу которой считает, что ее требования являются обоснованными и должны быть удовлетворены в полном объеме.

    В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель истца ФИО4ФИО3 апелляционную жалобу поддержала по изложенным в ней основаниям.

Иные лица, участвующие в деле, извещенные о времени и месте его рассмотрения по правилам статьи 113 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в суд не явились.

Выслушав объяснения явившихся лиц, изучив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, проверив законность и обоснованность обжалуемого судебного решения по правилам части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия приходит к следующему.

Согласно части 1 статьи 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены вступившим в силу с 1 января 2015 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» (далее также – Федеральный закон «О страховых пенсиях», Федеральный закон от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ).

Как закреплено в части 1 статьи 8 Федерального закона «О страховых пенсиях» (в редакции, действующей с 1 января 2019 года) право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Страховая пенсия по старости назначается при наличии не менее 15 лет страхового стажа.

Страховая пенсия по старости назначается при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30.

В силу положений пункта 19 части 1, частей 3, 4 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста с применением положений части 1.1 настоящей статьи.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Согласно части 1.1 статьи 30 Федерального закона от 28 декабря 2013 года                      № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» страховая пенсия по старости лицам, имеющим право на ее получение независимо от возраста в соответствии с пунктами 19 – 21 части 1 настоящей статьи, назначается не ранее сроков, указанных в приложении 7 к настоящему Федеральному закону, а именно в 2020 году срок назначения страховой пенсии по старости установлен не ранее чем через 24 месяца со дня возникновения соответствующего права.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 10 Федерального закона от                                                   3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсии» гражданам, которые указаны в части 1 статьи 8, пунктах 19 – 21 части 1 статьи 30, пункте 6 части 1 статьи 32 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» и которые в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2020 года достигнут возраста, дающего право на страховую пенсию по старости (в том числе на ее досрочное назначение) в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до 1 января 2019 года, либо приобретут стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии, страховая пенсия по старости может назначаться ранее достижения возраста либо наступления сроков, предусмотренных соответственно приложениями 6 и 7 к указанному Федеральному закону, но не более чем за 6 месяцев до достижения такого возраста либо наступления таких сроков.

Судом установлено и из материалов дела следует, что 20 апреля 2022года ФИО4 обратился в Отдел контроля установления пенсий ОСФР по РТ с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности.

Решением ответчика от <дата> .... в назначении досрочной пенсии истцу было отказано, поскольку не наступил срок по достижению, которого возникает право на назначение досрочной страховой пенсии по старости, предусмотренный Приложением 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», с учетом положения 3 статьи 10 Федерального закона от 3 октября 2018 года № 350-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам назначения и выплаты пенсий», т.е. не прошло 4 года с даты, на которую выработан стаж на соответствующих видах работ, требуемый для досрочного назначения пенсии (требуемые 25 лет стажа на соответствующих видах работ выработаны на 27 марта 2022 года). Требуемые для назначения досрочной страховой пенсии по старости продолжительность страхового стажа и величина индивидуального пенсионного коэффициента (ИПК) имеются.

При этом в специальный страховой стаж ФИО4 не были включены периоды:

с 1 сентября1994 года по 28 июня 1996 года учебы в Тетюшском педагогическом училище;

с 25 февраля 2006 года по 4 марта 2006 года учебного отпуска в период работы в Чечеклинской средней школе <адрес> в качестве учителя;

21 октября 2011 года – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы;

с 1 июля 2012 года по 15 августа 2012 года – работа в качестве учителя в МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>»;

с 16 августа 2012 года по 11 февраля 2013 года - период нахождения в творческом отпуске в период работы в МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>» в качестве учителя.

Разрешая спор и частично удовлетворяя заявленные исковые требования о включении в специальный стаж ФИО4 периода с 25 февраля 2006 года по 4 марта 2006 года учебного отпуска в период работы в Чечеклинской средней школе <адрес> в качестве учителя, с 1 июля 2012 года по 15 августа 2012 года работы в качестве учителя в МБОУ «Татарская гимназия .... имени <адрес>», суд первой инстанции исходил из наличия для этого соответствующих правовых оснований.

В указанной части решение суда участвующими в деле лицами не обжалуется и предметом апелляционного рассмотрения не является.

Разрешая настоящий спор и принимая решение об отказе в удовлетворении исковых требований в части включения в специальный страховой стаж истца периодов с 1 сентября 1994 года по 28 июня 1996 года учебы в Тетюшском педагогическом училище, 21 октября 2011 года – нахождения в отпуске без сохранения заработной платы, с 16 августа 2012 года по 11 февраля 2013 года нахождения в творческом отпуске в период работы в МБОУ «Татарская гимназия №1 имени Г. Тукая» в качестве учителя, суд первой инстанции исходил из того, что после 1 января 1992 года действующее законодательство не предусматривало возможность включения в педагогический стаж периода обучения по соответствующей специальности в педагогическом училище. В отношении периодов нахождения истца в отпуске без сохранения заработной платы (административном, творческом), суд первой инстанции также пришел к выводу, что они не подлежат включению в специальный и страховой стаж, поскольку страховые взносы в указанные дни не начислялись и возможность их включения не предусмотрена Правилами исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года .....

Судебная коллегия, соглашаясь с таким выводом суда первой инстанции, признает доводы апелляционной жалобы истца несостоятельными по следующим основаниям.

В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» Правительством Российской Федерации принято постановление от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665).

Согласно подпункту «м» пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение», в целях реализации статей 30 и 31 Федерального закона № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 указанного закона при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей применяется:

- список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года № 781;

- список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года № 1067 с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;

- список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР «О государственных пенсиях в РСФСР», утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463, с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;

- перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства»), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.

С 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Согласно абзацу 5 пункта 2 Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства» в стаж работы учителей и других работников просвещения засчитывается время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, если ему непосредственно предшествовала и непосредственно за ним следовала педагогическая деятельность.

С 1 января 1992 года Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года № 463 были изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе время обучения в педагогических учебных заведениях и университетах, а также периоды работы в должности пионервожатой, не стали учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.

Из вышеприведенных положений следует, что для включения в специальный стаж периода обучения необходимо, чтобы оба условия (педагогическая деятельность до учебы и педагогическая деятельность после учебы) выполнялись до 1 января 1992 года - даты окончания применения Положения о порядке исчисления стажа для начисления пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 17 декабря 1959 года № 1397 «О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства».

Следовательно, в силу приведенного выше правового регулирования, нормы Положения от 17 декабря 1959 года № 1397, не применяющегося с 1 января 1992 года, предусматривавшего, что учителям в стаж работы по специальности, кроме работы в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, засчитывается, в том числе обучение в педагогическом институте, не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца.

Принимая во внимание, что действующее с 1 января 1992 г. нормативно-правовое регулирование не предусматривает возможности включения в стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в связи с осуществлением педагогической деятельности, периода обучения в педагогических учебных заведениях, независимо от того, предшествует ли этому периоду педагогическая работа и следует ли она за ним, оснований для включения периода обучения истца в педагогическом училище в стаж педагогической деятельности при решении вопроса о досрочном назначении страховой пенсии по старости, вопреки доводам апелляционной жалобы истца, у суда первой инстанции не имелось.

В силу постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 года № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение» исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии статьями 30 и 31 Федерального закона от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ осуществляется с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии статьями 27 и 28 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 года № 516 (далее - Правила).

Согласно абзаца 2 пункта 5 Правил в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости включаются периоды получения пособия по государственному социальному страхованию в период временной нетрудоспособности, а также периоды ежегодных основного и дополнительных оплачиваемых отпусков. Данный перечень носит исчерпывающий характер. Включение в специальный стаж периодов административного отпуска (отпуск без сохранения заработной платы), действующее законодательство не предусматривает.

Как следует из материалов дела, 21 октября 2011 года истец находился в административном отпуске. Также в период с 16 августа2012 года по 11 февраля 2013 года Хусаинов И.А. находился в творческом отпуске (административном).

Из выписки из лицевого счета застрахованного лица следует, что оспариваемый период 21 октября 2011 года, 16 августа2012 года по 11 февраля 2013 года сдан работодателем как «неоплачиваемый».

При указанных обстоятельствах, дни отпуска без сохранения заработной платы не подлежат включению в специальный стаж истца, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости.

В рассматриваемом случае, с учетом периодов работы истца ФИО4, зачтенных в его специальный стаж в бесспорном порядке по состоянию на 27 марта 2022 года – 25 лет, соответственно, назначение ФИО4 пенсии с учетом приложения 7 к Федеральному закону от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях» возможно только по истечении предусмотренного в нем срока, который в 2022 году составляет 48 месяцев.

В целом доводы апелляционной жалобы повторяют правовую позицию, высказанную в суде первой инстанции, направлены на иную оценку исследованных судом обстоятельств, не опровергают выводов суда и не могут служить основанием для отмены решения, постановленного в соответствии с требованиями закона.

Поскольку неправильного применения норм материального права, а также нарушений норм процессуального права, в том числе влекущих безусловную отмену судебных актов, не установлено, то основания для отмены обжалуемого решения и удовлетворения апелляционной жалобы отсутствуют.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 199, 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

О П Р Е Д Е Л И Л А:

решение Вахитовского районного суда города Казани от 11 апреля 2024 года по данному делу оставить без изменения, апелляционную жалобу представителя истца ФИО4ФИО3 – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в срок, не превышающий трех месяцев, в Шестой кассационный суд обшей юрисдикции (<адрес>) через суд первой инстанции.

Мотивированное апелляционное определение изготовлено в окончательной форме <дата>.

Председательствующий

Судьи

33-12470/2024

Категория:
Гражданские
Истцы
Хусаинов Ильшат Асхатович
Ответчики
Отделение социального фонда РФ по РТ
Другие
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Татарская гимназия №1 им.Г.Тукая» Вахитовского района г. Казани
Машанина Жанна Александровна
Суд
Верховный Суд Республики Татарстан
Дело на сайте суда
vs.tat.sudrf.ru
20.06.2024Передача дела судье
08.08.2024Судебное заседание
26.08.2024Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
28.08.2024Передано в экспедицию
08.08.2024
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее