Дело №33-8543/2022
№13-1656/2022 (2-6030/2021)
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
07 декабря 2022 года г. Оренбург
Оренбургский областной суд в составе:
председательствующего судьи Морозовой Л.В.,
при секретаре Елизарове А.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционной инстанции частную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» на определение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 августа 2022 года об отказе в предоставлении отсрочки исполнения решения суда,
установил:
решением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 15 ноября 2021 года, вступившим в законную силу, частично удовлетворены исковые требования Оренбургского природоохранного межрайонного прокурора, действующего в интересах Российской Федерации, неопределенного круга лиц, МО «Город Оренбург» к ООО «Оренбург Водоканал» об устранении нарушений требований природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства. Суд постановил: «Обязать общество с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал»: исключить несанкционированный слив на эксплуатируемых Обществом иловых картах и сливных точках, расположенных на территории г.Оренбурга: ... предусмотреть в графике контроля абонентов производственный контроль с отбором проб ЖБО из ассенизационных машин абонентов, сливных точках, а также иловых карт; нарушения природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства на очистных сооружениях, обеспечив работу газоочистной установки в системе вытяжной вентиляции с механическим побуждением и приточной вентиляции очистных сооружений в соответствии с параметрами, определенными рабочей документацией вентиляции ... «Модернизация приемной камеры, песколовок и здания мелкопрозорных решеток. Замена скребковых механизмов и оснащения системой очистки вентвыбросов. Монтаж систем вентиляции и газоочистки по адресу: (адрес); в срок до 01.12.2022 разработать проект обоснования санитарно-защитной зоны для очистных сооружений, провести натурные изменения загрязнения атмосферного воздуха и уровней физического воздействия на атмосферный воздух в соответствии с программой наблюдений в составе проекта обоснования санитарно-защитной зоны очистных сооружений, получить в уполномоченном органе санитарно-эпидемиологическое заключение по проекту обоснования санитарно-защитной зоны для очистных сооружений; в срок до 31.12.2022 года получить в уполномоченном органе решение по установлению размеров санитарно-защитной зоны для очистных сооружений; в срок до 31.08.2022 в рамках оформления комплексного экологического разрешения (КЭР) разработать и согласовать с соответствующей межведомственной комиссией программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ), включающую наилучшие доступные технологии, рекомендуемые ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», утвержденных приказом Росстандарта от 12.12.2019 № 2981, в соответствии со ст. ст. 31.1, 67, 67.1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «ОБ охране окружающей среды» и в сроки, установленные данной программой достигнуть показателей наилучших доступных технологий ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», утвержденных приказом Росстандарта от 12.12.2019 №2981. В удовлетворении остальной части иска отказать».
ООО «Оренбург Водоканал» обратилось в суд с заявлением об отсрочке исполнения решения суда, указав, что очистные сооружения г.Оренбурга являются объектом I категории воздействия на окружающую среду. В соответствии с пунктом 1 статьи 31 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, обязаны получить комплексное экологическое разрешение (КЭР). Согласно части 6 статьи 11 Закона №219-ФЗ юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории, включенных в утвержденный уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти перечень объектов, обязаны обратиться в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти с заявкой на получение комплексного экологического разрешения в период с 1 января 2019 года по 31 декабря 2022 года включительно. В рамках антикризисных мер принят Федеральный закон от 26 марта 2022 года №71-ФЗ, который переносит крайний срок обращения с заявкой на КЭР на 2 года, то есть до 31 декабря 2024 года. В соответствии со статьей 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» в случае невозможности соблюдения нормативов допустимых сбросов юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями, осуществляющими хозяйственную и (или) иную деятельность на объектах I категории НВОС, на период поэтапного достижения нормативов допустимых сбросов, технологических нормативов в обязательном порядке разрабатывается и утверждается программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ). Программа повышения экологической эффективности (ППЭЭ) включается в состав заявки на получение комплексного экологического разрешения, срок обращения с заявкой на получение которого перенесен до 31 декабря 2024 года (№71-ФЗ от 26 марта 2022 года). Обществом разработан проект ППЭЭ в соответствии с требованиями приказа Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 17 декабря 2018 №666 «Об утверждении Правил разработки программы повышения экологической эффективности». Данный проект ППЭЭ 08 августа 2022 года направлен на рассмотрение и одобрение межведомственной комиссией по рассмотрению ППЭЭ Минпромторга России в соответствии с «Положением о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности», утвержденным постановлением Правительства РФ от 21 сентября 2015 года №999. Рассмотрение проекта ППЭЭ производится на сайте государственной информационной системы промышленности (ГИСП) в электронном виде. Срок рассмотрения в соответствии с пунктом 7 Положения о межведомственной комиссии по рассмотрению программ повышения экологической эффективности не может превышать 2 месяца со дня их поступления на рассмотрение в Комиссию и может быть продлен по обращению заявителя, но не более чем на 2 месяца. В настоящее время ООО «Оренбург Водоканал» с целью достижения нормативов допустимых сбросов осуществляет реконструкцию очистных сооружений канализации в соответствии с планом мероприятий по охране окружающей среды - согласованным и утвержденным в установленном порядке Планом снижения сбросов на период с 2019 года по 2025 год (статья 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды»). Также ООО «Оренбург Водоканал» в рамках реконструкции системы обработки осадка сточных вод с применением наилучших доступных технологий реализуется НДТ, рекомендуемая ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод...» начато выполнение мероприятия из Проекта ППЭЭ: заключен договор №... от 24 августа 2021 года на оказание услуг по разработке проектно-сметной документации по объекту: «Строительство цеха механического обезвоживания осадка (далее - ЦМО) на ОСК г. Оренбурга», согласно которому срок выполнения проектных работ - не позднее 31 июля 2022 года. Строительство ЦМО планируется завершить 31 декабря 2023 года. В настоящее время проектная документация разработана и направлена для государственной экспертизы в ГАУ «Государственная экспертиза Оренбургской области» и для государственной экологической экспертизе в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор). Поскольку в установленный решением срок 31 августа 2022 года исполнить решение не представляется возможным, заявитель просил предоставить отсрочку исполнения решения суда в части оформления комплексного экологического разрешения (КЭР) разработать и согласовать с соответствующей межведомственной комиссией программу повышения экологической эффективности (ППЭЭ), включающую наилучшие доступные технологии, рекомендуемые ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», утвержденных приказом Госстандарта от 12 декабря 2019 года №2981, в соответствии со статьями 31.1, 67. 67.1 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» и в сроки, установленные данной программой достигнуть показателей наилучших доступных технологий ИТС 10-2019 «Очистка сточных вод с использованием централизованных систем водоотведения поселений, городских округов», утвержденных приказом Госстандарта от 12 декабря 2019 года №2981, до 31 декабря 2024 года.
Определением Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 августа 2022 года в предоставлении отсрочки отказано.
В частной жалобе представитель ООО «Оренбург Водоканал» просит определение суда как незаконное и необоснованное отменить.
В силу части 3 статьи 333 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации частная жалоба на определение суда первой инстанции рассмотрена без извещения лиц, участвующих в деле.
Проверив материалы дела, обсудив доводы частной жалобы, суд не находит оснований для ее удовлетворения.
В соответствии со статьей 434 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при наличии обстоятельств, затрудняющих исполнение судебного постановления или постановлений иных органов, взыскатель, должник, судебный пристав-исполнитель вправе поставить перед судом, рассмотревшим дело, или перед судом по месту исполнения судебного постановления вопрос об отсрочке или о рассрочке исполнения, об изменении способа и порядка исполнения, а также об индексации присужденных денежных сумм. Такие заявление сторон и представление судебного пристава-исполнителя рассматриваются в порядке, предусмотренном статьями 203 и 208 настоящего Кодекса.
Согласно статье 203 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд, рассмотревший дело, по заявлениям лиц, участвующих в деле, судебного пристава-исполнителя исходя из имущественного положения сторон или других обстоятельств вправе отсрочить или рассрочить исполнение решения суда, изменить способ и порядок его исполнения.
По смыслу закона при предоставлении отсрочки исполнения судебного решения суд должен учитывать не только интересы должника, но и взыскателя, а изменение сроков исполнения судебного решения должно быть обоснованным.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в пункте 23 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26 июня 2008 года №13 «О применении норм Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении и разрешении дел в суде первой инстанции», при рассмотрении заявлений об отсрочке или рассрочке исполнения решения суда с учетом необходимости своевременного и полного исполнения решения или приговора в части имущественного взыскания суду в каждом случае следует тщательно оценивать доказательства, представленные в обоснование просьбы об отсрочке (рассрочке), и материалы исполнительного производства, если исполнительный документ был предъявлен к исполнению.
Таким образом, по смыслу указанных положений и разъяснений основания для отсрочки исполнения решения суда должны носить действительно исключительный характер, возникать при серьезных препятствиях к совершению исполнительных действий.
Вопрос о наличии указанных обстоятельств должен оцениваться и решаться судом в каждом конкретном случае с учетом того, что в силу части 4 статьи 15, части 3 статьи 17, частей 1, 2 статьи 19 и частей 1, 3 статьи 55 Конституции РФ и исходя из общеправового принципа справедливости исполнения вступившего в законную силу судебного постановления должно осуществляться на основе соразмерности и пропорциональности, с тем чтобы был обеспечен баланс прав и законных интересов всех взыскателей и должников. Возможная же отсрочка исполнения решения суда должна отвечать требованиям справедливости, быть адекватной и не затрагивать существо конституционных прав участников исполнительного производства.
В каждом случае рассмотрения заявления о предоставлении отсрочки исполнения судебного акта суд должен устанавливать конкретные обстоятельства невозможности или крайней затруднительности его исполнения. При этом предоставление отсрочки исполнения решения суда является исключительной мерой, которая должна применяться судом только при наличии уважительных причин либо неблагоприятных обстоятельств, затрудняющих исполнение решения суда, с учетом интересов как должника, так и взыскателя.
Отказывая в удовлетворении заявления ООО «Оренбург Водоканал» об отсрочке исполнения решения, суд первой инстанции пришел к выводу, что предоставление отсрочки исполнения вступившего в законную силу решения суда нарушит баланс интересов между ответчиками и природоохранным прокурором в интересах неопределенного круга лиц по делу, связанному с экологическим благополучием населения г.Оренбурга и фактически разрешит несанкционированный слив на эксплуатируемых Обществом иловых картах и сливных точках, расположенных на территории г.Оренбурга: ..., что противоречит требованиям статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации, статей 3, 34, 51 Федерального закона от 10 января 2002 года №7-ФЗ «Об охране окружающей среды».
Суд апелляционной инстанции с выводами суда соглашается и не находит оснований для отмены обжалуемого определения, поскольку заявителем не представлено доказательств, свидетельствующих о том, что исполнить решение суда затруднительно в силу каких-либо исключительных обстоятельств, равно как и не представлено доказательств, подтверждающих, что по истечении срока, на который предоставлена отсрочка, решение будет исполнено.
Приведенные должником обстоятельства в обоснование заявленного им ходатайства о предоставлении отсрочки исполнения решения суда не могут быть отнесены к обстоятельствам, затрудняющим исполнение судебного постановления.
При этом должником не предоставлено гарантий того, что по окончании срока действия отсрочки решение суда будет исполнено.
Кроме того, предоставление отсрочки в данном случае повлечет существенное нарушение прав и законных интересов неопределенного круга лиц по делу, связанному с экологическим благополучием населения г.Оренбурга, отсрочит исполнение решения суда на длительный срок, что противоречит принципу своевременного и полного исполнения решения.
Доводы, изложенные в частной жалобе, не содержат фактов, которые не были бы проверены и не учтены судом первой инстанции при рассмотрении заявления об отсрочке и имели бы юридическое значение для вынесения иного судебного определения, влияли ли бы либо опровергали бы изложенные выводы.
Руководствуясь статьями 333 - 335 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
определил:
определение Ленинского районного суда г.Оренбурга от 19 августа 2022 года оставить без изменения, частную жалобу общества с ограниченной ответственностью «Оренбург Водоканал» – без удовлетворения.
Председательствующий