Судья Вербицкая Т.А. Дело № 33а-12134/2021
УИД 24RS0017-01-2021-002909-39
3.047
КРАСНОЯРСКИЙ КРАЕВОЙ СУД
АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ
27 сентября 2021 года г.Красноярск
Судебная коллегия по административным делам Красноярского краевого суда в составе:
председательствующего судьи Сидоренко Е.А.,
судей Лазовского С.И., Корниенко А.Н.,
при ведении протокола помощником судьи Пинчук Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании по докладу судьи Сидоренко Е.А. дело по административному иску заместителя главы города-руководителя департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Фоминых А.А. к Красноярскому природоохранному прокурору, прокуратуре Красноярского края об оспаривании предостережения прокурора
по апелляционной жалобе представителя департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Мининой Ю.А.
на решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 07 июля 2021 года, которым постановлено:
«Административное исковое заявление заместителя главы города-руководителя департамента городского хозяйства администрации города Красноярска Фоминых Алексея Александровича к Красноярскому природоохранному прокурору, Прокуратуре Красноярского края о признании незаконным предостережения Красноярского природоохранного прокурора от 05 апреля 2021 года, оставить без удовлетворения.».
Заслушав докладчика, судебная коллегия
УСТАНОВИЛА:
Заместитель главы города Красноярска - руководитель департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска Фоминых А.А. обратился в суд с административным иском к Красноярскому природоохранному прокурору об оспаривании предостережения прокурора.
Требования мотивированы тем, что административному истцу Красноярским природоохранным прокурором <дата> объявлено предостережение о недопустимости нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды, которым руководителю департамента городского хозяйства вменяется бездействие по постановке коммунальных сетей в качестве бесхозяйного имущества, по принятии имущества в муниципальную собственность и передачу сетей на обслуживание ресурсоснабжающей организации. Указано, что в случае не принятия мер по ликвидации аварийной ситуации, истец может быть привлечен к административной и уголовной ответственности. Считает исполнение вынесенного предостережения незаконным, поскольку канализационный коллектор по ул.Кразовской, используемый ООО «КрасКом» на основании заключенных с ГУФСИН России по Красноярскому краю государственных контрактов холодного водоснабжения и водоотведения, не имеет присоединение к городской системе водоотведения, не относится к объектам, обеспечивающим водоотведение категории «население» города, обязанность по постановке ее на учет в качестве бесхозяйного отсутствует, ответственность за причинение вреда окружающей среде должны нести лица, причинившие вред.
Административный истец просил признать незаконным предостережение Красноярского природоохранного прокурора Лосева А.А. от 05.04.2021 о недопустимости нарушений законодательства в сфере охраны окружающей среды.
Судом постановлено вышеприведенное решение.
В апелляционной жалобе представитель департамента городского хозяйства администрации г. Красноярска Минина Ю.А. просит решение суда отменить, принять по делу новое решение о признании незаконным предостережения Красноярского природоохранного прокурора, ссылаясь на доводы, положенные в основу административного иска. Считает, что выводы суда о необходимости проведения работ по постановке на учет канализационного коллектора в качестве бесхозяйного с передачей его ресурсоснабжающей организации не соответствуют законодательству и обстоятельствам дела.
В возражениях на апелляционную жалобу представитель прокуратуры Красноярского края Бухарова Т.С., заместитель Красноярского природоохранного прокурора Баранова Т.Ю. просят решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу без удовлетворения.
Определив возможность в силу ст.150 КАС РФ рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц, извещенных о времени и месте судебного разбирательства, проверив материалы дела и решение суда по правилам ст. 308 КАС РФ, выслушав представителя административного истца Минину Ю.А., поддержавшую апелляционную жалобу, прокурора прокуратуры Красноярского края Андрееву А.Г., возражавшую против апелляционной жалобы, обсудив доводы апелляционной жалобы, судебная коллегия не находит оснований к отмене решения суда.
В соответствии с ч. 1 ст. 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Как следует из материалов дела, распоряжением администрации г. Красноярска от 25.05.2011 N2 510-ж утвержден Регламент взаимодействия органов администрации города по выявлению объектов бесхозяйного недвижимого имущества и оформлению на них права муниципальной собственности, пунктом 2.2 которого департамент городского хозяйства администрации города передает на обслуживание бесхозяйный объект организации согласно технологической связанности в соответствии с действующим законодательством.
Пунктом 3.14.1 распоряжения администрации г. Красноярска от 01.07.2011 № 84-р «Об утверждении положения о департаменте городского хозяйства администрации города Красноярска» установлено, что департамент передает путем подписания передаточного акта бесхозяйные объекты централизованных систем холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводные и канализационные сети, путем эксплуатации которых осуществляется водоснабжение и (или) водоотведение, в эксплуатацию гарантирующей организации либо организации, которая осуществляет холодное водоснабжение и (или) водоотведение, и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к бесхозяйным объектам, до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с действующим законодательством.
В мае 2020 года Красноярской природоохранной прокуратурой по информации Енисейского межрегионального управления Росприроднадзора проведена проверка по факту загрязнения реки Черемушка сточными водами в районе расположения ФКУ ИК-17 ГУФСИН России по Красноярскому краю и ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю, по результатам которой выявлено, что ООО «КрасКом» и ФКУ ИК-31, ФКУ ИК-17 на системной основе заключаются государственные контракты холодного водоснабжения и водоотведения, в соответствии с которыми гарантирующая организация обязалась принимать сточные воды от канализационных выпусков в централизованную систему водоотведения, обеспечивать их транспортировку, очистку и сброс в водный объект. Для выполнения договорных обязательств в части водоотведения ООО «КрасКом» использует бесхозяйный коллектор бывшего предприятия АООТ «КИСК», находящийся в разрушенном состоянии, вследствие чего сточные воды сбрасываются в рельеф и в дальнейшем в реку Черемушка (приток реки Енисей), загрязняя водный объект. Фактическое поступление сточных вод в централизованную систему водоотведения не осуществляется с 2011 года, в месте сброса сточных вод с 2011 года образовался овраг и промоина, по дну которой открытым руслом сточные воды стекают в реку Черемушка, место впадения стоков в реку, сброс сточных вод из разрушенного участка коллектора продолжается по настоящее время. В период с 2014 года в реестре муниципальной собственности в составе выявленного на территории г.Красноярска бесхозяйного имущества, объекта инженерной инфраструктуры – сети канализации не числится, сведениями об инженерных объектах иной формы собственности департамент муниципального имущества и земельных отношений администрации г.Красноярска не располагает. Ввиду продолжающегося нарушения, связанного со сбросом сточных вод 07.05.2020 Главе г.Красноярска внесено представление.
В ноябре 2020 года Департаментом городского хозяйства администрации г.Красноярска в адрес ГУФСИН России по Красноярскому краю, ФКУ ИК-31 ГУФСИН России по Красноярскому краю направлены письма о необходимости обращения в ООО «КрасКом» с целью определения точек подключения в централизованные сети канализации, находящиеся на обслуживании гарантирующей организации и возможности реализации строительства канализационного коллектора в рамках инвестиционной программы ООО «КрасКом» в сфере водоснабжения и водоотведения левобережной и правобережной частей г. Красноярска и иных муниципальных образований Красноярского края на 2018-2022 годы.В апреле 2021 года Красноярской природоохранной прокуратурой в рамках контрольно-надзорных функций установлено, что загрязнения почвы и реки Черемушка сточными водами в районе расположения ФКУ ИК-17 и ФКУ И К-31 продолжается.
05.04.2021 заместителю главы города Красноярска-руководителю департамента городского хозяйства Фоминых А.А. вынесено предостережение о недопустимости нарушения закона № от <дата>, которым выявлено бездействие администрации г.Красноярска по постановке коммунальных сетей водоотведения на учет в качестве бесхозяйного имущества в муниципальную собственность и передачу сетей на обслуживание ресурсоснабжающей организации, что может повлечь за собой дальнейшее попадание загрязняющих веществ в составе сточных вод в поверхностный водный объект реки Енисей, привести к массовым заболеваниям населения города, а также ухудшение условий среды обитания водных биоресурсов рек. Указано, что в случае непринятия мер по ликвидации аварийной ситуации заместитель Главы города Красноярска может быть привлечен к административной и уголовной ответственности по ч.4 ст.8.13 КоАП РФ, ст.293 УК РФ.
Из материалов дела следует, что гарантирующей организацией для централизованной системы водоснабжения и водоотведения на территории г. Красноярска на основании постановления администрации г.Красноярска от <дата> № определено ООО «КрасКом».
Канализационный коллектор бывшего предприятия ООО «КИСК», посредством которого осуществляется водоотведение учреждений ГУФСИН ФКУ ИК-17 по ул. Кразовская,12 и ФКУ ИК-31 по ул. Кразовская, 10 в реестре государственной собственности Красноярского края не учитывается.
Отказывая в удовлетворении административного иска, суд первой инстанции указал, что оспариваемое предостережение прокурора о недопустимости нарушения закона принято в пределах компетенции прокурора при наличии должных к тому оснований, вынесению которого предшествовала прокурорская проверка.
Судебная коллегия соглашается с выводами суда первой инстанции, поскольку они соответствуют фактическим обстоятельствам и основаны на правильном применении норм действующего законодательства.
Обязанность по осуществлению надзора за соблюдением и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации, возложена на органы прокуратуры.
Предостережение о недопустимости нарушения закона является одной из мер прокурорского реагирования при осуществлении надзора за исполнением законов и правовых актов.
В соответствии с ч.1 ст.25.1 Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" в целях предупреждения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противоправных деяниях прокурор или его заместитель направляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости нарушения закона.
В случае неисполнения требований, изложенных в указанном предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлечено к ответственности в установленном законом порядке (ч.2 ст.25.1 Федерального закона Федерального закона от 17.01.1992 N 2202-1).
Применению предостережений должна в обязательном порядке предшествовать проверка сведений о готовящихся противоправных деяниях конкретными должностными лицами с истребованием от них письменных объяснений (п.2 Указаний).
Факт непринятия коммунальных сетей (канализационного коллектора) в муниципальную собственность, его постановки на учет в качестве бесхозяйного и передачи на обслуживание ресурсоснабжающей организации административным истцом в ходе судебного разбирательства не отрицался.
Согласно п.4 ч.1 ст.16 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения городского округа отнесена организация водоснабжения населения, водоотведения в пределах полномочий, установленных законодательством Российской Федерации.
В соответствии с п. 5 ст. 8 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, в том числе водопроводных и канализационных сетей, путем эксплуатации которых обеспечиваются водоснабжение и (или) водоотведение, эксплуатация таких объектов осуществляется гарантирующей организацией либо организацией, которая осуществляет горячее водоснабжение, холодное водоснабжение и (или) водоотведение и водопроводные и (или) канализационные сети которой непосредственно присоединены к указанным бесхозяйным объектам (в случае выявления бесхозяйных объектов централизованных систем горячего водоснабжения или в случае, если гарантирующая организация не определена в соответствии со статьей 12 настоящего Федерального закона), со дня подписания с органом местного самоуправления передаточного акта указанных объектов до признания на такие объекты права собственности или до принятия их во владение, пользование и распоряжение оставившим такие объекты собственником в соответствии с гражданским законодательством.
Из приведенных норм права следует, что органы местного самоуправления городского округа обязаны обеспечить надлежащую эксплуатацию, в том числе бесхозяйных систем водоотведения, а также на основании ст.255 ГК РФ обеспечить признание права муниципальной собственности на бесхозяйные системы водоотведения.
Основанием вынесения предостережения послужили факты проведенной проверки, в ходе проведения которой выявлены нарушения органом местного самоуправления закона, в ходе которой у руководителя департамента городского хозяйства отобраны объяснения, из которых следует, что сложившаяся ситуация находится на контроле на постоянной основе, в адрес органов и учреждений ГУФСИН России по Красноярскому краю, в целях взаимодействия с подрядными организациями по водоотведению направлены письма.
Поскольку ненадлежащее обслуживание объектов инженерной инфраструктуры и их содержание в неисправном техническом состоянии может привести к массовым заболеваниям населения города, ухудшить условия среды обитания водных биоресурсов рек, то есть повлечь причинение ущерба, у Красноярского природоохранного прокурора района имелись основания объявить руководителю департамента городского хозяйства администрации г.Красноярска предостережение о недопустимости нарушений закона.
При этом прокурором каких-либо постановлений в рамках административного производства не выносилось и соответствующие требование в суд не предъявлялись, следовательно, права истца данным предостережением не нарушены, доказательств нарушения его прав суду не представлено.
При таких обстоятельствах, оснований для удовлетворения заявленных требований у суда первой инстанции не имелось.
Доводы стороны истца о том, что у органа местного самоуправления не имеется обязанности совершения каких-либо действий в отношении данного объекта, поскольку он не используется для категории «населения», судебная коллегия отклоняет, поскольку недопустимое состояние системы водоотведения, находящейся на территории муниципального образования, в конечном итоге затрагивает интересы его населения, в том числе на благоприятную окружающую среду, санитарно-эпидемиологическое благополучие. Доводы о том, что рассматриваемая система водоотведения не является централизованной, также отклоняются по приведенным выше основаниям. Кроме того, как следует из материалов дела сточные воды сбрасываются на рельеф, далее в реку по той причине, что канализационный коллектор разрушен, соответственно это и может являться объяснением отсутствия присоединения к централизованной системе водоотведения. Однако этот вопрос должен разрешаться при реализации органом местного самоуправления своих полномочий в интересах жителей муниципального образования.
Приведенные в апелляционной жалобе доводы по существу сводятся к несогласию с выводами суда и не содержат фактов, которые имели бы юридическое значение для вынесения судебного акта по существу, влияли бы на обоснованность и законность судебного решения либо опровергали выводы суда первой инстанции, в связи с чем, признаются судом апелляционной инстанции несостоятельными.
При изложенных обстоятельствах, решение суда первой инстанции является законным и обоснованным, оснований для его отмены не имеется.
Процессуальных нарушений, влекущих безусловную отмену решения, при рассмотрении дела судом первой инстанции допущено не было.
Руководствуясь ст.ст. 309-311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
ОПРЕДЕЛИЛА:
Решение Железнодорожного районного суда г.Красноярска от 07 июля 2021 года оставить без изменения, апелляционную жалобу – без удовлетворения.
Кассационная жалоба может быть подана в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев с момента принятия апелляционного определения через суд первой инстанции.
Председательствующий:
Судьи: