88-8686/2024
2-2480/2023
27RS0001-01-2023-001681-66
ДЕВЯТЫЙ КАССАЦИОННЫЙ СУД ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
ОПРЕДЕЛЕНИЕ
12 сентября 2024 года г. Владивосток.
Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Егоровой А.И.,
судей Панфиловой Л.Ю., Прасоловой В.Б.,
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Романуха Ю.А к отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области о признании решения незаконным, включении периодов работы в страховой и специальный стаж для назначения досрочной страховой пенсии, признании за истцом право на страховую пенсию,
по кассационной жалобе Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года.
Заслушав доклад судьи Панфиловой Л.Ю., судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Романуха Ю.А. обратился в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области, указав, что решением Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 19.12.2022 ему отказано в досрочном назначении страховой пенсии по старости в связи с отсутствием требуемого страхового и специального стажа. В страховой стаж ответчиком необоснованно не включены периоды с 01.10.1984 по 23.06.1987 работа в Восточно-Казахстанском областном радиотелевизионном передающем центре (ОРТПЦ) Восточно-Казахстанского областного производственно-технического управления связи г. Усть-Каменогорск, с 24.06.1987 по 31.08.1990 работа на выборной должности зав. отделом комсомольских организаций в Горкоме Комсомола, с 09.06.1997 по 31.12.2006 работа в АО «Казцинк», с 01.01.2007 по 01.02.2012 работа в ТОО «Казцинк-Ремсервис». Всего в страховой стаж не включено 20 лет 6 месяцев 10 дней.
В специальный стаж необоснованно не включены периоды с 09.06.1997 по 21.11.2005 работа в АО «Казцинк». 01.01.2007 по 01.02.2012 работа в ТОО «Казцинк-Ремсервис». Всего в специальный стаж не включено 13 лет 6 месяцев 13 дней.
Просит признать решение ответчика от 19.12.2022 № об отказе в досрочном назначении страховой пенсии по старости незаконным, возложить обязанность на ответчика включить в страховой стаж истца следующие периоды работы с 01.10.1984 по 23.06.1987 - 2 года 8 месяцев 24 дней, с 24.06.1987 по 31.08.1990 - 3 года 1 месяц 25 дней, с 09.06.1997 по 31.12.2006 - 9 лет 6 месяцев 20 дней, с 01.01.2007 по 01.02.2012 - 5 лет 1 месяц 1 день. Возложить обязанность на ответчика включить в специальный стаж время выполнения подземных работ периоды с 09.06.1997 по 21.11.2005 - 8 лет 5 месяцев 12 дней. С 01.01.2007 по 01.02.2012 - 5 лет 1 месяц 1 день. Признать за истцом право на досрочную страховую пенсию по старости и возложить обязанность на ответчика назначить и выплачивать истцу досрочную страховую пенсию с 29.09.2022.
Решением Центрального районного суда г. Хабаровска от 21 июня 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. Постановлено возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области обязанность включить в страховой стаж истца периоды работы с 01.10.1984 по 23.06.1987 в Восточно-Казахстанском областном радиотелевизионном передающем центре (ОРТПЦ) Восточно-Казахстанского областного производственно-технического управления связи г. Усть-Каменогорск в должностях электромеханика радиорелейной станции №21 цеха №3, старшего электромеханика той же станции, инженера; с 24.06.1987 по 31.08.1990 на выборной должности зав. отделом комсомольских организаций в Горкоме Комсомола; с 09.06.1997 по 31.12.2001 в должностях электрослесаря, электромеханика, зам. главного энергетика на Риддер-Сокольном руднике Риддерского горно-обогатительного комплекса (РГОК) ТОО «Казцинк». В специальный стаж истца период с 09.06.1997 по 31.12.1997 в должностях электрослесаря, электромеханика на Риддер-Сокольном руднике Риддерского горно-обогатительного комплекса (РГОК) АО «Казцинк». В удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года, решение суда первой инстанции в части отказа в удовлетворении исковых требований отменено, принято новое решение. Постановлено возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области обязанность включить Романуха Ю.А. в страховой стаж период 01.01.2002 по 01.02.2012, в специальный стаж период с 09.06.1997 по 21.11.2005 в должностях электрослесаря, электромеханика на Риддер-Сокольном руднике Риддерского горно-обогатительного комплекса (РГОК) АО «Казцинк», с 01.01.2007 по 01.02.2012 в должности мастера, старшего мастера по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудованию на подземных работах в ТОО «Казцинк-Ремсервис».
Признать за Романуха Ю.А. право на досрочную страховую пенсию по старости в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 30 ФЗ РФ «О страховых пенсиях»
Возложить на Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области обязанность назначить Романуха Ю.А. досрочную страховую пенсию с 29.09.2022.
В кассационной жалобе Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области ставит вопрос об отмене апелляционного определения. Указывает, что у судебной коллегии отсутствовали основания для включения в специальный стаж истца периода с 01.01.2007 по 01.02.2012, поскольку работа в должности мастера по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, не предусмотрена ни одним из подразделов I «Горные породы» Списка №1.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещены о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия не находит оснований для отмены обжалуемого судебного постановления.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судом установлено и из материалов дела следует, что Романуха Ю.А. 29.09.2022 обратился в ОПФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости в связи с работой с вредными условиями труда.
Решением ОПФР по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области от 19.12.2022 № Рамануха Ю.А. отказано в назначении досрочной страховой пенсии в связи с отсутствием требуемого специального стража. В страховой стаж зачтено 05 лет 06 месяцев 11 дней. Специальный стаж работы истца отсутствует.
Согласно записям трудовой книжки серии ЕТ-1 № (дубликат) на имя Романуха Ю.А., последний с 01.10.1984 был принят в Восточно-Казахстанскую областную дирекцию телекоммуникации узел радиорелейных связей г. Усть-Каменогорск на должность электромеханика радиорелейной станции № 21 цеха № 3 (приказ от 28.09.1984). Уволен 24.06.1987, в связи с переходом на выборную должность (приказ от 24.06.1987 №).
Согласно архивной справке директора Усть-Каменогорского филиала по личному составу КГУ «Государственный архив» управления культуры, архивов и документации Восточно-Казахстанской области Республика Казахстан от 21.09.2017 № Романуха Ю.А. в период с 01.10.1984 был принят в Восточно-Казахстанскую областную дирекцию телекоммуникации узел радиорелейных связей г. Усть-Каменогорск на должность электромеханика радиорелейной станции № 21 цеха № 3 (приказ от 28.09.1984). Уволен 24.06.1987, в связи с переходом на выборную должность (приказ от 24.06.1987 №/к).
Согласно архивной справке Государственного архива Восточно-Казахстанской области г. Усть-Каменогорск Республики Казахстан от 14.04.2003 № протоколом Пленума Лениногорского горкома комсомола ЛКСМ Казахстана от 09.06.1987 Романуха Ю.А. избран членом бюро горкома комсомола и утвержден на должность зав. отделом комсомольских организаций. Протоколом Пленума Лениногорского горкома комсомола ЛКСМ от 13.09.1990 Романуха Ю.А. освобожден от занимаемой должности II секретаря горкома комсомола в связи с переходом на работу по специальности с 01.09.1990.
Согласно записям трудовой книжки серии АТ-II № на имя Романуха Ю.А. в период с 09.06.1997 истец был принят в ОАО «Казцинк» Лениногорского горно-обогатительного комплекса» на Риддер-Сокольный рудник на должность электрослесаря полный рабочий день на подземных работах (приказ от 09.06.1997 №). 10.05.2001 был переведен на Алтайский рудник (приказ от 10.05.2001 №). 23.04.2003 переведен электромехаником подземного горного участка (приказ от 23.04.2003 №/к), 08.03.2005 переведен электрослесарем по ремонту оборудования, занятым полный рабочий день на подземных работах (приказ от 04.03.2005 №-к), 22.11.2005 переведен заместителем главного энергетика подземного рудника занятым на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) (приказ от 25.11.2005 №-к). Уволен 31.12.2006 (приказ от 31.12.2006 №).
В период с 01.01.2007 истец в соответствии с индивидуальным трудовым договором принят в цех по ремонту горно-шахтного оборудования на участок Риддер-Сокольного рудника РГОК ТОО «Казцинк» Республики Казахстан старшим мастером по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, занятым на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) (приказ от 19.07.2007 №к). 20.07.2007 переведен в цех по ремонту горно-шахтного оборудования Риддер-Сокольного рудника РГОК ТОО «Казцинк» Республики Казахстан старшим мастером по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, занятым на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) участка по ремонту энергетического оборудования Быструшнинской площадки (приказ от 19.07.2007 №к). 01.04.2008 переведен на Ридерскую горно-обогатительную площадку ТОО «Казцинк-Ремсервис» старшим мастером по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, занятым на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) участка по ремонту энергетического оборудования Быструшнинской площадки цеха по ремонту горно-шахтного оборудования Риддер-Сокольного рудника РГОК (приказ от 01.04.2008 №к). 01.06.2011 переведен на Риддерскую горную площадку ТОО «Казцинк-Ремсервис» в цех по ремонту горно-шахтного оборудования Риддер-Сокольного рудника старшим мастером по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования по Быструшинской площадке, занятым на подземных работах 50% и более рабочего времени в году (в учетном периоде) участка по ремонту энергетического оборудования (приказ от 01.06.2011 №). 02.10.2012 уволен в связи с расторжением трудового договора (приказ от 02.10.2012 №к).
Разрешая заявленные исковые требования, суд первой инстанции, руководствуясь положениями Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации», Законом Республики Казахстан от 20.06.1997 № 136-1 «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Законом Казахской ССР от 17.06.1991 № 675-ХП «О пенсионном обеспечении граждан в Казахской ССР», Законом Республики Казахстан от 13.07.1999 № 414-1 «О государственном специальном пособии лицам, работавшим на подземных и открытых горных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда или на работах с вредными и тяжелыми условиями труда», Законом от 21.06.2013 № 105-V «О пенсионном обеспечении в Республике Казахстан», Соглашением от 13.03.1992 «О гарантиях прав граждан государств-участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения», Правилами обращения за страховой пенсией, утвержденных приказом Министерства труда и социального защиты Российской Федерации от 17.11.2014 № 884н, Постановлением от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда, оценив доказательства, представленные сторонами, пришел к выводу о наличии правовых оснований для частичного удовлетворения заявленных исковых требований, возложив на ответчика обязанность включить в страховой стаж истца период работы с 01.10.1984 по 23.06.1987, с 24.06.1987 по 31.08.1990, с 09.06.1997 по 31.12.2001, в специальный стаж истца период работы с 09.06.1997 по 31.12.1997.
Суд апелляционной инстанции, согласился с решением суда в части удовлетворения исковых требований.
Между тем, не соглашаясь с суждением суда об отсутствии оснований для включения в стаж работы и в специальный стаж периодов работы истца с 01.01.2002 по 01.02.2012, с 09.06.1997 по 21.11.2005, с 01.01.2007 по 01.02.2012, судебная коллегия исходила из того, что в соответствии с положениями ст. 12 Соглашения о пенсионном обеспечении трудящихся государств-членов Евразийского экономического союза, заключенном в г. Санкт-Петербурге в 2019 году за стаж работы, приобретенный до вступления настоящего Соглашения в силу, пенсия назначается и выплачивается в соответствии с законодательством государств-членов и Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992.
Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов.
Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Оценив доказательства, представленные сторонами в обоснование заявленных требований и возражений, установив, что истцом не представлено допустимых и достаточных доказательств, свидетельствующих об оплате страховых взносов на пенсионное обеспечение в части периодов работы после 01.01.2002, пришел к выводу, что указанные периоды не могут быть включены в подсчет страхового стажа.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», в соответствии с которой основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам: мужчинам по достижении возраста 50 лет и женщинам по достижении возраста 45 лет, если они проработали соответственно не менее 10 лет и 7 лет 6 месяцев на подземных работах, на работах с вредными условиями труда и в горячих цехах и имеют страховой стаж соответственно не менее 20 лет и 15 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного выше срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, на один год за каждый полный год такой работы - мужчинам и женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу этого Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающей право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 № 400-ФЗ).
В целях реализации положений статьи 30 указанного закона Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16.07.2014 № 665 «О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение».
Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 29.01.2004 № 2-П со ссылкой на Постановление от 24.05.2001 № 8-П и Определение от 05.11.2002 № 320-О указал на то, что в отношении граждан, приобретших пенсионные права до введения нового правового регулирования, сохраняются ранее приобретенные права на пенсию в соответствии с условиями и нормами законодательства Российской Федерации, действовавшего на момент приобретения права.
В силу части 2 статьи 14 Федеральный закон от 28.12.2013 № 400-ФЗ при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
При назначении пенсии, в том числе досрочной страховой пенсии по старости, периоды работы и иной деятельности, которые выполнялись гражданами Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации (в данном случае в Республике Казахстан) и которые включаются в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ (в данном случае в специальный стаж лечебной деятельности), а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации. Периоды работы граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, и имевших место за пределами Российской Федерации до 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в основу которого была положена концепция страховой природы пенсионного обеспечения, и в страховой стаж с 01.01.2002 стали включаться периоды работы и (или) иной деятельности в случае уплаты страховых взносов), учитываются при исчислении страхового стажа в целях определения права на пенсию независимо от уплаты страховых взносов. Периоды же работы, которые выполнялись гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, за пределами Российской Федерации после 01.01.2002 (даты вступления в силу Федерального закона от 17.12.2001 № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации») могут быть включены в подсчет страхового стажа при условии уплаты страховых взносов на пенсионное обеспечение в соответствующие органы той страны, на территории которой осуществлялась трудовая и (или) иная деятельность. Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 должны быть подтверждены справкой компетентных органов соответствующего государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
Согласно ответу АО «Единый накопительный пенсионный фонд» от 08.12.2023, в период с 05.03.1998 по 28.12.2017 на индивидуальный пенсионный счет Романуха Ю.А. перечислялись пенсионные взносы, а также выписки с индивидуального пенсионного счета для учета обязательных пенсионных взносов, из которых следует, что на индивидуальный пенсионный счет истца работодателем регулярно перечислялись пенсионные взносы.
Таким образом, в страховой стаж истца подлежит включению период с 01.01.2002 по 01.02.2012.
Принимая во внимание, разъяснения, содержащихся в пункте 1 Письма Минсоцзащиты Российской Федерации от 31.01.1994 № 1-369-18 «О пенсионном обеспечении граждан, прибывших в Российскую Федерацию из государств, ранее входивших в состав СССР», в пункте 5 Рекомендаций по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР, являющихся Приложением № 1 к распоряжению Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР», которые для территориального пенсионного органа являются руководящими, буквального толкования положений части 2 статьи 6 Соглашения, содержащих указание на ограничение действия Соглашения до 13.03.1992, исключительно в отношении учета трудового (страхового) стажа, приобретенного на территории бывшего СССР, следует, что приобретенный после указанной даты трудовой (страховой) стаж на территории любого из государств - участников Соглашения учитывается независимо от времени его приобретения, в данном случае в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Вопросы в области пенсионного обеспечения граждан государств - участников Содружества Независимых Государств урегулированы Соглашением о гарантиях прав граждан государств - участников Содружества Независимых Государств в области пенсионного обеспечения от 13.03.1992 (далее по тексту - Соглашение от 13.03.1992) (действовавшим на момент разрешения спора), согласно статье 1 которого пенсионное обеспечение граждан государств - участников настоящего Соглашения и членов их семей осуществляется по законодательству государства, на территории которого они проживают.
В силу пункта 2 статьи 6 названного выше Соглашения от 13.03.1992 для установления права на пенсию, в том числе пенсий на льготных основаниях и за выслугу лет, гражданам государств - участников Соглашения учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР за время до вступления в силу Соглашения.
Из содержания данной нормы следует, что при определении трудового стажа граждан государств - участников Соглашения должны учитываться: во-первых, трудовая деятельность на территории любого государства - участника Соглашения; во-вторых, трудовая деятельность на территории бывшего СССР до вступления в силу Соглашения, то есть до 13.03.1992.
Распоряжением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 22.06.2004 № 99р «О некоторых вопросах осуществления пенсионного обеспечения лиц, прибывших на место жительства в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР» утверждены Рекомендации по проверке правильности назначения пенсий лицам, прибывшим в Российскую Федерацию из государств - республик бывшего СССР.
В соответствии с пунктом 4 Рекомендаций необходимые для пенсионного обеспечения документы, выданные в надлежащем порядке на территории государств - участников Соглашений, принимаются на территории Российской Федерации без легализации.
В пункте 5 Рекомендаций указано, что для определения права на трудовую пенсию по старости, в том числе досрочную трудовую пенсию по старости лицам, прибывшим из государств - участников Соглашения от 13.03.1992, учитывается трудовой стаж, приобретенный на территории любого из этих государств, а также на территории бывшего СССР.
При этом трудовой стаж, имевший место в государствах - участниках Соглашения от 13.03.1992, приравнивается к страховому стажу и стажу на соответствующих видах работ (Письмо Минтруда России от 29.01.2003 № 203-16).
Периоды работы и иной деятельности, включаемые в страховой стаж и стаж на соответствующих видах работ, а также порядок исчисления и правила подсчета указанного стажа устанавливаются в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации.
Указанные периоды работы на территории государства - участника Соглашения от 13.03.1992 подтверждаются справкой компетентных органов названного государства об уплате страховых взносов на обязательное пенсионное обеспечение либо на социальное страхование.
При таких данных, отмена института досрочных пенсий для работников, занятых полный рабочий день на работах с вредными условиями труда на территории Республики Казахстан не является основанием для не включения спорных периодов в специальный страховой стаж, поскольку оценка пенсионных прав истца, в настоящее время постоянно проживающего на территории Российской Федерации, на назначение досрочной страховой пенсии осуществляется в соответствии с нормами пенсионного законодательства Российской Федерации, а не законодательства Республики Казахстан.
В соответствии с подпунктом «б» пункта 1 Постановления от 16.07.2014 № 665 при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с вредными условиями труда, применяется Список № 1 от 26.01.1991.
Списком № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденным Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, кодом позиции 1010300б-25429 раздела I «Горные работы» подраздела «Рабочие, руководители, специалисты и служащие, занятые на подземных работах 50 процентов и более рабочего времени в году (учетном периоде)» предусмотрены электромеханики подземных участков.
Согласно Списку № 1 правом на досрочную пенсию пользуются электрослесари (слесари) дежурные и по ремонту оборудования (код 1010300а-19931), а также мастера (код 1010100д-23187).
Таким образом, суд апелляционной инстанции, пришел к выводу, что период работы Романуха Ю.А. с 09.06.1997 по 21.11.2005 в должностях электрослесаря, электромеханика на Риддер-Сокольном руднике Риддерского горно-обогатительного комплекса (РГОК) АО «Казцинк» подлежит включению в специальный стаж, а также период с 01.01.2007 по 01.02.2012 в должности мастера, старшего мастера по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования на подземных работах в ТОО «Казцинк-Ремсервис».
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает выводы суда апелляционной инстанции верными.
Согласно части 1 статьи 195 Гражданского процессуального кодекса РФ решение суда должно быть законным и обоснованным. Как разъяснено в пункте 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19.12.2003 № 23 «О судебном решении», решение является законным в том случае, когда оно принято при точном соблюдении норм процессуального права и в полном соответствии с нормами материального права, которые подлежат применению к данному правоотношению, или основано на применении в необходимых случаях аналогии закона или аналогии права (часть 1 статьи 1, часть 3 статьи 11 Гражданского процессуального кодекса РФ).
Решение является обоснованным тогда, когда имеющие значение для дела факты подтверждены исследованными судом доказательствами, удовлетворяющими требованиям закона об их относимости и допустимости, или обстоятельствами, не нуждающимися в доказывании (статьи 55, 59 - 61, 67 Гражданского процессуального кодекса РФ), а также тогда, когда оно содержит исчерпывающие выводы суда, вытекающие из установленных фактов (пункт 3 названного Постановления Пленума).
Таким образом, вывод суда апелляционной инстанции соответствует нормам материального права и установленным судом обстоятельствам.
При этом в обжалуемом ответчиков постановлении отражены результаты оценки доказательств и приведены мотивы, по которым одни доказательства приняты в качестве средств обоснования выводов суда, другие доказательства отвергнуты судом, а также основания, по которым одним доказательствам отдано предпочтение перед другими, что соответствует положениям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса РФ.
Выражая несогласие с выводами суда апелляционной инстанции, ответчик ссылается на то, что должность старшего мастера по техническому обслуживанию и ремонту электрооборудования, которую занимал истец в период с 01.01.2007 по 01.02.2012, не предусмотрена ни одним из подразделов I «Горные породы» Списка №1, между тем, как верно указано судом, указанный спорный период работы истца на данной должности охватывается действием Списка № 1 производств, работ, профессий, должностей и показателей на подземных работах, на работах с особо вредными и особо тяжелыми условиями труда, утвержденного Постановлением Кабинета Министров СССР от 26.01.1991 № 10, поскольку должность мастера поименована в Списке № 1 под кодом №
Между тем, несогласие кассатора с произведенной судом оценкой доказательств и установленными по делу обстоятельствами не может быть признано основанием для отмены в кассационном порядке судебного постановления, поскольку в соответствии с частью 2 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства по делу, которые не были установлены либо были отвергнуты судами первой или апелляционной инстанций, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Фактически доводы кассационной жалобы повторяют позицию стороны в споре.
Предусмотренных статьей 379.7. Гражданского процессуального кодекса РФ оснований для отмены решения суда и апелляционного определения судебной коллегией не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса РФ, судебная коллегия по гражданским делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Хабаровского краевого суда от 22 мая 2024 года оставить без изменения, кассационную жалобу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Хабаровскому краю и Еврейской автономной области - без удовлетворения.
В связи с окончанием кассационного производства, приостановление исполнения апелляционного определения от 22 мая 2024 года отменить.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное определение изготовлено 13.09.2024