Дело № 2-821/2023
33RS0001-01-2022-003099-11
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Владимир 16 мая 2023 года
Ленинский районный суд г. Владимира в составе:
председательствующего судьи Барабина А.А.,
при секретаре Лифатовой Е.А.,
с участием
представителя истцов Запруднова М.А.,
ответчика Сергеевой Л.А.,
представителя ответчика Зыкова Д.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Барлибоева Мансура Егамбергановича, Барлибаевой Нилуфар Эгамбергеновны к Барлибаевой Валерии Эгамбергановне, Сергеевой Лилии Александровне, Нигматовой Дилафруз Эгамберган кызы о признании права собственности,
УСТАНОВИЛ:
Барлибоев М.Е,, Барлибаева Н.Э. обратились в Ленинский районный суд г. Владимира с иском к Барлибаевой В.Э., Сергеевой Л.А., в котором с учетом уточнений (л.д. 200-201) поставили на разрешение следующие вопросы:
установить факт, что Барлибоев Мансур Егамберганович, № года рождения, является сыном Барлибаева Эгамбергана Юлдашевича, умершего ДД.ММ.ГГГГ;
признать недействительными свидетельства о праве на наследство, выданные ответчикам после смерти Барлибаева Э.Ю.;
признать право собственности на 1/10 долей (за каждым из истцов) в праве общей долевой собственности на земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №; земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №; садовый дом по адресу: <адрес>
В обоснование указано, что истцы являются детьми Берлибаева Э.Ю., умершего ДД.ММ.ГГГГ. После смерти отца они к нотариусу с заявлением о принятии наследства не обращались, однако фактически приняли наследство путем владения наследственным имуществом и принятия мер к его сохранению. Барлибоев М.Е. и Барлибаева Е.Э. полагают, что имеют право на часть наследственного имущества.
Определением суда к участию в деле в качестве соответчика привлечена Нигматова Дилафруз Эгамберган кызы – наследник, принявшая наследство после смерти Барлибаева Э.Ю. наряду с Барлибаевой В.Э. и Сергеевой Л.А.
В судебном заседании представитель истцов Запруднов М.А. поддержал заявленные требования со ссылкой на указанные в иске обстоятельства. Уточнил, что им оспариваются свидетельства о праве на наследство по закону, выданные только в отношении имущества, на которое истцы претендуют в рамках настоящего спора – 2 земельных участка и дачный дом.
Ответчик Сергеева Л.А., также представляя несовершеннолетнего ответчика Барлибаеву В.Э., ее представитель Зыков Д.А., полагали исковые требования необоснованными и не подлежащими удовлетворению. Указала на отсутствие доказательств, с достаточной степенью достоверности подтверждающих как родство истца Барлибоева М.Е. с наследодателем, так и фактическое принятия истцами наследства.
Заслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Установлено и не оспаривалось сторонами, что ДД.ММ.ГГГГ умер Барлибаев Эгамберган Юлдашевич, ДД.ММ.ГГГГ года рождения (л.д. 11).
Как следует из наследственного дела, наследниками, принявшими наследство после смерти Барлибаева Э.Ю. являются: Сергеева Л.А. – супруга наследодателя, Барлибаева В.Э. и Нигматова Д.Э. – дочери наследодателя.
В состав наследственного имущества, подлежащего наследованию по закону включаются:
земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №;
земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №;
садовый дом по адресу: <адрес> (л.д. 33-93).
Согласно свидетельству о рождении Барлибаевой Н.Э., ее отцом является Барлибаев Э.Ю. (л.д. 10).
Из свидетельства о рождении Барлибоева Мансура Эгамбергановича усматривается, что его отцом является Барлибоев Эгамберган Юлдашевич (л.д. 9).
В соответствии со ст. 264 ГПК РФ суд устанавливает факты, от которых зависит возникновение, изменение, прекращение личных или имущественных прав граждан, организаций.
Суд рассматривает дела об установлении родственных отношений (п. 2 ч. 2 ст. 264 ГПК РФ).
Согласно ст. 265 ГПК РФ суд устанавливает факты, имеющие юридическое значение, только при невозможности получения заявителем в ином порядке надлежащих документов, удостоверяющих эти факты, или при невозможности восстановления утраченных документов.
Как следует из представленных материалов, имеются разночтения в фамилии отца Барлибоева М.Э. – Барлибоева Э.Ю. и имени наследодателя – Барлибаев Э.Ю.
Согласно показаний свидетелей Шеремет А.С., Калоева Т.Р., Худавердиева Ф.М., при жизни Барлибаев Э.Ю. признавал Барлибоева М.Э. своим сыном, отношения между ними носили родственный характер.
Оснований не доверять показаниям свидетелям, предупрежденным в установленном законом порядке об уголовной ответственности по ст.ст. 306-307 УК РФ, не имеется, в связи с чем суд руководствуется ими при разрешении спора.
С учетом совпадения имен и отчеств, сходного написания фамилий (разница в одной гласной созвучной букве), принимая во внимание показания свидетелей, суд приходит к выводу о том, что Барлибоев Мансур Егамберганович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Барлибаева Эгамбергана Юлдашевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Установление данного обстоятельства необходимо истцу для реализации наследственных прав.
В соответствии со ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В силу ст.ст. 1152, 1153 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. Принятие наследником части наследства означает принятие всего причитающегося ему наследства, в чем бы оно ни заключалось и где бы оно ни находилось.
При призвании наследника к наследованию одновременно по нескольким основаниям (по завещанию и по закону или в порядке наследственной трансмиссии и в результате открытия наследства и тому подобное) наследник может принять наследство, причитающееся ему по одному из этих оснований, по нескольким из них или по всем основаниям.
Принятое наследство признается принадлежащим наследнику со дня открытия наследства независимо от времени его фактического принятия, а также независимо от момента государственной регистрации права наследника на наследственное имущество, когда такое право подлежит государственной регистрации.
Принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу или уполномоченному в соответствии с законом выдавать свидетельства о праве на наследство должностному лицу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
Признается, пока не доказано иное, что наследник принял наследство, если он совершил действия, свидетельствующие о фактическом принятии наследства, в частности если наследник:
вступил во владение или в управление наследственным имуществом;
принял меры по сохранению наследственного имущества, защите его от посягательств или притязаний третьих лиц;
произвел за свой счет расходы на содержание наследственного имущества;
оплатил за свой счет долги наследодателя или получил от третьих лиц причитавшиеся наследодателю денежные средства.
Как разъяснено в постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 29 мая 2012 г. N 9 "О судебной практике по делам о наследовании", наследник, принявший наследство, независимо от времени и способа его принятия считается собственником наследственного имущества, носителем имущественных прав и обязанностей со дня открытия наследства вне зависимости от факта государственной регистрации прав на наследственное имущество и ее момента (п. 34). Получение свидетельства о праве на наследство является правом, а не обязанностью наследника (п. 7).
Допрошенные в судебном заседании свидетели Шеремет А.С., Калоев Т.Р., Худавердиев Ф.М. показали, что Барлибоев М.Е. и Барлибаева Н.Э. значительный промежуток времени до смерти Барлибаева Э.Ю. и после его смерти проживали в принадлежащем последнему садовом доме по адресу: <адрес> пользовались домом и земельными участками, вели хозяйство. После смерти отца Барлибоев М.Е. провел в дом воду и электричество, занимался выравниванием земельного участка, принял от свидетеля Худавердиева Ф.М. денежные средств, которые тот был должен наследодателю.
Анализ представленных суду доказательств в отсутствие со стороны ответчиков доказательств иного в порядке ст. 1153 ГК РФ позволяет суду придти к выводу о совершении истцами действий, свидетельствующих о фактическом принятии наследства после смерти Барлибаева Э.Ю.
Таким образом, суд признает за истцами право собственности на 1/5 долю за каждым на наследственное имущество, состоящее из ? доли земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №, земельного участка по адресу: <адрес>, кадастровый №; садового дома по адресу: <адрес> (оставшаяся ? доля данного имущества является супружеской долей Сергеевой Л.А.), т.е. на 1/10 долю (1/5 от ?) в праве общей долевой собственности на указанные вещи.
Одновременно, доля ответчиков в праве общей долевой собственности на имущество подлежит уменьшению пропорционально увеличению долей истцов, в связи с чем суд прекращает их право собственности на 1/15 долю у каждого.
Что касается требования истцов о признании недействительными свидетельство праве на наследство, выданных в отношении спорного имущества, то суд находит его излишне заявленным. Свидетельства о праве на наследство сами по себе не порождают для участников процесса каких-либо юридических последствий, поскольку законодатель связывает возникновение прав и обязанностей собственника в отношении наследственного имущества лишь с фактом принятия наследства. Получение же свидетельства о принятии наследства данное обстоятельство лишь подтверждает и обязательным не является.
С учетом того, что свидетельства о праве на наследство получены не всеми наследниками, прекращение права собственности на пропорциональную часть наследственного имущества является достаточным для восстановления прав истцов.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
исковые требования удовлетворить частично.
Установить, что Барлибоев Мансур Егамберганович, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сыном Барлибаева Эгамбергана Юлдашевича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, умершего ДД.ММ.ГГГГ.
Установить факт принятия Барлибоевым Мансуром Егамбергановичем, Барлибаевой Нилуфар Эгамбергеновной наследства, открывшего после смерти Барлибаева Эгамбергана Юлдашевича.
Признать за Барлибоевым Мансуром Егамбергановичем (паспорт №) право собственности на 1/10 долю в праве общей долевой собственности на:
земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №;
земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №;
садовый дом по адресу: <адрес>
Признать за Барлибаевой Нилуфар Эгамбергеновной (паспорт № право собственности на 1/10 долю в праве общей долевой собственности на:
земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №;
земельный участок по адресу: <адрес> кадастровый №;
садовый дом по адресу: <адрес>
Прекратить право собственности Барлибаевой Валерии Эгамбергановны, Сергеевой Лилии Александровны, Нигматовой Дилафруз Эгамберган кызы на 1/15 долю каждой в праве общей долевой собственности на:
земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №;
земельный участок по адресу: <адрес>, кадастровый №;
садовый дом по адресу: <адрес>
В удовлетворении остальной части требований отказать.
Решение может быть обжаловано во Владимирский областной суд через Ленинский районный суд г. Владимира в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Председательствующий А.А. Барабин